Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов

Все ответы на вопросы по тематике: "Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Содержание

  • Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

    1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

    2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

    наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

    Комментарий к Ст. 263 УК РФ

    1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

    Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

    2. Предметом преступления являются транспортные средства.

    Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

    Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.

    Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).

    Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.

    Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.

    3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

    4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

    5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

    Читайте так же:  Документы для оформления наследства

    6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

    Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

    7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.

    8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.

    9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

    По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
    ———————————
    БВС РФ. 2005. N 2.

    10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
    ———————————
    Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.

    11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

    Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

    Ответственность по данному виду преступления, предусмотрена ст. 263 УК РФ и наступает в случае нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом.

    За совершение данного преступления, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ареста, лишения свободы на срок до двух лет.

    Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

    Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

    Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

    Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

    Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. Сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

    К уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ могут привлекаться только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др».

    Усилена ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

    Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

    Федеральный закон принят Государственной Думой 30 мая 2019 года и одобрен Советом Федерации 11 июня 2019 года.

    Справка Государственно-правового управления

    Федеральный закон направлен на усиление ответственности за преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.

    Федеральным законом устанавливаются более строгие меры ответственности за деяния, предусмотренные статьями 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» Уголовного кодекса Российской Федерации, совершённые лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлёкшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека. При этом указанные деяния, повлёкшие смерть двух и более лиц, будут признаваться тяжкими преступлениями и влечь наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    В связи с этим Федеральным законом изменяется подход к определению категорий преступлений, представляющих собой неосторожные деяния, предусмотренный статьёй 15 Кодекса. В частности, к категории преступлений средней тяжести отнесены неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а к категории тяжких преступлений – пятнадцати лет лишения свободы.

    Читайте так же:  Продлевается ли гарантия после обмена товара

    В соответствии с Федеральным законом к специальным субъектам преступления, предусмотренного статьёй 263 Кодекса, отнесены лица, управляющие лёгкими (сверхлёгкими) воздушными судами или маломерными судами.

    Получи ПРАВА в Ташкенте

    Уголовная ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

    Статья 260. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, морского, речного или воздушного транспорта

    Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства лицом, управляющим железнодорожным, морским, речным или воздушным транспортом, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет.

    То же деяние, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы до восьми лет.

    То же деяние, повлекшее:
    а) человеческие жертвы;
    б) катастрофу;
    в) иные тяжкие последствия, —
    наказывается лишением свободы до десяти лет.

    Статья 261. Допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения

    Допуск к управлению железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным или иным транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, совершенный лицом, ответственным за эксплуатацию такого транспортного средства, повлекший тяжкое телесное повреждение либо смерть человека, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет с лишением определенного права.

    Статья 262. Нарушение правил ремонта или выпуска в эксплуатацию транспорта

    Недоброкачественный ремонт железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи или другого транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, совершенные лицом, выполняющим ремонт, либо ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, повлекший причинение средней тяжести или тяжкого телесного повреждения, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет

    То же деяние, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы до пяти лет.

    То же деяние, повлекшее:
    а) человеческие жертвы;
    б) катастрофу;
    в) иные тяжкие последствия, —
    наказывается лишением свободы до восьми лет.

    Статья 263. Приведение в негодность железнодорожного, морского, речного,воздушного транспортного средства или путей сообщения

    Умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние железнодорожного, морского, речного или воздушного транспортного средства, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации, связи или другого транспортного оборудования, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до пяти лет.

    То же действие, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет.

    То же действие, повлекшее:
    а) человеческие жертвы;
    б) катастрофу;
    в) иные тяжкие последствия, —
    наказывается лишением свободы от десяти до пятнадцати лет.

    [2]

    Статья 264. Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна

    Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна, — наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет.

    Те же действия, совершенные:
    а) по предварительному сговору группой лиц;
    б) с насилием или угрозой применения насилия, —
    наказываются лишением свободы от десяти до пятнадцати лет.

    Статья 265. Нарушение правил международных полетов

    Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет либо арестом до шести месяцев.

    Статья 266. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств

    Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет

    То же деяние, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы до семи лет с лишением определенного права.

    То же деяние, повлекшее:
    а) человеческие жертвы;
    б) катастрофу;
    в) иные тяжкие последствия, —
    наказывается лишением свободы до десяти лет с лишением определенного права.

    Статья 267. Угон транспортного средства

    Угон транспортного средства, — наказывается лишением свободы от трех до пяти лет.

    То же действие, совершенное:
    а) повторно или опасным рецидивистом;
    б) по предварительному сговору группой лиц, —
    наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет.

    То же действие, совершенное:
    а) особо опасным рецидивистом;
    б) организованной группой;
    в) с насилием или угрозой применения насилия, —
    наказывается лишением свободы от десяти до пятнадцати лет.

    Статья 268. Нарушение правил по обеспечению безопасной работы транспорта

    Нарушение пассажиром, пешеходом, велосипедистом, лицом, управляющим гужевым транспортом или другими участниками движения, кроме лиц, предусмотренных в статьях 261 — 263, 265 или 266 настоящего Кодекса, правил безопасности движения или эксплуатации всех видов транспорта, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом до двадцати пяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет.

    То же действие, повлекшее смерть человека, — наказывается арестом до шести месяцев либо лишением свободы от трех до пяти лет.

    То же действие, повлекшее:
    а) человеческие жертвы;
    б) иные тяжкие последствия, —
    наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет.

    Статья 269. Нарушение правил пользования автомобильными дорогами и их охраны

    Нарушение правил пользования автомобильными дорогами и их охраны, то есть прокладка, ремонт без соответствующего разрешения подземных или наземных коммуникаций на автомобильных дорогах и в полосе их отвода, несоблюдение установленных условий и сроков выполнения этих работ, самоуправное возведение арок, ограждений, шлагбаумов или иных сооружений, складирование на дорогах материалов и других предметов, разрушение дорожного полотна, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, — наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет, или арестом до шести месяцев либо лишением свободы до трех лет.

    Читайте так же:  Если я перееду на новое место жительства, останутся ли льготы ветерана труда

    То же деяние, повлекшее смерть человека, — наказывается лишением свободы от трех до пяти лет.

    То же деяние, повлекшее:
    а) человеческие жертвы;
    б) иные тяжкие последствия, —

    наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет.

    Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (стр. 1 из 12)

    Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Количество автотранспортных преступлений каждый год неуклонно возрастает, что непосредственно связано с увеличением числа единиц автотранспорта на душу населения. Представляется, что динамика роста таких преступлений будет иметь тенденцию к росту и в дальнейшем. Рост количества преступлений порождает в свою очередь многообразие различных по обстоятельствам фактов дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения или погибли люди.

    События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт, и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП).

    В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

    Те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия, менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством.

    Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

    Дорожно-транспортное происшествие, как правило, результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта.

    Таким образом, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Борьба с ними ужесточается из года в год, ответственность за совершение таких преступлений становится все серьезней. В этих условиях можно говорить об актуальности темы данной дипломной работы «Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: проблемы квалификации».

    Основная цель работы – выявление проблем квалификации состава преступления — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для достижения данной цели в работе поставлен и решен ряд задач :

    — дать общую характеристику состава преступления — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

    — изучить объективную и субъективную сторону данного преступления;

    — определить меры ответственности за совершение указанного преступления;

    — выявить квалифицирующие признаки данного состава преступления;

    — проанализировать основные проблемы при квалификации такого преступления.

    Объектом исследования является состав преступления — хулиганство, а предметом исследования – его уголовно-правовая характеристика.

    Методологическую основу исследования составляют диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и исторический методы.

    Эмпирическую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, международные и российские нормативные правовые акты.

    Информационная база – материалы МВД РС (Я), статьи в средствах массовой информации и сети Internet.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    [1]

    ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    Рассмотрим объект преступления с точки зрения гражданского, уголовного и административного права.

    С точки зрения гражданского права

    Объекты гражданских прав — в праве — материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются[1] :

    — работы и услуги;

    — результаты интеллектуальной деятельности;

    Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

    При нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств объектом преступления будут являться:

    — имущество, перевозимое транспортными средствами;

    — имущество пешеходов, здания, помещения, другие сооружения, пострадавшие в результате ДТП;

    — причиненный моральный вред, в т.ч. и вред здоровью.

    С точки зрения уголовного права

    Объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, блага и интересы, которым в результате преступления причиняются или может быть причинен вред[2] .

    Объект преступления включает в себя также и предмет преступления.

    Предмет — это признак отдельных преступлений, это то на что непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект[3] .

    Предмет преступления — транспортное средство — им являются автомобиль, трамвай, другое транспортное средство (троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические средства). Иные самоходные машины- это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, комбайн, автокран, скрепер, автопогрузчик, бульдозер и т.п.).

    1. Определяет характер общественной опасности преступления;

    2. Является основанием для разграничения преступлений между собой;

    3. Является одним из элементов основания привлечения к уголовной ответственности;

    4. Служит системообразующим критерием классификации преступлений.

    Родовым объектом преступлений, содержащихся в главе 27 Особенной части Уголовного Кодекса, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, это относится и к преступлению, предусмотренного ст.264 УК РФ. Поэтому преступления, включенные в главу 27 УК РФ, называют еще транспортными преступлениями. «Признание родовым объектом транспортных преступлений безопасности движения или эксплуатации транспортных средств более полно раскрывает существо преступного деяния, поскольку уголовно-правовые нормы в первую очередь имеют своей целью охрану безопасности функционирования транспорта. При этом какого-либо принципиального различия в характере общественных отношений между различными видами транспортных средств нет, так как транспорт выполняет единые задачи. В результате нарушений правил движения или эксплуатации такие последствия могут наступать на каждом из них»[4] .

    Отличие состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, от других преступлений, содержащихся в указанной главе, состоит в различии непосредственных объектов, на которые осуществляется посягательство.

    Объектом преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, будет являться безопасность дорожного движения и эксплуатация автомобильного транспорта и иных видов механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении.

    Это определение требует разъяснения некоторых понятий. Например, что понимать под дорожным движением и под иными видами механических транспортных средств.

    Читайте так же:  Как сделать дубликат водительских прав

    Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов

    webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

    Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

    Билет 34. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

    Непосредственный объект преступлениябезопасные условия движения и эксплуатации перечисленных видов транспорта. Поскольку уголовная ответственность поставлена в зависимость от причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.

    Предметом преступления являются четыре вида транспорта: железнодорожный, воздушный, морской и речной.

    Железнодорожный транспорт

    представляет собой функциональную совокупность рельсовых транспортных средств (локомотивов, электровозов и т. д.), магистральных железнодорожных путей сообщения (включая подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги и другие железные дороги специального назначения и т. п.) и системы обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (средства световой и звуковой сигнализации и др.).

    В то же время внутризаводской, внутрицеховой, внутришахтный и другой подобный электротранспорт (электровозы, вагонетки и т. п.) в предмет анализируемого преступления не входит. В случаях рискованного вождения или опасной их эксплуатации содеянное следует квалифицировать по ст. 143 либо 268 УК, ибо эти виды транспортных средств выполняют производственные функции, сопряженные с технологическими процессами на данном предприятии, и потому речь должна идти о нарушении правил охраны труда или правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

    Метро, являясь городским рельсовым транспортом, с учетом условий его работы, приравнивается в смысле уголовно-правовой юрисдикции к железнодорожному транспорту.

    Воздушный транспорт

    — это функциональная совокупность всех видов гражданских летательных аппаратов (самолетов, гидросамолетов, вертолетов, аэростатов, автожиров, дирижаблей, планеров и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок воздушным путем пассажиров и грузов.

    Под морским транспортом следует понимать совокупность судов (пароходов, теплоходов, плавбаз, плавзаводов и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок морским путем.

    К речному транспорту относятся суда (в том числе и маломерные) и другие плавательные средства (пароходы, теплоходы, плоты, катера, моторные лодки и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок водным (за исключением морского) путем.

    Объективная сторона преступления сформулирована по типу материального состава и содержит деяние, последствия и причинную связь между ними.

    Диспозиция ст. 263 УК бланкетная, поэтому для оценки сути и вида нарушения закон отсылает к ведомственным нормативным актам, которыми регулируется безопасность движения и эксплуатации указанного вида транспорта.

    Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т. д.).

    Нарушение правил эксплуатации выражается в использовании транспортного средства с отступлением от технических требований его обслуживания (использование подвижного транспорта на неисправных путях, при поврежденной сигнализации, выпуск в рейс воздушного, морского или речного судна при метеорологических условиях, исключающих возможность их эксплуатации, и др.).

    Независимо от того, действием или бездействием были нарушены правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, ответственность по ч. 1 ст. 263 УК наступает лишь при наличии указанных в законе последствий: причинение тяжкого вреда здоровью.

    Для объективной стороны этого преступления обязательным элементом является место совершения преступления: железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.

    Субъект преступления специальный: вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные в законе правила. Закон акцентирует внимание не на профессии или должности виновного, а на его функциональных обязанностях, при наличии которых он должен, а в силу имеющейся профессии или занимаемой должности и может обеспечивать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчер, капитан судна, пилот, командир экипажа, машинист и т. д.).

    Субъективная сторона этого преступления характеризуется отношением виновного не столько к факту нарушения правил безопасности, сколько к наступившим последствиям.

    По форме вины преступление, предусмотренное ст. 263 УК, может быть только неосторожным, так как виновный, сознавая факт нарушения правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, предвидит возможность причинения смерти или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человеку, либо смерти нескольким лицам, а равно причинения крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможность их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

    Квалифицированный состав. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, повлекшее смерть одного человека, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 263 УК.

    Причинение смерти двум и более лицам квалифицируется по ч. 3 ст. 263 УК.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9208 —

    | 7263 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов

    Ст. 263 УК РФ содержит перечень наказаний, назначаемых в случаях, когда нарушаются правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Рассмотрим особенности и характеристики подобных правонарушений и те меры ответственности, которые за них определяются.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

    +7 (499) 450-39-61
    Это быстро и бесплатно !

    Какими пунктами законодательства регулируются правила статьи 263 УК РФ

    В общем и целом выделяют 4 вида нормативно-правового материала:

    • регламентирующий безопасность движения всех видов ТС;
    • устанавливающий безопасность их эксплуатации;
    • регламентирующий безопасность их движения и эксплуатации;
    • устанавливающий допуск ответственных лиц к исполнению служебных обязанностей.

    Среди них выделяются следующие:

    • ст. 413 ТК РФ;
    • ст. 52 Воздушного кодекса РФ;
    • ст. 26 ФЗ №17 от 10 января 2003 года;
    • прочие нормативные акты субъектов РФ.

    Суть статьи 263 УК РФ с комментариями

    В статье речь идет об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств самых разных видов. Это железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.

    Читайте так же:  Образец претензии оператору сотовой связи

    В первой части перечислены наказания, назначаемые при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (включая метрополитен) гражданином, который по работе обязан их соблюдать. Исключение составляют случаи, указанные в ст. 271.1 УК РФ.

    Это касается ситуаций, когда лицо на рабочем месте отказывается от выполнения своих прямых служебных обязанностей, если это недопустимо по законодательству РФ.

    Состав преступления по ч. 1 статьи 263 УК РФ признается в случае, если результатом вышеуказанных деяний стало нанесение вреда здоровью личности или крупного ущерба другим лицам либо транспортным средствам.

    Справка. В примечании к статье указано, что размер ущерба должен составлять не менее миллиона рублей, чтобы правонарушение было квалифицировано по ч. 1 ст. 263 УК РФ.

    В ч. 2 ст. 236 УК РФ указаны те меры ответственности, которые назначаются в случае, если вышеуказанные действия повлекли за собой гибель человека. Если же произошла смерть сразу нескольких лиц, то преступление определяется по ч. 3 этой же статьи.

    Когда действие определяется в качестве правонарушения

    Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств заключается в анализе состава самого преступления, состоящего из объективной и субъективной сторон, а также объекта и субъекта.

    Объективная сторона состоит из трех фактов:

    • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС;
    • его результатом стало нанесение крупного ущерба либо серьезного вреда здоровью человека или смерть одного/нескольких лиц;
    • наличие причинно-следственной связи между этими событиями.

    [3]

    Субъективная сторона – это неосторожность, то есть лицо действовало с обычной преступной халатностью или пренебрежением своими служебными обязанностями.

    Если нарушение вышеуказанных правил было осознанным, то речь не будет идти о деянии с двумя формами вины.

    Справка. Преступление считается оконченным в том случае, когда уже наступили указанные в ст. 263 УК РФ последствия.

    Объекты и субъекты

    Основной объект правонарушения – это безопасность движения и эксплуатации всех видов транспорта, а дополнительный – здоровье и жизнь людей. Факультативный объект – чужие объекты собственности.

    Субъектом нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта выступает, как правило, должностное лицо. Им могут быть:

    • граждане, обязанные обеспечивать безопасность движения самого транспорта (механики, пилоты, машинисты, капитаны кораблей и т. д.);
    • лица, отвечающее за безопасность его эксплуатации (механики, диспетчеры и пр.)

    Предметом преступления определяются все виды транспорта – как сами ТС, так и транспортная инфраструктура. Сюда не относятся маломерные суда и внутришахтные вагонетки, так как они выполняют исключительно технологические функции. Предметом деяния также не могут быть объекты, относящиеся к военной технике, так как неправильное их использование или управление уже подпадает под статьи, связанные с воинскими преступлениями.

    Квалификация преступлений

    Проблемы квалификации за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств связаны с тем, что по своей характеристике оно близко к административным правонарушениям, трактуемых в гл. 11 КоАП РФ.

    Важно! Между ними есть существенная разница: административным злодеяние считается при отсутствии тех серьезных последствий, которые указаны в ст. 263 УК РФ.

    Нарушение правил эксплуатации ТС, если оно никоим образом не связано с безопасностью его движения, не образует вышеуказанный состав преступления, а определяется как нанесение ущерба чужим объектам собственности (ст. 166—168 УК РФ).

    Если в результате подобного деяния был нанесен только легкий или средний ущерб здоровью гражданина, то также оно квалифицируется уже по другим статьям УК РФ, а не по ст. 263.

    Допустим, нарушений было несколько, и они имели место со стороны разных должностных лиц. Тогда вид и размер наказания назначается отдельно для каждого правонарушителя по степени его вины.

    Виды наказаний

    При квалификации деяния по ч. 1 ст. 236 УК РФ наказания назначаются следующие:

    • штраф суммой от 100 000 до 300 000 руб. или в размере з/п за 1-2 года;
    • ограничение передвижений гражданина на 4 года;
    • принудительные работы на 2 года с запретом на занятие некоторых должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года (последняя санкция факультативна);
    • заключение в тюрьму на 2 года с применением вышеуказанной санкции (по усмотрению судьи);
    • арест на полгода.

    Если преступление повлекло смерть человека, то правонарушителя приговаривают к принудительным работам на 5 лет или заключению в колонию на тот же срок.

    Допустим, результатом происшествия стала гибель двух и более людей. Тогда преступника могут приговорить к вышеназванным наказаниям, но заключение в тюрьму назначается уже на 7 лет.

    В каком случае можно избежать наказания

    Если гражданин уже не исполняет свои служебные обязанности, но совершил какие-либо действия, перечисленные в ст. 263 УК РФ, то его не могут привлечь по этой статье. Например, обходчик не сообщил о поломке железнодорожных путей, находясь в отпуске.

    Судебная практика

    Приговоры по ст. 263 УК РФ выносятся не так часто, но все же случаи фиксируются. Приведем один пример.

    В Ямало-Ненецком автономном округе в октябре 2010 года произошел несчастный случай, когда в результате халатности капитана-механика перевернулось речное судно. В результате погибло три человека. Капитана приговорили по ч. 3 ст. 263 УК РФ к 4 годам тюрьмы с запретом занимать какие-либо должности в сфере речного транспорта на 2 года.

    Заключение

    По ст. 263 УК РФ отвечают перед судом должностные лица, которые нарушили правила по управлению каким-либо видом транспорта, включая метрополитен, если они в это время находились на своем рабочем месте. Им назначают различные наказания: от штрафа до заключения в колонию на срок до 7 лет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Источники


    1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

    2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.

    3. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
    4. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
    Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here