Как наказывают капитана судна за неоказание помощи терпящим бедствие

Все ответы на вопросы по тематике: "Как наказывают капитана судна за неоказание помощи терпящим бедствие" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Новая редакция Ст. 270 УК РФ

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 270 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства является безопасность судоходства, факультативным — жизнь, здоровье людей.

2. Потерпевшими от преступления (людьми, терпящими бедствие на море или ином водном пути) являются не только находящиеся в воде, но и на тонущем судне, независимо от того, подают они сигналы о помощи или нет, при условии, если имеется угроза их гибели.

3. Объективная сторона состава преступления выражается в форме бездействия. В частности, неисполнение капитаном обязанности оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, другому судну, его пассажирам и экипажу в случае столкновения судов характеризует объективную сторону коммент. состава преступления.

4. Состав преступления сконструирован как формальный. Преступление окончено (составом) с момента уклонения от оказания помощи.

5. Конструктивным признаком состава преступления является отсутствие при оказании помощи серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Не является основанием для отказа в помощи возможность понести капитаном или владельцем судна материальные убытки (повреждение судна, уничтожение или порча груза и т.п.), если это не отразится на плавучести судна либо не создаст угрозы жизни или здоровью экипажа и пассажиров.

6. Субъект преступного посягательства специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее его обязанности. Судовладелец не несет ответственности за неисполнение капитаном установленных для него обязанностей.

7. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

8. Содеянное относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 270 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшим является хотя бы один человек, находящийся в условиях непосредственной опасности для его жизни.

2. С объективной стороны преступление характеризуется бездействием (неоказанием помощи), местом (любой водный путь) и обстановкой.

Бездействие может выражаться в: а) неоказании помощи людям с судна, столкнувшегося с судном под управлением виновного; б) неоказании помощи при визуальном обнаружении потерпевших; в) неприбытии на место бедствия по вызову.

3. Обстановка как признак неоказания помощи должна отвечать двум условиям: а) потерпевшие терпят бедствие (находятся на воде вне судна, судно повреждено и потеряло ход, тонет, горит и проч.); б) отсутствует серьезная (грозящая гибелью) опасность для своего судна, экипажа и пассажиров. Отсутствие такой опасности — вопрос факта, разрешаемый с учетом специфики аварии на чужом судне, перевозимого им груза, погодных условий и т.п.

4. Преступление имеет формальный состав и окончено в момент отдачи соответствующего приказа либо, напротив, когда требуемая команда не отдается.

5. Субъект специальный — капитан судна. Иные члены экипажа могут отвечать по ст. 125 УК РФ.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 УК РФ

1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).

2. Объект преступления — безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути.

Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).

3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.

Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.

Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.

5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Полный текст ст. 270 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 270 УК РФ.

[3]

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте так же:  Как провести независимую экспертизу товара

Комментарий к статье 270 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения по охране жизни и здоровья человека в сфере функционирования водного транспорта;
2) объективная сторона: в качестве конструктивных признаков предусматривает общественно опасное деяние, место и обстановку совершения преступления.

Деяние выражается в неоказании помощи терпящим бедствие, т.е. в невыполнении обязанности по принятию мер к их спасению (бездействие). Источник информации о бедствии людей значения не имеет (получение сигнала «SOS» по рации, непосредственное наблюдение, уведомление от капитанов других судов или береговых служб и т.п.);
3) субъект: специальный — капитан судна или иное приравненное к нему лицо (шкипер, багермейстер);
4) субъективная сторона: прямой умысел.

Ответственность исключается, если информация о бедствии не была получена, хотя свое судно находилось в зоне бедствия, или реальная возможность оказать помощь отсутствовала (неисправность своего судна, значительная удаленность от места бедствия и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента неоказания помощи (формальный состав), т.е. с момента, когда капитан получил информацию о необходимости помощи и принял решение ее не оказывать (независимо от того, погибли или спаслись терпящие бедствие лица, и причин их бедственного положения).

2. Применимое законодательство:
1) Международная конвенция о спасании (ст. 10);
2) КВВТ РФ (ст. 30 и др.);
3) КТМ РФ (§ 2 главы 6 и др.) и др.

3. Судебная практика. В судебно-следственной практике могут возникать сложности с квалификацией данного преступления. В связи с этим необходимо обратить внимание, что капитан судна, терпящего бедствие на водном пути, за неоказание помощи своему экипажу и пассажирам подлежит ответственности по ст. 125, а не ст. 270 УК РФ. Также квалифицируется бездействие экипажа, не выполнившего приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие.

Консультации и комментарии юристов по ст 270 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 270 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

с момента, когда капитан получил информацию о необходимости помощи и принял решение ее не оказывать (независимо от того, погибли или спаслись терпящие бедствие лица, и причин их бедственного положения). 2. Применимое законодательство: 1) Международная конвенция о спасании (ст.

10); 2) КВВТ РФ ( и др.); 3) КТМ РФ (§ 2 главы 6 и др.) и др.

Статья 270. УК РФ

—— СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001. При квалификации деяния необходимо установить, имел ли капитан реальную возможность в сложившейся обстановке оказать помощь терпящим бедствие и не было ли это связано с серьезной опасностью для своего судна, экипажа и пассажиров. Если спасение было сопряжено с серьезной опасностью, состав преступления отсутствует.

Серьезность опасности определяется исходя из обстоятельств происшествия и может выражаться в возможности гибели судна, угрозе жизни или здоровью людей.

Опасность не признается серьезной, в случае если оказание помощи терпящим бедствие сопряжено только с имущественным ущербом (штрафные санкции за опоздание, повреждение груза и т.п.). Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента неоказания помощи независимо от наступления либо ненаступления последствий (люди могут как погибнуть, так и спастись самостоятельно или с помощью других лиц).

Как наказывают капитана судна за неоказание помощи терпящим бедствие

Сюда не относятся случаи, когда капитан опасался материальных убытков (например, повреждения груза на его судне).Субъективная сторона – это прямой умысел.

Под ним понимается не только лицо, которое выполняет обязанности капитана, но и самый старший по званию на корабле (например, шкипер). Также им признается гражданин, который занимает другую должность, но исполняет обязанности капитана.К доказательствам

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Субъект преступного посягательства специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее его обязанности.

Судовладелец не несет ответственности за неисполнение капитаном установленных для него обязанностей.

3. Обстановка как признак неоказания помощи должна отвечать двум условиям:

Статья 270.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, -наказывается Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна Статья 136. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении 1.

Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении, при возможности оказать такую помощь, или несообщение о таком положении лица надлежащим учреждениям или лицам, если это Из книги Федеральный закон

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

автора России Законодательство Статья 139.

Неоказание помощи больному медицинским работником 1. Неоказание без уважительных причин помощи больному медицинским работником, обязанным

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.

Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступление имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) не являются обстоятельствами, исключающими ответственность по данной статьи.

Читайте так же:  Как вернуть деньги за купленный товар

Отказ терпящих бедствие от принятия помощи, по общему правилу, исключает состав данного преступления. Кроме того, необходимо

Вопрос 185.

заключается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест по­садки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил меж­дународных полетов.

Иное нарушение может состоять во влете на территорию РФ не на том типе судна, которое указано в разрешении, пересечение границы РФ с просро­ченным разрешением, отключение радиосвязи и т. д. Преступление считается оконченным с момента нарушения правил между­народных полетов (формальный состав); если нарушение правил было вызвано объективными и не зависящими от воли экипажа причинами (стихийное бедствие, авария на воздушном судне и т. д.), то ответственность по настоящей статье исключается.

3.Субъективная сторона — умысел или неосторожность. 4.Субъект преступления — члены экипажа воздушного судна независимо от ихгражданства.

Пассажиры воздушного судна не являются субъектом настоящего преступ­ления, однако они могут при определенных условиях нести ответственность по ст.

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

270 УК возможна, если установлено, что: на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие; данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом); капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь; оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров; несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается. Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента неоказания помощи.

Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии.

Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении; главное заключается в том, что люди потерпели бедствие, и если не вмешаться в развитие событий, то их гибель неминуема. 4.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).

2. Объект преступления — безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути. Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).

3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.

Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели. Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров. 4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.

5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст.

125 УК. Навигация по записям

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

N 11. Ст. 1001. При квалификации деяния необходимо установить, имел ли капитан реальную возможность в сложившейся обстановке оказать помощь терпящим бедствие и не было ли это связано с серьезной опасностью для своего судна, экипажа и пассажиров. Если спасение было сопряжено с серьезной опасностью, состав преступления отсутствует.

Видео (кликните для воспроизведения).

Серьезность опасности определяется исходя из обстоятельств происшествия и может выражаться в возможности гибели судна, угрозе жизни или здоровью людей. Опасность не признается серьезной в случае, если оказание помощи терпящим бедствие сопряжено только с имущественным ущербом (штрафные санкции за опоздание, повреждение груза и т.п.). Состав преступления формальный.

Преступление окончено с момента неоказания помощи независимо от наступления либо ненаступления последствий (люди могут как погибнуть, так и спастись самостоятельно или с помощью других лиц). Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, при котором виновный осознает общественную опасность неоказания помощи терпящим бедствие и бездействует, несмотря на реальную возможность спасти людей.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.

К ним относятся:

  1. нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ),
  2. оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ),
  3. нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ),
  4. нарушение правил международныж полетов (ст. 271 УК РФ).
  5. недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ),

2. Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

К ним относятся:

  1. приведение в негодностъ транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ),
  2. нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ),
  3. нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистралъных трубопроводов (ст. 269 УК РФ)

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, -наказывается Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна Статья 136. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении 1.

Читайте так же:  Кто из родственников имеет право на наследство

Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении, при возможности оказать такую помощь, или несообщение о таком положении лица надлежащим учреждениям или лицам, если это Из книги Федеральный закон

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Статья 62. Обязанность оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море

СТ 62 КТМ РФ

1. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.

2. За нарушение обязанности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

[1]

Комментарий к Ст. 62 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Обязанность оказывать помощь людям на море основана на древнейшем морском обычае, получившем закрепление в различных международных соглашениях. Так, согласно Правилу У/10 СОЛАС 74/78 капитан судна, находящегося в море, получив из любого источника сообщение о бедствии, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие. Если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств данного случая считает ненужным или излишним следовать на помощь, он обязан сделать в судовом журнале запись о причинах, в силу которых он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие. Капитан судна, терпящего бедствие, имеет право выбрать одно или несколько судов, ответивших на его призыв о помощи, и долг капитана или капитанов выбранных судов подчиниться такому выбору. Капитан судна освобождается от обязанности оказывать помощь, если его судно не выбрано, а если было выбрано — когда он получил сообщение от людей, терпящих бедствие, или от капитана другого судна, прибывшего на место происшествия, что помощь больше не нужна.

Согласно ст. 10 Международной конвенции о спасании 1989 г. капитан судна обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем людей, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море (ст. 11 Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. после слов «любому лицу» содержит уточнение — «даже врагу»).

§ 2. Государства — участники Конвенции 1989 г. обязаны принимать необходимые меры для обеспечения выполнения капитаном обязанности по оказанию помощи людям. Такая обязанность возложена на капитана Уставом службы на судах морского флота (ст. 101) и Устава службы на судах рыбопромыслового флота (пп. 3 п. 33).

§ 3. Согласно ст. 270 УК РФ неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Преступление имеет место в случае, если: люди терпят бедствие; капитану известно об этом и он имеет реальную возможность оказать помощь; отсутствует серьезная опасность судну, его экипажу и пассажирам. Закон, как и международные договоры, не упоминает об угрозе перевозимому грузу. Такая угроза не является препятствием для оказания помощи людям, поскольку перевозчик в этом случае не несет ответственности за утрату или повреждение груза (см. подп. 3 п. 1 ст. 166 КТМ РФ). Преступление, предусмотренное ст. 270 УК РФ, считается оконченным с момента неоказания помощи, т.е. независимо от того, погибли ли люди, терпящие бедствие, или были спасены другим судном.

Под лишением права занимать определенные должности следует в данном случае понимать наказание, запрещающее лицу занимать, например, должность капитана или старшего помощника. Что касается определенной деятельности, то запрет может касаться судовождения как вида профессиональной деятельности, для осуществления которой требуется специальная подготовка. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью следует отличать от изъятия, аннулирования или приостановления дипломов и квалификационных свидетельств, предусмотренных п. 4 ст. 54 КТМ РФ. Хотя это также приводит к невозможности заниматься определенной деятельностью, изъятие, аннулирование или приостановление действия дипломов и свидетельств уголовным наказанием не является и сроком не ограничено.

§ 4. Согласно ст. 10 Конвенции 1989 г. судовладелец не несет ответственности за нарушение капитаном обязанностей по оказанию помощи людям, которым угрожает гибель на море.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК)

Диспозиция бланкетная, отсылает, например, к Водному кодексу РФ и др.

Объективная сторона состоит в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Деяние выражается в форме бездействия. При этом уголовная ответственность исключается, если такая помощь могла быть оказана с серьезной опасностью для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Состав по конструкции: формальный.

Субъективная сторона: прямой умысел.

Субъект: специальный — капитан судна.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК)

Диспозиция бланкетная. В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1084; а также Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395 и Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 396, использование воздушного пространства без разрешения соответствующих оперативных органов единой системы организации воздушного движения РФ запрещается. Такими органами являются Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства РФ, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства РФ, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Минобороны России, управление с аналогичными функциями Федерального агентства воздушного транспорта, оперативные органы единой системы организации воздушного движения РФ.

Объективная сторона состоит в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.

Читайте так же:  Нужно ли ждать три года с момента приобретения квартиры для ее продажи

Состав по конструкции: формальный.

Субъективная сторона: прямой умысел.

Субъект: специальный — лицо, обязанное соблюдать правила международных полетов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9305 —

| 7401 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 305 УК)

Повреждение или разрушение трубопроводов (ст. 304 УК)

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по обеспечению безопасности эксплуатации трубопроводов. Непосредственным дополнительным объектом — жизнь и здоровье потерпевших.

Объективная сторона рассматриваемого преступления, заключается в повреждении или разрушении трубопроводов, создавших реальную угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.

Под повреждением или разрушением трубопровода следует понимать приведение их в негодное для транспортировки груза (нефти, газа и т.д.) состояние, при котором восстановление невозможно либо требует дополнительных материальных затрат.

Приведение в негодное состояние может быть следствием наезда какого-либо транспортного средства (трактора, грейдера и т. п.) или нарушение различных правил при проведении в непосредственной близости от трубопровода тех или иных работ (строительных, земляных, лесных разработок и др.).

Данное преступление считается оконченным с момента совершения действий, выразившихся в повреждении или разрушении трубопроводов, что в результате создало реальную угрозу наступления последствий, указанных в законе. О степени серьезности грозящей опасности необходимо судить, исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом правил эксплуатации трубопроводов.

Субъективная сторона преступления выражается в неосторожной форме вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.

Субъектом преступления могут быть любые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Согласно частям 2 и 3 анализируемой статьи, уголовная ответственность наступает за то же действие, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей либо причинение крупного ущерба или смерть одного или нескольких человек.

Состав преступления — материальный, и оно считается оконченным с момента наступления указанных выше последствий.

По частям 2 и 3 статьи 304 УК привлекаем к уголовной ответственности при установление причинной связи между действием и наступившими последствиями.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению безопасности жизни людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути, или общественные отношения по обеспечению безопасности движения и эксплуатации водного транспорта.

Объективная сторона преступления, предусмотренного выражается в бездействии в виде неоказания капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Такой вывод вытекает из анализа статьи 12 Конвенции об открытом море 1958 года, согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж и пассажиров, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи.

Деяние считается оконченным с момента, когда обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать без серьезной опасности для судна, его экипажа и пассажиров.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что имеет реальную возможность принять необходимые меры для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, без серьезной опасности для его судна, членов экипажа или пассажиров и не желает их принимать.

По части 2 статьи 305 УК ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении. Неоказание капитаном судна помощи другому судну, пострадавшему от столкновения с третьим судном или по иным причинам, уголовной ответственности не влечет.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 статьи 305 УК, выражается в преступном бездействии капитана одного из столкнувшихся на море или водном пути судов обязанного принять должные меры по спасению другого судна, если эти меры могли быть приняты без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров.

Местом совершения анализируемого преступления может быть море или иной водный путь (океан, судоходный канал и др.).

Для привлечения лица к ответственности необходимо наступление указанных в законе последствий и наличие причинной связи между деянием и последствиями.

По части 2 статьи 305 УК субъективная сторона предполагает неосторожную форму вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.

Субъектом данного преступления является капитан морского, речного судна любого класса и назначения или лицо, выполнявшее его обязанности.

Лекция № 23. Общая характеристика коррупционных преступлений и иных преступлений против интересов государственной службы (1 час)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8369 —

| 7297 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 305. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Впервые в истории отечественного законодательства пред­усмотрена ответственность капитана судна за неоказание по­мощи людям, терпящим бедствие на море или в ином водном пространстве, если эта помощь могла быть оказана без серьез­ной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров (ч. 1 ст. 305УКРК).

Оказание всевозможной помощи гибнущим на море как осо­бый нравственный долг лежит на капитане судна с момента зарождения мореплавания. В настоящее время выполнение такой обязанности вытекает из ряда международных конвенций. Так, например, ст. 11 Брюссельской Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания людей на море от 23 сентября 1910 г. гласит: «Каждый капитан обязан, насколько он может это сделать без серьезной опас­ности для своего судна, своего экипажа и пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, находящемуся в опасности погибнуть».

В статье 12 Конвенции об открытом море 1958 г. закрепле­но, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серь­езной опасности свое судно, экипаж и пассажиров, оказать по­мощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помо­щи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать 2 .

Читайте так же:  Соглашение о переводе долга — трехсторонний образец

Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 31 Закона РК «О торговом мореплавании» от 17 января»2002 г. 3 .

Непосредственным объектомданного преступления высту­пают общественные отношения в сфере обеспечения безопас­ности мореплавания. Вместе с тем, И. М. Тяжкова полагает, что таковым следует признавать жизнь и здоровье людей, оказав­шихся в опасном положении.

Совершенно справедливо высказывание А. И. Коробеева о том, что бездействием лица вред жизни и здоровью людей при­чиняется не непосредственно, а путем нарушения иной систе­мы отношений — отношений общественной безопасности в сфе­ре охраны человеческой жизни на море, то есть указанный вред причиняется опосредованно.

Объективная сторонапреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РК выражается в бездействии капитана судна, не ока­завшего помощи людям, терпящим бедствие и которую он мог и был обязан оказать. Терпящими бедствие являются люди, ока­завшиеся в опасном для жизни состоянии вследствие круше­ния судна, на котором они находились. При этом, они могут находиться непосредственно в воде, на тонущем судне, на спа­сательных средствах (шлюпках, плотах) или на каком-либо пред­мете (на обломках корабля).

По смыслу закона не имеет значения, в силу каких причин люди оказались в бедственном положении: в результате кру­шения корабля, авиакатастрофы, опрокидывания или столкно­вения плавающих средств.

По конструкции состав анализируемого преступления — формальный. Деяние признается оконченным с момента, ког­да обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие людях, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать.

При этом, законодатель прямо отразил, что ответственность капитана возможна лишь в случаях, когда такая помощь не со­пряжена с серьезной опасностью для судна, его экипажа и пас­сажиров. Серьезной опасностью может признаваться, напри­мер, наличие реальной угрозы столкновения и затопления суд­на, гибель членов экипажа, пассажиров или причинение вреда их здоровью, сложная метеорологическая обстановка (ураган, шторм), повреждение судна в результате столкновения.

Если оказанная помощь была сопряжена с риском для са­мих спасателей, то вопрос об ответственности капитана судна разрешается с учетом ст. 34 УК РК о крайней необходимости или ст. 35 УК РК об обоснованном риске.

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 305 УК РК местом соверше­ния преступления является море или иной водный путь (океан, река, озеро, судоходный канал, акватория порта).

Субъективная сторонарассматриваемого преступления ха­рактеризуется умышленной формой вины. Авторы коммента­рия к УК РК отмечают, что данное деяние совершается только с прямым умыслом 1 . А. И. Коробеев указывает, что оно может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом 1 . Полагаем, что в данном случае следует поддержать мнение ав­торов Комментария к Уголовному кодексу Республики Казах­стан, так как преступление, сконструированное законодателем по типу формального состава, может совершаться только с пря­мым умыслом. Трудно представить ситуацию, в которой капи­тан судна безразлично относится к своему поведению или со­знательно допускает такое поведение.

Мотив неоказания помощи терпящим бедствие может быть различным (тревога за перевозимый груз, корысть и т.д.). Мо­тив не является конструктивным признаком этого преступле­ния и поэтому учитывается судом при индивидуализации нака­зания.

Часть 2 ст. 305 УК РК предусматривает ответственность за непринятие должных мер капитаном одного из столкнувшихся на море или водном пути судов спасения другого судна, повлек­шее по неосторожности гибель судна или иные тяжкие послед­ствия, если эти меры могли быть приняты без серьезной опас­ности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Статья 12 Конвенции об открытом море 1958 г. предписыва­ет капитану судна при столкновении с другим судном принять должные меры по спасению последнего, также сообщить при возможности название своего судна, порты его регистрации, а также порты отправления и назначения. Это положение позднее было закреплено в п. Зет. 31 Закона РК «О торговом морепла­вании» от 17 января 2002 г..

С объективной стороныанализируемое деяние выражается в невыполнении капитаном одного из столкнувшихся судов обязательных для него действий, необходимых для устранения опасности гибели другого судна. Ответственность при этом на­ступает при условии, если имеется реальная возможность ока­зать помощь без серьезной опасности для своего судна, его эки­пажа и пассажиров. Ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении.

Неоказание капитаном судна помощи другому судну, пост­радавшему от столкновения с другим судном, образует призна­ки деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 305 УК РК.

По конструкции состав рассматриваемого преступления — материальный, при этом требуется наступление вредных послед­ствий в виде гибели судна или иных тяжких последствий, а так­же причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями.

Под тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевших, гибель одного или более лиц.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.305 УК РК, характеризуется неосторожной формой вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежнос­ти. Капитан судна предвидит возможность наступления вред­ных последствий в результате непринятия должных мер по спа­сению другого судна, столкнувшегося с его судном, но без до­статочных к тому оснований рассчитывает на их предотвраще­ние либо не предвидит возможности наступления вредных по­следствий, хотя при должной внимательности и предусмотри­тельности должен был и мог их предвидеть.

Вместе с тем, следует поддержать позицию авторов Коммен­тария к Уголовному кодексу Республики Казахстан, которые отмечают, что деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 305 УК РК, ха­рактеризуется умышленной формой вины, так как капитан осоз­нает сам факт возможности принять необходимые меры для спа­сения другого судна, без серьезной опасности для своего суд­на, его экипажа и пассажиров.

Субьект преступления— специальный. Им является капитан судна (морского, речного) любого класса и назначения или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности (помощник капитана, шкипер), либо лицо, находящееся на судне в единственном числе.

Иные лица (члены экипажа), не оказавшие помощь терпя­щим бедствие людям, подлежат ответственности по ст. 119 УК РК «Оставление в опасности».

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.

  2. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

  3. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
Как наказывают капитана судна за неоказание помощи терпящим бедствие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here