Что такое трасологическая экспертиза

Все ответы на вопросы по тематике: "Что такое трасологическая экспертиза" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Трасологическая экспертиза: специфика

Трасологическая экспертиза представляет собой исследование, которое осуществляется на досудебном и судебном этапах уголовного процесса. Она направлена на изучение следов, оставленных на месте преступления. Рассмотрим подробнее специфику процедуры.

Виды исследований

Классификация процедур осуществляется на основании методик, которые использует специалист. На практике существуют следующие виды исследований:

  1. Гомеоскопическое.
  2. Экспертиза замков.
  3. Механоскопическое.
  4. Исследование пломб.
  5. Транспортно-трасологическая экспертиза.
  6. Исследование отпечатков, оставленных на предметах механизмами.
  7. Анализ следов животных.

Трасологическая экспертиза выполняется для получения информации, имеющей доказательственное значение. В качестве предмета исследования выступают следы обуви, одежды, рук, зубов, шин, ног. Кроме этого, изучается состояние транспорта, механизмов, запирающих устройств, орудий, разных элементов предметов, деталей и пр. Заказчиком процедуры может выступать как частное лицо, так и госорган или служащий (правоохранительной структуры, например). Основной задачей исследования является определение механизма возникновения следов и описание объекта/субъекта, их оставившего. В процессе механоскопической экспертизы анализируются повреждения на одежде, вызванные механическим воздействием. Их изучение позволяет определить групповую принадлежность источника повреждения. Как правило, при этом дополнительно исследуются материалы, содержащие описание травм потерпевшего. В некоторых случаях проводится комплексная трасологическая экспертиза.

При назначении любого из указанных видов исследования, кроме анализа следов животных, в постановлении уполномоченного органа, инициирующего процедуру, должно указываться, не подвергался ли объект изменениям с момента совершения преступления. Если они были, описывается их характер. Для этого назначается комплексная трасологическая экспертиза.

Специалисты, которые проводят трасологическую экспертизу, должны составить обоснованное заключение. Перед ними ставятся конкретные вопросы, на которые они должны получить исчерпывающие (по возможности) ответы. Эксперты, в частности, выясняют:

  1. Пригодность следов для идентификации.
  2. Механизм образования отпечатков.
  3. Время возникновения.
  4. Последовательность появления.
  5. Техническое состояние предмета.

Указанные задачи считаются типовыми. В постановлении о назначении исследования предмет должен быть четко индивидуализирован.

Особенности работы

В ходе проведения экспертизы специалисты выявляют и фиксируют отпечатки. Это значительно облегчает реализацию всех этапов оперативно-розыскной работы. Трасологическая экспертиза проводится для идентификации следов и установления их соответствия лицам, включенным в круг подозреваемых. Кроме этого, она позволяет определить предмет, орудие преступления. Для получения достоверного результата специалистам необходимо зафиксировать огромное количество разных данных, которые получены при осмотре объекта или места происшествия. Для более объективного анализа и составления заключения учитываются также показания свидетелей.

Трасологическая экспертиза: ДТП

К сожалению, в настоящее время аварии на дорогах распространенное явление. Водитель, попавший в ДТП, может обратиться за компенсацией ущерба в страховую компанию. Для этого, разумеется, у него должен быть полис и договор с организацией. Но далеко не всегда компания сразу выплачивает необходимую сумму. Очень часто страховая организация требует от водителя доказательств его невиновности в происшествии. Если время для сбора необходимых документов истекло, выходом станет трасологическая экспертиза.

Цели исследования

Что позволяет выявить транспортно-трасологическая экспертиза? В первую очередь в процессе исследования будет установлено направление движения каждого участника аварии. Эксперты изучат следы от шин на дороге, идентифицируют автомобиль и установят причины ДТП. При детальном исследовании следов на машинах и их деталях, а также отделившихся элементах составляется полная картина случившегося.

Что изучается специалистами?

В рамках транспортно-трасологической экспертизы исследуются:

  1. Автомобили, их узлы и агрегаты, предметы обстановки.
  2. Следы шин.
  3. Вмятины, царапины, другие повреждения, появившиеся при столкновении машин друг с другом и другими предметами.
  4. Одежда участников аварии.
  5. Фотографии с места происшествия.
  6. Материалы дела.

После окончания исследования составляется мотивированное заключение. Его используют для доказывания вины кого-либо из участников аварии. Заключение также предоставляется в страховую компанию.

Исковое производство

Достаточно часто водителям, попавшим в ДТП, приходится участвовать в судебном разбирательстве. При обосновании своей позиции они могут использовать различные доказательства. К их числу относится и заключение трасологической экспертизы. Как правило, процедура инициируется судом по ходатайству заинтересованного участника. При этом перед экспертами ставятся следующие задачи:

  1. Определить вид объекта, при воздействии которого возникли следы. В качестве него может выступать не только другая машина, но и столб, бордюр, дерево и пр.
  2. Установить, являются ли следы на автомобиле результатом столкновения с другим ТС.
  3. Определить режим движения. Например, это мог быть занос, пробуксовка, торможение и пр.
  4. Определить модель автомобиля, оставившего следы на ТС.
  5. Оценить состояние протектора, установить механизм повреждения.
  6. Определить угол столкновения.
  7. Составить картину происшествия.

Тщательное и всестороннее изучение следов позволяет достоверно установить причину аварии и выявить виновных в ней.

Трасологическая экспертиза

Предмет, объекты и задачи судебно-трасологической экспертизы

Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Читайте так же:  Сроки ремонта автомобиля по гарантии

Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

Виды и подвиды трасологической экспертизы

Виды (подвиды) экспертиз Диагностические задачи
Гомеоскопические
Экспертиза следов рук (дактилоскопическая)
  • имеются ли на представленных объектах следы рук;
  • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
  • что можно сказать о строении кисти человек;
  • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
  • как давно оставлены следы;
  • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обуви)
  • определение вида и размера обуви;
  • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
  • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
  • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов зубов человека
  • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
  • какими конкретно зубами оставлены следы;
  • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
  • оставлены ли следы зубными протезами;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов губ человека
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
Экспертиза следов кожного покрова головы человека
  • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
  • пригодны ли они для идентификации;
  • каким участком кожи головы человека они оставлены;
  • каков механизм образования следов;
  • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
Механоскопические
Экспертиза следов орудий и инструментов
  • имеются ли следы орудий и инструментов;
  • каково направление движения орудия (инструмента);
  • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
  • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
  • какова последовательность образования следов;
  • каков механизм образования следов в целом и т.д.
Экспертиза механических повреждений одежды
  • имеются ли на объекте повреждения;
  • каков механизм образования повреждений;
  • каким предметом (объектом) они образованы;
  • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
Экспертиза узлов и петель
  • имеются ли на объекте узлы и петли;
  • каков механизм их завязывания;
  • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
  • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
Экспертиза замков
  • исправен ли замок;
  • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
  • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
  • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

Возможности трасологической экспертизы

Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

  • оптического (люминесцентного);
  • метода термовакуумного напыления (TBH);
  • выявление следов с помощью клея «Циакрин ЭО», позволяющего выявлять «старые» следы (многомесячной давности).

Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

Трасологическая экспертиза при ДТП

Трасология как наука представляет собой раздел криминалистики, который изучает способы и методы обнаружения следов, оставленных людьми, животными, транспортными средствами и другими предметами на месте происшествия. Исследование следов с целью получения дополнительной объективной информации о возникновении происшествия и о том как оно протекало производится во время трасологической экспертизы, выполняемой специалистами – экспертами.

Эта процедура широко применяется также во время расследования ДТП. Трасологическая экспертиза служит основанием для подтверждения версии следствия, определения истинного виновника аварии, поиска вещественных доказательств в пользу одной из сторон происшествия или раскрытия объективной картины произошедшего и уточнения отдельных его вопросов.

Что такое трасологическая экспертиза и для чего она нужна?

Экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы.

Причины выполнения трасологической экспертизы

  1. Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии. Страховщики стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в решении данного вопроса.
  2. Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
  3. Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам. Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
  4. Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.
Читайте так же:  Перевозка газовых баллонов в грузовых и легковых автомобилях

Таким образом основная функция трасологической экспертизы — установление виновника аварии, точное восстановление деталей и описание следов оставленных при ДТП.

Что исследует и выявляет экспертиза

ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы и которые можно задать эксперту-технику можно разделить по направленности на три группы:

1. По принадлежности автомобильных следов:

  • К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
  • Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
  • Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
  • Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
  • Какие манёвры совершал виновник ДТП перед столкновением?

2. Вопросы восстановления целостной структуры по отдельным частям:

  • К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
  • Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?

3. Вопросы выявления следов в отношении к конкретному автомобилю:

  • Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
  • Скорость ТС в момент столкновения?
  • Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?
  • Принадлежат ли следы, оставшиеся на кузове пострадавшего авто, подозреваемому автомобилю?

Видео: Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП ?

Обоснованные ответы эксперта на поставленные вопросы позволяют восстановить истинную картину произошедшей аварии и выявить степень виновности каждого участника происшествия, определить его причинно-следственные связи. Схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД на месте аварии, описание повреждений и следов не всегда может отражать полную картину происшествия и на возникающие спорные вопросы может ответить только квалифицированный эксперт по результатам специальных исследований.

Экспертиза должна рассматривать все обстоятельства столкновения и для обеспечения полноты исследований экспертам представляются все собранные материалы – протокол ДТП, автомобили участников происшествия, вещественные доказательства, подробное описание повреждений и следов, схема аварии и фотоматериалы, показания водителей и свидетелей.

Что нужно для проведения экспертизы

Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:

  • протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
  • фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
  • протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
  • материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
  • справка о ДТП и другие документы.

Стоимость трасологической экспертизы

Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.

Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП. Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования. Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.

Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.

Кто уполномочен назначать трасологическую экспертизу

Трасологическая экспертиза может назначаться в судебном порядке судьей, прокурором, следователем или дознавателем. Во внесудебном порядке экспертизу заказывает заказчик, участник или пострадавший в ДТП. По опыту можно сказать, что лучше не заказывать экспертизу в частном, внесудебном порядке. Лучше сразу подать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как, скорее всего, суд назначит судебную экспертизу в любом случае, даже, если она проводилась во внесудебном порядке. И тогда придется платить дважды.

По времени времени выполнения трассологическая автоэкспертиза занимает от 7 до 14 дней

Причины и порядок заказа трасологической экспертизы

Поводом для заказа экспертизы могут быть следующие случаи:

  1. Отказ страховой фирмы в выплате компенсации после участия в ДТП.
  2. Оспаривание решения постановления инспектора ГИБДД в отношении установления виновника происшествия.
  3. Неправомерное изъятие водительского удостоверения инспектором ГИБДД за убытие с места происшествия.

Для заказа и проведения экспертизы нужно:

  • связаться с экспертом и подготовить пакет документов, который необходим ему для проведения исследований;
  • представить готовые документы и дать максимум объективной информации о происшествии;
  • предоставить на осмотр повреждённый автомобиль, эксперт может осмотреть место аварии и автомобили других участников ДТП;
  • дать дополнительные объяснения и ответы на возникающие вопросы эксперта по ходу проведения исследований, предоставив ему свои контактные данные дл оперативной связи;
  • получить заключение эксперта и выплатить стоимость трасологической экспертизы.

Значение и содержание экспертного заключения

Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании. Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.

Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:

  1. Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
  2. Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
  3. Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.
Читайте так же:  Какой необходим пакет документов для продажи земельного участка

Сущность трасологической экспертизы (стр. 1 из 10)

Трасология (от французского trace — след и греческого logos — слово, учение), и если следовать дословному переводу, то трасология это не что иное, как учение о следах.[1]

Впервые термин «трасология» употребил М.Н. Гернет в заголовке одного из разделов библиографического указателя, изданного в Минске в 1936 году.

Одни ученые трактуют трасологию как отрасль, изучающую следы в узком смысле слова, т.е. только следы — отображения. Они не включают в предмет трасологии следы — вещества и следы — предметы.

Другие полагают, что термин «трасология» произошел от слова «трасса», а раз так, то предметы и вещества, по их мнению, не имеют отношения к трасологии. И это действительно так, поскольку, в настоящее время действует отрасль криминалистического знания, которая изучат существование (предотвращение) следообразующих объектов и носит название криминалистической микрологии.

Исторически сложилось, что в трасологии изучаются способы и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов естественных выделений человеческого организма (кровь, слюна, кал и прочее), пыль, следы курения. Это связано с отсутствием в общих положениях криминалистической техники вопросов обнаружения, фиксации, изъятия любых материальных следов, связанных с событием преступления.

Криминалистическая трасология — это область криминалистического знания о следах, отражающих признаки внешнего строения следообразующих объектов, о механизме следообразования, а также о средствах, методах и приемах их обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного судопроизводства.[2]

Таким образом, целями трасологии являются:

1) установление родовой (групповой) принадлежности объектов по оставленным следам;

2) идентификация объектов по их следам и разделенным частям;

3) выявление механизма образования следов.

Задачи трасологии, как отрасли криминалистической техники, следующие:

1) разработка теоретических основ использования трасологических следов в расследовании преступлений;

2) разработка научно — технических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов;

3) разработка средств и методов исследования следов;

4) разработка средств и методов предупреждения преступлений.

Предметы или объекты, участвующие в процессе следообразования принято подразделять на две группы: следообразующую (объект или предмет, образующий след) и следовоспринимающую (объект или предмет, имеющий на себе следы других предметов).

Классификация трасологических следов:

1) По виду следообразующего объекта:

1.1) Гомеоскопические следы (человеческие следы):

а) Непосредственные (следы рук, ног, зубов и др.);

б) Опосредственные (отпечаток обуви, перчатки и др.);

1.2) Механоскопические следы (следы орудий и механизмов);

1.3) Следы животных;

2) Видимые и невидимые следы;

3) Следы наслоения и отслоения;

4) Статические (следы образуются, когда объект находится в состоянии покоя) и динамические следы (следы образуются в процессе движения объекта);

5) Поверхностные и объемные следы;

6) Локальные и периферические следы.

Трасология основывается на том, что все предметы живой и неживой природы индивидуальны по своему внешнему строению. Под внешним строением стоит понимать строение наружных поверхностей объектов (предметов), ограничивающих (отличающих) его от других предметов. Индивидуальность внешнего строения предметов позволяет идентифицировать предметы по их следам.

Целью исследования данной работы является анализ следов, оставляемых на месте происшествия, а также сущность проводимой впоследствии трасологической экспертизы, проводимой в интересах раскрытия и расследования преступлений.


Глава 1. Диагностические и идентификационные задачи в трасологии

Несмотря на все разнообразие и разнохарактерность объектов трасологии, задачи, стоящие перед ней, могут быть разделены на две большие группы: задачи идентификационного характера и задачи неидентификационного характера.

К идентификационным задачам относятся: групповая идентификация (установление групповой принадлежности объекта) и индивидуальная идентификация (установление тождества объекта).

Групповая идентификация включает в себя установление:

1) принадлежности найденных объектов к какой-либо категории;

2) вида, модели и типа представленных объектов (например, огнестрельное оружие, пятна крови и т.п.);

[3]

3) вида, модели, типа объекта по следам оставленным непосредственно данным объектом;

[1]

4) характера и типа повреждения объекта или повреждения нанесенного самим объектом.

К индивидуальной идентификации относятся:

1) идентификация объекта согласно его индивидуальным характеристикам (например, применявшегося оружия по следам канала ствола на снарядах);

2) идентификация объекта по его частям.

Теория идентификации является одной из основных в криминалистике. Идентификация имеет общетеоретическое значение для криминалистической техники, тактики и методики, находит самое широкое применение в практической деятельности.

Тождество — это равенство объекта с самим собой в различных его проявлениях и состояниях, его неповторимость и отличие от любых других объектов, в том числе и себе подобных.[3]

Факт установления тождества является по существу и фактом установления взаимодействия двух систем. С помощью идентификации устанавливается лишь сам факт взаимодействия человека или предмета с окружающей средой, а связь этого действия с расследуемым событием предстоит еще доказать. Иными словами, факт идентификации, взятый сам по себе, еще не свидетельствует о том, что подозреваемый совершил это преступление. Необходимо доказывание того, что следы возникли в связи с совершенным преступлением и не могли быть оставлены ни до, ни после него.

Идентифицировать объект — это значит методом сравнительного исследования установить по следам и иным отображениям его тождество в разные периоды времени или в разных его состояниях.

Сущность трасологической идентификации заключается в установлении конкретного единичного объекта по совокупности его общих и частных идентификационных признаков, отразившихся на других объектах, с которыми имело место взаимодействие при совершении преступления. (Например, установление пистолета, применявшегося преступником, по следам на гильзах, возникших в результате взаимодействия их с частями механизма оружия и обнаруженных при осмотре места происшествия).

Вывод о наличии тождества делается, если исследуемые признаки в своей совокупности являются по их характеру, соотношению между собой, взаиморасположению и другим особенностям индивидуальными.

Процесс отождествления состоит из двух стадий — вначале устанавливается групповая принадлежность исследуемого объекта (тип, род, вид, класс и т.д.), затем наличие индивидуального конкретного тождества. В случае невозможности установления индивидуального тождества сравнительное исследование оканчивается на стадии установления групповой принадлежности объекта, что также имеет большое значение для расследования.

Так, при идентификации пистолета по стреляным гильзам (из которых одни обнаружены на месте происшествия, а другие получены специально для сравнения путем экспериментальной стрельбы из данного пистолета) отождествляемым объектом является пистолет, так как цель исследования установить, из данного ли пистолета произведены выстрелы на месте происшествия; стреляные же гильзы являются отождествляющими объектами (в данном случае образцами).

Научной основой криминалистической идентификации являются положения, обусловленные законами материалистической диалектики, которые в свою очередь служат условиями для проведения идентификации.

Условия для идентификации:

1. Все объекты и явления индивидуальны, а значит, неповторимы и тождественны только себе;

Читайте так же:  Как узнать собственника земельного участка по адресу

2. Способность отражать свои свойства на других объектах в виде индивидуальной совокупности внешне проявляемых признаков;

3. Относительная устойчивость одно из свойств большинства объектов материального мира. Сохранение этих признаков в относительно неизменном виде до момента проведения идентификации.[4]

Следует подчеркнуть, что индивидуальность объекта означает с одной стороны, равенство его самому себе и с другой – отличие от всего другого. Как это не покажется странным и абсурдным, но тождество содержит в себе различие. Суть диалектического тождества раскрыта Ф. Энгельсом в его «Диалектике природы».[5] Он писал: «Каждое тело беспрерывно подвержено механическим, физическим, химическим воздействиям, которые все время производят в нем изменения, модифицируют его тождество. Истинное, конкретное тождество содержит в себе различие, изменение».

Видео (кликните для воспроизведения).

Эти положения о диалектическом тождестве особенно важны для теории и практики идентификационной экспертизы. Они обязывают следователя и эксперта в каждом случае производства идентификационного исследования выявлять и анализировать наряду с признаками сходства также и признаки различия, правильно их оценивать, принимать меры к тому, чтобы предназначенные для экспертизы объекты должным образом сохранялись и не претерпели бы таких изменений, которые бы затруднили или сделали вовсе невозможным решение поставленной идентификационной задачи.

Задачи неидентификационного характера можно разделить на три вида:

[2]

1) диагностические, связанные с распознаванием свойств исследуемых объектов;

2) ситуационные, направленные на установление обстоятельств его присутствия или отсутствия;

3) реконструкционные, связанные с воссозданием первоначального вида объектов.

1) установление технического состояния объекта;

Лекция № 14. СУДЕБНАЯ ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Вопросы:

1. Понятие и содержание трасологии

2. Классификация следов

3. Экспертиза холодного оружия

4. Установление целого по частям

Понятие и содержание трасологии

Трасология – это учение о следах материальных объектов; меха­низме их образования; средствах и методах их выявления, фиксации, изъятия, исследования и использования для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Данные трасологии используются для решения следующих групп за­дач, входящих в предмет расследования и доказывания по уголовному делу:

1) Идентификация лиц и предметов по оставленным ими следам;

2) Установление родовой, видовой, групповой принадлежности объектов;

3) Установление некоторых анатомо-физиологических особенностей лица, оставившего следы (пола, возраста, роста, особенностей походки, профессиональных навыков и др.);

4) Выявление механизма следообразования и связанных с ним обстоятельств расследуемого события (сорочка — следы на рукавах от ног­тей — разрезы). Исследование следов базируется на общеметодологи­ческих основах познания (теории отражения, теории информации) и на криминалистическом учении об идентификации, учении о следах, их клас­сификации .

Внешнее строение следов содержит информацию о форме, размерах, пространственном наложении следообразующего объекта.

Индивидуальность следов содержит информацию о структуре следообразующей поверхности твердого тела. Это свойство представляет со­бой проявление, индивидуальности и неповторимости объекта.

Любые следы есть продукт взаимодействия двух (а иногда и более) материальных объектов: следовоспринимающего и следообразующего. По­верхности объектов, непосредственно участвующих в следообразовании, называют контактными, а сам факт их взаимодействия — следовым контак­том.

Характер этого контакта (сила взаимодействия, угол встречи и др.) существенно влияет на информативность следов.

Иногда объектами исследования могут быть следы, возникающие в результате химического, электрического, термического и др. воздейст­вий. Следы делятся на пригодные для идентификации и непригодные. Сле­ды могут отображаться, полностью, а могут носить фрагментарный харак­тер.

Классификация следов

Следы классифицируются по двум основаниям:

1) по роду следообразующих объектов;

2) по механизму следообразования.

Объекты трасологических исследований

Следы
По роду следообразования По механизму следообразования
-следы рук -следы ног -следы зубов -следы других частей тела -следы орудий и инструментов -следы животных — поверхностные — объемные -следы наслоения -следы отслоения -окрашенные -бесцветные — статические — динамические

Объемные следы могут происходить как за счет пластической, так и за счет упругой деформации.

Поверхностные следы формируются двумя путями:

1) за счет наложения на следовоспринимающий объект вещества, которое несет на себе следообразующий объект (потожировое вещество, кровь, краска и т.д.)

2) за счет снятия (отслоения) со следовоспринимающего объекта веще­ства следообразующим объектом (если коснуться пальцем пыльной поверхности, свежевыкрашенной, окровавленной и т.д.).

Поверхностные следы могут быть видимыми и невидимыми.

Следы человека

Это самая обширная группа следов, используемых при расследовании преступлений. В широком смысле к следам человека можно отнести не только контактные следы, но и следы крови, слюны, волос и др. Но пред­метом трасологического исследования будут являться следы, которые образованы в результате контактного взаимодействия какой-либо частью тела.

К их числу относят: следы рук, ног, обуви, зубов, губ, ушных ра­ковин, носа и др.

Следы рук человека

Под «следами рук» понимают 4 группы следов, которые образуются ладонной поверхностью:

— флексорные (сгибательные) линии кожи;

— мелкие складки кожи (морщины) — белые линии;

Чаще всего объектами экспертного исследования являются папиллярные линии, расположенные на ногтевых фалангах пальцев и ладонные поверхности.

Главными свойствами папиллярных узоров пальцев рук, имеющими криминалистическое значение, является непосредственность, индивиду­альность и устойчивость.

Непосредственность отображения отпечатков пальцев означает, то, что «хозяин» отпечатка непосредственно прикасался к данному предмету.

Индивидуальность отпечатков означает, что среди всей массы лю­дей, населяющих Землю, нет двоих людей с одинаковыми узорами кожи.

Устойчивость папиллярных узоров характеризуется тем, что их рисунок остается неизменным в течение всей жизни человека и сохраня­ется после смерти, что позволяет идентифицировать не только живых лиц, но и трупы.

Важным свойством папиллярного узора является его восстанавлива­емость, т.е. способность восстанавливать первоначальный рисунок пос­ле его уничтожения (ожог, травление и т.п.), если не был задет сосочковый слой дермы.

Все узоры классифицируются на три типа:

Внутри каждого типа имеется классификация по видам.

Идентификационные задачи решаются путем сопоставления комплек­сов признаков, выявленных в исследуемом следе, со следом на экспери­ментальных отпечатках. В задачу следователя входят только обнаруже­ние, фиксация, изъятие, описание в протоколе и направление на экспер­тное исследование.

Выявление и фиксация следов рук

В практике по следам рук следователь чаще всего сталкивается с невидимыми или слабовидимыми отпечатками рук, образованными потожировым веществом.

Чтобы обнаружить и зафиксировать такие следы, можно воспользо­ваться либо Физическими, либо химическими способами их выявления. При осмотре надо использовать разные углы зрения и освещения.

Физический метод — это обработка различными порошками следа, которые его окрашивают и делают видимым. Выбор конкретного порошка определяется поверхностью, на которой расположен след.

Следы выделяют путем применения магнитной кисти, окуриванием пирами йода (кристаллического) с помощью йодной трубки..

Из химических методов наиболее применим раствор нингидрина в ацетоне (0,5-2,0гр на 100мл) и раствор аллоксана в ацетоне (1-1,5гр на 100мл ацетона) давность бумаге. В тех случаях, когда на месте происшествия остаются фрагменты отпечатков, используются не только индивидуальные особенности папиллярных линий, но и подлежат исследо­ванию особенности строения пор.

Поры выглядят в виде белых пятен различной формы, покрывающих поверхность папиллярной линии в один ряд.

Читайте так же:  Кого по закону должны признать малоимущим

Поры также индивидуальны и устойчивы, что позволяет надежно ис­пользовать их для идентификации личности.

Следы рук в перчатках.

Следы ног человека.

Следы ног классифицируются на:

1) следы босых ног;

2) следы ног в чулках, носках;

Следы босых ног позволяют получить информацию о строении стопы, ее размере и строении индивидуальных признаков.

Следы ног в чулках, носках дают информацию об особенностях чул­ка, носка, а также об особенностях стопы, ее размере. Эти следы обыч­но пригодны для групповой идентификации.

В случае наличия на чулках, носках дефектов, возможна идентифи­кация следов по этим признакам.

Наиболее часто на практике приходится сталкиваться со следами обуви. Обнаружение этих следов обычно не вызывает трудностей. Следы обуви, образованные в результате ходьбы, имеют некоторые искажения в силу механизма их образования от пятки до носка, но тем не менее, не лишает эти следы возможности отождествления по ним конкретной обуви.

В следах обуви обычно выделяют подметочную, промежуточную и каб­лучную части. Изучение следов обуви на месте происшествия позволяет:

1) установить рост человека, оставившего след (длина следа х 7 = рост);

2) пол, а иногда относительный возраст;

3) количество лиц, находившихся на месте происшествия;

4) направление движения до и после совершения преступления;

5) судить о длительности ожидания жертвы.

Перечисленные признаки в отдельности дают незначительную инфор­мацию, но в совокупности — позволяют составить достаточно точное представление о событии преступления.

В следе обуви измеряется:

Длина следа, ширина следа в подметочной части, ширина в промежуточ­ной части, ширина следа каблука (схема).

На дорожке следов измеряются:

У некоторых людей шаг = 0 и 0

— угол шага (разворот стопы)=18 0 -25 0 может быть=0

— может быть 0 (косолапость)

Если то это является одним из идентификационных признаков.

Измерение следов желательно дополнить планом или схемой с ука­занием расположения следов или дорожки следов со всеми необходимыми размерами.

План или схема прилагается к протоколу осмотра места происшест­вия. Кроме этого следы фотографируются. При необходимости со следов изготовляются слепки.

Изготовление слепков производится после фотографирования следов и их описания в протоколе осмотра. (Изготовление слепков — в почве и на снегу — бензолом — образуется пленка — гипс 1:1 — гипс + вода).

Следы зубов и других частей тела.

Они встречаются в жизненной практике реже, однако имеют весьма важное значение. По следам зубов возможно идентифицировать конкрет­ного человека, так как зубной аппарат обладает комплексом частных признаков, по которым можно идентифицировать зубы.

Важными признаками являются: особенности рельефа, форма, взаим­ное расположение зубов, аномалии зубного ряда, возрастные изменения. Следует учитывать, что зубы являются наиболее стойкими элементами организма человека. Они хорошо сохраняют свои особенности при длитель­ном нахождении в земле, воде, при высокой температуре, -что позволяет идентифицировать обгоревшие трупы.

Следы зубов обычно обнаруживаются на сыре, шоколаде, мармеладе, овощах, фруктах (продуктах питания, а также на теле человека, метал­лических пробках.и др. предметах).

Следы орудий, инструментов и механизмов.

Следы орудий к инструментов обычно обнаруживают при расследова­нии уголовных дел, сопряженных со взломом каких-либо преград на пути про­никновения преступника. Объектами исследования являются двери, окна, замки, пломбы, стены, полы, потолки и т.п. Поэтому, еще эту группу следов иначе называют следами взлома.

Вместе с тем, орудия и инструменты часто фигурируют по делам об убийствах, разбойных нападениях, причинении тяжких телесных пов­реждений и др., где они используются в качестве орудия совершения пре­ступления.

В зависимости от механизма образования следы орудий и инстру­ментов делятся на:

1. Следы отжима образуются в результате действия орудия в качестве рычага. Их легче всего обнаружить в районе расположения замков, меж­ду створками рам, дверей, ворот.

Эти следы бывают объемным, статическими, динамическими или комбинированными, т.е. статико-динамическими.

Обычно следы выражены в виде отпечатка рабочей части орудия. По данным следам может быть проведена как групповая, так и индиви­дуальная идентификация. Следы отжима обычно сопутствуют следы сколь­жения.

2. Следы удара возникают при образовании проломов стен, дверей, окон­ных рам и т.д. Обычно эти следы содержат мало информации и сопровож­даются значительными разрушениями.

3. Следы распила образуются на следовоспринимающей поверхности от воздействия зубьев ножовочного полотна. Данные следы перекрывают друг друга, поэтому они, как правило, идентификации не подлежат, за исключением особых случаев (дефекты).

4. Следы разруба выражены в виде параллельно расположенных трасс различной ширины и глубины. Эти следы обладают достаточной идентифи­кационной информацией, и как правило, пригодны для идентификации. (топор, сабля и т.д.).

Делая вывод эксперт всегда должен иметь в виду, что орудие мог­ло подлежать заточке (особенно отрицательные выводы).

5. Следы разреза образуются в результате воздействия на объект режу­щей кромки орудия (ножа,, кинжала, стекла и т.д.). (пример: сорочка).

6. Следы прокола (шило, отвертка, острие ножа, стилет и т.д.) возни­кают за счет проникновения в объект части инструмента, поперечные размеры которого по сравнению с его длиной достаточно малы.

7. Следы пробоя (монтировкой, прутком и т.п.), как правило, эти сле­ды возникают при ДТП.

8. Следы колюще-режущие (нож, кинжал, шток) являются результатом про­никающих повреждений при убийствах, причинении тяжких повреждений, разбойных нападениях. Имеют вид в поперечнике треугольника с одним острым, другим тупым концом. Как правило, имеется основное и допол­нительное повреждение. Края линейной формы.

9. Следы сверления аналогичны по сложности идентификации следам рас­пила.

Все перечисленные следы должны изыматься по возможности в нату­ральном виде, упаковываться, опечатываться и приобщаться к материа­лам уголовного дела в качестве вещественных доказательств.

При изъятии всех вещественных доказательств категорически, зап­рещается с ними каким-либо образом манипулировать (граната разорва­лась, замки и т.д.).

Если невозможно иметь объект со следом (ворота гаража со следа­ми взлома) необходимо сделать реплики (силиконовые насты «KI8», «У-4»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9207 —

| 7263 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

  3. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
Что такое трасологическая экспертиза
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here