Что будет за нарушение правил, обеспечивающих нормальную работу транспорта

Все ответы на вопросы по тематике: "Что будет за нарушение правил, обеспечивающих нормальную работу транспорта" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 268 УК РФ

1. Объектом преступления выступает безопасность движения транспорта, которая обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения. Ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатацию устанавливается ст. ст. 263 и 264 УК. Комментируемая статья предусматривает ответственность иных лиц, нарушающих правила, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации.

2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу, не связывается с каким-то конкретным видом транспортных средств, это может быть автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный транспорт. Эксплуатация каждого вида транспорта осуществляется в условиях тесного взаимодействия лиц, управляющих транспортом, с иными участниками движения: пешеходами, пассажирами, обслуживающим персоналом и т.д., от которых требуется соблюдение определенных правил предосторожности, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Правила, охраняющие порядок и безопасность движения, эксплуатации транспорта, регламентируются различными нормативными актами (положениями, наставлениями, инструкциями, памятками и т.д.), особыми для каждого вида транспорта, в том числе и ведомственного характера. Существуют, например, правила поведения пассажиров в метрополитене, в самолете, автобусе и других видах транспорта, правила поведения пешеходов на улицах и дорогах, правила пользования железнодорожным переездом для гужевого транспорта и т.д.

3. Объективная сторона преступления включает: нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, тяжкий вред здоровью (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

4. Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

5. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств и вредными последствиями.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

7. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д.

Действия лица, управлявшего моторной лодкой, и допустившего нарушение правил безопасности движения, могут быть при наличии оснований квалифицированы по ст. 268 (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 59-Д84ПР7 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1984 года.

Правила обращения со сведениями, которые являются информацией ограниченного доступа.

Информация о порядке проведения категорирования ОТИ и ТС

Определения терминов и понятий, применяемых в законодательстве об обеспечении транспортной безопасности.

Сведения о потенциальных нарушителях транспортной безопасности, применяемые при проведении оценки уязвимости

Информация о порядке проведения государтственных проверок обеспечения транспортной безопасности

Список объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта.

Хронология террористических актов, совершенных на территории Российской Федерации различными преступными группировками, с момента пр�.

Что будет за нарушение правил, обеспечивающих нормальную работу транспорта

Статья 268 часто вменяется гражданам, нарушившим закон. Понятия в ней достаточно общие и применимы к огромному числу ситуаций, но чаще всего по ней привлекаются участники дорожно-транспортных происшествий, включая пешеходов.

Еще в 2017 году под эту статью не подходили велосипедисты. Хотя это частые участники дорожного движения, все же велосипед не попадал под понятие механического транспортного средства. Теперь закон отредактирован и владельцев двухколесного транспорта тоже наказывают по этой статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Суть статьи 268 Уголовного кодекса Российской Федерации

Речь в ней идет о нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Какие именно правила нельзя нарушать, чтобы не случилась беда? Ведь фраза «нарушение правил безопасности или эксплуатации транспортного средства» достаточно размытая.

Справка. Правила — это комплексное описание поведения людей и состояния агрегатов, необходимого для безопасной перевозки пассажиров и грузов.

Это касается железнодорожного транспорта. К нему относится:

  • метрополитен;
  • узкоколейные дороги специального назначения;
  • рельсовый транспорт;
  • подъездные пути промышленных и иных предприятий.

Но железнодорожным транспортом не считаются:

  • шахтные, внутрицеховые вагонетки и электровозы;
  • транспортные средства, выполняющие чисто технические, производственные функции на предприятии.

Также правила касаются:

  1. Воздушного транспорта. Это планеры, дирижабли, аэростаты, вертолеты, самолеты и т. д.
  2. Водного транспорта. К нему относятся все гражданские самоходные суда: морские и внутренние, подлежащие регистрации в морских торговых портах и в бассейновых судовых инспекциях.
  3. Дорожной гражданской техники (автомобилей, мопедов, мотоциклов, тракторов и пр.).

Военная летательная, водная и наземная техника квалифицируется по статьям 351 и 352 УК РФ.

Нарушением правил считается как прямое их нарушение, так и отказ от их соблюдения уполномоченным лицом. Речь идет нормативных актах, регламентах работы, обязанностях работников, технике безопасности, предписаниях и требованиях, ПДД.

Важно! Нарушения правил безопасности и эксплуатации транспортных средств по характеру во многом схожи с нарушениями охраны труда. Важно не спутать их при квалифицировании нарушения, наказания по этим статьям различаются.

Комментарии к статье

Комментариев к ст. 268 УК РФ немного, она довольно общего характера и отсылает к правилам, действующим на транспорт, но не конкретизирует их.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи капитального гаража

Преступление, подходящее под данную статью, должно иметь материальный характер. Должен быть как минимум причинен тяжкий вред здоровью человека, иначе это будет не уголовная, а административная ответственность.

Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины. Субъектом преступления выступает пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший 16 лет.

Внимание! Не могут нести ответственность по этой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263 и 264 УК. В них идет речь о нарушениях управления механическими средствами и управлении ими в состоянии алкогольного опьянения. Здесь действуют другие санкции.

При наступлении смерти одного человека наказание определяется четырьмя годами лишения свободы, в случае гибели двух человек — от пяти лет, трех и более — от семи лет лишения свободы. Конечно, не все так однозначно, обстоятельства каждого дела индивидуальны и влияют на решение суда.

Состав преступления

Состав преступления заключается в нарушении установленных правил, нормативных актов, техники безопасности, должностных инструкций и прочего работниками транспортной сферы. Такое нарушение должно нести тяжкий вред здоровью либо стать причиной смерти одного или нескольких людей.

Субъективная и объективная стороны

К объективной стороне преступления прежде всего относят неправильное выполнение должностных инструкций или отказ от их выполнения. Статья не относится к управлению транспортом, а только к обслуживанию и эксплуатации.

К субъективной — прежде всего совершение преступления по неосторожности, психическое состояние преступника, его цель и мотив.

Квалификация и порядок привлечения к ответственности

Квалификация преступления — это процесс, при котором выявляется соответствие между совершенным человеком деянием и признаками конкретного состава преступления, описанного в одной из статей УК РФ, а в некоторых случаях и общей части уголовного закона.

При дифференциации наказания по статье 268 основным критерием выступают видовые признаки транспорта. В одну группу объединены железнодорожный, воздушный, морской или внутренний водный транспорт, а также метрополитен.

Во-первых, эксплуатация этого транспорта связана с перемещением большого количества людей и перевозкой масштабных грузов.

Во-вторых, масштабы крушения такого транспорта несоизмеримы с последствиями дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

В связи с этим при квалификации преступлений по ст. 268 прежде всего рассматривается отграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Внимание! Нередко участники одного правонарушения отвечают по разным статьям. Например, если вследствие общих неосторожных действий водителя транспортного средства и пешехода нанесен вред третьему лицу, то водитель несет ответственность по ст. 264, а пешеход — по по ст. 268.

Дальнейший процесс выявления квалификации преступления происходит в четыре этапа:

  1. Выясняется, является ли деяние преступным.
  2. Выясняется предмет преступления или объект.
  3. Анализируются признаки объективной и субъективной сторон преступного действия.
  4. Решается, какие требования будут предъявлены обвиняемому.

Порядок привлечения к ответственности включает в себя много пунктов и положений. В этом случае руководствуются уголовно-процессуальным кодексом. К основным положениям относятся:

  1. Презумпция невиновности. Пока не доказана вина человека, он не обвиняемый, а подозреваемый.
  2. Очень важно, считает ли подозреваемый себя виновным, испытывает вину, вменяем он или нет, умышленно совершил преступление или по неосторожности.

Все это и многое другое учитывается при привлечении к ответственности и выборе статьи.

Ответственность по статье

Статья касается работников водного, воздушного и подземного гражданского транспорта, его пассажиров и любых других лиц, достигших 16 лет, каким-либо образом вмешавшихся в работу транспортных средств.

Если из-за действий виновного кто-то получил тяжкий вред здоровью, то наказанием будет:

  • ограничение свободы на срок до трех лет;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы до двух лет.

Если в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта кто-то погиб, то мерой наказания становятся принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до четырех лет.

Если по вышеперечисленным причинам погибло два или более человека, наказание усиливается:

  • принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет.

Судебная практика

Несовершеннолетний ехал на скутере без номеров, не соблюдая правила ПДД. Вечером во дворе он превысил положенную скорость 20 км/ч и, не увидев выбоину в асфальте, наехал на нее и потерял управление. В результате падения пассажир, который с ним ехал, получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался.

Преступление квалифицировали по статье 268 ч. 2 и присудили 1 год и 6 месяцев лишения свободы. На основании статьи 73 наказание было условным.

Было установлено, что водитель скутера нарушил правила ПДД, но не умышленно. На решение суда повлияло то, что нарушитель не достиг 18 лет, свою вину признал и раскаялся в содеянном, его характеристики с места учебы были положительными.

А вот другой, но похожий случай. Водитель скутера ехал с пассажиром, оба были без защитных шлемов, и при падении пассажир получил множественные переломы. Преступление квалифицировали по ч. 1 ст. 268 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью неумышленно, при нарушении правил ПДД. Подсудимый получил 2 года ограничения свободы. На решение повлияла плохая характеристика с места жительства и прошлая судимость.

Пешеход вечером переходил дорогу в неположенном месте, из-за чего водитель, чтобы не сбить этого пешехода, ушел от столкновения в столб и получил тяжкий вред здоровью. Здесь имеет место нарушение ПДД и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Пешехода приговорили к полутора годам ограничения свободы и выплате ущерба водителю по ст. 268 ч. 1.

Заключение

Статья 268 УК РФ имеет общее назначение, но в основном по ней идут участники дорожно-транспортных происшествий, кроме лиц, управляющих транспортом в состоянии алкогольного опьянения. В новой редакции от 2017 года под эту статью подходят и велосипедисты, чего раньше не было.

Статья предполагает нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть одного либо нескольких людей по неосторожности, без преступного умысла. Наказание варьируется в зависимости от обстоятельств от четырех месяцев до семи лет принудительных работ, ограничения или лишения свободы, ареста.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта Статья 268

Основным объектом преступления, выступает безопасность работы транспорта (кроме трубопроводного). Дополнительным — здоровье, жизнь человека. Предметом является любой вид транспорта.

Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении (неисполнении или ненадлежащем исполнении) пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и ст. 264 УК РФ) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. С содержательной стороны преступление состоит в создании помех в работе транспорта, условий опасности лицом, которое не управляет транспортным средством.

Рассматриваемая норма относится к категории бланкетных норм. Это означает, что для уяснения объективной стороны состава преступления необходимо обращение к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения в сферах, связанных с транспортом.

Читайте так же:  Можно ли вернуть электротовары

Статьей 268 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. за более узкий круг деяний, по сравнению с кругом деяний подпадающим под действие ст. 263 УК РФ, где речь идет о правилах безопасности движения и эксплуатации транспорта. Последнее понятие является более широким и включает в себя не только транспортные средства, но и иные элементы транспорта как определенной системы (см. комментарий к ст. 263 УК РФ). В этой связи соотношение указанных норм можно определить как общее и специальное. Если же деяние посягает на различные объекты, то оно подлежит квалификации по совокупности преступлений. Например, незаконная перевозка в метро взрывчатых веществ при наличии иных признаков составов преступлений должна быть квалифицирована по ст. 268 и ст. 222 УК РФ.

Состав преступления сконструирован как материальный. В этой связи в объективную сторону входят также общественно опасные последствия в виде причиненного по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 268 УК РФ) и причинная связь между деянием и последствиями.

Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д.

Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Исключение составляют лица, осуществляющие управление транспортом либо его эксплуатацию. Совершенные ими деяния образуют составы преступлений, предусмотренных ст. 263 или ст. 264 УК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 300. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Читайте также:

  1. A. фильтрации, реабсорбции, активного транспорта
  2. E. Нарушение выделения последа
  3. E. Нарушение менструального цикла
  4. E. Пасивного транспорта
  5. II. Национализация банков, транспорта и промышленности
  6. III. ОПЛАТА ТРУДА на ПРЕДПРИЯТИЯХ железнодорожноГО транспортА
  7. Агентства, ориентированные на работу с клиентами определенной отрасли.
  8. Административная и уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности
  9. Административное правонарушение как основание административной ответственности
  10. Административное правонарушение.
  11. Активный транспорт. Физический механизм активного транспорта.
  12. Актуальность проблемы комплексного физико-математического и численного моделирования теплогидрогазодинамических процессов в технологии транспорта нефти и газа

Статья 299. Умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 295, 296 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается штрафом в размере до семисот месячных расчетных показателей, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Сноска. Статья 300 с изменениями, внесенными законами РК от 18.01.2011 № 393-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 09.11.2011 № 490-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 130 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

(ст. 268 УК). Непосредственным объектом данного преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта и городского электротранспорта.

Объективная сторона выражается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Рассматриваемая норма носит бланкетный характер.

общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Следует учитывать, что ст. 268 УК говорит о более узком круге правил, чем ст. 263 УК, поскольку в ней речь идет не о безопасности эксплуатации транспорта вообще, а лишь транспортных средств, являющихся основным, но не единственным элементом транспорта как системы.

Содержание объективной стороны необходимо раскрывать с учетом объекта посягательства — безопасности функционирования транспорта. В этом одно из проявлений взаимосвязи объективных признаков рассматриваемого преступления.

Правила, на которые ссылается закон, содержатся в ведомственных нормативных актах железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и других видов механического транспорта (исключая лишь трубопроводный). Например, запрещается самовольно открывать шлагбаумы, проезжать по переезду без разрешения дежурного, через железнодорожные пути в неустановленных местах и т.д. В целях охраны безопасности движения установлены также правила прогона скота через полотно железной дороги, выпаса скота вблизи полотна и в полосе отвода железных дорог. Пассажирам воздушного транспорта категорически запрещается ходить по перрону без сопровождения дежурного, поскольку этими действиями создается угроза безопасности полетов. Выход пассажира, например, навстречу самолету, выруливающему на стоянку, может вынудить экипаж к экстренному торможению и привести к тяжким последствиям. Прогон скота по территории временного аэродрома при наличии других признаков состава преступления также может быть уголовно наказуемым.

Конкретные проявления рассматриваемого посягательства могут быть самыми разнообразными, в связи с чем дать их исчерпывающий перечень невозможно. Наиболее часто указанные в законе правила нарушаются пешеходами, неожиданно появляющимися в опасной близости к движущимся автомототранспортным средствам, переходящими дорогу в неустановленных местах, и т.д.

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо обязательно установить, какие именно правила нарушены виновным и в чем эти нарушения выразились.

Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому оно не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т.д., как это утверждают некоторые авторы. Во всех указанных случаях лицо непосредственно эксплуатирует транспортное средство, оно ответственно за его безопасность. Квалификация деяния виновного зависит в этой ситуации от его правового положения: либо по ст. 263 УК, если он является работником транспорта, обязанным соблюдать правила безопасности в силу выполняемой работы, либо по статьям о преступлениях против личности или собственности, если он не является таковым.

Читайте так же:  Типовой образец договора купли-продажи автошин

Преступление имеет материальный состав. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека. При отсутствии указанного преступного последствия речь может идти лишь об административном проступке.

Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или другой участник движения. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Законодательная формулировка не исключает уголовную ответственность и лиц, управляющих транспортом, не являющимся механическим, например гужевым. Однако при этом надо иметь в виду, что действия водителя гужевого транспорта могут быть квалифицированы по данной статье лишь при условии нарушения им правил безопасности движения, которое привело к дорожно-транспортному происшест-

ото с механическим транспортным средством. Во всех других случаях (пцеад на пешехода, уничтожение или повреждение чужого имущества 11 г.л.) его ответственность по ст. 268 УК исключается.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность но рассматриваемой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263 и 264 УК.

И случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам — по ч 1 ст. 268 УК (квалифицированные составы).

Ответственность за нарушение транспортной безопасности

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности.

Перевозка пассажиров и опасных грузов – это не только бизнес, но и ответственность за жизнь и здоровье тех, кто пользуется услугами автоперевозчиков.

В соответствии со ст.4 ФЗ №16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.»

Именно перевозчик должен обеспечить выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности.

[1]

Государственные органы осуществляют контроль и проверки соблюдения субъектами транспортной безопасности выполнения данных Требований. В случае выявленных нарушений выносится постановление о привлечении субъекта к административной ответственности или возбуждается уголовное дело.

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К административной ответственности привлекаются перевозчики, у которых отсутствуют необходимые документы по транспортной безопасности, указанные в Требованиях.
Например, у субъекта не проведена оценка уязвимости, нет плана транспортной безопасности (либо он не реализован), нет приказов о назначении ответственных лиц за ТБ.
В случае выявления нарушений на субъект налагается штраф до 100 000 рублей. В особых случаях применяет административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К уголовной ответственности субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен по решению суда. К примеру, если на транспортном средстве субъекта произошел теракт (Акт незаконного вмешательства) и в результате его погибли люди, то следственные органы в обязательном порядке проведут проверку соблюдения требований транспортной безопасности.

В случае, если в ходе следствия будет установлено, что теракт можно было предотвратить, если бы субъект выполнил требования обеспечения транспортной безопасности (например, обеспечил требуемый контроль за доступом в зону транспортной безопасности), то в отношении субъекта и лиц, ответственных за транспортную безопасность, может быть возбуждено уголовное дело по статье 263.1 УК РФ.
Статья подразумевает наказание в зависимости от причиненного ущерба – от штрафа до лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Читайте так же:  Возврат обуви по закону о защите прав потребителей

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

[3]

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Часто задаваемые вопросы:

Как происходит проверка? На каком основании?
Проверка может быть плановой и внеплановой. Более подробно читайте в нашей статье.

Что происходит при проверке?
Инспектор имеет при себе перечень (чек-лист), в котором указаны документы по транспортной безопасности, которые должны быть на предприятии. Отсутствие этих документов является основанием для привлечения к административной ответственности.

Можно оплатить штраф и на этом закончить?
К сожалению, нет. К примеру, у Вас получена категория, но Вы не провели оценку уязвимости в установленный срок. При проверке инспектор выпишет штраф и предоставит постановление, согласно которому Вам необходимо будет в установленный срок устранить все нарушения по транспортной безопасности. Если Вы не выполните предписания, то на Вашу организацию будет наложено более серьезное наказание, вплоть до административного ареста деятельности.

Я занимаюсь перевозкой пассажиров, но никогда не слышал про ФЗ №16. Нужно ли проходить оценку уязвимости и делать план ОТБ, ведь до этого работали нормально?
Да, нужно. Федеральный Закон №16 вступил в силу в 2007 году, и, хотя в некоторых регионах подразделения Ространснадзора работают не так активно, как в центральных, но ситуация в любой момент может измениться и в любой день к Вам может явиться инспектор с проверкой.

Наша компания начала проводить оценку уязвимости и пришло постановление о проверке. Что делать?
Закон в данном случае не дает четкого определения и конечное решение остается за инспектором. Как показывает практика, штраф в данном случае налагается, но в меньшем размере, чем если бы в организации вообще не занимались соблюдением требований по транспортной безопасности.

Нашу организацию оштрафовали? Что теперь делать? Можете ли Вы помочь?
Да, конечно же! Наша компания является аккредитованной организацией в области обеспечения транспортной безопасности. Специалисты нашей компании помогут Вам реализовать предписанные в постановлении требования, чтобы инспекция при повторной проверке никаких нарушений транспортной безопасности не выявила.

84. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств , если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью чел-ка.

Объект – общ-ые отнош-ия по поводу обеспечения безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Объективная сторона – 1) Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств; 2) причинение тяжкого вреда здоровью чел-ка; 3) наличие причинной связи м/у деянием и последствием.

Состав П-ия – материальный. П-ие признается оконченным в случае наступления последствий.

Субъективная сторона — харак-ся неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный, нарушая правила обеспечивающие безопасную работу транспорта, предвидит возможность причинения вреда здоровью, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности д. б. и мог предвидеть это последствия.

Субъект – физ-ое вменяемое лицо достигшее 16 лет. Пассажир, пешеход.

Ч. 2 — повлекшее по неосторожности смерть чел-ка.

Ч. 3 – повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. (Статья 263)

Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.

Объектом рассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Дополнительным объектом преступления, предусмотренного частью 1 УК, является здоровье человека, по части 2 — жизнь другого человека, а по части 3 — жизнь двух или более лиц.

Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства пу­тей сообщения, узкоколейные железные дороги, подъездные пу­ти, предназначенные для обслуживания предприятий, а равно подвижные составы, передвигающиеся по ним, метрополитен.

Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.

[2]

Поезда на рельсовой основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе скоростные) к железнодорожному транспорту не относятся.

Под воздушными транспортными средствами понимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т.п.).

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила (как действие, так и бездействие).

Читайте так же:  Что делать если вы обвиняетесь в краже и кого в итоге накажут

Лицу, привлеченному к уголовной ответственности, должно быть вменено нарушение конкретных правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта. Например, проезд на запре­щающий сигнал, превышение скорости судном, входящим в аква­торию порта, несанкционированное изменение воздушным суд­ном маршрута или высоты полета. Обращая внимание на это обстоятельство, в обзоре практики применения судами законода­тельства об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Верховный Суд РСФСР подчеркнул, что уголовная ответственность за указанные деяния может наступать только в том случае, когда органы следствия и суды установили, какие конкретно пункты и параграфы правил, предусмотренных ведомственными норма­тивными актами, были нарушены, в чем это выразилось, имеет­ся ли причинная связь между нарушением и наступившими последствиями.

Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.

Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. „О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993 г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации железных дорог и др.

Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением Российской Федерации от 6 октября 1994 г., Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июля 1994 г., а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.

Соответствующие правила безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон „О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации“).

Следует различать правила безопасности движения и правила безопасности эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил движения транспортных средств является неисполнение или ненадлежащее исполнение правил управления (вождения) транспортным средством. Нарушением правил безопасности экс­плуатации транспорта является несоблюдение порядка, обеспечи­вающего его безопасное использование. Таковым является несо­блюдение правил технического обслуживания транспортных средств, связанных с обеспечением их безопасного движения, а также нарушение правил эксплуатации систем, обеспечивающих функционирование отдельных видов транспорта. К нарушению правил эксплуатации транспорта относятся, например, передви­жение железнодорожного состава по неисправным путям, превышение нормативов при загрузке судна, неправильное закреп­ление груза, содержание взлетно-посадочных полос аэродрома в неудовлетворительном состоянии, использование транспортного средства не по назначению (перевозка пассажиров в грузовом вагоне) и т.п.

Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.

К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. При этом между названными выше преступными последствиями и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь. Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовной ответственности по части 1 статьи 263 УК не влечет.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться как преступление против здоровья человека (статья 111).

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. К этим лицам относятся машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т.п. Работа, связанная с осуществлением движения воздушного, водного или железнодо­рожного транспорта или с организацией его движения и эксплуа­тации, требует определенной социальной зрелости, а потому ли­ца, выполняющие такую работу или занимающие указанные должности, не могут быть моложе 18 лет.

В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее последствия, указанные в частях 1 — 3 статьи 263, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 211 и 263.

Рассматриваемое преступление без квалифицирующих признаков относится к категории преступлений небольшой тяжести.

В части 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Такое преступление относится к категории преступлений средней тяжести.

В части 3 статьи 263 в качестве особо квалифицирующего признака данного преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нередко нарушение правил влечет наступление нескольких последствий, предусмотренных разными частями, например, причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерти другого человека. Если такое нарушение представляет собой единое преступление, оно квалифицируется по части ста­тьи, предусматривающей наиболее тяжкое последствие, т.е. в указанном случае по части 2 статьи 263 УК, но во всех процессуальных актах указываются все последствия.

Источники


  1. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.

  2. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  3. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Что будет за нарушение правил, обеспечивающих нормальную работу транспорта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here