Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений

Все ответы на вопросы по тематике: "Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Уголовная юстиция

МИССИЯ ЖУРНАЛА «УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ»

Научно-практический журнал высшей школы России «Уголовная юстиция» призван служить объединению интеллектуального потенциала научных и практических работников в обсуждении и решении актуальных проблем уголовной политики, формирования и применения законодательства о борьбе с преступностью в современных социально-политических и экономических реалиях. Особое значение приобретает региональные особенности реализации уголовной политики. Специализированные журналы такого профиля существуют, но они издаются, как правило, ведомственными вузами и научными учреждениями. Своеобразие нового журнала в его направленности на обсуждение актуальных проблем уголовной политики не только специалистов – ученых и практиков, но компетентных представителей гражданского общества, правозащитников, представителей законодательных органов власти.

В международно-правовом аспекте термин «уголовная юстиция» охватывает все стадии противодействия преступности – от ее предупреждения до исполнения наказания, поэтому журнал охотно предоставляет возможность для представителей всех наук криминального цикла. Его издатели будут рады участию в нем специалистов иных отраслей юридического знания для комплексного обсуждения рассматриваемых проблем.

Журнал «Уголовная юстиция» включен в Перечень научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (с 06.06.2017, № п.п. 2075)

Незаконная рубка лесных насаждений

Дата публикации: 20.10.2016 2016-10-20

Статья просмотрена: 919 раз

Библиографическое описание:

Ахмедшина А. Р. Незаконная рубка лесных насаждений // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 559-561. — URL https://moluch.ru/archive/125/34462/ (дата обращения: 06.10.2019).

В 2015 году в России зарегистрировано 14192 преступления, предусмотренные ст. 260 Уголовного кодекса РФ [1], что на 4,3 % меньше, чем в предыдущем году, выявлено 6763 лица, их совершивших, что на 6 % меньше, чем в 2014 году [4].

Динамика снижения выявляемости этих преступлений прослеживается во всех федеральных округах, за исключением Сибирского, где наблюдается их 3-процентный рост.

Приведенные данные свидетельствуют о серьезных проблемах следствия по этой категории уголовных дел.

Таким образом, в сфере лесопользования и лесоохраны количество преступлений в области рационального использования лесов в Сибирском округе неуклонно растет. При этом в последнее десятилетие лесная отрасль в России активно криминализируется и захватывается организованными преступными группами. Что влечет за собой не только огромный материальный ущерб, причиняемый этим видом преступлений, но и говорит об организованном характере их совершения. Преступные организации активно проникают в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий лесоперерабатывающего комплекса и другие структуры, работающие с лесными ресурсами. Лесоторговый бизнес процветает, и за границу уходит сырье, которое необходимо нашим отечественным предприятиям.

В Байкальском регионе, как и во всех других регионах, ориентированных на экспорт, грубые нарушения лесного законодательства стали уже привычным явлением, поскольку государственные структуры заинтересованы не в пресечении рубок, а в конфискации и последующей продаже незаконно срубленной древесины.

Лес, являясь одним из базовых элементов, поддерживающих экосистему озера Байкал, обладает особой значимостью для сохранения экологического баланса в Восточной Сибири. Тем не менее, самовольные рубки особо ценных пород, которые в Японии, Китае и Корее пользуются большим спросом, ведутся в огромном объеме. Известно, что в Китае наложен запрет на вырубку собственного леса, а в России лес рубят тысячи предприятий, предпочитающих в основном продавать древесину по демпинговым ценам. Существующие подпольные фирмы обеспечивают российских торговцев краденым лесом и китайских скупщиков подложными документами, чтобы древесина шла через таможню без задержек.

Деятельности организованных преступных групп в данной сфере помогает несовершенство законодательства, как в смысле предоставления лазеек, позволяющих миновать правовые запреты, так и отсутствия жестких мер наказания за преступления в сфере рационального использования лесов, а также низкая эффективность работы природоохранных и правоохранительных органов. Кроме того, развитию экологической организованной преступности способствует коррумпированность чиновничьего аппарата, поскольку при его участии формируются необходимые условия, укрепляющие влияние преступных групп в данной сфере.

Таким образом, незаконная коррумпированная торговля лесными ресурсами является распространенным способом извлечения в различных масштабах «теневой» прибыли и способствует резкому ухудшению состояния окружающей среды, истощению ресурсов, а также разрушению законной конкуренции на рынке лесных товаров и падению при этом авторитета и эффективности государственного управления.

Проведенный анализ практики расследования уголовных дел о преступлениях в сфере лесопользования показал ряд типичных для большинства регионов Российской Федерации нарушений уголовно-процессуального законодательства [3].

Основной их массив установлен на начальном этапе судопроизводства — при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Прокурорами признается незаконным значительное число (каждое третье) постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела [2].

Как правило, отмена таких решений обусловлена неустановлением всех значимых обстоятельств, в том числе отсутствием сведений о размере причиненного ущерба, разрешительных документов на рубку леса, объяснений должностных лиц лесхозов, заключений о причинах возгораний.

По-прежнему прокурорами выявляются случаи укрытия сообщений о преступлениях в указанной сфере (республики Коми, Саха (Якутия), Сахалинская, Омская области, Еврейская автономная область).

Крайне важным для результативного расследования является своевременное выявление факта совершения незаконной рубки. Однако нередко это происходит спустя несколько месяцев после совершения преступления, что приводит, как правило, к утрате следов преступной деятельности, восполнение которых в дальнейшем может быть невозможно.

На сегодняшний день также существуют проблемы нормативного и организационного характера, наличие которых не позволяет в полной мере эффективно расследовать преступления в сфере лесопользования.

Одна из них связана с изъятием, хранением, транспортировкой и дальнейшей реализацией обнаруженной древесины. Если порядок изъятия и реализации вещественных доказательств определен на законодательном уровне, то вопросы транспортировки вещественных доказательств к месту хранения до принятия решения об их реализации не решены. В связи с этим следователь вместо того, чтобы заниматься расследованием, решает не относящиеся к его непосредственной деятельности проблемы, связанные с поиском транспортных средств, мест хранения и перемещением туда древесины. В настоящее время МВД России готовит проект нормативного правового акта, определяющего порядок вывоза, транспортировки и хранения древесины, изъятой с мест незаконной рубки лесных насаждений.

Таким образом, правоохранительным органам необходимо совершенствовать работу по декриминализации лесной отрасли и устранять имеющиеся недостатки. Особое внимание следует уделить проблемам определения и возмещаемости вреда, причиненного противоправными действиями. Также надлежит рекомендовать органам власти регионов принять меры по усилению контроля со стороны лесничеств за поднадзорными территориями, в частности за деятельностью лесопользователей.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Гаевская Е. Ю. К вопросу о борьбе с незаконной заготовкой древесины // Экологическое право. — 2016. — № 1. — С. 24–27.
  3. Качина Н. В., Мирончик А. С. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ): ошибки применения и пути их преодоления // Адвокатская практика. — 2014. — № 4. — С. 51–57.
  4. Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. / Росстат — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. — 543 с.
Читайте так же:  Ответственность за незаконное подключение к электросетям штрафы и наказание

Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Следует обратить внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений.

Еще по теме § 5. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ):

Повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан означает уничтожение их частей, делающее невозможным продолжение их роста (облом стволов или веток гусеничным транспортом при перемещении срубленных деревьев и пр.). Повреждение является незаконным и в тех случаях, когда виновный имеет полученные в установленном порядке документы для осуществления лесопользования.
Предметы незаконной рубки лесных насаждений – это деревья, кустарники, лианы, произрастающие в лесах. Ими не могут быть фруктовые или ягодные кустарники и деревья, которые растут на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением тех, что расположены на дачных и садовых участках, если иное не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами.

Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ под рубкой лесных насаждений (деревья, кустарники, лианы) признается их валка, а также иные технологически связанные с этим процессы. При этом валка подразумевает под собой следующие действия:

Под иными процессами понимаются:

  • трелевка;
  • частичная переработка;
  • хранение древесины в лесу.

В части первой ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы (заповедников, лесопарков, городских, водоохранных и т.п.), а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к рубке, если эти деяния совершены в значительном размере.
Если предприятие или гражданин занимается вырубкой леса без разрешающих документов или на территориях, где это строго запрещено, то подобное деяние квалифицируется по ст. 260 УК РФ. Здесь мы рассмотрим объективные признаки незаконной рубки лесных насаждений, а также состав самого правонарушения, так как он играет решающую роль при квалификации деяния.

Черных Ю. В. Актуальные проблемы выявления и пресечения незаконной рубки лесных насаждений на примере Иркутской области // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 239-242.

Обязательным элементом объективной стороны преступления является причинение значительного ущерба, которым в соответствии с Примечанием к ст. 260 признается ущерб, превышающий 5 тыс. руб.

В статье исследуются статистические данные о количестве зарегистрированных незаконных рубок лесных насаждений в Российской Федерации, в том числе в Сибирском федеральном округе, в Красноярском крае, и обосновывается распространенность таких деяний. Раскрываются вопросы вредоносного воздействия этих преступлений на целостность экосистемы, а также на иные сферы человеческой жизнедеятельности. Выявляется снижение количества преступлений, предусмотренных ст.

Особо крупный ущерб в соответствии с Примечанием к ст. 260 подразумевает ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышающий 150 тыс. руб.

Таким образом, незаконной вырубкой леса считается такая, которая осуществляется:

[3]

  • без заключения договора аренды на использование лесов;
  • без договора купли-продажи лесных насаждений;
  • с нарушением указанных выше правовых документов;
  • в отношении тех деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (например, при занесении в Красную книгу РФ и регионов).

В первой части статьи содержатся наказания, которые назначают за незаконную рубку лесных насаждений или их повреждение до степени прекращения роста, если эти деяния стали причиной значительного ущерба.

Под значительным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей. Совершение преступления по ч. 1 ст. 160 УК РФ наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом при незаконной рубке деревьев и кустарников, косвенным умыслом — при повреждении до степени прекращения их роста.

При этом уголовная ответственность по п. «а» и «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ наступает вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан в значительном размере, так как эти составы являются формальными (т.е. окончены с момента совершения действий, наступление последствий здесь не является обзяательным элементов для наступления ответственности).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Прежде чем определять, к какому виду ответственности можно привлечь виновное лицо, нужно разобраться в том, что понимается под термином «рубка лесных насаждений». Для этого необходимо обратиться к Лесному кодексу РФ и Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Ключевые слова: экологическая преступность; экологические преступления; незаконная рубка леса; незаконный оборот древесины.

Сведения о мерах уголовного наказания[103]

В свою очередь, осуществление указанных мероприятий также подчиняется определенным правилам (Приказ Минприроды России № 474 от 13.09.2016 г., Постановление Правительства РФ № 607 от 20.05.2017 г., Постановление Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 г., Приказ МПР РФ № 185 от 16.07.2007 г.).

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в возможности его безаварийного осуществления.

А к повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Читайте так же:  Как правильно купить земельный участок в садовом товариществе

При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека. Не относятся к предмету преступления по ст.

Обязательным элементом объективной стороны преступления является причинение значительного ущерба, которым в соответствии с Примечанием к ст. 260 признается ущерб, превышающий 5 тыс. руб.

В последнее время участились случаи осуществления незаконных действий в экологической сфере, особенно часто это происходит в отношении лесных насаждений. При этом виновные лица не предполагают, что за подобную «деятельность» действующим законодательством установлена ответственность. В связи с этим попытаемся разобраться, как происходит назначение наказания за незаконную рубку лесных насаждений.

[1]

3.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел

Общественная опасность экологических преступлений обусловлена их огромной вредоносностью. Преступные посягательства на окружающую среду приводят к нарушению целостности экосистемы Земли и ухудшению качества среды обитания, что ведет к снижению продолжительности жизни и ухудшению генофонда населения; к деградации природных ресурсов (плодородия почв, лесных, рыбных ресурсов и др.); к возрастанию риска крупных техногенных катастроф и т.д. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Правила безопасности движения железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта установлены различными нормативными актами.
Часть вторая ст. 260 УК РФ предусматривает совершение указанных действий группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере. Крупным размером является ущерб более пятидесяти тысяч рублей.

Проблемы уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений

Качина Н.В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права Юридического института Сибирского федерального университета.

Освещены проблемы применения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Проведен анализ признаков состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, в соотношении со смежным административным правонарушением. Предложены пути совершенствования уголовного законодательства в сфере охраны лесных и нелесных насаждений.

Ключевые слова: экологическое преступление, незаконная рубка, лесные насаждения, нелесные насаждения, повреждение до степени прекращения роста, уголовная ответственность.

The problems of criminal responsibility for illegal felling of forest plantations

The article examines application problems of the criminal law rule that stipulates responsibility for unlawful tree felling. The author analyses the elements of the crime provided by article 260 of the Criminal Code of the Russian Federation and correlates them with a close administrative offence. On this ground different ways of improving the criminal law in the sphere of afforestation and non-forest plantations defence are suggested.

Key words: ecological crime, unlawful tree felling, afforestation, non-forest plantations, damage that stops the plant growth, criminal responsibility.

Экологи отмечают, что среди биотических сообществ главенствующее значение в природе и жизни человека имеют леса: их исключительную роль в сохранении экологического равновесия в природной среде трудно переоценить. Однако для характеристики сложившегося состояния лесных экосистем специалистами все чаще используется термин «деградация». Причиной тому является повсеместная незаконная рубка деревьев и кустарников в угрожающих масштабах. За несколько столетий была уничтожена значительная часть всех лесных массивов . В XVII веке на Русской равнине площадь лесов достигала 5 млн. кв. км, к 2000 году их оставалось не более 1,2 млн. кв. км.

См.: Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: Учеб. М., 2009. С. 292.

Такая ситуация требует адекватных мер противодействия, одной из которых является правильное применение соответствующей уголовно-правовой нормы. Препятствует этому неоднозначное толкование признаков состава преступления, предусмотренного ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» УК РФ, а также несовершенство его законодательной конструкции.

В литературе нет единого подхода к пониманию предмета исследуемого преступления. В качестве такового в диспозиции нормы названы: 1) лесные насаждения; 2) деревья, кустарники и лианы, не отнесенные к лесным насаждениям.

Понятия «лесные насаждения» Лесной кодекс РФ не содержит, однако перечисляет виды лесных насаждений и указывает место их произрастания. Согласно ч. 1 ст. 16 «Рубки лесных насаждений» ЛК РФ к ним относятся деревья, кустарники, лианы в лесах.

Леса неразрывно связаны с землей, на которой они произрастают. Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. К первым относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли — предназначенные для ведения лесного хозяйства (ст. 101 Земельного кодекса РФ). Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные; а расположенные на землях иных категорий могут быть отнесены к защитным (к ним, в частности, относятся леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования; лесопарки; городские леса и т.д.). Следовательно, лесные насаждения произрастают на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Еще одной разновидностью предмета преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, являются деревья, кустарники и лианы, не отнесенные к лесным насаждениям, т.е. нелесные насаждения. Лесное законодательство не только не раскрывает содержания данного понятия, но даже не содержит конструкций «деревья, кустарники и лианы, не отнесенные к лесным насаждениям» и «нелесные насаждения». Определять нелесные насаждения нужно через места их произрастания (по аналогии с лесными насаждениями). Основное отличие двух разновидностей предмета преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, состоит в месте произрастания: лесные насаждения произрастают в лесах, а нелесные — вне лесов, на землях любых иных категорий, кроме лесных и нелесных, но предназначенных для ведения лесного хозяйства.

См.: Басаев Д.В. Охрана лесов: уголовно-правовые и криминологические аспекты (по материалам Республики Бурятия): Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 96.

Однако вычленить размер труда и его стоимости в отношении каждого дерева или кустарника, произрастающего в лесах, из общего объема вложенного в них труда невозможно, как невозможно вычленить те деревья и кустарники, которые выросли сами, и те, которые посажены для восстановления и поддержания экологического баланса. Поэтому при исчислении ущерба, причиненного рубкой и повреждением до степени прекращения роста лесных насаждений, используют критерии, отличные от тех, которые применяются для нелесных насаждений.

Отправным моментом для разграничения предметов преступлений против собственности и предметов экологических преступлений по признаку вложения труда может служить лишь цель. Если целью является поддержание и сохранение полезных экологических функций древесно-кустарниковой растительности, а не введение данных объектов в товарный оборот, то такая растительность может быть лишь предметом экологического преступления. Если же в деревья и кустарники вкладывается труд в экономических целях, то они становятся имуществом и, соответственно, предметом преступлений против собственности. Срубленные лес, деревья и кустарники, посаженные для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции, деревья и кустарники, выращиваемые в питомниках с целью дальнейшей продажи, и т.п. — все это предметы преступлений против собственности.

Читайте так же:  Продлевается ли гарантия после гарантийного ремонта

Поэтому разграничительным критерием между предметами экологических преступлений и преступлений против собственности следует считать не сам факт вложения труда, а цель такого вложения — экологическую или экономическую.

То обстоятельство, что деревья, кустарники и лианы находятся на соответствующем балансе муниципальных учреждений коммунального хозяйства, свидетельствует лишь о том, что они являются муниципальной собственностью, как, впрочем, и те, которые произрастают в городских лесах.

Таким образом, к нелесным насаждениям следует относить деревья и кустарники, которые произрастают вне лесов, выполняют экологические функции, а целью вложения в них труда является поддержание и сохранение их полезных для окружающей среды функций.

Стоит отметить, что в судебной практике рубку деревьев и кустарников, произрастающих на озелененных территориях в границах населенных пунктов (парках, скверах, бульварах), квалифицируют по ст. 260 УК РФ. Так, Ч. был осужден за незаконную рубку четырех кленов (не отнесенных к лесным насаждениям), произрастающих под окнами его дома. Своими действиями он причинил муниципальному учреждению г. Красноярска материальный ущерб на общую сумму 39 930 руб., являющийся значительным .

Дело N 20009147 // Архив Октябрьского районного суда г. Красноярска.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более того, в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» говорится, что к предмету преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, относятся деревья, кустарники и лианы, произрастающие помимо прочего на землях населенных пунктов (поселений).

Для правильного и единообразного понимания предмета незаконной рубки лесных насаждений в лесное законодательство необходимо ввести понятие «нелесные насаждения».

Следует обратить внимание на несовершенство законодательной конструкции составов преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ. Для обозначения одного и того же явления использованы разноплановые понятия: в диспозициях частей 1 — 3 говорится о значительном, крупном, особо крупном размерах, а в примечании они раскрываются через ущерб, причиненный лесным и нелесным насаждениям. Как видно, одно из понятий указывает на характеристику деяния, а второе — на последствия. По справедливому замечанию Д.А. Крашенинникова, законодатель отождествил размер и ущерб, что в принципе неверно: ущерб определяет качество, а размер — количество .

См.: Крашенинников Д.А. Последствия экологических преступлений (понятие, виды, общая характеристика): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 20.

Этот казус привел в уголовно-правовой литературе к неоднозначному решению вопроса о том, к какому виду относить данный состав: одни авторы относят его к формальному , другие — к материальному .

См.: Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления: Науч.-практ. пособие / Под ред. А.Г. Князева. М., 2009. С. 83; Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. СПб., 2002. С. 232; Шарипова О.В. Уголовная ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов: Дис. . канд. юрид. наук. Омск, 2006. С. 85.
См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2009. С. 883; Басаев Д.В. Указ. раб. С. 112; Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998. С. 333.

В Постановлении N 273 речь идет о размере ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам. В статье 260 УК РФ размер также выражен через ущерб. Поэтому, по нашему мнению, правильно считать рассматриваемый состав преступления материальным.

Для устранения отмеченных противоречий предлагаем внести следующие дополнения и изменения в ст. 260 УК РФ:

  1. вместо словосочетаний «в значительном размере», «в крупном размере» и «в особо крупном размере» использовать выражения «с причинением ущерба в значительном размере», «с причинением ущерба в крупном размере», «с причинением ущерба в особо крупном размере»;
  2. примечание изложить в следующей редакции: «Ущербом в значительном размере в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям и не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, в крупном размере — пятьдесят тысяч рублей, в особо крупном размере — сто пятьдесят тысяч рублей».

Для правильной квалификации содеянного по ст. 260 УК РФ необходимо уяснить, что понимается под рубкой и повреждением до степени прекращения роста. Согласно ч. 1 ст. 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Перечисленные процессы выражаются в полном отделении ствола дерева от корневой системы с помощью специального инструмента или приспособления: пилы (электрической или ручной), топора и др. Таким образом, под рубкой следует понимать полное отделение деревьев, кустарников и лиан от их оснований путем спиливания, срубания, срезания с последующим валом на землю. Если же такие действия не привели к полному отделению от основания деревьев, кустарников и лиан, квалификация может наступить по другому признаку — повреждение до степени прекращения роста.

См.: Дубовик О.Л. Указ. раб. С. 332.

См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 113, 298, 118.

Разграничение административной и уголовной ответственности позволяет обнаружить некоторые законодательные пробелы. Так, в ст. 260 УК РФ предметом уголовно-правовой охраны являются лесные и нелесные насаждения, а в ст. 8.28 КоАП РФ — только лесные насаждения. Из этого следует, что за незаконную рубку нелесных насаждений в размере, не достигающем значительного, ответственность не наступает. За повреждение в любом размере нелесных насаждений, не приводящее к прекращению роста, и за повреждение их до степени прекращения роста, не достигающее значительного размера, административная ответственность также не предусмотрена. Вместе с тем нелесные насаждения, так же как и лесные, выполняют экологические функции и посягательство на них причиняет ущерб растительному миру. Поэтому необходимо ст. 8.28 КоАП РФ и ее диспозицию дополнить словами «нелесных насаждений».

Предложенные правовые решения отдельных законодательных проблем будут способствовать более эффективному применению нормы об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений.

Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений

В соответствии со ст. 1.3.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 23.24.1 КоАП РФ Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 7.9, 7.10 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24 — 8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 1 и 3 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29 — 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) в соответствии с КоАП РФ.

Читайте так же:  Образец заявления о фальсификации доказательств в арбитражном процессе

Незаконная рубка лесных насаждений Статья 260

Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности.

Предметом рассматриваемого преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.

С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым, если эти деяния совершены в значительном размере.

Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий: произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в документе, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере. Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.

Как следует из примечания к комментируемой статье, размер рубки отождествляется с ущербом, причиненным лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. В квалифицированном (ч. 2 комментируемой статьи) и особо квалифицированном (ч. 3 этой статьи) составах выделяются также крупный и особо крупный размеры.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее порубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен указанный в ст. 260 ущерб, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.

Субъект преступления — лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 комментируемой статьи — субъект специальный), и любое другое лицо — субъект общий. Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет.

В квалифицированном составе преступления (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов любых форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы.

Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. ст. 201 и 285 УК РФ по совокупности не требуется.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит перечень преступлений в сфере экологии. Среди них преступление, предусмотренное статьей 260 УК РФ — незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 № 41 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а так же иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Вопрос о наличии в действиях виновных лиц признаков совершения незаконной рубки насаждений в значительном, крупном или особо крупном размере решается в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ. Как незаконная рубка насаждений в значительном размере должно квалифицироваться совершение нескольких незаконных рубок, общий ущерб от которых превышает 5 тыс. рублей, в крупном размере — 50 тыс. рублей, а в особо крупном размере — 150 тыс. рублей, при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить незаконную рубку в значительном, крупном или в особо крупном размере.

Пункт «а» части 2 вышеуказанной статьи является квалифицирующим признаком «группой лиц».

При этом, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками незаконной рубки в соответствии с распределением ролей каждый из них совершает отдельное действие, входящее в объективную сторону преступления (осуществляет спиливание, срубание или срезание либо трелевку древесины, либо частичную переработку и (или) хранение в лесу), все они несут уголовную ответственность за незаконную рубку, совершенную группой лиц по предварительному сговору.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей.

Также критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, то содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ — наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 до 40 тыс. рублей; на юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей.

Частью 2 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение действий с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. рублей. Кроме того, предусмотрен дополнительный вид наказания — конфискация продукции незаконного природопользования, а также конфискация орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 3 статьи 8.28 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц — 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 400 до 700 тыс. рублей.

Незаконная вырубка леса — ответственность, куда обращаться?

В последнее время участились случаи осуществления незаконных действий в экологической сфере, особенно часто это происходит в отношении лесных насаждений. При этом виновные лица не предполагают, что за подобную «деятельность» действующим законодательством установлена ответственность. В связи с этим попытаемся разобраться, как происходит назначение наказания за незаконную рубку лесных насаждений.

Читайте так же:  К какой очереди относятся родители наследодателя

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Что относится к незаконной рубке лесных насаждений?

Прежде чем определять, к какому виду ответственности можно привлечь виновное лицо, нужно разобраться в том, что понимается под термином «рубка лесных насаждений». Для этого необходимо обратиться к Лесному кодексу РФ и Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ под рубкой лесных насаждений (деревья, кустарники, лианы) признается их валка, а также иные технологически связанные с этим процессы. При этом валка подразумевает под собой следующие действия:

Под иными процессами понимаются:

  • трелевка;
  • частичная переработка;
  • хранение древесины в лесу.

В свою очередь, осуществление указанных мероприятий также подчиняется определенным правилам (Приказ Минприроды России № 474 от 13.09.2016 г., Постановление Правительства РФ № 607 от 20.05.2017 г., Постановление Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 г., Приказ МПР РФ № 185 от 16.07.2007 г.).

Таким образом, незаконной вырубкой леса считается такая, которая осуществляется:

  • без заключения договора аренды на использование лесов;
  • без договора купли-продажи лесных насаждений;
  • с нарушением указанных выше правовых документов;
  • в отношении тех деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (например, при занесении в Красную книгу РФ и регионов).

Данный перечень исчерпывающим не является.

Куда обращаться при обнаружении незаконной вырубки леса?

Прежде всего при обнаружении факта вырубки лесных насаждений заинтересованному субъекту можно обратиться к самим лесорубам и попросить представить разрешительную документацию.

Важно: поскольку обычный человек не обладает определенными правомочиями по истребованию документов в данном случае, то разрешительная документация ему может быть не представлена.

В связи с этим при малейших подозрениях на незаконную деятельность в лесу гражданину лучше сразу направиться в лесничество или в отделение полиции. В этом случае уполномоченное должностное лицо будет обязано проверить сообщение о правонарушении, а именно:

  • прибыть на место происшествия;
  • проверить разрешительные документы;
  • зафиксировать факт происходящего события;
  • при необходимости остановить процесс рубки до установления всех необходимых обстоятельств.

Помимо этого, заинтересованный субъект может подать соответствующее обращение в иные организации, к которым относят Гринпис, Росприроднадзор, Рослес.

Кто имеет право задерживать нарушителей?

Как можно заметить, устанавливать факт незаконной рубки леса могут несколько структур и организаций, но задержать правонарушителей имеют право только органы полиции с соблюдением всех процессуальных требований законодательства.

Ответственность за незаконную вырубку леса

Вырубка лесных насаждений, осуществляемая без соответствующей разрешительной документации либо с нарушением установленных правил, влечет за собой наступление такого последствия, как привлечение к ответственности. При этом действующим законодательством РФ предусматривается возможность привлечения виновного лица как к административному, так и к уголовному наказанию. Остановимся на этом несколько подробнее.

Административная

В соответствии со ст. 8.28 КоАП РФ за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений, самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников и лиан правонарушителю может быть назначено наказание в виде административного штрафа:

  • для граждан – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 20 до 40 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.

При этом размер наказания за указанные действия увеличивается при применении виновным лицом механизмов и автомототранспортных средств.

Уголовная ответственность за нелегальную вырубку лесных насаждений наступает только в случае причинения значительного вреда. Согласно примечанию к ст. 260 УК РФ под ним понимается свыше 5 тысяч рублей.

Важно: определение ущерба происходит в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 273 от 08.05.2007 г., то есть с применением определенных такс и методик.

В уголовном законодательстве, помимо самой рубки леса, выделяется еще одно приравненное к нему деяние, которое выражается в повреждении насаждений до степени прекращения их роста.

За действия, определенные ч. 1. ст. 260 УК России, к преступнику может быть применен один из следующих видов наказания:

  • штраф – до 500 000 рублей (либо в размере дохода осужденного за период до 3 лет);
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы до двух лет;
  • принудительные работы на срок до двух лет со штрафом или без такового;
  • лишение свободы до 2 лет со штрафом или без него.

Также ст. 260 УК России предусматривает помимо основного состава преступления квалифицированные (ч. 2-3), ответственность за совершение которых устанавливается в более строгом значении.

Можно ли получить разрешение на вырубку леса?

В настоящее время получить разрешение на вырубку леса может практически каждый гражданин. Для этого ему необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим пакетом документов. В случае, если вся документация собрана надлежащим образом, заинтересованному лицу будет выдан так называемый порубочный билет и заключен договор аренды участка. Для получения дополнительной и более подробной информации по данному вопросу можно обратиться к помощи юриста.

В заключение рассматриваемой темы необходимо обратить внимание на такие моменты, как:

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

[2]

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Видео (кликните для воспроизведения).

Сохраните статью в 2 клика:

  • при необходимости любое лицо может получить разрешение на вырубку леса;
  • поскольку лесной фонд относится к особо ценному ресурсу, то законодатель достаточно строго регламентирует вопрос о привлечении лиц, занимающихся незаконной вырубкой насаждений, к ответственности.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.

  2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  3. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
  4. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
  5. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here