Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Все ответы на вопросы по тематике: "Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Аудиовизуальное произведение

Аудиовизуальное произведение — это кинофильм и другие произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и т.п.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

[1]

Аудиовизуальное произведение представляет собой пример сложного произведения. В этом качестве оно состоит из самостоятельных произведений, вошедших в него составной частью (произведение, положенное в основу сценария; произведения оператора-постановщика и художника-постановщика и т.д.).

Особенности возникновения и осуществления интеллектуальных прав. У каждого произведения, составляющего аудиовизуальное произведение, есть автор. Но авторами аудиовизуального произведения в целом признаются: а) режиссер-постановщик, б) автор сценария и в) композитор, специально написавший музыку для этого аудиовизуального произведения. В соответствии с общим принципом исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом и на составляющие его произведения первоначально возникают у авторов. На практике исключительные права принадлежат продюсеру (который считается изготовителем аудиовизуального произведения), но только потому, что он приобрел эти права у авторов — чаще всего заблаговременно по договорам о создании аудиовизуального произведения.

При этом особняком стоят права композитора: он в любом случае сохраняет право на вознаграждение в случае каждого публичного исполнения либо сообщения в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Особое значение для создания аудиовизуального произведения имеют исполнители, которые признаются авторами исполнения (они же являются субъектами прав, смежных с авторскими). При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

Право на вознаграждение за свободное воспроизведение аудиовизуальных произведений. Свободное воспроизведение гражданином исключительно в личных целях аудиовизуального произведения на оборудовании, которое не относится к профессиональному, допускается без согласия обладателя исключительного права и без выплаты вознаграждения. Однако такое единичное копирование в личных целях все равно задевает имущественную сферу правообладателя. Поэтому авторам, исполнителям, изготовителям аудиовизуального произведения принадлежит право на вознаграждение за такое воспроизведение произведения. Вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для воспроизведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8310 —

| 7937 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1263 ГК РФ

1. Настоящая статья определяет особенности правового режима аудиовизуального произведения, которое имеет следующие характеристики:

— состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;

— может быть как с сопровождением, так и без сопровождения звуком;

— воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух;

— воспринимается как сложный объект;

— воспринимается как объект, включающий в себя элементы делимого и неделимого соавторства.

Термин «аудиовизуальное произведение» в российском законодательстве впервые был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 486 ГК РСФСР закрепляла авторское право на кинофильм или телефильм за предприятием, осуществившим его съемку, а на любительские фильмы — за автором или соавторами. Кроме того, абзац третий этой же статьи предусматривал право автора сценария, композитора, режиссера-постановщика, главного оператора, художника-постановщика и авторов других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телефильм, на свое произведение. Пункт 3 Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве» предусматривал, что авторское право на киноленты признается за выпускающим их в свет кинопроизводственным предприятием. За автором сценария сохраняется право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты.

Закон об авторском праве и смежных правах давал в ст. 13 аналогичные определения аудиовизуальных произведений и перечислял некоторые из них, в частности кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (ст. 7).

Понятие фильма определено в ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» . Фильм — это аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом. Фильм продолжительностью менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом.

Читайте так же:  Регрессное требование к виновнику дтп

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора), осуществляемая юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 252 «О лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2078.

2. В п. 2 комментируемой статьи дан исчерпывающий перечень лиц, которые являются авторами аудиовизуального произведения: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор — автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Режиссер аудиовизуального произведения — это физическое лицо, руководящее постановкой аудиовизуального произведения и игрой задействованных в постановке актеров. Сценарист — это физическое лицо, творческим трудом которого было создано литературное произведение, положенное в основу аудиовизуального произведения. Композитор — это автор музыкального произведения, используемого в фильме.

3. Лицо, которому принадлежат права на аудиовизуальное произведение, должно определяться в соответствии с законодательством, действующим на момент создания фильма. Так, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., то в соответствии со ст. 486 ГК РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм (раньше так именовались аудиовизуальные произведения) принадлежало предприятию, осуществившему его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм — его авторам или соавторам. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, в котором сказано:

«Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.

Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом».

В том случае, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., авторское право на аудиовизуальное произведение признавалось за юридическим лицом. Согласно ст. 6 Вводного закона авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано — со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

———————————
Бюллетень Минтруда России. 2000. N 11.

Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6.

Собрание законодательства РФ. 2007. N 19. Ст. 2356.

Продюсер в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ приобретает право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав аудиовизуального произведения, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

В случае, когда продюсер приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, недействительны.

Кроме того, авторы всех произведений, вошедших в состав аудиовизуального, лишены права на отзыв (ст. 1269 ГК).

при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, одновременно содержащей следующие условия:

— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством РФ об интеллектуальной собственности;

— срок использования исключительных прав составляет более 10 (десяти) лет;

— территория распространения исключительных прав включает территорию стран всего мира;

— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;

при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, представленной юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, одновременно содержащей следующие условия:

— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством об интеллектуальной собственности;

— срок использования исключительных прав составляет более трех лет;

— территория распространения исключительных прав включает территорию стран, расположенных на двух и более географических континентах;

— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;

при принятии Гостелерадиофондом решения о необходимости выдачи Роспечатью разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении Гостелерадиофондом заявителю исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд.

Авторско-правовые отношения в аудиовизуальной сфере

1. Понятие аудиовизуального произведения.

2. Авторы аудиовизуальных произведений.

Читайте так же:  Сроки оформления наследства в собственность

3. Права различных категорий авторов.

4. Договоры на создание и использование аудиовизуальных произведений.

[3]

Закон об авторском праве дает следующее определение аудиовизуального произведения «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров, предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации» (ст. 4 Закона).

Аудиовизуальное произведение существует в форме видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и др.) К данному кругу произведений относятся прежде всего кино-, теле- и видеофильмы, независимо от их жанра и назначения, объема, исполнения, слайдфильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения.

Можно предложить следующую классификацию соавторов аудиовизуального произведения:

* авторы, у которых помимо прав на свой непосредственный вклад в фильм возникают права на все аудиовизуальное произведение в целом. Это автор сценария, режиссер-постановщик и автор музыкального произведения, если оно создано специально для этого аудиовизуального произведения. Автор музыки имеет своеобразное право. Так, он сохраняет право на вознаграждение за исполнение его произведения.

* авторы, которые не обладают правами на произведение, над созданием которого они работали (автор литературного произведения, легшего в основу сценария, автор музыкального произведения, написанного не для аудиовизуального, оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Авторы, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона, считаются не только авторами результатов своей индивидуальной творческой деятельности, но и авторами аудиовизуального произведения в целом.

Закон предусматривает, что авторы аудиовизуального произведения передают по договору свои исключительные права изготовителю произведения. Изготовитель имеет право указывать на произведении свое имя или наименование.

Статус субъекта права на аудиовизуальное произведение с развитием законодательства менялся. Выделяются два периода: до и после введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Действующий ГК РСФСР 1964 г. определяет в качестве субъекта права предприятие, осуществляющее съемку (ст. 486 ГК РСФСР). По новому Закону авторские права остаются у изготовителя аудиовизуального произведения (ст. 13 Закона). Сейчас изготовителем может быть и продюсер, ранее указывалась только киностудия.

До сих пор на страницах юридической литературы ведется полемика о том, кому принадлежат права на старые аудиовизуальные произведения. Скоре всего, этот вопрос в каждом конкретном случае будет решаться на основе изучения учредительных документов организаций, а также с учетом юридического факта передачи прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

Договорные отношения между соавторами регулируются Гражданским кодексом, Трудовым кодексом РФ и специальными нормами Закона.

Условная классификация договоров

1. Договоры, заключаемые на стадии производства:

— договоры на создание и использование аудиовизуальных произведений;

— договоры о привлечении финансовых средств.

2. Договоры, заключаемые на стадии распространения фильмов:

— договоры между продюсерами и дистрибьютерами;

— договоры между продюсером и телевещательными организациями;

— договоры между продюсером, изготовителями и распространителями видеоносителей с записью аудиовизуального произведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8680 —

| 7111 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Согласно сложившейся практике Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (далее – РАО), действующая в силу государственной аккредитации, от имени композиторов – авторов музыки, использованной в кинофильмах, предъявляет судебные иски к российским кинотеатрам о взыскании вознаграждения, предусмотренного п. 3 ст. 1263 ГК РФ, требуя при этом перечисления денежных средств на свой расчетный счет.

Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.
До того момента закон рассматривал кинофильмы и телевизионные ленты, которые в наши дни входят в более обширную сферу «аудиовизуальное произведение». Что же говорит закон об авторских правах в данной области? Можно ли использовать отдельные элементы произведения, не имея лицензии? Дорогие читатели!

Другой комментарий к Ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации

Наличие серии зафиксированных и связанных между собой изображений. Данный признак означает, что изображения должны иметь общую направленность, единую идейную смысловую нагрузку.
Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма.

Несмотря на то что Кодекс не дает определения произведения в целом, отдельные виды произведений законодательно определены . К числу таковых отнесено и АВП, под которым согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Несмотря на то что решением Верховного Суда РФ от 12.09.2007 № ГКПИ07-910 был признан незаконным и не подлежащим применению раздел III приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» в части, определяющей кинотеатры как субъекты, на которые возложена обязанность осуществлять выплату такого вознаграждения, суды по-прежнему возлагают эту обязанность именно на кинотеатры.

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.
И только в том случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном в части первой ГК РФ.

Читайте так же:  Как можно вернуть телевизор в магазин

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Президиум ВАС постановил, что музыкальные произведения могут существовать самостоятельно или как часть сложного аудиовизуального произведения и охраняться независимо от других его частей; что требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось, и в рассматриваемом споре имеются основания для признания факта использования без разрешения правообладателя в телепередаче спорных музыкальных произведений как самостоятельных объектов охраны.

В статье рассматривается понятие аудиовизуального произведения как объекта авторского права и как сложного объекта. Проанализированы определения понятия аудиовизуальных произведений в работах как российских, так и зарубежных авторов. Выявлены недостатки правового регулирования исследуемого вопроса. Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Принимая указанное решение в 2007 г., Верховный Суд РФ исходил из того, что Правительство РФ не правомочно регулировать отношения по выплате авторского вознаграждения за рамками полномочий, делегированных законом, в частности, определять плательщиков авторского вознаграждения. Как указал Верховный Суд РФ, «плательщики авторского вознаграждения должны определяться… в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации», причем с учетом исследования конкретных обстоятельств дела, «без выяснения которых невозможно определить надлежащего плательщика авторского вознаграждения».
Определение «аудиовизуальные произведения» в отрасли гражданского законодательства в первый раз был использован в Основах гражданского законодательства СССР и республик 1991 года (ст. 134). До того момента закон рассматривал кинофильмы и телевизионные ленты, которые в наши дни входят в более обширную сферу «аудиовизуальное произведение». Что же говорит закон об авторских правах в данной области? Можно ли использовать отдельные элементы произведения, не имея лицензии?

Пункт 3 ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает, что «при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения».
Понятие «аудиовизуальное произведение» впервые использовалось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Законодатель включал данный объект в объекты авторских прав, однако раскрывать сущность его не спешил.

Судебная практика по статье 1263 ГК РФ:

Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны. Изучение данной нормы с учетом сложившейся практики ее применения и теории гражданского права позволяет сделать вывод о ее несостоятельности и крайней несправедливости как по отношению к иным лицам, признаваемым законом авторами аудиовизуального произведения, так и по отношению к участникам кинобизнеса, и в первую очередь, к кинотеатрам.

Аудиовизуальное произведение (далее — АВП) является одним из видов объектов авторских прав и, обладая всеми признаками произведений, имеет характерные особенности, интересные для исследования.

При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

Кроме этого, отличительной особенностью АВП является то, что в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ АВП признается сложным объектом — объектом, состоящим из нескольких самостоятельных взаимосвязанных частей — охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД). Подводя итог, можно отметить, что аудиовизуальные произведения занимают особое место среди объектов авторского права. Особенности предоставления правовой охраны таким произведениям, в целом, и их отдельным элементам закрепляются в российском законодательстве, в законодательстве иностранных государств, а также в большинстве международных соглашений.

Аудиовизуальное произведение представляет из себя совокупное творение, складывающееся из определённой последовательности взаимосвязанных между собой картинок (они могут как сопровождаться звуковой дорожкой, так и не сопровождаться) и созданное для визуального и аудиального (если сопровождается звуком) понимания благодаря требуемым технических приспособлениям.
Современное законодательство к аудиовизуальным произведениям относит произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Соединенные Штаты Америки как один из основных производителей аудиовизуальных произведений считают, что аудиовизуальное произведение — это произведение, состоящее из связанных изображений, предназначенных для показа с помощью какого-либо устройства совместно с любыми сопровождающими звуками, и в качестве одного из признаков аудиовизуального произведения рассматривают звуковое сопровождение.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Наличие цели — зрительное и слуховое восприятие. Если разобрать понятие «аудиовизуальное» на две составляющие, то получается, что аудио — «audio» означает в переводе с латинского — «слушаю», а визуальное — «video» — «вижу».

Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав.Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков — физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения.

Читайте так же:  Как оспорить наследство спустя 10 лет

Еще по теме Аудиовизуальное произведение:

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Аудиовизуальное произведение — это сложный объект, который включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Причем такое объединение нескольких произведений в одном — не механическое, и этим аудиовизуальное произведение отличается от составного произведения (то есть произведения, которые представляет собой результат творческого труда только по подбору или расположению материалов).

Очевидно, что Производственная библия является лишь описанием концепции уже существующей испанской телепередачи и принципов и методов ее создания. Производственная библия включает в себя как охраняемые элементы (фотографии, логотип, схема), так и не охраняемые, такие как концепции, идеи, принципы, методы, способы.

Аудиовизуальное произведение и авторское право

Диана Борисенко, аспирантка РГГУ, г. Москва.

Аудиовизуальное произведение является результатом творческой деятельности и охраняется нормами части четвертой ГК РФ. Его создание представляет собой финансово и технологически емкий процесс и включает в себя сразу несколько результатов интеллектуальной деятельности, что делает его сложным произведением.

Разберемся с понятиями

Нормы авторского права регулируют постоянно развивающуюся сферу общественных отношений. Если в начале двадцатого века ноты были единственной материальной формой закрепления музыкального произведения, то сегодня такое произведение может существовать на различных материальных носителях, в разных цифровых формах. Даже ноты могут быть объективированы не только на бумаге, но и в электронной форме. Количество способов использования объектов авторского права тоже постоянно растет и меняется, причем одновременно в составе одного произведения используется несколько объектов.

К сложным объектам относятся:

  1. аудиовизуальные произведения, в том числе кинофильмы (ст. 1263 ГК РФ);
  2. театрально-зрелищные представления;
  3. мультимедийные продукты;
  4. единые технологии (ст. 1542 ГК РФ).

Классическим примером одновременного использования нескольких объектов авторского права в составе одного произведения являются музыкально-драматические произведения (кинофильмы, театральные постановки). Тем не менее ни за сотни лет существования театра, ни сегодня в «телевизионно-виртуальном» обществе отечественная наука не выработала термина, который бы в полной мере отражал специфику таких объектов авторского права, которые являются неоднородными по своей структуре.

Как в иностранной, так и в отечественной литературе встречаются упоминания о разнородных составных произведениях. Когда говорится об аудиовизуальных, музыкально-драматических произведениях как о составных объектах, фактически имеется в виду, что это — сборники. Так, по мнению некоторых авторов, опера, балет, кинофильм — это сборники .

Семенова О., Николаева Е. Спорные вопросы соавторства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. N 9. С. 13.

В законодательстве отсутствуют нормы, закрепляющие положение относительно «сборного» характера неоднородных произведений. Такая абсурдная ситуация возникла в результате отсутствия в авторском праве термина, способного отразить юридическую сущность таких неоднородных по структуре, но целостных по природе произведений (песня, аудиовизуальное, музыкально-драматическое произведение и т.д.).

Учитывая, что эти произведения искусства имеют широкое распространение и играют важную роль в современном обществе, необходимо разработать термин, который бы отображал их специфику как объектов авторского права. С этой целью предлагается рассмотреть понятие «сложное произведение».

Данное понятие встречается в ст. 1240 ГК РФ. Так, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании соответствующих договоров. То есть в данной норме речь идет преимущественно об аудиовизуальных произведениях.

К авторам аудиовизуального произведения как единого целого российский законодатель отнес только три категории авторов:

  • режиссера-постановщика;
  • автора сценария;
  • композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Другие творцы, принявшие участие в создании аудиовизуального произведения, а также лица, чьи произведения вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, но существовали до него, авторами аудиовизуального произведения не являются.

К аудиовизуальным относятся кинематографические, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и др.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью специальных технических устройств создают иллюзию движения. Основным предназначением является зрительное восприятие. Но в наше время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеет звуковое сопровождение. Отсюда и название аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.

Аудиовизуальные произведения не являются составным (сборным) произведением — объектом авторского права, регулируемым ст. 1260 ГК РФ. Это всегда сложные, комплексные, но единые по сюжету произведения, так как такой результат интеллектуальной деятельности существует только в целом, включает все творческие составляющие, без любого из них его объективно не существует, хотя многие элементы и могут быть использованы обособленно, отдельно. Например, неисключительное право на использование музыкального сопровождения к фильму передается по лицензионному договору другим лицам, и эти лица используют результат интеллектуальной деятельности в пределах, предусмотренных договором (неисключительная лицензия).

Однако использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не переделка, переработка отдельных произведений. Поэтому, по мнению большинства авторов, нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Характерным для российского законодателя является установление исчерпывающего перечня объектов авторского права, входящего в группу «сложных объектов». Об этом говорят специалисты Исследовательского центра частного права России: «Во избежание чрезмерно широкого применения положений о сложном объекте в п. 1 ст. 1240 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень таких объектов» .

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в благовещенске

Заключение Исследовательского центра частного права по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой ГК РФ // Вестник гражданского права. 2007. N 3. Том 7. С. 124.

Приведенный в ГК РФ перечень сложных объектов не содержит всех возможных вариантов неоднородных произведений, которые существуют сегодня (например, песни). Что уж говорить о тех новых видах результатов творческой работы, которые появятся в будущем.

Аудиовизуальное = сложное

Анализ сложных произведений позволяет выделить вполне очевидные характерные черты этих объектов, позволяющие отнести их к отдельной группе объектов авторского права. Проблема сложных объектов авторского права в юридической литературе исследовалась очень мало. Некоторые исследователи все же обращают внимание на феномен неоднородных по своей структуре произведений.

Так, исследуя вопросы соавторства на аудиовизуальное произведение, В.А. Дозорцев коснулся характеристики сложных объектов, которые называет «многослойными» или «комплексными» . Ученый пишет: «С развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, просто не могут быть созданы одним лицом, к тому же они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом. Правовой режим такого единого, но сложного, комплексного и многослойного результата, состоящего из множества разнородных объектов, должен обладать существенными особенностями. Многослойный интеллектуальный продукт существует в целом, включает все составляющие, без любого из них его объективно нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно».

Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исслед. центр частного права. М., 2003. С. 146.

Из приведенных В.А. Дозорцевым бесспорных доводов можно сделать вывод, что сложный объект:

  • состоит из множества разнородных объектов;
  • существует в целом, и без любого из своих составляющих не существует;
  • составляющие сложного объекта могут использоваться отдельно.

Специалисты Исследовательского центра частного права России выделяют такие черты сложных произведений:

  • представляют собой единое целое (единый объект);
  • имеют сложный состав (структуру), образуемый из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности .

Заключение Исследовательского центра частного права. // Вестник гражданского права. 2007. N 3. Том 7. С. 124.

Действительно, в процессе создания, например, музыкального произведения с текстом в соавторстве усилия прилагают представители разных видов искусства — музыки и литературы. Поэт работает над словами и рифмой, которые являются элементами отдельного объекта авторского права — произведения литературы. Музыкант, в свою очередь, работает над вокальной партией, элементом музыкального произведения. Эти два объекта могут использоваться как вместе, так и раздельно. При этом текст не может признаваться частью музыкального произведения, так как он является результатом творческого труда специалиста другого вида искусства. Таким образом, они являются самостоятельными элементами произведения, которое включает неоднородные объекты.

Однако аудиовизуальное произведение является результатом деятельности нескольких лиц, направленной на создание именно целостного, состоящего из отдельных частей, сложного произведения. Несмотря на то что отдельно эти части могут стать предметом гражданских правоотношений, они все же призваны служить существованию единого произведения, единого объекта авторского права.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность сложного произведения. Все его части находятся в равном положении относительно друг друга, ни одна не является главной относительно других частей. Иными словами, с точки зрения авторского права, важна только способность элемента сложного произведения быть использованным самостоятельно от произведения в целом и от его других элементов (иметь самостоятельное значение). Так, либретто оперы может рассматриваться как самостоятельный элемент этого произведения. Об этом свидетельствует то, что оно может быть опубликовано в отдельных брошюрах, например.

С учетом вышесказанного сложное произведение — это произведение, в котором:

  • объединены произведения двух или более отраслей искусства (разнородные объекты авторского права);
  • каждая из частей такого произведения создавалась именно с целью создания целостного произведения;
  • каждая из частей произведения не является главной по отношению к другим;
  • части произведения могут использоваться как вместе, так и отдельно от других частей произведения (то есть иметь самостоятельное значение) .

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Инст. государства и права РАН, 2004. Т. 1. С. 400.

Таким образом, сложное произведение — это произведение, состоящее из разнородных частей — произведений разных отраслей искусства, каждая из которых не является главной относительно других частей. Эти части первично создаются как элементы целого объекта авторского права, но после достижения творческого результата могут использоваться как отдельные объекты авторского права. Исходя из приведенных отличительных черт сложного произведения, к примеру, музыкальное произведение не может быть сложным, так как его элементы имеют однородный характер, то есть принадлежат к одному виду искусства. Оно может быть делимым — в зависимости от количества музыкальных элементов, которые его составляют (мелодия, гармония, ритм). В то же время музыкальное произведение может быть частью сложного (оперы, песни) или аудиовизуального произведения (фильма).

Понятие «сложное произведение» является новым для авторского права. Однако его появление обусловлено практической и научной необходимостью. Применение данного термина на практике (например, при заключении авторских договоров) может значительно прояснить отношения, возникающие в процессе создания и использования объектов авторского права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог, можно сказать, что аудиовизуальное произведение является сложным, комплексным объектом авторского права, создание которого коренным образом отличается от создания иных объектов авторского права и представляет собой сложный финансовый и технологический процесс, характеризующийся необходимостью привлечения значительных материальных средств на стадиях создания и использования такого произведения, финансовыми рисками и ответственностью, а следовательно, необходимостью присутствия четко регламентированных терминов и правовых норм.

Источники


  1. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.

  2. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  3. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here