Изъятие земельных участков для государственных нужд

Все ответы на вопросы по тематике: "Изъятие земельных участков для государственных нужд" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Изъятие земель – это определенное действие компетентных органов, направленное на прекращение права землепользования и землевладения. В противоположность предоставлению земельных участков изъятие земель направлено не на установление, а на прекращение права землевладения и землепользования, не на увеличение, а на сокращение объектов этого права.

В соответствии со статьей 24 Кодекса порядок изъятия и предоставления земельных участков определяется Президентом Республики Беларусь.

Государственными нуждами признаются определяемые по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов потребности (соответственно республиканского и местного значения), связанные с реализацией социально-экономических, научно-технических, природоохранных и иных целей и обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также для размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров либо государственными программами, утвержденными Президентом или правительством.

Согласно Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 677, изъятие и предоставление земельных участков осуществляется из всех категорий земель (сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда) независимо от их целевого назначения и нахождения в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности или аренде.

Как установлено данным Положением, земельный участок, находящийся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности, аренде, предоставляется только после изъятия этого участка у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника и арендатора. Земельный участок, находящийся в частной собственности, предоставляется только после его выкупа у собственника.

Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, местными исполнительными и распорядительными органами, а также с другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель и лесов, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом комплексного развития территории.

Для изъятия (и предоставления) земельного участка требуются: предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта; разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка; установление границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности); государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.

Предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта производится с учетом градостроительной документации:

— районными исполнительными комитетами — при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ;

[1]

— городскими исполнительными комитетами — при предоставлении земельного участка из земель городов областного подчинения;

— Минским городским исполнительным комитетом — при предоставлении земельного участка из земель г. Минска;

— областными исполнительными комитетами.

Предварительное согласование места размещения земельных участков, предоставляемых по решению Президента Республики Беларусь с изъятием сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, проводится областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

Землепользователь, землевладелец, из земель которого намечается изъятие земельного участка (его части), при согласовании места размещения этого участка одновременно дает согласие на изъятие у него данного участка (его части). В случае строительства подземных линий электропередачи и связи, трубопроводов и иных линейных сооружений, а также их реконструкции в границах охранных зон этих сооружений лица, согласовавшие изъятие у них земельных участков, дают согласие как на размещение трасс таких сооружений, так и на проведение работ, связанных с их строительством (реконструкцией), в согласованные с ними сроки.

В решении об изъятии земельного участка должны быть указаны:

• землепользователи, из земель которых изымается земельный участок;

• площадь земельного участка и виды изымаемых земель;

• лица, которым предоставляется земельный участок;

• вещное право на земельный участок (с учетом полномочий местного исполнительного комитета);

• цель предоставления земельного участка;

• размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и условия их возмещения, транзитный счет инспекции Министерства по налогам и сборам для перечисления суммы потерь;

• наличие сервитута, ограничений (обременении) прав в использовании земельного участка;

• условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование;

• иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и условия занятия (строительства, иного освоения) земельного участка).

В случае, если земельный участок изымается для государственных нужд, в решении о его изъятии и предоставлении должно быть указано, что этот участок изымается для государственных нужд с указанием оснований (одного или нескольких), с приложением копий документов (либо выписок из них), подтверждающих эти основания.

Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается местным исполнительным комитетом в течение пяти рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от землеустроительной и геодезической службы.

Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия решения об изъятии земельного участка передает указанные материалы и копию решения соответствующей землеустроительной и геодезической службе для установления границ этого участка на местности и государственной регистрации его создания и права на него в порядке, установленном Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, заинтересованному лицу и лицу, из земель которого изымается земельный участок.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 667 размеры убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, собственникам и арендаторам земельных участков их изъятием и сносом расположенных на них объектов недвижимости, определяются организациями по перечню и в порядке, которые утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Читайте так же:  Особенности условного осуждения по статье 73 ук рф и можно ли его заменить на другой вид наказания

При несогласии землепользователя, землевладельца или собственника земельного участка с решением сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и г. Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа об изъятии у него земельного участка это решение может быть обжаловано им в суде.

Обжалование решения сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и г. Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа приостанавливает его исполнение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в ст. 282 ГК РФ вводится уточнение: «Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

При этом за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

  1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
  2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
  3. органы местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

    • по их собственной инициативе;
    • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

    С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

    1. организации, имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см.Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»);
    2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка:
      • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
      • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств — полностью или частично);
    3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

    Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Ходатайство об изъятии земельного участка:

    1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
    2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
    3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9892 —

    | 7441 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд

    Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определен в ст. 49 и 55 ЗК РФ. Изъять земельный участок для государственных или муниципальных нужд возможно лишь в исключительных случаях, установленных в ст. 49 ЗК РФ. Это выполнение международных обязательств Российской Федерации; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, иные случаи, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ.

    В ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень объектов, для размещения которых возможно изъятие земельного участка. К ним в частности отнесены: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального и регионального транспорта, связи, информатики; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.

    Решение об изъятии земельного участка принимается органами государственного управления или местного самоуправления, компетенция которых определяется в зависимости от цели изъятия земельного участка. В ст. 9—11 ЗК РФ установлено, что земельные участки для федеральных нужд изымаются федеральными органами управления; для нужд субъекта РФ — органами исполнительной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд — органами местного самоуправления.

    При вынесении решения об изъятии земельного участка должен быть соблюден установленный порядок. Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка уведомлен об этом органом управления, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение органа управления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации (ст. 279 ГК РФ). С момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка собственник земельного участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены ЗУ затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на ЗУ в указанный период.

    По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен ЗУ, изымаемого, другой ЗУ с зачетом его стоимости в выкупную цену.

    Если собственник не согласен с решением об изъятии либо не достигнуто соглашение о выкупной цене, гос. орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе ЗУ в течении 3-х лет с момента направления собственнику уведомления об этом.

    В соответствии с ЗК принудительное отчуждение ЗУ для гос. и муниципальных нужд может быть проведено только на основании решения суда при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости ЗУ. В случаях, когда ЗУ, изымаемый для данных нужд, находится во владении и пользовании на праве ПНВ или ПБП, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам ст. 279 – 282 ГК. Лица, использующие ЗУ на правах, не являющихся собственностью, должны быть не менее чем за год быть предупреждены об изъятии у них ЗУ, им полностью должны быть возмещены причиненные убытки.

    Читайте так же:  Как снять арест с машины наложенный судебными приставами

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9207 —

    | 7263 — или читать все.

    Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков.

    Обязанность выкупа (возмездного изъятия земельного участка) следует из ст. 35 Конституции РФ, определяющей права собственника имущества. Часть 3 указанной статьи Конституции РФ гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

    Принудительное же отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    К основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд относятся следующие:

    • 1) выполнение международных обязательств Российской Федерации;
    • 2) размещение следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

    объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

    объекты использования атомной энергии;

    объекты обороны и безопасности;

    объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

    объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы Российской Федерации;

    линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

    объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

    автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

    3) иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

    Под выполнением международных обязательств понимается выполнение обязательств, взятых на себя Российской Федерацией в связи с подписанием международных документов (договоров, соглашений).

    Вторым основным случаем определено размещение объектов государственного или муниципального значения. То, что объекты должны быть государственного или муниципального значения означает, что они размещаются не в интересах частных лиц (граждан или юридических лиц), а в интересах публичных, но их строительство может быть произведено силами коммерческих организаций, а сами объекты в установленных случаях могут находиться в частной собственности (линии ЛЭП, трубопроводного транспорта, др.). Под данное основание подпадает и выкуп земельных участков под застройку на землях поселений, в соответствии с планом их развития, предусмотренная частью 2 настоящей статьи.

    [2]

    Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд урегулирован ГК РФ. Так, в частности, согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для каких нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, в порядке, предусмотренном законодательством.

    При этом решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

    Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

    Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд (ст. 282 ГК РФ).

    [3]

    Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 ГК РФ.

    В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 279-282 ГК РФ (ст. 283 ГК РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При рассмотрении споров, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд суд, как правило, рассматривает все обстоятельства, позволяющие соблюсти и обеспечить баланс публичных и частных интересов при реализации этой процедуры. При этом судами изучаются как основания и необходимость изъятия участка, так и наличие альтернативных вариантов.

    Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 08.09.2008 № 10889/08 в этом смысле подчеркнул, что:

    суд обоснованно признал недоказанным, что оспариваемое постановление об изъятии участка издано в соответствии со ст. 49 и 83 ЗК РФ, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты, принадлежащие на праве собственности обществу, предпринимателям Ш. и О., а доказательств того, что генеральный план содержит какие-либо приоритеты в реализации основных видов функционального использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом, а также того, что строительство многоэтажных жилых домов именно на данной территории обусловлено какими-либо исключительными государственными или муниципальными нуждами, ответчиком не представлено.

    Содержание п. 1 ст. 49 ЗК РФ легло в основу рассмотрения Конституционным судом РФ жалобы гр. Ф.

    В своей жалобе в Конституционный Суд РФ гр. Ф. оспаривал конституционность абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ), в соответствии с которым было издано постановление мэра города Абакана от 20.08.2007 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд города Абакана», предписывающее изъятие путем выкупа для муниципальных нужд (реконструкции с целью расширения автомобильной дороги общего пользования) земельного участка, принадлежащего на праве общей собственности гр. Ф.

    Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы, Конституционный суд РФ, в частности, разъяснил:

    Предоставление органам местного самоуправления полномочия по принудительному отчуждению в исключительных случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения, земельных участков при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов обусловлено необходимостью решения публично значимых вопросов местного значения, а порядок его реализации связан теми же условиями, которые предусмотрены для случаев отчуждения имущества для государственных нужд (ст. 279-282 ГК РФ, ст. ст. 49, 55, 57 и 63 ЗК РФ).

    Федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление общих принципов организации местного самоуправления (ст. 72, п. «н» ч. 1 Конституции РФ), в том числе определение состава вопросов местного значения и конкретных публично-властных полномочий органов местного самоуправления по их решению, был вправе, исходя из предписаний ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, допускающей введение в обусловленных конституционными ценностями целях ограничений прав и свобод человека и гражданина, включая право собственности, закрепить данное полномочие за органами местного самоуправления.

    Читайте так же:  Порядок восстановления птс

    Не препятствует такому правовому регулированию, вопреки утверждению заявителя, и положение ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которому принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Целевое предназначение данного конституционного положения — установление дополнительных гарантий прав собственников в случаях принудительного отчуждения их имущества для государственных нужд, что не исключает возможность принудительного отчуждения имущества для муниципальных нужд, связанных с решением вопросов местного значения публичного характера, то есть в интересах муниципального образования как публично-территориального института государственности.

    Земельным кодексом РФ предусмотрены определенные гарантии прав лиц, земельные участки которых изымаются для государственных или муниципальных нужд (ст. 63). Также установлено, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

    • 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
    • 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
    • 3) возмещения в соответствии со ст. 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

    Положения ст. 63 ЗК РФ, устанавливающей гарантии прав лиц, земельные участки которых изымаются, согласованы с положениями ст. 44, 45, 49 и 55 ЗК РФ, а также положениями ГК РФ об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

    Положения о гарантиях прав в данном случае основаны на норме ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    В отношении определения выкупной цены земельного участка при его изъятии дано разъяснение Пленума ВАС РФ (постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»), согласно которому под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

    Я взял в ипотеку участок, чтобы строится и жить, оставив квартиру детям, но его зарезервировали под дорогу. Это и есть изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

    Стройматериал гниет, в семье все плохо из-за этого. Жить не хочется. Как быть?

    Что-за это закон — молча ограбили и по кабинетам (по которым устал ходить) сидят сытые лица руками разводят. Простите, накипело.

    Ответы юристов ( 1 )

    Статья 55 Земельного кодекса РФ. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

    2. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

    3. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

    Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только в исключительных случаях:

    • при необходимости выполнения международных обязательств РФ (например, при строительстве международных магистральных трубопроводов);
    • при указании на необходимость изъятия в законе РФ или в законе субъекта РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования на его территории.
    • при необходимости размещения объектов государственного или муниципального значения, если нет других вариантов их размещения.

    К таким объектам относятся (перечень исчерпывающий):

    • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
    • атомные объекты;
    • объекты обороны и безопасности, в том числе, обеспечивающие охрану границы;
    • федеральные и региональные объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
    • объекты космической деятельности;
    • линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;
    • автомобильные дороги.

    Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

    Уведомляли ли Вас, Александр?

    Да в июне 2013г.»зарезервирован для государственных нужд.»,и все!,строиться нельзя,продавать?, теперь стоит копейки.

    В июне 2014 г. у Вас должны были выкупить участок с соблюдением принципа «равноценного возмещения стоимости». Вы имеете право подать иск о выкупе участка в суд и Вам компенсируют стоимость участка.

    Резервирование это еще не изъятие,вам ли об этом не знать,простите.Это лишь инструмент,в руках местных властей,для удешевления.Сосед судится после экспертизы земля стоит 0р. адвокат 40т.р.,который ведет дело.Мы с вами живем по разным законам,как в разных гос-х.Приезжайте на практику.(Котетдж.поселок «Соловьи» Удмуртская Республика)

    Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

    В выкупную цену земельного участка включаются:

    • рыночная стоимость участка;
    • рыночная стоимость расположенного на нем недвижимого имущества (жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений);
    • убытки, причиненные изъятием участка.
    Читайте так же:  Регистрация названия магазина

    Примечание. В случае спора о выкупной цене участка обязательно должна проводиться профессиональная оценка его рыночной стоимости.

    Если по соглашению с собственником ему предоставляется другой земельный участок, его стоимость засчитывается в выкупную цену.

    Если земельный участок и недвижимость на нем принадлежат разным лицам, стоимость строений компенсируется их собственнику, а в выкупную цену участка включаются стоимость самого участка и причиненные его собственнику убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду (например, при до­срочном прекращении обязательств перед третьими лицами).

    Решение об изъятии участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. С этого момента любые произведенные им затраты на изымаемом участке (на строительство и реконструкцию зданий, строений и сооружений, а также иные затраты, существенно повышающие стоимость земельного участка) не подлежат компенсации.

    В связи с отсутствием у землепользователей (бессрочное пользование), землевладельцев (пожизненное наследуемое владение) и арендаторов права собственности на земельные участки, им не возмещается стоимость участков, однако они имеют право требовать бесплатно предоставить им равноценные. Кроме того, им должна быть возмещена стоимость принадлежащих на праве собственности строений, расположенных на участке, и причиненных изъятием убытков, включая упущенную выгоду, в полном объеме. Основания изъятия участков для государственных и муниципальных нужд у пользователей и владельцев должны быть те же, что и для участков, находящихся в собственности.

    Возмещение убытков осуществляется за счет бюджетных средств бюджетов, либо лицами, в пользу которых изымаются земельные участки, либо лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон.

    В случаях, когда законом предусмотрена возможность изъятия земельных участков у граждан, может быть принято решение о резервировании земель. При этом права граждан — собственников земли (например, право на возведение зданий, сооружений, на мелиоративные работы и пр.) — могут быть ограничены на срок не более 7 лет. Решение о резервировании земель принимается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Оно должно содержать перечень ограничений прав собственников, сроки резервирования и сведения об ознакомлении заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации и вступает в силу не ранее его опубликования.

    Ограничения прекращают действовать после:

    • истечения указанного в решении срока резервирования земель;
    • предоставления в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
    • отмены решения о резервировании земель органом, принявшим решение о резервировании;
    • изъятия в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
    • решения суда, вступившего в законную силу.

    Позиция Высшего Арбитражного Суда: Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаютсярыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

    Статья 15 ГК РФ. Возмещение убытков
    1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

    2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Таким образом, Вам должны компенсировать не только стоимость участка с учетом покупной цены (даже если «экспертиза» установит минимальную цену — Вы понесли расходы на покупку участка и Вам должны эти убытки возместить), но и расходы на приобретение и хранение стройматериалов, а также расходы, связанные с возведением строений и сооружений до даты регистрации ограничений Вашего права. Решения судов, противоречащие позиции ВАС будут отменены вышестоящими инстанциями. Не теряйте духа и удачно Вам разрешить вопрос.

    Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

    Земельный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного изъятия земельных наделов у собственника, если на то существуют государственные или муниципальные нужды. Данный вопрос на сегодняшний день является особенно актуальным и злободневным, так как, основываясь на данную правовую норму, многие органы государственной власти превышают свои полномочия и ущемляют граждан в их законных правах.

    Понятие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Такое понятие как институт изъятия земельных участков известен практикующим юристам давно. Он существовал и в Российской империи, и в СССР, и РСФСР, и теперь оказывает свое непосредственное влияние на распределение земель в России. И если данное понятие было отлично урегулировано дореволюционным и советским законодательством, то сегодня Земельный кодекс России содержит в себе большое количество коллизий и пробелов по данному вопросу.

    Что же собой представляет понятие «изъятие земельного участка»? Это закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела посредством выкупа для государственных или же муниципальных нужд, который подразделяется на 4 конкретные стадии:

    • принимается решение об изъятии земельного участка у собственника, после чего осуществляется госрегистрация;
    • происходит уведомление собственника о подобном государственном решении, которое направлено на изъятие участка;
    • осуществляется определение конкретных условий и порядка изъятия и перечисления выкупа за территорию;
    • вносится оплата за земельный участок, равная выкупной цене, а также дополнительная компенсация.

    В юридической литературе понятие «изъятие земельного участка» находит различную трактовку, в частности, во внимание берутся такие основания, как, например, правовой статус земельного участка. Некоторые ученые сходятся во мнении, что подобное правомочие со стороны государства является сделкой на подобии купли-продажи. Другие, напротив, находят основания, чтобы придать изъятию статус «квази-сделки», в частности, из-за его принудительного характера.

    Условия изъятия участков. Возмещение убытков при изъятии земельных участков

    На сегодняшний день Земельный кодекс РФ, а также гражданское законодательство закрепляют все основополагающие условия, которые могут использоваться в качестве основания для изъятия земли у собственника.

    Читайте так же:  Признание договора купли-продажи автомобиля недействительным

    В частности, вышеуказанный Кодекс, а именно ст. 55, фиксируют, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка по решению судебной инстанции. Таким образом, основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

    Что собой представляет понятие «возмещение убытков при изъятии участков»? Это равноценная плата за подобное правомочие со стороны государственных или же муниципальных органов, которая подразумевает компенсацию не только рыночной стоимости земли, но и покрытие дополнительных расходов собственника, и финансовое возмещение за убытки, причиненные государством.

    При этом порядок и условия возмещения всех убытков и внесения платы определяется участниками правоотношений по обоюдному соглашению. Этот контракт подразумевает ключевую обязанность со стороны государственной власти уплатить рыночную стоимость и компенсировать дополнительные причиненные убытки собственника.

    Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа

    Стоит отметить, что Земельный кодекс РФ, четко регламентирует порядок изъятия участка путем выкупа. В частности, в нем прописаны все ключевые случаи, когда может быть осуществлено данное правомочие со стороны государственной власти:

    • изъятие земли у собственника происходит в том случае, если надел необходим для исполнения РФ всех своих международных обязательств;
    • принудительное изъятие собственности осуществляется в том случае, если существует необходимость разместить на участке государственный объект, а иных вариантов для строительства не имеется;
    • изъятие происходит в иных случаях, которые закрепляет как Земельный кодекс, так и федеральное или региональное законодательство РФ.

    Как было сказано выше, размер выкупа определяется сторонами соглашения. Если подобного согласия достичь не удается, то выкупная цена определяется арбитражным судом РФ. При этом судья берет во внимание рыночную стоимость, которая зафиксирована на момент судебного разбирательства.

    Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанное с выполнением международных обязательств

    Рассмотрим перечисленные выше основания более подробно. Если обратиться к современному российскому законодательству, то особую роль в нем играют международные обязательства, которые берет на себя РФ. Зачастую, чтобы выполнить их, государству требуются многочисленные ресурсы, к которым можно причислить и земельные территории.

    Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.

    Как и во всех остальных случаях изъятия участка, владельцу земли перечисляется выкуп и возмещаются дополнительные убытки, в том числе и упущенная выгода, которую он мог получить, распоряжаясь территорией по своему усмотрению.

    Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в рамках развития застроенных территорий

    Порядок изъятия земель, которые необходимо освоить с целью дополнительного развития территорий для удовлетворения муниципальных нужд, имеет стандартное воплощение. Свое закрепление данное правомочие со стороны органов нашло в статье 49 ЗК РФ.

    Порядок изъятия земли для строительных работ подразумевает прохождение двух ключевых стадий, которые регулирует указанный выше Кодекс. На первой стадии происходит предварительное согласование о том, в каком конкретном месте будет возведено то или иное строение для обеспечения нужд конкретного муниципалитета. Далее процесс переходит в стадию непосредственного изъятия частной собственности в пользу государства.

    На первом этапе обязательным условием его легитимации считается участие собственников земельных территорий. В том случае если возникают какие-либо проблемы в урегулировании вопроса, касающегося предварительного согласования, владелец надела может найти защиту в уполномоченных органах, то есть судебных инстанциях.

    Если предварительная стадия прошла успешно и никакие законодательные проблемы не возникли, то принимается решение об изъятии территории. Но даже при этом собственник имеет законное право использовать земельный участок в своих целях на протяжении 1 года с момента подписания официального решения.

    Это является дополнительной гарантией соблюдения прав и интересов гражданина РФ.

    Освоение территории до истечения годовалого срока может быть обусловлено лишь с согласия собственника, который стал участником процесса изъятия территорий.

    Изъятие земельных участков для обеспечения обороны и безопасности, общегосударственной инфраструктуры, коммуникаций

    Одной из ключевых задач любого государства признается своевременное и полноценное обеспечение обороны и безопасности страны, а также благополучия населения, проживающего на ее территории. Именно поэтому Земельный кодекс России в ст. 49 предусматривает законодательную возможность осуществить изъятие наделов, находящихся в частной собственности, для поддержания должного уровня обороноспособности РФ.

    Осуществляется подобное изъятие по решению судебного органа, которое принимается после предварительного согласования и перечисления выкупной стоимости участка. После ограничения в обороте изъятые территории наделяются особым правовым статусом, согласно ст. 27 ЗК РФ.

    В большинстве случаев подобные наделы становятся режимными объектами, в том числе начинают входить в так называемые закрытые административно-территориальные образования. Подобная особенность регламентирована законом под № 3297-1.

    Иные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Земельный кодекс РФ предусматривает и иные основания, которые позволяют осуществить изъятие земельного участка из частной собственности в государственную или муниципальную собственность. Дать исчерпывающий перечень подобных причин для передачи прав собственности от одних субъектов правоотношений к другим просто невозможно. Это связано с тем, что иные основания закрепляются федеральными и региональными законами в каждом конкретном субъекте РФ.

    Показательным примером в данном случае выступает процесс изъятия земель для строительства спортивной инфраструктуры в городе Сочи. В качестве нормативно-правового акта, который обусловил эту необходимость, считается Федеральный закон под № 310-ФЗ.

    Процедура изъятия земельных участков была достаточно сложной и болезненной для собственников, поэтому получила название «сочинский синдром».

    Не менее интересным примером является изъятие земель для прокладки на их территории дорог и автобанов, которые соединяют собой поселения, города, районы и даже страны, а также для разработки полезных ресурсов из недр земли и пр.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, изъятие земельных участков предусматривается современным российским законодательством, даже если их используют на праве частной собственности. Но при этом государство стремится обеспечить должную защиту интересов и прав граждан, предоставляя за подобное правомочие равноценную компенсацию и денежный выкуп, которые покрывают собой все убытки субъектов правоотношений.

    Источники


    1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

    2. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

    3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
    Изъятие земельных участков для государственных нужд
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here