Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Все ответы на вопросы по тематике: "Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 266 УК РФ

1. Объектом преступления является безопасность эксплуатации транспортных средств, указанных в ст. ст. 263 и 264. В комментируемой статье выделены два особых вида посягательства на безопасность эксплуатации транспорта: недоброкачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию в технически неисправном состоянии. И то и другое нарушения взаимосвязаны, в их основе лежит эксплуатация технически неисправных транспортных средств, создающая угрозу причинения физического вреда.

2. Предметом преступления является любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное, предусмотренное ст. 264. Кроме того, им может быть и другой элемент той или иной транспортной системы, обеспечивающий безопасность ее функционирования. В статье названы пути сообщения (имеются в виду железнодорожные пути), а также средства сигнализации и связи (в том числе авиационные, морские, железнодорожные, метро и т.д.).

Пути сообщения включают устройства, по которым осуществляется движение железнодорожного транспорта: железнодорожное (в том числе трамвайное, метро) полотно с рельсами, шпалами и насыпью. На железной дороге устраиваются различные сооружения, обеспечивающие безопасное движение поездов: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др. Сооружения, не обеспечивающие безопасности движения, к предмету данного преступления не относятся.

[3]

Средства связи — технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной и иной. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, лазерную и др. Возможна связь подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.

Сигнализация — средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласовании и т.д. Она может быть звуковой, световой, радио и т.д.

[1]

Кроме того, указывается и иное транспортное оборудование. Под ним понимается всякое техническое устройство, кроме сигнализации и связи, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортного средства, например, улавливатели, устраиваемые в железнодорожных и трамвайных тупиках, устройства, обозначающие фарватер реки, посадочная полоса на аэродроме и т.д.

3. Объективная сторона преступления включает в себя: недоброкачественный ремонт указанных в статье предметов, выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, тяжкий вред здоровью (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

4. Ремонт предполагает выполнение работ по восстановлению функциональных способностей поврежденных транспортных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами качества.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства).

В связи с этим необходимо выяснять, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в комментируемой статье. Для установления таких нарушений и фактов использования при ремонте недоброкачественных деталей и узлов надлежит при наличии к тому оснований назначать автотехническую экспертизу (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

5. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает выдачу разрешения на использование по предназначению транспортного средства, имеющего техническую неисправность, создающую угрозу безопасной эксплуатации. Это неисправности тормозной системы, рулевого управления, крепления колес, контрольных приборов, автоматики и т.д.

6. Вредные последствия (тяжкий вред здоровью, смерть человека или двух и более лиц) те же, что и в ст. 264 УК.

7. При рассмотрении дел о недоброкачественном ремонте транспортных средств и выпуске их в эксплуатацию с техническими неисправностями надлежит устанавливать причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в комментируемой статье.

8. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.

9. Субъектами преступления могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть. Например, мастера, начальники ремонтных участков, работники отделов технического контроля, начальники транспортных предприятий и их заместители, начальники отделов технического контроля, механики и заведующие гаражами, начальники депо, владельцы транспортных средств и др.

Читайте так же:  Процедура развода через загс без детей

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 267 УК РФ

1. Объектом преступления являются безопасные условия эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и наземного транспорта. Указанные в статье действия способны повлечь гибель людей, причинить большой материальный ущерб, дезорганизовать работу транспорта.

2. По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом ст. 266. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми следует понимать постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.

3. Объективная сторона преступления включает: разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в статье предметов, блокирование транспортных коммуникаций, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

Крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. (примеч. к комментируемой статье).

4. Под разрушением понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).

Повреждение — частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.

Способы разрушения или повреждения: механическое воздействие, поджог, подрыв и т.д.

5. Иной способ приведения технического устройства в негодность — это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации. Это может быть, например, заправка системы охлаждения двигателя масляной жидкостью, в связи с чем он перестает работать и возникает необходимость замены блока цилиндров.

6. Блокирование транспортных коммуникаций — устройство препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.

7. По содержанию последствий комментируемая статья совпадает со ст. 263 УК.

8. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанными в статье деяниями и вредными последствиями.

9. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.

10. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Конспекты юриста

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Непосредственные основной и дополнительный объекты данного преступления идентичны рассмотренным выше применительно к ст. 263 УК. Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и другое транспортное оборудование (их дефиниции аналогичны приведенным при анализе ст. 266 УК), а также транспортные коммуникации.

Транспортные коммуникации — это пути сообщения со специально оборудованными на них сооружениями (например, взлетно-посадочные и рулежные полосы).

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении одного из следующих альтернативных деяний:

  • — разрушение;
  • — повреждение;
  • — приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи, а также другого транспортного оборудования;
  • — блокирование транспортных коммуникаций.

Под разрушением понимается приведение указанного в диспозиции ч. 1 ст. 267 УК оборудования в состояние полной негодности, при котором исключается его восстановление или это оказывается экономически нецелесообразным.

Повреждение — это частичная утрата транспортным оборудованием своих функциональных характеристик при возможности их восстановления.

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние охватывает действия, которые не разрушают и не повреждают транспортное оборудование, однако делают невозможным его использование по назначению (например, отключение световой сигнализации, обесточивание электрических линий, перенос дорожных знаков).

Блокирование транспортных коммуникаций состоит в создании препятствий для свободного передвижения конкретного вида транспорта (например, преграждение взлетной или посадочной полосы, железнодорожных путей любыми предметами; устройство завалов и баррикад; перекрытие магистралей людьми или животными).

Будучи материальным, анализируемый состав признается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий. При отсутствии таких последствий уголовная ответственность исключается.

Субъективная сторона этого преступления выражается в неосторожной форме вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект, названного преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

Данное преступление характеризуется наличием квалифицирующих признаков I (ч. 2) и II (ч. 3 ст. 267 УК) степеней.

Статья 267. УК РФ

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Читайте так же:  Что такое мораторные проценты в банкротстве

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

(примечание введено Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ)

Комментарии к статье 267 УК РФ

Основным объектом данного деяния является безопасность функционирования транспорта любого вида. Дополнительный объект — жизнь и здоровье человека, имущественные интересы.

Предметом преступления являются транспортные средства (их понятие рассмотрено выше), пути сообщения, средства сигнализации и связи, другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации.

К путям сообщения относятся искусственные сооружения или естественные образования, используемые для передвижения транспортных средств. Применительно к железнодорожному транспорту это железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, насыпь), для воздушного транспорта — взлетно-посадочные полосы, полосы безопасности и т.п. Передвижение водного транспорта осуществляется по водным артериям (реки, озера, моря, каналы, проливы).

Средства сигнализации представляют собой устройства для подачи условной информации (световых или звуковых сигналов, визуальных сигналов). К средствам сигнализации следует отнести, например, светофоры, семафоры, маяки, бакены, шлагбаумы, путевые знаки и др.

Средства связи — технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (рация, телефон, телеграф, телевизионные устройства и т.д.).

Транспортное оборудование представляет собой любую совокупность устройств, механизмов, предназначенных для обеспечения безопасности движения транспорта.

Понятие транспортных коммуникаций является обобщающим, включающим пути сообщения и все их оборудование.

Объективная сторона состава преступления включает в себя действия, состоящие в разрушении, повреждении, ином приведении в негодность предмета преступления. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью человека, имущественным интересам. Между совершенным действием и наступившими последствиями должна наличествовать причинная связь.

Закон предусматривает ответственность (ст. 267 УК РФ) за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 267 УК РФ), смерть человека (ч. 2 ст. 267 УК РФ), смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 267 УК РФ).

В соответствии с примечанием к ст. 267 УК РФ крупным ущербом, указанным в этой статье, признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

Под разрушением транспортного оборудования понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).

Повреждение — частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Иной способ приведения технического устройства в негодность — это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации (обесточивание, затопление и др.).

Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

При приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения в результате хищения, например, деталей транспорта, оборудования путей сообщения деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 267 УК РФ и нормам, устанавливающим ответственность за преступления против собственности.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Преступление может быть совершено как по небрежности, так и по легкомыслию.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Статья 299. Умышленное приведение в негодность транс­портных средств или путей сообщения

Статья 298. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техни­ческими неисправностями, допуск к управле­нию транспортным средством лица, находя­щегося в состоянии опьянения

Ответственность за недоброкачественный ремонт транспорт­ных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неис­правностями, допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения, наступает по ст. 298 УКРК.

Общественная опасностьрассматриваемого деяния заклю­чается в том, что сам факт недоброкачественного ремонта транс­портных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, выпуска в экс­плуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, а также допуска к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьяне­ния угрожает безопасности функционирования транспорта, создает реальную опасность для жизни и здоровья граждан и нередко приводит к тяжелым последствиям 1 .

Объектомрассматриваемого преступления являются обще­ственные отношения в сфере обеспечения безопасности дви­жения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье потерпев­шего либо сохранность имущества.

Законодатель, помимо транспортных средств, перечислен­ных в ст. ст. 295 и 296 УК РК, к предмету транспортных пре­ступлений относит также пути сообщения, средства связи и сигнализации, иное транспортное оборудование.

Под путями сообщения признаются: на железнодорожном транспорте — обычные, узкоколейные, детские железные до­роги, автономные подъемные пути к предприятиям, рудникам, шахтам и т.д.; на водном транспорте — пути следования судна через открытые участки океана или моря, проливы, каналы, а также внутренние водные пути (судоходные и сплавные реки, озера); на воздушном транспорте — воздушные трассы и мест­ные воздушные линии.

К средствам сигнализации относятся: на железнодорожном транспорте — автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки, автоматическая локомотивная сигнализация; на водном транспорте — маяки, буи, створы, навигационные зна­ки; на воздушном транспорте — радиомаячные системы, свето­сигнальное оборудование, на автомобильном — светофоры, до­рожные знаки, средства для подачи аварийных сигналов и т.д.

Читайте так же:  Куда подавать на развод

Средствами связи являются: на железнодорожном транспор­те — радиосвязь, проводная связь; на водном транспорте — ра­ции, телетайпы; на воздушном транспорте — радары, УКВ-радиосвязь, бортовые ответчики и т.д.

К иному транспортному оборудованию относятся: на же­лезнодорожном транспорте — мосты, туннели, устройства для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа и грузов, средства для обеспечения электроэнергией электропо­ездов, устройства освещения, водоснабжения. На водном транс­порте — шлюзы, причалы, дамбы. На воздушном транспорте — сооружения и устройства, обеспечивающие заправку воздуш­ных судов топливом, ангары. На автомобильном транспорте — эстакады, разделительные ограждения проезжей части и т.д.

Объективная сторонапреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 298 УК РК включает в себя следующие признаки: а) недо­брокачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортно­го оборудования, б) выпуск в эксплуатацию заведомо техни­чески неисправных транспортных средств лицом, ответствен­ным за техническое состояние транспортных средств; в) обще­ственно опасных последствий; г) причинной связи между ними.

Под недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования могут подразумеваться проведе­ние ремонтных работ с использованием непригодных деталей и материалов, неустранение в ходе данных работ опасных для бе­зопасности движения и эксплуатации транспорта имеющихся или вновь выявленных дефектов оборудования и т.д. Под при­знаки рассматриваемого деяния подпадает также установка на транспортных средствах, путях сообщения, средствах сигнали­зации и связи нового некачественного оборудования, прибо­ров либо механизмов.

Под выпуском в эксплуатацию заведомо технически неисп­равных транспортных средств следует понимать выдачу лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, разрешения на выезд в рейс, на линию транспортных средств с дефектами тормозной системы, рулевого управления или осве­тительных приборов, звукового сигнала, других деталей и уз­лов, дефекты которых явны и очевидны, а также непринятие указанным лицом мер по предотвращению эксплуатации дру­гими лицами технически неисправного транспорта, следствием которых явилось наступление вредных последствий, указанных в ч. 1 ст.298 УК РК (повлекшие причинение тяжкого или сред­ней тяжести вреда здоровью). Например, механик автохозяй­ства не производит проверки отремонтированных транспорт­ных средств, не соблюдает сроки профилактического ремонта транспортных средств и т.д.

Так, например, Д. выехал на линию на автопогрузчике с неисп­равными тормозами. Подъезжая к пешеходному переходу, он не справился с управлением и совершил наезд на пешехода Л., причи­нив ей тяжкий вред здоровью. Автотехническая экспертиза зак­лючила, что при исправной тормозной системе Д. располагал тех­нической возможностью предотвратить наезд на потерпевшую. При этом было установлено, что Д. знал о неисправности, сооб­щил об этом механику автохозяйства, однако тот соответству­ющих мер не принял. Несмотря на это, суд оставил без внимания эти обстоятельства и не поставил вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 218УККазССР(ч. 1 ст. 298 УКРК) за выпуск в эксплуатацию технически неисправного авто­погрузчика и осудил только его водителя по ч. 2 ст. 217 УК КазССР (ч. 1 ст. 296 УКРК)». В данном случае, на наш взгляд, непосред­ственной причиной дорожно-транспортного происшествия, яви­лось безответственное отношение механика к своим обязаннос­тям, которое не получило должной оценки суда.

Субъектомпреступления по ч. 1 ст. 298 УК РК является лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее ремонт транс­портного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно лица, на которых действующими правилами или инструкциями, со­ответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за контро­лированием технического состояния транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо техничес­ки неисправного транспорта (механик, диспетчер, инженер ав­топарка и т.д.).

Субъективная сторонаанализируемого преступления харак­теризуется неосторожной формой вины (преступная самонаде­янность и преступная небрежность — ст. 21 УК РК).

В части 2 ст. 298 УК РК предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством лица, находя­щегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, совершенный собственником или владельцем транс­портного средства, если это повлекло по неосторожности при­чинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.

Под допуском к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, следует понимать действия собственника или владельца транспортного средства, выразившиеся в разрешении на выезд в рейс или добровольной передаче управления транс­портным средством лицу, находящемуся в состоянии опьяне­ния; в непринятии мер по предотвращению управления транс­портным средством лицом, находящимся в состоянии опьяне­ния, которые повлекли наступление указанных в ч. 2 ст. 298 УК РК последствий.

Под опьянением следует понимать любую степень алкоголь­ного, наркотического или иного опьянения, тем более что ни уголовно-правовой запрет, ни судебная практика не дают ни­каких оснований для столь узкой интерпретации термина «опь­янение».

Если транспортное средство передается не для управления, а например, для хранения лицу, находящемуся в состоянии опь­янения, то в таких случаях ответственность по ч. 2 ст. 298 УК РК не наступает.

Рассматриваемое преступление по конструкции с материаль­ным составом, следовательно наступление любого из указан­ных в ч. 2 ст. 298 УК РК вредных последствий влечет за собой уголовную ответственность.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 298 УК РК являются собственники или владельцы транспортного сред­ства.

В части 3 ст. 298 УК РК установлена ответственность за то же деяние, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.

В части 4 ст. 298 УК РК установлена ответственность за де­яние, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, по­влекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

Ответственность за умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения наступает по ст. 299 УК РК. Закон определяет это преступление как умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в не­годное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо друго­го транспортного оборудования, а равно блокирование транс­портных коммуникаций, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого или среднем тяжести вреда здоровью че­ловека, либо причинение крупного ущерба, либо нарушение нормальной работы транспорта и связи.

[2]

Непосредственным объектомданного преступления являют­ся общественные отношения в сфере обеспечения безопаснос­ти движения и эксплуатации конкретных механических транс­портных средств, дополнительным объектом— жизнь и здоро­вье потерпевших, либо собственность.

Признаки предмета преступления рассмотрены при анализе преступления, предусмотренного ст. 298 УК РК. Не могут быть предметом этого преступления железнодорожные, морские, речные вокзалы, аэропорты, причалы и др.

Объективная сторонанастоящего преступления состоит из ряда альтернативных действий, описанных в ее диспозиции, наступлении вредных последствий и в причинной связи между ними.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в видном

Под разрушением следует понимать нарушение виновным целостности и структуры предмета преступления, приведшее его в негодное для эксплуатации состояние (например, уничтоже­ние подвижного состава железных дорог, локомотивов, ваго­нов), железнодорожных путей, затопление судна, повреждение маяков и буев, навигационного оборудования на воздушном судне. Как правило, его восстановление невозможно или эко­номически нерентабельно.

При повреждении из строя выводятся лишь отдельные уст­ройства или механизмы предмета преступления, вследствие чего они становятся непригодными для эксплуатации и в целях их восстановления требуется затрата материальных ресурсов.

Под иным способом следует понимать случаи выключения или переключения в неправильное положение устройств и ме­ханизмов транспорта, подача ложных сигналов, подкладывание на рельсы посторонних предметов, отключение сигнальных приборов на железной дороге, в аэропорту, на форватере реки, на маяке и т.п.

Так, например, К. был осужден по ст. 86 УК РСФСР (ст. 299 УК РК) к 4 годам лишения свободы за то, что он работая мотори­стом парома, по мотиву мести к механику вывел из строя систе­му электропитания судна. Между контактами главного электро­щита он подложат кусочек бумаги, чем прервал подачу электро­энергии, вследствие чего во время швартовки судна не включились подруливающее устройство и главный двигатель, что повлекло аварию судна.

Блокирование транспортных коммуникации может выра­зиться, например, в нагромождении на железнодорожных пу­тях строительного материала или других предметов, перекрытие движения поездов группой людей, протестующих подобным образом против действий органов власти и др.

Не образуют состава данного преступления действия, выра­зившиеся в бое стекол пассажирских вагонов, разрушении или повреждении их внутреннего интерьера и т.п. В подобных слу­чаях ответственность должна наступать по ст. 187 УК РК, как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.

По конструкции состав рассматриваемого преступления — материальный, то есть для привлечения к ответственности ви­новного требуется наступление последствий, указанных в ее диспозиции. Признаки тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью определяются на основании Правил судебно-медицин­ской оценки степени тяжести вреда здоровью от 4 мая 1998 г. и Приказа Министра здравоохранения РК «Об утверждении Пра­вил организации и производства судебно-медицинской экспер­тизы» от 20 декабря 2004 г. № 875/1.

Согласно примечанию к ст. 299 УК РК крупным признает­ся ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз пре­вышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, при­чиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.

К последствию в виде нарушения нормальной работы транс­порта и связи относится задержка или угроза задержки транс­порта, срыв графика движения поездов, простой судов, длитель­ный перерыв связи, повреждение причалов, пристаней и иных сооружений 1 .

Субъективная сторонаданного преступления характеризу­ется двойной формой вины. Психическое отношение виновно­го к общественно опасному действию (разрушению и т.д.) вы­ражается в виде прямого умысла, а к последствиям — по не­осторожности.

Субъект преступления— общий, физическое вменяемое лицо, достигшее 14-ти лет, согласно ч. 2 ст. 15 УК РК.

В части 2 ст. 299 УК РК законодатель предусмотрел послед­ствия в виде причинения по неосторожности смерти одному че­ловеку, а в ч. 3 — по неосторожности смерть двум и более ли­цам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК)

Объективная сторона состоит в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокировании транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Действие альтернативно описано в диспозиции и состоит в:

· приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования;

· блокировании транспортных коммуникаций.

Состав по конструкции: материальный.

Субъективная сторона состоит в неосторожной форме вины по отношению к последствиям.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК)

Объективная сторона состоит в нарушении пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Субъект: специальный. В отличие от преступлений, предусмотренных в ст. ст. 263 и 264 УК, субъектами данного являются — пассажир, пешеход или другой участник движения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8311 —

| 7938 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Комментарии к СТ 267 УК РФ

Статья 267 УК РФ. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Комментарий к статье 267 УК РФ:

1. Непосредственным объектом выступает общественное отношение, характеризующее исправное состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а также транспортной коммуникации. Дополнительный объект по ч. 1 — здоровье и собственность, по ч. ч. 2 и 3 — жизнь. К предмету анализируемого преступления относятся транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и иное транспортное оборудование, понятие которых дано в комментарии к предыдущей статье, а равно транспортные коммуникации. Под последними понимаются постоянные маршруты движения транспортных средств, а также сооружения, специально оборудованные в целях обеспечения безопасности движения транспорта.

2. С объективной стороны рассматриваемое деяние характеризуется тремя обязательными признаками: деянием, выразившимся в разрушении, повреждении, приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние перечисленных выше предметов либо блокировании транспортных коммуникаций; последствиями в виде тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба; причинной связью между деянием и последствиями.

3. Состав преступления — материальный. Преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Деяние с субъективной стороны предлагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности.

5. Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.

6. Квалифицирующим признаком настоящего преступления является неосторожное причинение смерти одному человеку (ч. 2) либо двум или более лицам (ч. 3).

7. От преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 167, 214 УК, комментируемое преступление отличается предметом посягательства. Разрушение или повреждение путей и средств сообщений, совершенные в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, образуют признаки состава диверсии (ст. 281 УК). Те же деяния, совершенные путем взрыва, поджога либо иным способом, создающим опасность гибели людей или наступления иных общественно опасных последствий в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти, квалифицируются по ст. 205 УК.

Читайте так же:  Какой пакет документов необходимо собрать для того, чтобы приватизировать жилье

Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

§ 3. Приведение в негодность транспортных средств
или путей сообщения

Ситуация, сложившаяся в теории уголовного права с определением объекта преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ , аналогична той, что имеет место применительно к рассмотренным выше составам преступлений по ст. 266 УК РФ. Поэтому все сказанное можно отнести и к характеристике приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения. Из имеющегося спектра дефиниций объекта посягательства выделяется его определение, данное Ю.А. Красиковым, считающим, что рассматриваемое преступление посягает «на отношения, обеспечивающие безопасность людей» . Это определение не позволяет выявить социальную направленность деяния, ту совокупность отношений, которым причиняется вред преступлением, предусмотренным ст. 267 УК РФ, так как безопасность людей может признаваться объектом различных по своей сути преступлений.
———————————
Характеристику данного преступления см. подробно: Коришева И.В. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2009. С. 748.

Справедливости ради надо заметить, что применительно к этому составу преступления А.И. Коробеев, полемизируя с В.И. Касынюком , обоснованно указывает, что объектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ, являются условия безаварийности работы транспорта . Близкое по сути утверждение высказано Н.И. Пикуровым: «Рассматриваемое деяние. представляет противоправное нарушение технологической системы, обеспечивающей функционирование транспортных средств, которое создает непосредственную возможность аварии, крушения, катастрофы, наступления тяжких последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью потерпевших, гибель людей либо причинение крупного ущерба» .
———————————
См.: Касынюк В.И. Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортных средств. Харьков, 1979. С. 8.
См.: Коробеев А.И. Транспортные преступления и транспортная преступность. С. 207.
Пикуров Н.И. Квалификация транспортных преступлений. С. 127 — 128.

Условия безопасности нарушаются путем воздействия на предмет преступления, который в целом совпадает с предметом преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, кроме одного — в рассматриваемой статье применительно к блокированию в качестве такового выделены транспортные коммуникации.
Характеризуя данный признак состава преступления, М.С. Гринберг писал: «Воплощая сложный инженерный расчет, эти предметы, идет ли речь о рельсовом пути, колесных парах тепловоза или вагона, о взлетно-посадочной полосе и т.д., несут информацию о способах удержания технических систем в упорядоченном состоянии — словом, они представляют собой систему статических сигналов, управляющих движением транспорта. Поэтому разрушение или повреждение таких предметов нарушает комплекс сигналов, обеспечивающих безопасное действие техники, и в этом плане тождественно сигнальному (управляющему) действию» .
———————————
Гринберг М.С. Преступления против общественной безопасности. Свердловск, 1977. С. 67.

Указанные в ст. 267 УК РФ предметы различны по своей конструкции, выполняют только свойственные им функции, обладают общими, только им присущими признаками :
———————————
См. об этом подробно: Чучаев А.И. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Уголовно-правовые проблемы. С. 131.

1) их специальное (целевое) назначение — обеспечение безопасности движения или эксплуатации транспортных средств; элементы, не обладающие такими свойствами, не могут выступать в качестве предмета рассматриваемого преступления;
2) пригодность (исправность) к эксплуатации, т.е. возможность использования по прямому назначению; непригодные, выведенные из строя, законсервированные, запасные элементы транспортной системы не могут признаваться предметом приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения;
3) предмет преступления относится к источникам повышенной опасности или входит в систему, обеспечивающую безаварийное функционирование таких источников;
4) их функционирование регламентировано действующими на транспорте нормативными актами .
———————————
См. об этом подробно: Касынюк В.И. Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортных средств. Киев, 1977.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ст. 267 УК РФ дается описание двух преступлений, причем надо заметить, что ее название намного уже содержания: в заголовке говорится о приведении в негодность транспортных средств и путей сообщения (в тексте дополнительно — средств сигнализации и связи, другого транспортного оборудование); согласно заголовку деяние одно, по тексту — два, к тому же, второе из них не имеет ничего общего ни с повреждением, ни с разрушением указанных в законе предметов преступления . Оно заключается в прекращении движения транспортных средств или в воспрепятствовании их движению путем, например, перекрытия автомагистралей, железнодорожных путей, взлетно-посадочных полос и т.д.
———————————
См. подробно: Проценко С.В. Уголовно-правовая борьба с приведением в негодность и блокированием транспортных средств или путей сообщения: Дис. . канд. юрид. наук. Владивосток, 2004.

Представляет интерес в этом отношении и дело по обвинению Г., осужденного Свердловским областным судом. Он из хулиганских побуждений положил два железнодорожных тормозных башмака на пути перед движущимся составом из тепловоза и четырех думпкаров, груженых щебнем.
Адвокат в кассационной жалобе просил изменить приговор суда, действия виновного квалифицировать как хулиганство. Верховный Суд РСФСР не согласился с доводами адвоката, указав в определении, что содеянное Г. квалифицировано правильно по ст. 86 УК РСФСР (ст. 267 УК РФ) .
———————————
Примеры приведены по: Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. С. 45 — 46.

Источники


  1. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.

  2. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
  4. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
  5. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here