Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность

Все ответы на вопросы по тематике: "Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Преступления против военной службы

Уголовная ответственность за преступления против военной службы предусмотрена УК РФ. (разд. 11, гл. 33). Они представляют собой правонарушения в сфере воинских правоотношений, посягают на обороноспособность страны. Этим преступлениям свойственны все признаки состава преступления, предусмотренные ст. 14 УК РФ. Конституция закрепляет конституционный долг и обязанность гражданина РФ по защите Отечества. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Нормы этих законов имеют самое непосредственное отношение к УК, к преступлениям против военной службы.

В то же время отличительной особенностью таких преступлений является то, что они совершаются военнослужащими, которые подлежат уголовной ответственности за совершение этих преступлений. Военнослужащими могут являться лица, проходящие военную службу по призыву либо по контракту.

Служба по контракту — это один из видов прохождения службы. Контракт о прохождении военной службы предполагает добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течении которого гражданин обязуется проходить военную службу и соблюдать условия контракта. Этим лицом может быть гражданин РФ не старше 45 лет, как мужчина, так и женщина. Лицо, проходящее военную службу по контракту, обязано соблюдать установленный порядок несения военной службы. В случае его нарушения это лицо подвергается ответственности и отвечает в установленном законом порядке, в том числе, несет уголовную ответственность.

Необходимо отметить, что в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ предусмотрено важное положение, согласно которому гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Согласно ст. 328 УК уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы не входит в число преступлений против военной службы.

В главе «Преступления против военной службы» имеются новеллы, то есть новые положения, которых не было в соответствующей главе УК РСФСР. В частности, институт освобождения от уголовной ответственности при совершении некоторых деяний, если совершение такого деяния явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств (например, военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности за самовольное оставление места службы, если в воинском подразделении другие военнослужащие постоянно избивали его, издевались над ним, и оставление им части было обусловлено насилием в отношении него, что может являться стечением тяжелых обстоятельств).

В этой же главе имеются и другие изменения. Так в качестве меры наказания исключено применение правил Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил. В УК нет норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение некоторых противоправных деяний в боевой обстановке. В этой главе по-прежнему подавляющее большинство норм предусматривает в качестве меры наказания — лишение свободы. В то же время смертная казнь в качестве меры наказания исключена из числа наказаний, применяемых за совершение преступлений против военной службы, зато введены новые меры: ограничение по военной службе, а также арест. Эти меры наказания являются менее тяжелыми, чем лишение свободы и предоставляют альтернативу лишению свободы. В качестве меры наказания, наряду с лишением свободы, остается и такая мера, как содержание в дисциплинарной воинской части.

Военнослужащие могут являться как исполнителями, так и пособниками, организаторами и др. соучастниками преступлений против военной службы. Все иные лица, которые не являются военнослужащими, не могут быть привлечены к ответственности в качестве исполнителей преступлений против военной службы. Они привлекаются к уголовной ответственности как исполнители по другим статьям УК. В то же время эти лица, не являющиеся военнослужащими, привлекаются к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы в качестве других соучастников преступления.

Родовым объектом этих преступлений является установленный порядок несения воинской службы.

Непосредственный объект преступлений против военной службы — различные составные элементы несения воинской службы. В то же время ряд преступлений против военной службы может посягать на несколько объектов. Одним из них может являться порядок несения военной службы, другим — объект, предусмотренный др. главами УК. Законодатель в таких случаях относит то или иное преступление к числу преступлений против военной службы, исходя из важности объекта.

Объективная сторона преступлений против военной службы может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Субъективная сторона преступлений против военной службы заключается в том, что они могут быть как умышленными, так и неосторожными.

Субъектом воинских преступлений могут являться только военнослужащие или граждане, пребывающие в запасе во время прохождения ими военных сборов. В УК впервые установлено, что субъектами воинских преступлений могут быть и военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств РФ. В ст. 331 УК предусмотрено, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления является установленный порядок эксплуатации военных судов, обеспечивающий безопасность кораблевождения, безопасность для людей, целостность имущества, а также боевую готовность корабля.

Правила вождения и эксплуатации военных кораблей определяются Корабельным уставом ВМФ РФ, специальными руководствами, наставлениями и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления включает в себя нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей, которые могут быть связаны с несоблюдением установленных предписаний управления кораблем в целом или работой его отдельных агрегатов, частей и служб.

Уголовная ответственность наступает только за те нарушения, которые повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия.

Субъектами преступления могут быть военнослужащие ( командир корабля, его помощники, штурман, вахтенный офицер и другие), на которых возложена обязанность вождения корабля и его правильной эксплуатации.

Субъективная сторона преступления предусматривают вину в форме неосторожности.

Читайте так же:  Оценка и наследование оружия после смерти держателя

1. Могут ли лица, не относящиеся к военнослужащим, нести ответственность за преступления против военной службы?

а) могут только быть соисполнителями;

в) они могут быть организаторами, подстрекателями или пособниками и нести от- ветственность в этом качестве.

2. Являются ли лица, не являющиеся военнослужащими, исполнителями или соис- полнителями воинских преступлений?

в) являются только соисполнителями.

3. К материальному или формальному составу относится преступление преду- смотренное ст. 332 УК РФ (Неисполнение приказа)?

а) к формальному составу;

б) к материальному составу;

в) к материальному составу относится только ч. 3 ст. 332 УК РФ.

4. Как квалифицировать содеянное, если виновный, совершая насильственные дей- ствия в отношении начальника, причинил тяжкий вред его здоровью?

а) по п. «в» ч. 2 ст. 334 УК РФ;

б) по п. «в» ч. 2 ст. 334 и п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ;

в) по п. «в» ч. 2 ст. 334 и ч. 1 ст. 111 УК РФ.

5. Требуется ли дополнительная квалификация за убийство начальника во время исполнения им обязанностей военной службы?

а) да, по п. «в» ч. 2 ст. 334 УК РФ и ч. 1 ст. 105 УК;

б) да, по п. «в» ч. 2 ст. 334 УК и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК;

в) в данном случае преступление квалифицируется только по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

6. Можно ли квалифицировать по ст. 336 УК РФ (Оскорбление военнослужащего) действия виновного, если он оскорбил потерпевшего на почве ревности, когда военно- служащий находился на отдыхе?

б) можно только в совокупности со ст. 130 УК РФ;

в) такое оскорбление может быть квалифицировано только по ст. 130 УК РФ.

7. Как квалифицировать дезертирство с оружием, которое военнослужащему не было вверено по службе?

а) по ч. 2 ст. 338 УК РФ;

б) по ч. 2. ст. 338 и по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ;

в) по ч. 2. ст. 338 и по пунктам в зависимости от обстоятельств хищения 226 УК РФ.

8. Возможна ли уголовная ответственность за нарушение правил несения погра- ничной службы (ст. 341 УК РФ) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения?

б) возможна в случае, если это могло повлечь причинение вреда интересам безо- пасности государства;

в) возможна в случае, если это повлекло тяжкие последствия.

9. Можно ли квалифицировать действия лица по умышленному уничтожению или повреждению военного имущества (ст. 346 УК РФ) в целях подрыва экономической безо- пасности и обороноспособности РФ?

а) можно только по ч. 2 ст. 346 УК РФ;

б) можно по ч. 2 ст. 346 и ч. 1 ст. 281 УК РФ;

в) можно только по ч. 1 ст. 281 УК РФ.

10. Образует ли состав преступления ст. 345 УК РФ (Оставление погибающего военного корабля) неосторожное невыполнение до конца своих обязанностей команди- ром, оставившим корабль?

в) образует в случае причинения тяжких последствий.

1. 8 июня 1998 г. рядовому Харитонову был предоставлен кратковременный отпуск по се- мейным обстоятельствам со сроком явки в часть 17 июня. К указанному сроку Харитонов в под- разделение не прибыл, а с целью временно уклониться от воинской службы стал проводить время у родственников и знакомых, но 29 июня был задержан представителем власти.

1) Квалифицируйте действия Харитонова.

2) Изменится ли решение, если допустить, что Харитонов намеревался уклониться от воинской службы только на семь дней, а затем явиться для продолжения службы, но 22 июня был задержан?

2. Рядовой Б- ев, будучи назначенным старшим наряда по охране Государственной грани- цы РФ, отвлекся от наблюдения за охраняемым участком границы, в результате чего не заметил нарушителя границы, проследовавшего на территорию РФ. Через некоторое время Б- ев обнару- жил следы на контрольно-следовой полосе, однако, боясь ответственности, скрыл это обстоя- тельство от командира отряда. Нарушитель в 4 км от границы был задержан местными жите- лями и передан органам власти.

1) Квалифицируйте действия Б- ва.

2) Изменится ли квалификация содеянного, если предположить, что нарушитель границы совершил диверсию на территории РФ, повлекшую тяжкие последствия, и только после этого был задержан?

3. Капитан-лейтенант сторожевого катера Энского военного флота Б- ов во время несе- ния службы по охране морских рубежей страны решил развлечься, приказав рулевому производить маневры, категорически запрещенные правилами кораблевождения. В результате этих действий катер опрокинулся, а матрос К- ев погиб.

Нарушение правил кораблевождения по ст 352 УК РФ: кого касается и какова ответственность

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарии к ст. 352 УК РФ

1. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблям.

Нарушение правил эксплуатации включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и т.д.).

2. В качестве обязательных признаков предусмотрены последствия в виде смерти или иные тяжкие последствия. Они должны находиться в причинной связи с нарушениями.

3. Вина выражается в форме неосторожности.

4. Субъект преступления — специально подготовленные военнослужащие, на которых возложены обязанности по кораблевождению или эксплуатации корабля.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 352 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок вождения или эксплуатации кораблей Военно-Морского Флота, обеспечивающий их постоянную боевую готовность, безопасное плавание для людей, самих кораблей и иного имущества и использование их по прямому назначению в мирное и военное время.

Корабельный устав Военно-Морского Флота относит к кораблям Военно-Морского Флота боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения (ст. 1).

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.

Читайте так же:  Принятие наследства с долгами наследодателя

Основными актами, регулирующими установленный порядок мореплавания кораблей Военно-Морского Флота, являются Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля; Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями; Правила безопасности плавания; Правила техники эксплуатации вспомогательных судов и базовых плавучих средств Военно-Морского Флота; Инструкция по штормовым готовностям; Правила устройства безопасной эксплуатации подводных снарядов; Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине; Инструкция о порядке классификации, расследования происшествий с кораблями, судами, их вооружением и военной техникой и организации работы по предупреждению аварийности в Военно-Морском Флоте; Устав службы на судах обеспечения; Положение о введении надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ Военно-Морского Флота; международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.

В процессе кораблевождения, т.е. непосредственного управления кораблем в плавании, командир определяет курс корабля, скорость его движения, место нахождения корабля, порядок буксировки корабля другим кораблем, принимает меры к предупреждению столкновения судов в море, а также к обеспечению живучести корабля при получении им повреждения и принимает решение в случае возникновения угрозы гибели корабля для предотвращения такой угрозы. Вождение корабля возлагается лично на командира корабля, его старшего помощника, а в случае их отсутствия — на вахтенного офицера, находящегося при исполнении своих обязанностей. Командир корабля не несет ответственности за аварию корабля, идущего под проводкой лоцмана, лишь при условии, если авария корабля произошла из-за таких местных условий (факторов), которые могли быть известны только лоцману (подводные рифы, затонувшие суда, отмели и т.п. препятствия, не обозначенные на судовой карте).

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военных кораблей. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблей. Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и др.).

Нарушение правил эксплуатации корабля включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и др.).

Последствия нарушения правил кораблевождения или эксплуатации корабля — причинение по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий. Их содержание аналогично рассмотренным ранее.

Обязательный признак преступления — причинная связь. Ее установление в сложных случаях может быть осуществлено с помощью эксперта.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, на которого возложена обязанность по кораблевождению или эксплуатации корабля (командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ)

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

В 2002 г. было зарегистрировано 1, в 2003 г. — 1, в 2004 г. — 0, в 2005 г. — 0, в 2006 г. — 1, в 2007 г. — 2, в 2008 г. — 3 преступления, предусмотренных ст. 352 УК РФ.

Статья 352 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия.

Объект преступления — порядок кораблевождения, обеспечивающий безопасность военного корабля, установленный правилами вождения и эксплуатации военных кораблей, определяемыми Корабельным уставом ВМФ, специальными руководствами, наставлениями и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления характеризуется действием или бездействием (нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей), последствием (причинение смерти человеку либо наступление иных тяжких последствий) и причинной связью между указанными действиями (бездействием) и последствиями.

К иным тяжким последствиям могут быть отнесены, например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольких членов экипажа или других людей, серьезные повреждения военного корабля, срыв выполнения боевой задачи.

Субъектом преступления может быть военнослужащий, на которого возложена обязанность вождения корабля и его эксплуатации (командир корабля, его помощники, штурманы, вахтенный офицер и др.).

Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности (как в виде легкомыслия, так и небрежности) по отношению к наступившим в результате нарушения правил кораблевождения последствиям, указанным в диспозиции рассматриваемой статьи УК РФ.

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 350 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок вождения, а также эксплуатации военных машин.

Порядок, обеспечивающий безопасность вождения и безопасность эксплуатации военных машин, устанавливается помимо Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 12.11.2012) , Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Строевым уставом Вооруженных Сил РФ, боевыми уставами, Курсом вождения автомобилей и гусеничных тягачей, Положением об организации инструктажей личного состава по соблюдению требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники и другими нормативными актами, издаваемыми компетентными органами управления Вооруженными Силами РФ. В этих актах излагаются специальные правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин и требования к военнослужащим по строгому и точному исполнению предписаний соответствующих правил при выполнении войсками разных видов задач.
———————————
САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; N 40. Ст. 3891; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179; 2008. N 8. Ст. 741; N 17. Ст. 1882; 2009. N 2. Ст. 233; N 5. Ст. 610; 2010. N 9. Ст. 976; N 20. Ст. 2471; 2011. N 42. Ст. 5992; 2012. N 1. Ст. 154; N 15. Ст. 1780; N 30. Ст. 4289; N 47. Ст. 6505.

Читайте так же:  Как получить лицензию фсб россии на гостайну

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести.

Предмет преступления — боевая, специальная или транспортная машина.

К боевым машинам относятся машины, составной частью которых является оружие (пушка, пулемет и др.). Это танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, миноукладчики, ракетные установки и другие машины, предназначенные для буксировки средств ведения боя, артиллерийские тягачи, машины, перевозящие аппаратуру управления огнем, и др., иные самодвижущиеся на поле боя машины — минные тральщики и др. Они и называются боевыми потому, что участвуют в ведении боя.

Специальные машины — самодвижущиеся технические средства, призванные обеспечить ведение боевых действий войсками. К ним относятся инженерные машины (траншеекопатели, бульдозеры, корчеватели, машины, осуществляющие перевозку понтонов для наведения переправ, и т.п.), санитарные машины, походные ремонтные мастерские, походные самодвижущиеся пекарни, технические, экологические и другие машины-лаборатории.

Транспортные машины — это машины, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза оружия, боеприпасов, военно-технического имущества, горюче-смазочных материалов, продовольствия, вещевого и иного имущества для хозяйственно-бытового обеспечения войск. Транспортные машины организационно включаются в специальные транспортные части и подразделения (автомобильные полки, батальоны, роты).

Потерпевшие — военнослужащие и иные лица.

2. Объективную сторону преступления составляет нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных военных машин, совершаемое в виде действия (бездействия).

Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной. Правила об этих нарушениях устанавливаются названными выше нормативными правовыми актами, на которые необходимо ссылаться при квалификации соответствующих нарушений.

Правила вождения — это совокупность обязательных предписаний, соблюдение которых военнослужащими, непосредственно управляющими машиной во время движения, обеспечивает безопасное движение военных машин для людей, воинского правопорядка и боеготовности войск.

Нарушение правил вождения военных машин может выражаться путем действия — это превышение скорости движения машины, совершение обгона машины вопреки порядку, установленному соответствующими правилами или приказом командира (начальника), не противоречащим правилам безопасности движения, движение на запрещающий сигнал, регулирующий движение, и др. Нарушение правил безопасности движения путем бездействия — это непринятие мер к своевременной остановке машины, к снижению ее скорости движения, невключение светового сигнала в условиях, когда его включение обязательно, либо сигнала о намерении совершить поворот, непринятие мер к остановке машины в случае ослепления ее водителем встречной машины, сон за рулем машины, неоказание помощи пострадавшему от допущенного самим же водителем машины нарушения, невыполнение указания старшего машины о прекращении нарушения правил вождения машины и др.

Правила эксплуатации — это совокупность норм, предписывающих определенной категории лиц создание благоприятных условий безопасного движения военных машин, для других военнослужащих.

Нарушение правил эксплуатации может выражаться: в допуске к управлению лиц, не имеющих права на управление машиной, в выпуске в рейс компетентным начальником с неисправностями, при которых Правилами дорожного движения и другими нормативными актами запрещается эксплуатация машин. Перечень таких неисправностей содержится в том числе и в Правилах дорожного движения (например, неисправность тормозов), в допуске к управлению машиной лиц, заведомо не подготовленных к вождению данного типа машин либо по своему физическому или психическому состоянию не способных управлять машиной, в отдании начальником или старшим машины распоряжений, явно противоречащих правилам безопасности движения (о выборе скорости движения, осуществлению маневра машиной, погрузке негабаритных грузов, буксировке прицепных устройств, посадке военнослужащих на машину, не приспособленную к перевозке людей, и др.).

Обязательный признак объективной стороны преступления — последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111).

Степень тяжести причиненного вреда здоровью определяет судебно-медицинский эксперт с представлением заключения об этом.

Причинение в результате нарушения правил вождения или эксплуатации машин легкого вреда здоровью нескольким лицам не образует рассматриваемого преступления, так как ответственность за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности не установлена.

Между нарушением правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.

3. Субъектом нарушения правил вождения боевой, специальной и транспортной машины может быть любой военнослужащий, законно или незаконно управлявший военной машиной. Военнослужащий, совершивший транспортное преступление на личной автомашине, не может быть признан субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и подлежит уголовной ответственности по ст. 264 УК.

Субъектом нарушения правил эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является военнослужащий, на которого возложена обязанность их соблюдения нормативными актами или приказом начальников. К ним относятся командиры и начальники, непосредственно занимающиеся эксплуатацией машин, должностные лица технической службы, старшие машин, командиры танков, других самодвижущихся машин, начальники контрольно-технических пунктов, дежурные по паркам, ангарам и другие военнослужащие, на которых возложена обязанность по обеспечению безопасности движения военных машин.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти человека.

Военным судом Екатеринбургского гарнизона рядовой Б. признан виновным в том, что, следуя на закрепленном за ним автомобиле КамАЗ-4310, превысил предельно допустимую скорость и выехал на полосу встречного движения, в результате чего произошло столкновение со следовавшим во встречном направлении автомобилем «Нива» ВАЗ-2121. Последствиями данного дорожно-транспортного происшествия явились смерть водителя автомобиля ВАЗ-2121 П. и причинение тяжкого вреда здоровью пассажира этого автомобиля С.

Читайте так же:  Гарантийные обязательства по закону

Нарушение Б. правил вождения транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть одного человека и причинение тяжкого вреда здоровью другого, судом правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 350 УК.

6. В ч. 3 комментируемой статьи назван особо квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти двум и более лицам.

О понимании последствий, названных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 264.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 352 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — установленный порядок кораблевождения. Предмет преступления — военные корабли: авианосцы, крейсера, подводные лодки и др.

Объективная сторона характеризуется следующими признаками:

— деяние — нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей;

— последствия — неосторожное причинение смерти человеку или иных тяжких последствий;

— наличие причинной связи.

Нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей предполагает несоблюдение установленного маршрута, ошибки при буксировке, десантировании, ведении погрузочно-разгрузочных работ, неправильное техническое обслуживание кораблей и т.п. Поскольку диспозиция бланкетная, в каждом случае необходимо устанавливать, какое конкретно правило кораблевождения было нарушено.

[2]

Состав по конструкции материальный: преступление окончено с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий (причинение вреда здоровью членов экипажа, повреждение корабля и т.п.).

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект — военнослужащий, ответственный за соблюдение правил вождения или эксплуатации военного корабля. Субъект специальный.

Другой комментарий к статье 352 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшем по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Нарушение правил вождения военного корабля выражается в неправомерном уклонении от установленного курса, превышении скорости и т.п.; нарушение правил его эксплуатации — в изменении установленного порядка обслуживания различных агрегатов военного корабля и др.

Иными тяжкими последствиями признаются причинение средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, серьезное повреждение военного корабля, срыв важного боевого задания и т.п.

2. Преступление считается оконченным с момента причинения по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — военнослужащий, на которого возложены обязанности по вождению военного корабля (командир корабля, его помощники, штурман) или его эксплуатации.

Остались вопросы по ст 352 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 352 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения

Полный текст ст. 352 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 352 УК РФ.

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 352 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере безопасного управления военной техникой, дополнительный — жизнь и здоровье человека;
2) объективная сторона: заключается в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, например, превышение скоростного режима, совершение действий, выходящих за пределы служебных обязанностей, отклонение от маршрута (особенно в местах, опасных для прохождения кораблей). Предмет преступления — военный корабль, как надводный, так и подводный (подводные лодки), оснащенный для решения боевых задач. Обязательный элемент состава — последствия: смерть человека или иные тяжкие последствия;
3) субъект специальный: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе — во время прохождения ими военных сборов, управляющие или эксплуатирующие военный корабль;
4) субъективная сторона: характеризуется неосторожной формой вины, как к совершаемым действиям, так и к последствиям.

3. Судебная практика. В августе 2003 года российская атомная подводная лодка «К-159» затонула в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. В связи с данным происшествием было возбуждено дело по ст. 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения».

_________________
URL: http://www.pravda.ru/test/accidents/30-08-2003/840478-0/

Консультации и комментарии юристов по ст 352 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 352 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 352 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшем по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Нарушение правил вождения военного корабля выражается в неправомерном уклонении от установленного курса, превышении скорости и т.п.; нарушение правил его эксплуатации — в изменении установленного порядка обслуживания различных агрегатов военного корабля и др.

Иными тяжкими последствиями признаются причинение средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, серьезное повреждение военного корабля, срыв важного боевого задания и т.п.

2. Преступление считается оконченным с момента причинения по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — военнослужащий, на которого возложены обязанности по вождению военного корабля (командир корабля, его помощники, штурман) или его эксплуатации.

Другой комментарий к статье 352 Уголовного Кодекса РФ

1. Предметом преступления являются: боевые корабли специального назначения, подводные лодки, крейсеры, авианосцы, торпедные катера и т.д.

2. Правила кораблевождения определяются Корабельным уставом Военно-морского флота, а также соответствующими приказами и инструкциями.

Читайте так же:  Образец договора социального найма жилья и его особенности

Нарушение правил кораблевождения выражается в несоблюдении установленных нормативными актами предписаний по управлению кораблем, определению его курса и скорости, установлению его местонахождения и т.д.

3. Уголовная ответственность за нарушение указанных правил возможна лишь в том случае, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

4. Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, серьезное повреждение корабля, посадку его на мель и т.п.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности.

6. Субъектом преступления может быть военнослужащий, на которого возложены обязанности кораблевождения (командир корабля, его помощник, штурман, вахтенный офицер и др.).

Комментарии и консультации юристов по ст 352 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 352 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 351 УК РФ. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Новая редакция Ст. 351 УК РФ

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 351 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является установленный порядок производства полетов и подготовки к ним.

Правила полетов и подготовки к ним либо иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов определены наставлениями, руководствами, инструкциями и другими нормативными актами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

2. К военным летательным аппаратам относятся находящиеся на вооружении боевые (истребители, бомбардировщики, штурмовики) и транспортные самолеты, самолеты-заправщики, вертолеты и другие летательные аппараты.

3. С объективной стороны нарушение правил полетов представляет собой несоблюдение их во время взлета самолета, его полета и посадки; нарушения правил подготовки к полету включают: несоблюдение порядка технического обслуживания летательного аппарата на земле, выпуск в полет неисправных аппаратов и т.д.

4. Уголовно наказуемыми являются лишь такие нарушения, которые повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия.

[1]

5. К иным тяжким последствиям могут относиться причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью членам экипажа и другим людям, разрушение летательного аппарата, вывод из строя важных аэродромных коммуникаций, срыв выполнения боевой задачи и др.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной виной.

7. Субъектами преступного посягательства могут быть командир корабля, пилот, штурман, бортинженер, техник самолета, руководитель полетов, врач и другие военнослужащие, на которых возложены обязанности по обеспечению полетов и подготовки к ним.

8. Деяния, описанные в статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 351 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составам, предусмотренным ст. ст. 263 и 271 УК РФ. Правила полетов, подготовки к ним, правила эксплуатации военных летательных аппаратов установлены ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона состоит в нарушении правил: а) полетов, т.е. движения воздушного судна с начала взлета до окончания посадки; б) подготовки к ним, т.е. процесса приведения в готовность летного состава к выполнению полетных заданий; в) иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов.

3. Преступление окончено с момента причинения смерти человека либо наступления иных тяжких последствий (например, вред здоровью человека, существенный материальный ущерб, срыв боевого задания и т.д.).

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ)

В Вооруженных Силах имеются акты военного управления, в т. ч. правила эксплуатации машин. При этом и военнослужащие также руководствуются правилами дорожного движения. К автомашинам относятся все виды автомашин (тягачи, автомобили, танки и др.), которые могут находиться в ведении Вооруженных Сил.

[3]

Вследствие несоблюдения положений актов военного управления и правил дорожного движения могут возникнуть дорожно-транспортные происшествия, влекущие причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Предусматривается также ответственность за то же деяние, повлекшее смерть человека (ч. 2) и за причинение смерти двум или более лицам; для наступления ответственности не имеет значения, кому была причина смерть — гражданским лицам либо военнослужащим (ч. 3).

Объектом преступления является установленным порядок вожделения и эксплуатации боевых, специальных, транспортных машин, обеспечивающий безопасность их движения.

Объективная сторона его заключается в действии или бездействии, влекущем нарушения правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машиной, наступившие последствия.

Субъективная сторона отличается виной в форме неосторожности.

Субъектом преступления является военнослужащий. Если военнослужащий, совершивший нарушение правила вождения автомашин, выразившееся в дорожно-транспортном происшествии, оставил место происшествия, скрылся, то он несет ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 350, 265 УК.

Наказание за преступление, предусмотренное ст. 350:

  • арест,
  • содержание в дисциплинарной воинской части,
  • лишение свободы,
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Преступления против военной службы

Видео (кликните для воспроизведения).

Преступления, отличающиеся нарушением правил управления военным транспортом:

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  2. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  3. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
  4. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
  5. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
Нарушение правил кораблевождения по ст 352 ук рф кого касается и какова ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here