Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел

Все ответы на вопросы по тематике: "Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел

Уровень теоретической разработки проблем такого следственного действия как контроль и запись переговоров лиц, интересующих органы расследования, нельзя признать удовлетворительным. Тема не получила достаточного освещения ни в монографической литературе, ни в диссертационных исследованиях, что обусловливает трудности по использованию этих эффективных средств для обнаружения и собирания доказательств при расследовании опасных преступлений. Проблема выделенного нами следственного действия в значительной мере обусловлена и его новшеством (оно предусмотрено в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации лишь в 2001 году), а также незначительным (хотя и стремительно возрастающим) его использованием следственной практикой.

Сразу заметим, что установка прослушивающих устройств в квартире, офисе или машине не относятся к данному следственному действию.
Тактические приемы подготовки к производству контроля и записи переговоров. Тактические приемы рабочего этапа контроля и записи переговоров.

Законы Российской Федерации по ст. 186 УПК РФ

При необходимости осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства.
Его окончание осуществляется по постановлению следователя и если в этом уже нет особой необходимости, но не ранее того, как будет закончено предварительное следствие по делу. Об этом говорится в ч. 5 ст. 186 УПК РФ.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистика Пермского государственного университета, 614990, г. Пермь, ул.
Следователь в течение всего срока осуществления контроля и записи переговоров вправе истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных средств.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УПК РФ

Этому способствует и несовершенство ст. 186 УПК РФ, давшей следователям двусмысленные и даже ошибочные рекомендации по его осуществлению. В связи со сказанным, требуется скрупулёзный анализ имеющихся теоретических разработок, практики использования средств контроля и записи переговоров интересующих следствие лиц с целью совершенствования этой деятельности на всех этапах расследования преступлений, особенно на первоначальном, и оптимизации взаимодействия в этой работе следователей и оперативных работников органов внутренних дел.
Это особая форма фиксации сведений граждан, которыми они делятся по телефону, строго контролируемая законодательством РФ. Здесь мы разберем, когда и при каких обстоятельствах используется такой метод получения информации при проведении расследования.
Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно.
The new investigative action control and recording of the talks is defined; the problematic issues of the procedural regulation of this investigative action are reviewed as well as its deadlines, procedure of the phonogram listening and claiming for the phonoscopic expertise.

Подробная информация собрана в следующих статьях:

Нынешний век-век информации. И информация сейчас имеет огромную ценность и помогает сохранять превосходство над оппонентами. Потому люди готовы затрачивать огромные ресурсы и средства, чтобы добыть ее. Прослушка телефона — достаточно часто используемое средство. Дается определение относительно нового следственного действия — контроль и запись переговоров, рассматриваются проблемные вопросы процессуальной регламентации этого следственного действия, срока проведения, порядка прослушивания фонограмм и назначения фоноскопической судебной экспертизы.

При этом фонограмма и бумажный носитель с записью телефонных и иных переговоров остаются в деле в течение всего срока его хранения, при этом фонограмма или ее часть, не имеющие отношения к делу, после вступления приговора в законную силу уничтожаются или передаются органу, осуществлявшему контроль и запись переговоров, с предварительным уничтожением записи на магнитном носителе, о чем составляется протокол, который приобщается к делу.
Запись переговоров — это следственное действие, под которым понимается фиксация сведений, передаваемых по телефону, путем использования различных технических устройств. Обычно для этого привлекаются соответствующие подразделения ФСБ или МВД.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УПК РФ

Электронные средства коммуникации, к которым относятся телефон, пейджер, телефакс, телеграф, радиосвязь, в настоящее время получили повсеместное распространение. Их значимость повышается, а технические возможности постоянно расширяются, поэтому они являются самым используемым инструментом в ходе человеческого общения и весьма активно используются и криминальными структурами в реализации своих преступных замыслов. Прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи применяются и в уголовно-процессуальной деятельности дознания и предварительного следствия.

По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях по судебному решению допускаются контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УПК РФ

При производстве контроля и записи переговоров в виде следственного действия оно осуществляется только по судебному решению.
Права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство являются высшей ценностью современного общества. Это положение закреплено во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблей ООН, а также в национальном законодательстве многих развитых стран.

Осуществление контроля и записи переговоров прекращается по постановлению следователя в случае, когда в них отпадает необходимость, но не позднее окончания следствия по данному уголовному делу. Прослушать телефонные переговоры возможно лишь в рамках уголовного дела, либо при наличии обоснованного подозрения в причастности лица к совершению совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступления, имея на то веские основания и при условии наличия у правоохранительных органов решения суда на проведение данного следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия. Лишь в таком случае полученная информация применима для органов правосудия.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователем с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны, составляется протокол, в котором должна быть по возможности дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре, и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Читайте так же:  Как написать претензию по качеству поставленного товара

Контроль и запись переговоров как самостоятельное следственное действие приобрело свой официальный статус в виде ст. 186 УПК РФ, принятого Государственной Думой РФ 22 ноября 2001 г. и введенного в действие с 1 июля 2002 г. Включение в новый УПК РФ этой статьи обусловлено тем обстоятельством, что в последние годы в нашем обществе нашли широкое распространение различные виды технических средств связи (портативные рации, мобильные и проводные телефоны, средства космической связи и др.), позволяющие людям общаться, обмениваться различной информацией. Естественно, что эти средства используются как преступниками при совершении различных противоправных деяний, так и правоохранительными органами с целью предупреждения и раскрытия преступлений.

В последующем, не позднее 48 часов с момента начала прослушивания, должно быть получено разрешение суда на его проведение.

В случае, если существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля, гражданского истца или в отношении их близких родственников, а в исключительных случаях и иных лиц, насилия, опасного для жизни и здоровья, а также совершения иных преступных действий в целях изменения указанными лицами своих показаний, по письменным заявлениям указанных лиц либо, при отсутствии таких заявлений, в соответствии с ходатайством следователя и по судебному решению могут осуществляться контроль и запись телефонных и иных переговоров указанных лиц.

Необходимым условием допустимости использования в уголовном деле результатов прослушивания телефонных и иных переговоров является строгое исполнение требований закона об основаниях и о порядке их производства.
Мотивированное постановление следователя направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия, о чем уведомляется прокурор.

Постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения.

Контроль и запись переговоров регламентированы ст.186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. И попасть в положение прослушиваемого не так-то просто.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

В связи с этим следует отметить, что ст. 23 Конституции РФ гарантируется каждому гражданину право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Контроль и запись телефонных и иных переговоров могут рассматриваться как разновидность аудиального контроля, в ходе которого может быть получена процессуально значимая для расследования уголовного дела информация.

Уголовно-процессуальное право

Контроль и запись переговоров

Контроль и запись переговоров — следственное действие, сущность которого заключается в контроле и фиксации на основаниях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, на записывающие технические средства содержания переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных участников процесса, а также и других лиц, последующий осмотр и прослушивание фонограммы в целях использования полученных сведений в качестве доказательств по уголовным делам.

Согласно п. 14.1 ст. 5 УПК РФ контроль телефонных и иных переговоров — прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм. Таким образом, по замыслу законодателя осмотр и прослушивание фонограммы является составной частью контроля и записи переговоров.

На этапе собственно контроля и записи рассматриваемое следственное действие по основным характеристикам совпадает с прослушиванием телефонных и иных переговоров, предусмотренным законодательством об оперативно-розыскной деятельности, это дает основание для существующего мнения об оперативно-розыскной сущности рассматриваемого действия. Однако по субъектам, его инициирующим, порядку принятия решения о его производстве, возможности следователя влиять на процедуру контроля и записи, а также по статусу полученных результатов действие, предусмотренное УПК РФ, безусловно, имеет самостоятельный следственный характер и отличается от оперативно-розыскного мероприятия.

Посредством рассматриваемого следственного действия контролироваться и записываться могут лишь переговоры, ведущиеся с использованием технических средств связи, а именно: переговоры, ведущиеся по проводной связи (телефон, селектор и др.), радиосвязи, радиотелефонной, сотовой связи; по каналам оптиковолоконных и беспроводных линий связи.

Разговор, происходящий при непосредственном контакте собеседников, с помощью данного следственного действия фиксироваться не может. Для решения этой задачи необходимо использовать возможности оперативно-розыскной деятельности.

Фактическое основание контроля и записи переговоров может быть двух видов:

  1. это наличие достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в телефонных и иных переговорах подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержаться сведения, имеющие значение для уголовного дела. В этом случае для осуществления контроля и записи переговоров фактическое основание должно сопровождаться обязательным условием: осуществление производства лишь по делу о преступлении средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении;
  2. наличие доказательств, свидетельствующих о воздействии на свидетеля, потерпевшего или их близких родственников, родственников или близких лиц посредством угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий. В этом случае тяжесть преступления не является обязательным условием производства следственного действия.

При наличии фактических оснований по делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях контролироваться и записываться могут переговоры не только подозреваемых и обвиняемых, но и любых других лиц, в том числе и не имеющих процессуального статуса.

Юридическое основание может быть различным в зависимости от вида фактического основания. Так, при наличии достаточных данных о возможности получения сведений, имеющих значение для дела, посредством контроля и записи переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных лиц по делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях юридическим основанием следственного действия является судебное решение. Следователем выносится согласованное с руководителем следственного органа постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров. В ходатайстве следователя находят отражение основания, по которым производится данное следственное действие; фамилия, имя и отчество лица, телефонные или иные переговоры которого подлежат контролю и записи; срок осуществления контроля и записи; наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи. В случае удовлетворения ходатайства следователя судья выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров.

Если фактическим основанием выступают сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников или близких лиц, контроль и запись переговоров мот быть осуществлены по постановлению следователя, вынесенному на основании письменного заявления указанных лиц, т.е. без судебного решения. Однако при отсутствии такого заявления в случае необходимости следственное действие производится по судебному решению.

Читайте так же:  Как можно вернуть плитку в магазин

Срок контроля и записи переговоров устанавливается судом по ходатайству следователя, но не может превышать шести месяцев (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).

Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган. Техническое осуществление контроля и записи может быть поручено оперативно-техническим подразделениям оперативных органов либо телефонным станциям при наличии в их распоряжении специальной аппаратуры.

Контроль и запись переговоров могут осуществляться либо в автоматическом режиме (оператор не воспринимает переговоры непосредственно), либо при непосредственном контроле (прослушивании) переговоров оператором. Круг специалистов, участвующих в техническом обеспечении контроля и записи переговоров, определяется органом, осуществляющим техническую реализацию мероприятия.

[2]

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств (при условии сохранения в тайне сведений, составляющих государственную тайну).

Фонограмма, которая получена в результате контроля и записи переговоров и представлена следователю, подлежит осмотру и прослушиванию. При осмотре и прослушивании фонограммы присутствует при необходимости специалист. К осмотру и прослушиванию фонограммы по решению следователя могут привлекаться лица, переговоры которых были записаны. Об осмотре и прослушивании фонограммы составляется протокол. Данный протокол составляется с учетом требований как ст. 166 УПК РФ, так и с учетом положений ч. 7 ст. 186 УПК РФ. В протоколе дословно должна быть изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к делу. Кроме того, в протоколе должны найти отражение данные о звукоизоляционных характеристиках помещения, в котором производились осмотр и прослушивание, об аппаратуре, использовавшейся при этом.

Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу. К протоколу могут прилагаться схемы и другие документы.

Контроль и запись переговоров прекращаются по истечении установленного судом срока, но не позднее окончания предварительного расследования. По постановлению следователя в случае, если основания для контроля и записи переговоров отпали, производство указанного следственного действия может быть прекращено и до истечения срока, указанного в постановлении судьи. После принятия решения о приостановлении предварительного расследования контроль и запись переговоров также подлежат отмене на основании постановления следователя (ч. 3 ст. 209 УПК РФ), т.е. переговоры лиц, указанных в решении суда, перестают контролироваться и записываться. После возобновления предварительного расследования при наличии к тому оснований необходимо получить новое судебное решение о производстве данного следственного действия.

Согласно ч. 8 ст. 186 УПК РФ фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Следует учитывать, что фонограмма, полученная в ходе контроля и записи переговоров как следственного действия может подпадать под понятие иных документов, а не вещественных доказательств, однако в любом случае приобщается к материалам уголовного дела по правилам приобщения вещественных доказательств.

Уголовный процесс

Контроль и запись телефонных и иных переговоров

Контроль и запись телефонных и иных переговоров — следственное действие, проводимое следователем при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.

Контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам средней тяжести, о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц. При этом разрешения суда не требуется, поскольку в данном случае конституционные права заявителей на тайну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну не нарушаются.

Письменное заявление указанных лиц является формой выражения добровольного волеизъявления на сотрудничество с правоохранительными органами. Такое обращение должно быть, кроме того, разрешено в порядке ст. 144 УПК как сообщение о преступлении. При отсутствии заявления потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц кот роль и запись телефонных и иных переговоров производятся на основании судебного решения.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются: уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры; основания, по которым производится данное следственное действие; фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления контроля и записи; наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до шести месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол. Участие лиц, чьи переговоры записаны, при составлении протокола о результатах осмотре и прослушивания фонограммы не обязательно. Следователь вправе произвести осмотр и прослушивание фонограммы с участием таких лиц, если только в этом имеется необходимость. В протоколе должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Читайте так же:  Когда можно и как заменить меру пресечения на подписку о невыезде

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного просушивания, в том числе в судебном заседании.

Статья 186. Контроль и запись переговоров

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

[3]

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Комментарий к Ст. 186 УПК РФ

1. Контроль телефонных и иных переговоров имеет законодательное определение. Согласно пункту 14.1 статьи 5 УПК России это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации; осмотр и прослушивание фонограмм. Установка и использование прослушивающих устройств вне коммуникации (на дому, в офисе и т.д.) данным определением не охватываются, потому что здесь нет ни переговоров, ни абонентов.

2. Следственное действие, предусмотренное комментируемой статьей, производится по двум основаниям: во-первых, по необходимости собирания доказательств по делам о преступлениях, за совершение которых может быть назначено уголовное наказание в виде лишения свободы сроком свыше пяти лет, а во-вторых, по необходимости обеспечения личной безопасности свидетеля, потерпевшего и их близких. Контроль и запись телефонных и иных переговоров — новое, сложное и трудоемкое следственное действие, предполагающее использование современных технических средств связи. В ведомственных нормативных актах под телефонными переговорами имеются в виду переговоры абонентов по городской, междугородной и международной телефонной связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ) и космической связи, а под иными переговорами — переговоры, ведущиеся с других переговорных аппаратов (устройств), как то: селекторных, проводных, радио- и иных технических средств передачи речевой информации.

3. По смыслу данной статьи допустимы контроль и запись переговоров между любыми лицами независимо от того, какое процессуальное положение они занимают в данном уголовном деле и занимают ли вообще.

4. В отступление от ее главного замысла в комментируемую статью (часть вторая) включена норма, целью которой является не собирание доказательств по уголовному делу, а обеспечение личной безопасности свидетелей и потерпевших. Данная норма применяется и для обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых — участников досудебного соглашения о сотрудничестве (см. статью 317.9 УПК). Применение этого современного мощного разведывательного мероприятия для обеспечения личной безопасности других подозреваемых и обвиняемых не предусмотрено ни при каких обстоятельствах.

5. В законе не указывается, в какой орган направляется постановление о контроле и записи переговоров. Это внутренний вопрос правоохранительной деятельности. Подобные вопросы решаются на основе подзаконных актов и ведомственных служебных нормативных документов.

6. С момента вручения постановления о контроле и записи переговоров соответствующей технической службе уголовно-процессуальная деятельность, связанная с данным следственным действием, прерывается подобно тому, как она прерывается с вручением администрации учреждения связи постановления о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Сами контроль и запись переговоров — чисто техническая деятельность, УПК не регламентируемая.

7. Уголовно-процессуальная (следственная) деятельность возобновляется с момента истребования фонограммы записи переговоров. Она выражается в ее осмотре, прослушивании и приобщении в качестве вещественного доказательства. Таким образом, по смыслу комментируемой статьи в результате контроля и записи переговоров в уголовном деле появляются два источнику доказательств — фонограмма (вещественное доказательство) и протокол ее осмотра (документ). Это спорно, поскольку противоречит теории вещественных доказательств. Получается, что вещественное доказательство в виде фонограммы порождено не событием преступления, а изготовлено следователем. В действительности налицо один источник доказательств — следственный протокол с приложением в виде фонограммы.

Читайте так же:  Порядок лицензирования в области промышленной безопасности

8. Следственное действие, предусмотренное статьей 186 УПК, тоже имеет аналог в виде проводимого на основании судебного решения оперативно-розыскного мероприятия под названием «прослушивание телефонных переговоров» (пункт 10 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), по поводу чего можно и нужно повторить сказанное в пункте 13 комментария к предыдущей статье.

Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел

(введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 143-ФЗ)

1. При наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. В ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия;

4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию.

3. В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.

4. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

5. Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием понятых и (при необходимости) специалиста, о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.

6. Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.

7. Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

Комментарий к статье 186

1. Сущность контроля и записи переговоров (КЗП) как следственного действия состоит в принятии следователем мотивированного решения об обращении в суд с целью получения судебного решения о проведении КЗП, а также в его последующих действиях, направленных на истребование и использование полученных сведений в доказывании.

2. Закон позволяет различать две разновидности контроля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия: КЗП в целях осуществления уголовного преследования; КЗП в целях защиты участников уголовного судопроизводства от преступных посягательств.

3. Основанием КЗП в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в ходе переговоров подозреваемых, обвиняемых и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела. Основанием КЗП в целях защиты участников уголовного судопроизводства выступают сведения, устанавливающие факты преступного (содержащего признаки преступления) воздействия определенных лиц на потерпевшего, свидетеля, их родственников и близких лиц. Процессуальные сведения могут дополняться гласными и негласными оперативно-розыскными мероприятиями.

4. Проведение КЗП в целях осуществления уголовного преследования ограничивается только делами о тяжких и особо тяжких преступлениях. Круг субъектов, чьи переговоры могут быть подвергнуты контролю, строго не определен и допускает усмотрение. Закон относит к ним подозреваемого, обвиняемого и других лиц, чьи переговоры могут содержать сведения о преступлении либо иные сведения, имеющие значение для уголовного дела.

5. К субъектам, подпадающим под КЗП, в целях защиты их от преступных посягательств, относятся потерпевшие, свидетели, их родственники и близкие лица. Цель следственного действия здесь иная — оградить добропорядочного гражданина от противоправного воздействия. Такой контроль может осуществляться в т.ч. на основе добровольного волеизъявления субъектов. Представляется, что КЗП в этих случаях осуществляется (независимо от наличия заявления) по делам о любой категории преступлений.

6. Контроль и запись переговоров осуществляются только на основании судебного решения. Ходатайство следователя перед судом о даче разрешения на КЗП возбуждается с согласия прокурора и оформляется в виде постановления (см. прилож. 89 к ст. 476 УПК), содержание которого регламентируется законом. По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит постановление (см. прилож. 11 к ст. 477 УПК).

[1]

7. Поскольку в резолютивной части постановления судьи содержится решение о возложении обязанности технического осуществления КЗП на конкретный орган, следователь вправе оформить передачу постановления судьи для исполнения письмом (отношением). Однако представляется более предпочтительным вынесение соответствующего поручения (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В поручении есть необходимость конкретно указать, какая информация может иметь значение для дела. В ходе следственного действия следователь вправе дать дополнительное поручение, учитывающее вновь полученные доказательства.

8. Закон не предусматривает порядок оформления решения о проведении КЗП, если они осуществляются по письменному заявлению подлежащих защите от преступного воздействия лиц. Он устанавливает лишь, что судебное решение в данном случае не требуется. Полагаем, что следователь обязан вынести соответствующее постановление, которое вместе с его поручением и заявлением направляется в орган, осуществляющий оперативно-технические мероприятия. Уведомление суда о таких действиях не предусмотрено.

9. Предельный срок действия постановления судьи составляет шесть месяцев. Судья, как представляется, уполномочен установить и более короткий срок. По решению следователя возможно досрочное прекращение этого следственного действия. Контроль и запись переговоров после окончания следствия по делу не допустимы. Данная мера не может осуществляться по приостановленным делам, а также в случаях изменения квалификации преступления на деяние небольшой или средней тяжести.

Читайте так же:  Положена ли сотруднику компенсация за задержку зарплаты

10. Закон не предусматривает предварительного прослушивания следователем произведенных записей для целей отбора относящейся к делу информации. Представляется, что следователь имеет право истребовать записи по своему усмотрению, а остальные вправе признать подлежащими уничтожению. Все официально поступившие к нему фонограммы должны быть в установленном порядке осмотрены с обязательным участием понятых путем внешнего обследования и прослушивания. Специалист, а также лица, чьи переговоры записаны, приглашаются для осмотра по усмотрению следователя.

11. Процесс фактического контроля и записи переговоров не протоколируется. Протокол составляется лишь при осмотре фонограммы.

12. Законодатель определил процессуальный статус фонограммы: она приобщается к делу в качестве вещественного доказательства (а не приложения к протоколу).

13. Под телефонными переговорами по смыслу п. 14.1 ст. 5 УПК подразумеваются переговоры путем использования любых средств коммуникации. Полагаем, что это слишком широкое толкование. Представляется, что тайна переговоров с использованием радиостанций законом не охраняется, поэтому доступ к ним возможен без судебного разрешения. На наш взгляд, то же имеет место и в случаях, когда переговоры ведутся по служебным каналам связи внутри учреждения, организации, предприятия.

14. Истребование сведений о входящих и исходящих звонках, продолжительности разговора и другой информации, содержащейся в протоколах соединений абонентов, полагаем, должно осуществляться на основании судебного решения, поскольку ее распространение ограничивает тайну телефонных переговоров. Вместе с тем истребование информации, носящей справочный характер и содержащейся в регистрационно-учетных, финансовых документах, лицевых счетах и т.д., не нарушает конституционных прав и может осуществляться по запросам или путем выемки.

Процессуальный порядок контроля и записи переговоров

онтроль и запись переговоров как следственное действие состоит: а) в поручении следователем специализированным органам вести прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации лиц, которые могут располагать сведениями, имеющими значение для уголовного дела; б) в истребовании полученной фонограммы; г) фиксации содержания переговоров в протоколе (п. 141 ст. 5; ст. 186 УПК).

Контроль и запись переговоров необходимо отграничивать также от ареста и выемки почтово-телеграфных отправлений. Между ними существует два основных различия. Во-первых, арест и выемка состоит в контроле, задержании и изъятии материальных носителей информации, уже созданных самими участниками письменных переговоров (записки, письма, пейджинговые сообщения, документы, отправленные по электронной почте). При контроле и записи переговоров материальные носители — фонограммы создаются по поручению следователя, поскольку переговоры ведутся устно. Во-вторых, при контроле и записи переговоров основным участником является специализированное оперативное подразделение органа дознания, которое их прослушивает и записывает. В выемке же почтово-телеграфных отправлений принимает участие обычный (неконспиративный) оператор связи, через который передаются сообщения.

Основанием для производства контроля и записи переговоров являются данные о возможности получения из них относящихся к делу сведений. Контролю и записи могут быть подвергнуты как телефонные, так и любые другие устные переговоры подозреваемого, обвиняемого, и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. В качестве условия для проведения данного следственного действия закон признает наличие производства по тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 4–5 ст. 15 УК РФ).

По общему правилу контроль и запись переговоров производится по судебному решению, выносимому в порядке ст. 165 УПК. Без судебного решения данное следственное действие может производиться по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства или иных преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких.

Срок контроля и записи переговоров не может превышать ординарного срока предварительного следствия и устанавливается в пределах шести месяцев.

Порядок осуществления контроля и записи переговоров включает в себя несколько этапов.

1. Вынесение следователем мотивированного постановления о возбуждении перед судом ходатайства о контроле и записи переговоров. Оно направляется в суд в порядке ст. 165. Постановление судьи об осуществлении контроля и записи переговоров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения. Если контроль и запись переговоров ведется по письменному заявлению их участника, то следователь лишь выносит постановление и уведомляет об этом прокурора.

2. Техническое производство контроля и записи переговоров специализированным подразделением органа дознания.

3. Истребование следователем фонограммы переговоров от органа, осуществляющего их контроль и запись, может быть сделано в любое время в течение всего срока контроля и записи. В ответ на запрос следователя фонограмма ему передается в опечатанном виде с сопроводительным письмом, с указанием времени начала и окончания записи, кратких технических характеристик использованных средств. При этом не нужны сведения о лицах, которые осуществляли сами контроль и запись переговоров.

3. Осмотр и прослушивание фонограммы следователем производится в присутствии понятых. В осмотре могут участвовать специалист и лица, чьи переговоры записаны. О результатах осмотра составляется протокол по правилам ст. 166, причем в нем излагается (дословно) лишь та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному делу. Однако вся фонограмма в полном объеме приобщается к делу в качестве вещественного доказательства.

Контроль и запись переговоров прекращаются по постановлению следователя, когда в них отпадает необходимость, либо истекает установленный судом срок их производства или срок предварительного следствия, либо прекращается уголовное дело, или приостанавливается предварительное расследование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  5. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here