Особенности авторских прав на фотографии

Все ответы на вопросы по тематике: "Особенности авторских прав на фотографии" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Авторское право на фотографию

Объекты авторского права очень многогранны. Наверняка многие согласятся, что для создания романа или научной статьи нужен колоссальный творческий труд, а для фотографии его нужно в значительно меньшей степени. Но вместе со всем этим Гражданский кодекс называет фотографические произведения среди прочих объектов авторского права в пункте 1 статьи 1269 ГК РФ.

Правовая квалификация и особенности

Напомним, что в авторском праве действует так называемая презумпция авторства. Она означает, что создание произведения творческим трудом предполагается (эта позиция выражена Верховным и Высшим Арбитражным судами). Чтобы признать отсутствие у объекта творческого характера, нужно заключение суда на этот счет. Из этого следует, что, поскольку фотографии — также объекты авторского права, то даже фото плохого качества по умолчанию будут охраняться законом.

Таким образом, творческий характер — определяющий критерий, благодаря которому суды и будут отличать фотографии, являющиеся объектами авторского права, и фото, не обладающие признаками интеллектуальной собственности.

Понятие «творческий характер» мы почти всегда ассоциируем с интеллектуальным трудом писателя, художника или архитектора. Интересно, что относительно фотографий данное выражение имеет несколько иное значение, о чем высказался Суд по интеллектуальным правам, указав, что творчеством в деятельности фотографа является:

Выбор освещения для фотосъемки;

Управление размещением объекта съемки;

Обработка фото в соответствующих программах;

Иные ( см. Постановление СИП по делу А24-1669/2013 ).

Таким образом, если что-то из этих действий фотограф применял, то результат его деятельности в виде фото будет однозначно охраняться законом. Хотя опять же не следует забывать, что судебные акты в России обязательной силой не обладают. Для большей ясности приведем разные примеры из практики.

В 2011 году Хамовнический суд г. Москвы, рассматривая вопрос о признании фотографий в качестве объектов интеллектуальных прав, пришел к однозначному выводу о том, что они являются только лишь сообщениями информационного характера. Кроме того, суд постановил, что при их создании фотограф не приложил никакого творческого труда (более подробно — см. дело № 2-2383/11 ) . Следовательно, полагает суд, они не могут охраняться в качестве объектов авторских прав. И это видится вполне справедливо, ведь могут быть и другие случаи: например, когда фотография получена случайно — человек случайно нажал кнопку на фотоаппарате, в результате чего и получилось фото. Есть ли здесь хоть какая-то доля творческого характера? Очевидно, нет.

Однако сегодня практика идет по пути признания фотографий преимущественно как охраняемых авторским правом объектов. Так, в 2015 году Суд по интеллектуальным правам высказал свою правовую позицию таким образом: пользователи фотографий должны уплачивать правообладателям вознаграждения во всех случаях независимо от художественной ценности фотографических изображений (см. дело № А70-4971/2014 ).

[1]

Учитывая авторитет Суда по интеллектуальным правам (о нем см. отдельную статью), можно предположить, что именно его позиция сместила вектор практики относительно преимущественного признания фотографий объектами авторского права.

В сети «Интернет» авторские фотографии незаконно размещаются очень часто, и правообладатели практически в каждом случае могут взыскать деньги с нарушителя. Интересно, что законодатель, устанавливая подсудность дел по защите авторских прав в Интернете, сделал оговорку: через Московский городской суд можно защитить исключительное право на любые произведения, кроме фотографий (и других, полученных таким же образом). Чем это вызвано? Единого мнения нет, но скорее всего, это вызвано широкой распространенностью нарушений прав на фотографии в глобальной сети. Если бы права на фотографии в Интернете можно было бы защищать упрощенным способом, то Мосгорсуд просто был бы завален подобными делами. Обычный же способ значительно труднее: правообладателю придется озаботиться поиском нарушителя, действуя через обычный районный суд, а не просто подать заявление в Мосгорсуд, на основании которого сайт мог бы быть заблокирован (более подробно об этом варианте защиты авторских прав — см. в этой статье).

Копирайт на фото

Мы уже рассматривали назначение знака охраны авторского права — ©. По большому счету все его функции сводятся к одному — информированию потенциального нарушителя о том, что у объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель — лицо, разрешение которого надо спрашивать, если предполагается использование этого объекта. Для фотографий упоминание значка копирайта очень целесообразно (особенно в Интернете). Впоследствии в суде можно будет однозначно доказать вину нарушителя, который был уведомлен о том, что у фото есть правообладатель, а также о том, кто конкретно им является. Такой способ используют многие владельцы фотографий: например, Интернет-ресурс «Схема-РФ» ставит оповещение об исключительном праве на каждую свою схему.

Если же нарушитель не только незаконно воспользуется фотографией, но и удалит копирайт, то за это правообладатель может взыскать дополнительную компенсацию на основании удаления информации об авторском праве, что не допускается.

Как видно, авторские права на фото имеют свои особенности. Простым пользователям Интернета следует быть крайне осторожными при использовании чужих фото, так как очень часто у правообладателя есть реальная юридическая возможность взыскать компенсацию в очень большом размере.

Уроки фотографии и фотодело, как стать фотографом. Копирование и перепечатка материалов строго запрещены!

Уроки фотографии и как стать фотографом. Фотодело, бизнес, маркетинг, раскрутка, продвижение, поиск клиентов, реклама.

Знай свои авторские права фотографа!

Авторские права фотографа тема не самая популярная и модная, если учитывать статистику и #хэштэги в социальных сетях. Скажите а вы знаете свои права, как фотограф? Как владелец своего фото бизнеса и создатель фотографических произведений (именно так обозначаются фотографии в Гражданском Кодексе РФ) вы обязаны знать свои права. Прежде всего, чтобы при необходимости уметь их отстоять, и защитить свою работу и бизнес. Для восстановления пробела в такой важной образовательной части фотобизнеса, предлагаю вам ознакомиться с выдержками из Гражданского Кодекса РФ, относительно авторских прав фотографа.

Устройтесь покомфортней, сделайте себе чашечку ароматного кофе или любимого чая и вперед за покорением новых высот. И поверьте изучение таких правил не может быть скучным, так как они направлены на улучшение вашего фото бизнеса, и обязательно сослужат вам хорошую службу на протяжении вашей долгой карьеры фотографа .

Знание — сила! Согласны? Тогда приступаем…

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Читайте так же:  Экспертиза автомобиля для постановки на учет особенности и порядок проведения

Статья 1265 Право авторства и право автора на имя

  1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения.
  2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Статья 1270 Исключительное право на произведение.

  1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

Статья 1281 . Срок действия исключительного права на произведение.

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Статья 1285 . Договор об отчуждении исключительного права на произведение

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Статья 1286 . Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

1. По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

2. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.

3. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Статья 1300 Информация об авторском праве.

1. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

2. В отношении произведений не допускается:

1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.

3. В случае нарушения положений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со статьей 1301 настоящего Кодекса.

Обратите также внимание на следующий пункт Гражданского Кодекса РФ.

[2]

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина.

  1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
Читайте так же:  Что делать, если не хватает 3 месяца для того, чтобы получить звание ветерана труда

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

  1. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
  2. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения

Авторские права фотографа часто нарушаются, поэтому важно всегда заключать договор с моделью и клиентами. Он будет выступать гарантом соблюдения всех описанных прав. Введите себе за правила перед началом любой фотосъемки, или во время предварительной встречи с клиентом всегда заключать договор. С психологической точки зрения это также будет являться большим плюсом, оказывая более серьезное впечатление на ваших клиентов, лишний раз доказывая ваш профессионализм в работе и в бизнесе. Подробнее о договоре фотографа в одной из следующих статей.

2 комментария к « Знай свои авторские права фотографа! »

Как хорошо, что наткнулся на ваш сайт, очень много информации почерпнул°

Авторское право на фотографию: проблемные аспекты

Фотография как искусство имеет достаточно долгую и необычную историю. Химическая фотография начинается в глубокой древности, оптическая около тысячи лет назад, а первое закрепленное изображение было получено в 1822 году Жозефом Ньепсом.

Долгое время велись дискуссии о распространении авторского права на фотографию. Многие не признавали фотографию как произведение искусства, а рассматривали ее как техническое копирование, закрепление реальных объектов с помощью, фотоаппарата и различных химикатов. Но на самом деле вклад фотографа в создание фотографии, безусловно, носит творческий характер: подборка сюжета, правильное выстраивание композиции, эстетика и выразительность кадра, индивидуальная для каждой фотографии подборка настроек фотоаппарата, применение различных приспособлений, в том числе создание собственных уникальных устройств и т.д.

Теперь необходимо дать понятие фотографии, которое закреплено в нормативно-правовых актах. Согласно Глоссарию терминов по авторским и смежным правам [1] фотографическое произведение – это изображение реальных объектов, получаемое на поверхностях, чувствительных к свету или другому излучению. Но тогда возникает вопрос: что понимать под поверхностью, чувствительной к свету? Логичнее всего предположить, что под это определение попадает не только пленка, но и матрица современных цифровых фотокамер.

В законодательстве РФ не дается определения фотографического произведения, только указывается, что объектами авторских прав признаются фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичные фотографии [2]. Данное положение означает, что на фотографические произведения распространяются все имущественные и личные неимущественные права, присущие другим объектам интеллектуальных прав. Это исключительное право, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и иные права. Стоит отметить, что авторское право распространяется и охраняет саму форму: пленка, слайд, цифровой файл, где непосредственно закреплена фотография.

[3]

Такой же концепции придерживается законодательство Германии. Защите фотографий посвящен целый раздел, но понятие не закреплено, зато дается конкретизация сроков охраны фотографий [3]. Также с законодательством РФ, в отношении этого вопроса, схоже законодательство Франции и некоторых других стран [4]. В комментарии к четвертой части Гражданского кодекса отмечается, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями.

В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения не всегда просто. Ведь даже снимок, сделанный с обычного фотоаппарата с использованием автоматических настроек, может представлять художественную ценность. А когда фотограф использует собственные настройки, меняя резкость, глубину, освещенность и другие параметры снимка, ситуация еще более усложняется. Поэтому в некоторых странах (Австрия, Италия) простые фотографии считаются объектом смежных прав [5].

В связи с этим и возникают проблемы и разногласия. Не все юристы придерживаются мнения, что любая фотография является результатом творческой и интеллектуальной деятельности. Единое понятие фотографии разделяют на «творческую» фотографию и «техническую» (простую или репродукционную) фотографию. Под первой понимают фотографии, которые несут в себе какой-то творческий потенциал, сюжет и т.п. Вторая категория подразумевает лишь техническое копирование с помощью фотоаппарата картин, графиков, рисунков, предметов и т.д. Они («технические» фотографии) не созданы творческой работой автора, а являются копией реальных объектов, выраженной в форме фотографии. Так, создание репродукций картин, например, для сервиса Google Art Project будет являться, в соответствии с данной классификацией, «техническими» фотографиями. На практике создание таких фотографий требует большого опыта, использование сложных технических устройств и в какой-то мере творческого подхода, и, исходя из этого, не стоит делать вывод о том, что подобные фотографии не являются результатом интеллектуальной деятельности.

Данное деление можно проиллюстрировать на примере из судебной практики Суда по интеллектуальным правам. Итак, в Постановлении от 23 января 2014 г. по делу N А56- 293/2013 Общество с ограниченной ответственностью «МауэрБюро» (далее – ООО «МауэрБюро») обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СевенСкай» (далее – ООО «СевенСкай») с требованием о взыскании 250 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на произведение (размещенные фотоматериалы). Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в октябре 2012 года истец выявил размещение ответчиком на его Интернет-сайте, находящегося в свободном доступе для пользователей, фотоматериалов, на которых изображены результаты работ, выполненных ООО «МауэрБюро» на основании договоров подряда.

В частности, в разделе сайта «Реализованные проекты» опубликован блок фотографий «Двери и стеклянные перегородки – частный интерьер». Информация об этом зафиксирована в протоколе осмотра от 12.11.2012, составленного нотариусом. Считая, что ООО «СевенСкай» неправомерно использует данные фотоматериалы в своей деятельности для целей продвижения предлагаемой им к реализации продукции, истец направил ответчику письмо с требованием в добровольном порядке осуществить выплату компенсации за нарушение авторских прав на фотоматериалы, размещенные на сайте последнего.

Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из недоказанности приобретения истцом исключительных прав на изображение дверей и перегородок. Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о недоказанности приобретения истцом исключительных прав на изображение дверей и перегородок. Также суд первой инстанции сделал вывод, что в фотографиях отсутствуют художественные и творческие элементы. Суд по интеллектуальным правам (кассационная инстанция) также оставил жалобу без удовлетворения. В данном примере хорошо показано деление фотографий по признаку наличия художественного элемента.

Но, на наш взгляд, это оценочная категория лишена объективных критериев для отнесения фотографии к тому или иному виду. Еще одним аспектом данной классификации является отнесение к «творческим» фотографий, которые созданы профессиональными фотографами, а к «техническим» (простым) тех, которые сделали люди, не владеющие специальными знаниями в данной области [6]. Например, в Деле № А40-64446/12 Арбитражного суда города Москвы суд пришел к выводу о том, что содержание оспариваемых фотографий является бесстрастным описанием фактов, не содержит элементов творчества, содержит исключительно информацию только о событиях и фактах, являясь, по сути, отчетом репортера, они не содержат именно результатов творческой деятельности. Данный вывод основывается на общепринятом понятии творчества – интеллектуальная деятельность, результатом которой является создание интеллектуального продукта, ранее не известного, обладающего такими признаками как новизна и оригинальность.

Читайте так же:  Документы для продажи дома с земельным участком

Также суд указывает, что таким критериям оспариваемые фотографии в силу отсутствия постановочного сюжета, других доказательств применения творческого труда при их создании, не соответствуют, поскольку содержат исключительно сведения о событиях и фактах и носят информационный характер, которые, в соответствии с п. 8 ст. 2 «Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886г. Суд в удовлетворении исковых требований полностью отказал [7]. Данное судебное решение является еще одним примером того пути, по которому пошла судебная практика. Но стоит указать на важное положение нашего законодателя – презумпция авторства [8]. Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется [9].

Получается, кто бы ни создал фотографию: профессионал, любитель или новичок, она все равно будет охраняться авторским правом. По такому же принципу стоит рассматривать и совершенно случайные фотографии. К.С. Братковский в своей брошюре «Авторское право на фотографию» приводит пример: 5 сентября 1936 году Роберт Капа во время одного из боев гражданской войны в Испании случайно нажал на спуск камеры, при этом он даже не смотрел в видоискатель, и сфотографировал смерть милиционера-лоялиста (бойца-республиканца) Федерико Бореля Гарсия [10]. Впоследствии эта фотография стала одной из самых известных военных фотографий.

Исходя из буквального толкования а. 10 п. 1 ст. 1259 ГК РФ следует, что объектом авторских прав является фотография, без деления на творческую и техническую. Это означает, что все фотографии подлежат охране и защите. Соответственно, рассматривать фотографии стоит как объект авторских прав (кроме фотографий, сделанных автоматическими устройствами без какого-либо участия человека – фиксация превышения скорости и т.п.), потому что данные «технические» фотоальбомы могут использоваться другими лицами в составе объектов интеллектуальных прав, без указания первоначального автора. Это может быть коммерческое обозначение, товарный знак, картина, основанная на фотографии и т.п. Данная ситуация будет рассматриваться как незаконная переработка произведения, так как отсутствовало согласие правообладателя [11].

Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог, стоит еще раз повториться, что фотографическое произведение, согласно законодательству РФ, является объектом авторских прав и подлежит надлежащей охране в соответствии с законом и иными нормативно-правовыми актами. Делить фотографии на «творческие» и «технические» некорректно, так как это может нарушить права авторов «технических» фотографий, либо необходимо нормативно урегулировать данный вопрос, закрепить данную классификацию, определить критерии, по которым будет происходить разграничение фотографических произведений на «творческие» и «технические», но это практически невозможно сделать без нарушения прав определенных лиц.

Автор: Болотов М.В.

Библиографический список

1. Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам. Женева: ВОИС, 1981. №827(EFR). WIPO Glossary of Terms of the Law of Copyright and Neighboring Rights. Geneva, No. 827(EFR). 1981.

2. п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

3. Закон Германии «Об авторском праве» // http://www.copyright.ru/ru/ library/ zakonodatelstvo/zarubezhnoe_zakonodatelstvo/zakon_germanii_ob_avtorskom_prave (Дата обращения: 27.09.2014).

4. Кодекс интеллектуальной собственности Франции // http://www.copyright.ru/ru/library/zakonodatelstvo/zarubezhnoe_zakonodatelstvo/kodeks_intellekt ualnoi_sobstvennosti_frantsii (Дата обращения: 27.09.2014).

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. С. 92.

6. Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.: Статут, 2014. С. 26.

7. Постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда № 09АП-38607/2012-ГК // http://kad.arbitr.ru/Card/2b4cddfa-9dc8-497d-bceb-677f3f668f2e (Дата обращения: 04.05.2014).

8. п. 4 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

9. Близнец И.А. Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: Учебник. М., 2011. С. 25.

10. Братковский К.С. Авторское право на фотографию // URL: http://www.intellaw.org.ua/copyright_pfoto.pdf (дата обращения 04.05.2014).

11. ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

Фотография, как объект авторского права

Сегодня почти у каждого есть аккаунт в социальных сетях, блог в «Живом журнале» или персональный сайт. Каждый день там публикуются миллионы заметок, в том числе и с авторскими фотографиями, многие из которых потом приобретают самостоятельную жизнь, без ведома автора кочуя по интернету, страницам СМИ и рекламным плакатам. Правовая инструкция расскажет о том, можно ли защитить авторские права на фотографию, взятую из вашего блога или страницы в соцсети.

Объект авторского права

Фотография является объектом авторского права (ст. 1259 ГК РФ), которое возникает с момента ее создания. Для защиты авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. При этом закон предусматривает возможность использования знака защиты авторского права (ст. 1271 ГК РФ), который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения.

Например, © Петр Петров, 1998.

Какие доказательства потребуются?

Чтобы доказать авторство фотографии, лучше сохранять исходник — файлы в формате RAW и psd. В настройки фотокамеры также можно занести электронную подпись. Если исходник не сохранился, доказать авторство можно на основании совокупности доказательств, указанных в ст. 55 ГПК РФ, так как авторское право возникает в момент выражения произведения в объективной форме и существует не зависимо от материальных носителей. Поэтому утрата исходника не влечет прекращения авторского права, доказать которое можно и свидетельскими показаниями, хотя это будет гораздо труднее. Доказательством нарушения авторских прав будет публикация авторской фотографии на материальном носителе (газете, журнале и т.д.), экземпляр которой необходимо будет приложить к иску в суд. Если спорная фотография воспроизведена в электронном виде, то необходимо будет заверить у нотариуса скриншот страницы, на которой размещена фотография.

Кто может быть ответчиком в делах о нарушении авторских прав?

Как рассчитывается компенсация?

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать от нарушителя выплаты компенсации: в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда или в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Истец может определять в иске желаемый размер компенсации, суд размер определит исходя из обстоятельств дела – существенности нарушения, возможного объема прибыли, который получил нарушитель, ценности фотографии и других обстоятельств, которые индивидуальны для каждого дела.

Судебная практика показывает, что сумма компенсации обычно варьируется от 10 000 до 20 000 рублей за каждую фотографию. Вместе с компенсацией истец может потребовать возмещения морального ущерба, если фотография не только была переопубликована без согласия автора, но на ней также не было информации об авторе, то есть нарушены личные неимущественные права.

Читайте так же:  Можно ли вернуть лакокрасочную продукцию

Краткая инструкция

Если сделанная вами фотография была переопубликована без вашего согласия, зафиксируйте факт нарушения, сделав скриншот страницы сайта и заверив его у нотариуса. После этого можно направить нарушителю письмо с предложением урегулировать ситуацию в досудебном порядке, пригрозив обращением в суд и соответствующими последствиями (минимальная компенсация 10 000 рублей + моральный ущерб + оплата судебных издержек). Предупредите нарушителя, что удалять фотографию не имеет смысла, так как вы уже нотариально заверили скриншот страницы. Если нарушитель отказывается урегулировать конфликт полюбовно, обращайтесь в суд, собрав предварительно доказательства вашего авторства фотографии.

Интересный факт

В 2013 году Басманный районный суд Москвы обязал издательский дом «Аргументы и факты» выплатить пяти фотографам, в числе которых был известный блогер Илья Варламов, компенсацию за нарушение авторских прав на фотографии в размере 2 000 000 рублей, а также возместить моральный ущерб и судебные издержки.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Особенности авторских прав на фотографии

На Западе вопрос авторского права в целом и в фотографии в частности давно решен. Нарушать авторское право – все равно, что стрелять из автоматического оружия при свидетелях.

В нашей стране количество талантливых «заимствователей» пока, к сожалению, существенно превышает количество талантливых создателей. Какова же сейчас ситуация в вопросах отечественного авторского права? Какие права российского фотографа защищаются российским законодательством? Охраняется ли фотография авторским правом? Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать? Когда возникает авторское право на фотографию? Каковы сроки действия авторских прав? Возможно ли использование части оригинальной фотографии без согласования с фотографом? Что такое имущественные права фотографа? Чем отличаются имущественные права от личных прав фотографа? Как заключить договор о передаче прав? Правда ли, что охраняются лишь опубликованные фотографии? Что такое служебное произведение? Что делать, если вашу фотографию украли? Почему стоит добиваться привлечения нарушителей к административной ответственности? Когда необходимо иметь разрешение на фотосъемку? В каких случаях фотографа могут задержать? Законно ли требование удалить чужие снимки со своей веб-страницы?

Интересно? Читайте материалы раздела и защищайте свои права!

Право в фотографии. Статьи о нарушениях авторских прав фотографа. Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать. Зачем и почему следует добиваться привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности и многое другое.

Рекламная фотография и распределение прав на нее

Чтобы правильно квалифицировать возникновение прав и обязанностей, связанных с созданием и дальнейшим использованием рекламной фотографии, необходимо проанализировать ее статус как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.

Ответственность за нарушения авторских прав на фотографию

Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, все исключительные авторские права на фотографию принадлежат тому, кто ее сделал. Если именно Вы нажали на кнопку фотоаппарата, то можете делать со снимком, что угодно: копировать, публично демонстрировать, обрабатывать и распространять – бесплатно или за вознаграждение.

Репортажная фотография

Сложность темы освещения в фотографии текущих событий (репортажная фотография) заключается в том, что очень часто на фотографии находит отображение изображение граждан. Чтобы правильно разобраться в этой теме, необходимо дать квалификацию всех субъектов, предметов и объектов прав, а также возникающих прав и обязанностей, и осветить некоторые особенности, связанные с этим жанром.

Гражданская ответственность за нарушения авторских прав на фотографию

В прошлом номере журнала мы рассказали, что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать. Также мы объяснили, зачем и почему следует добиваться привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности. Сейчас подробнее остановимся на другом виде ответственности – гражданской.

Авторское право в фотографии

Право автора на использование и защиту собственного произведения распространяется и на фотографии, причем не только на отпечатанные снимки, но и на негативы, файлы и части изображения. В России набирает популярность составление договоров на съемку и процессы передачи изображений правильно, учитывая законы. Чем характеризуется право автора на снимок?

Как утверждено в статьях ГК РФ, авторское право закрепляется за создателем фотографии и подразумевает, что он является полным собственником, без его разрешения нельзя использовать снимок или часть его для рекламы, печати и других целей. Значит, увидев собственный снимок, размещенный в журналах, на рекламном баннере, чужом сайте, фотограф вправе заявить об инциденте нарушителю и даже подать в суд. Если докажет документально авторство, то может потребовать денежную компенсацию за незаконное использование изображения и моральный ущерб.

Понятие «творческие объекты» в фотографии включают собственно отпечатанные снимки, а также:

  • негативы фотографий, цветные и черно-белые;
  • слайды;
  • цветные имиджи и печать;
  • участок или часть снимка, детали и маленькие элементы.

Виды авторского права

Формально, автор единственный и не может измениться, по факту имеются 2 принципиально разных вида авторского права: имущественное и личное. Если первое возможно передать письменно или устно, второе навсегда закрепляется за фотографом и не подлежит изменению. Рассмотрим подробнее оба вида.

Личное авторское право. Если говорить грубо, то в нем заключается право подписи фотографии, при использовании ее в коммерческих целях. Весь «шум» создается из-за гонорара, полагающегося фотографу за создание снимка. Личное авторское право закрепляется за автором всю его жизни и 50 лет после его смерти, изображение обязательно следует подписывать.

Имущественное право. Заключается в праве использования изображения в любых целях с указанием автора. Имея разрешение на публикацию, можно размещать снимок, часть его на сайте или рекламном баннере, включать в коллажи, изменять размер, редактировать и печатать фотографию. Главный нюанс в передаче имущественного права – автор может отозвать разрешение использовать изображения.

В каких случаях разрешено использовать снимки?

Чужие фотографии использовать нельзя – запрет, регламентирующийся Гражданским Кодексом РФ, в нем имеется целая глава, посвященная авторскому праву. В правилах должны быть исключения, поэтому беспрепятственно использовать фотографии можно при соблюдении одного из условий:

    На сайте, откуда снимок взят, имеется пометка об открытой лицензии — владелец ресурса разрешает желающим пользоваться медиа-контентом. Отметка о лицензии обезопасит от претензий за скачивание.

Creative Common Photos – разрешенные для скачивания картинки, расположенные на просторах сети. Владельцы изображений помечают их подобной отметкой, чтобы желающие могли использовать снимки.Creative Common – международная лицензия, популярная в странах Европы, набирающая обороты в России.

Использование картинки в качестве цитаты, вместе с текстом или отдельно, в образовательных целях или для научных обсуждений. Сложно определить грань между нарушением авторского права и цитированием, нужно быть осторожным.

В образовательных целей, в процессе объяснения учебного материала можно применять снимки без заключения договора с автором. Но указать имя придется.

Условно разрешено брать фотографии, распечатывать их для личного домашнего пользования. То есть напечатать снимок и повесить на стену в гостиной – не преступление, поступок не несет коммерческой подоплеки.

  • Если не хочется потом разбираться с недовольным автором, проверяйте фотографии, до размещения на сайте или использовать в рекламной кампании.
  • Чужие снимки использовать нельзя

    Обратная ситуация – если изображения брать нельзя. Очевидно, что в других случаях, кроме перечисленных в предыдущей главе. Не стоит использовать фотографию, если факт авторства или разрешение не установлен или вызывает сомнения. Лучше перепроверить несколько раз уникальность, для этого существуют специальные площадки, куда загружаете картинку или ссылку на размещение. На выходе будет записано: зарегистрированный автор, условия для желающих их использовать.

    Читайте так же:  Приватизация земельных участков

    Вопреки бытующему мнению, нельзя скачивать картинки:

    • Размещенные в свободном доступе в сети, нет никакой гарантии, что не объявится автор с претензией;
    • Без отметки автора, у каждого снимка есть владелец, независимо от наличия надписи на нем;
    • Выложенные пользователями в социальных сетях, созданные владельцами страницы снимки являются его собственностью;
    • Снятые специально для вас по договору фотографии все равно являются собственностью фотографа, и разместить их без разрешения вы не имеете права.

    Последняя ситуация часто становится камнем преткновения моделей и фотографов. Модели требуют исключительные права на размещение и распоряжение снимкам, фотографы выкладывают снимки на свои площадки без разрешения моделей. Кто прав в такой ситуации? Никто! Фотографы должны получить письменное разрешение модели для использования снимка в коммерческие и рекламных целей. Но и модель не имеет право полностью распоряжаться фотографиями, за автором остается личное право, независимо от ситуации.

    Как защитить снимки от незаконного копирования?

    Большинство случаев нарушения авторского права спровоцировано нерадивыми фотографами, размещающими собственные снимки в свободный доступ. Доказать авторство потом будет достаточно проблематично, да и отследить факт нарушения будет сложно. Защитить созданные вами фотографии достаточно просто, ведь доказательством авторства будет исходный снимок, сделанный вами. Чтобы избежать проблем, нужно сделать привычкой следующие манипуляции:

    • Никому не отдавайте снимки в исходном варианте, например в формате RAW, храните их на жестком диске или других носителях, как оригинал;
    • Выкладывайте в сеть немного измененные фотографии: можно обрезать, изменить разрешение, размер фото;
    • Заполните данные об авторе в настройках фотокамеры, там можно указать имя, фамилию, название компании, дату, иногда и место съемки, и личный сайт;
    • Поместите на все выкладываемые снимки водяной знак, или символ ©, они дадут вам дополнительную защиту от копирования;

    • Заключайте договоры с клиентами, прописывайте там все важные моменты, что могут делать заказчики со снимками, а что не имеют права;
    • Файл в формате PSD доказывает, что вы работали над снимком.

    Что делать при нарушении авторских прав?

    Если необходимые манипуляции не были проведены, закон о защите автора никто не отменяет. Скопировать изображение из поиска или с другого сайта без разрешения владельца – прямое нарушение, дающее право фотографу предъявить претензию ил подать в суд.


    Если вы заметили личный снимок на рекламном плакате, на страницах сайтов или печатных изданий без указания авторства и соответствующего разрешения:
    1. Первое, что нужно сделать, проверить все факты, было ли разрешение, ваш ли это снимок и так далее;
    2. Найти и подготовить доказательства авторства;
    3. Связаться с нарушителем и заявить о прецеденте;
    4. Подать заявления в суд о нарушении авторских прав.

    В суде каждая ситуация рассматривается индивидуально, исход может быть разным:

    • Требование удалить незаконно размещенный контент;
    • Материальное возмещение, штраф (его размер зависит от ситуации);
    • Возмещение морального ущерба, особенно если процесс затянулся.

    Размер суммы будет зависеть от каждого конкретного случая, если кто-то на своем блоге с посещаемостью 10 человек в сутки разместил ваше фото, вряд ли получится запросить много денег. Напротив, если реклама на телевидении или на плакате в центре Москвы привлекли внимание миллионов людей и принесли солидную прибыль нарушителю, то можно рассчитывать на солидное вознаграждение.

    Обратная ситуация – вы нарушили авторские права, использовав чужой снимок в коммерческих целях. Ваша цель – решить ситуацию полюбовно, удалить незаконный контент и попытаться договориться с автором. Если у истца имеются доказательства авторства, то в 90% случаев правым признают именно его.

    Как избежать подобной ситуации?

    Шансов заработать иск в нашей стране достаточно низкий, но рисковать все таки не стоит, особенно при использовании снимков для коммерческих целей, для рекламы бренда или товара, для долгосрочных кампаний. Каким образом можно обезопасить себя от претензий в нарушении авторского права, и что нужно делать при поиске медиа-контента.

    1. Самый простой способ получить уникальный контент и права для его использования – снимать самостоятельно, если позволяет опыт и техническое оснащение.
    2. Можно нанять штатного фотографа, тогда имущественные права на его работу будут принадлежать вам, как работодателю.
    3. Можно заключить договор с дизайнером или фотографом и получить проектные съемки и имущественные права на фотографии.
    4. Использовать бесплатные источники и сайты с изображениями, где можно скачать нужный снимок. Но тут есть нюанс, пользователи могут загрузить туда не только свои картинки, но и найденные на просторах сети. Вы не застрахованы от возможных проблем, расчет будет только на удачливость.
    5. Купить снимок у фотографа, получив на него имущественное авторское право. Обязательно указывайте в договоре разрешение на его редактирование и изменение по своему усмотрению.
    6. Платные фотобанки и фотостоки, там много красивых изображений по символическим ценам. Вы автоматически получаете разрешение на использование и редактирование снимка в коммерческих ценах. Вы сможете разместить такое фото на рекламном плакате, на сайте, напечатать в журнале.

    Заключение

    • Авторское право – исключительное и не может быть передано третьим лицам, даже самим фотографом. За автором остается право подать в суд при нарушении, или закрыть глаза на несанкционированное использование. Для законной передачи снимка работодателю, заказчику, журналу необходимо составить и подписать обоюдный договор, дающий право использовать снимок в любых целях, но с указанием факта копирования. Для этого есть специальный знак ©, можно обозначить имя или псевдоним автора на картинке или в ее описании.

    Все изображения, размещенные на страницах печатных изданий, в сети и на других носителях кто-то снял, он и является автором с исключительными правами на распоряжение снимком, только он может редактировать фотографию, печатать, продавать его. Любые действия без его ведома – нарушение закона об авторских правах.

    Если вы хотите защитить снимки, созданные вами, настройте камеру, внесите данные о себе и сайте, сохраните исходники и внимательно следите за тем, кому вы отправляете фотографии и на каких условиях. В случае нарушения вашего личного авторского права, можно подать на нарушителя в суд, подкрепляя иск документально.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Будьте внимательны, общая безалаберность и повсеместное использование чужих снимков не дает вам право поступать таким же образом. Рост правовой грамотности населения может сыграть с нерадивыми пользователями злую шутку, заставить отвечать за несанкционированные действия морально и материально.

    Источники


    1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

    2. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

    3. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
    4. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
    Особенности авторских прав на фотографии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here