Ответственность за нарушение правил вождения у военных статья 350 ук рф

Все ответы на вопросы по тематике: "Ответственность за нарушение правил вождения у военных статья 350 ук рф" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 351 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является безопасность полетов военных летательных аппаратов, подготовка к полетам (аэродрома, экипажа, летательного аппарата, службы безопасности обеспечения полетов) и безопасное соблюдение иных правил эксплуатации летательных военных аппаратов.

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.

Предмет преступления — военные летательные аппараты, т.е. все находящиеся на вооружении армии и других войск самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, которые сконструированы для полета в атмосфере и космосе под воздействием входящей в устройство силовой установки: это все типы пилотируемых и беспилотных средств (самолеты, вертолеты, дирижабли, космические корабли и т.п.), летательные аппараты, поддающиеся управлению во время полета.

3. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов. Нарушение правил — это совершение действия (бездействия), противоречащего правилам полета, подготовки к полету или иным правилам эксплуатации военных летательных аппаратов.

Нарушения правил полетов связаны с нарушениями пилотирования летательных аппаратов, а нарушения правил подготовки к полетам — с невыполнением или ошибками в выполнении правил подготовки и допуска к полету членов экипажа либо нарушением правил подготовки к вылету самой машины. Подготовка летательного аппарата к полету — совокупность мер, выполняемых техническим и летным составом экипажа и всеми службами аэропорта в целях обеспечения безаварийного полета летательного аппарата на весь период выполнения задания (полета).

К иным правилам эксплуатации относят заправку самолета топливом, обеспечение боеприпасами, средствами тушения пожара, укомплектование штатными принадлежностями и другие меры, совершение которых предписано соответствующими нормативными актами о подготовке летательного аппарата к полету.

В качестве нарушений указанных правил полета, подготовки к полету и иных правил эксплуатации могут быть допуск к полету в сложных метеорологических условиях неподготовленного экипажа, неверная информация о метеорологической обстановке в районе предстоящего полета, нарушение командиром корабля высоты полета (коридора), ошибка штурмана в определении места нахождения самолета, заправка летательного аппарата некачественным топливом и др.

Выполнение военнослужащими обязанностей по обеспечению полета, подготовки к полету или иных правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность полета летательного аппарата, в большей части фиксируется в соответствующих документах и докладывается руководителю полета.

Последствия преступления — это смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия носят оценочный характер (например, гибель летательного аппарата, причинение крупного материального вреда наземным объектам и сооружениям, срыв выполнения боевого задания). При оценке тяжести последствий следует учитывать степень отрицательного влияния вреда на боеспособность и боеготовность части, продолжительность времени, требуемого на устранение последствий, а также затраты на восстановление боеспособности части или летательного аппарата.

Обязательным признаком преступления является причинная связь между допущенным нарушением правил полета или подготовки к нему или иных правил эксплуатации военного летательного аппарата и фактическим наступлением последствий, указанных в комментируемой статье УК.

Акт комиссии по расследованию авиационных происшествий и заключения о причинах происшествия не освобождает правоприменительные органы от установления наличия причинной связи между допущенным нарушением правил полета, подготовки к нему и иных правил эксплуатации летательного аппарата в порядке, установленном УПК. Заключение экспертов может полностью совпадать с выводами комиссии, не совпадать частично или полностью. В последнем случае суд обязан установить причины допущения ошибок комиссией по расследованию авиационного происшествия.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, осуществляющий полет, подготовку к полетам либо эксплуатацию летательных аппаратов.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии военнослужащий предвидит возможность наступления последствий своих действий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на объективно не способные меры предотвратить наступление этих последствий. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

СТ 264 УК РФ.

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

[1]

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Читайте так же:  Порядок лицензирования транспортной деятельности

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 г.

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статей 263 и 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 264 Уголовного кодекса

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения транспортного средства может выражаться в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима, в выезде на встречную полосу движения и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства может выражаться в стоянке транспортного средства в неположенном месте, перевозке пассажиров на необорудованном транспортном средстве, эксплуатации технически неисправных транспортных средств и т.д. Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 и 2), смерти человека (ч. 3 и 4), смерти двух или более лиц (ч. 5 и 6). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими общественно опасными последствиями. Для применения ст. 264 УК РФ имеет значение место совершения преступления: управление автотранспортным средством должно осуществляться в пределах дорог.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных в законе общественно опасных последствий. При отсутствии таких последствий деяния могут квалифицироваться по нормам гл. 12 КоАП РФ.

4. Субъект по ч. 1, 3 и 5 статьи специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, непосредственно управляющее транспортным средством либо несущее ответственность за его эксплуатацию. Субъектом преступления может быть как профессиональный водитель, так и лицо, вообще не имеющее водительского удостоверения установленного образца, либо любое другое лицо, у которого данный документ был изъят в установленном законом порядке, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Для квалификации деяния по ст. 264 Уголовного кодекса РФ не имеет значения, в чьей собственности находится транспортное средство. По ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК субъектами преступления могут являться те же лица, но находящиеся в состоянии опьянения (примечание 2 к статье).

Факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ — по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (п. 10.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

5. Лицо, управлявшее транспортными средствами, не относящимися к указанным механическим транспортным средствам (например, велосипедами), и допустившее нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несет ответственность соответственно по ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

6. В случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего либо причинения ему смерти, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК о преступлениях против жизни и здоровья.

Комментарии к СТ 350 УК РФ

Статья 350 УК РФ. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

Комментарий к статье 350 УК РФ:

1. Предметом преступления являются боевые специальные и транспортные машины. Боевые машины — танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки и т.п. Специальные машины — самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: инженерных, медицинских, ремонтных, научно-исследовательских и др. Транспортные машины предназначены для перевозки военных грузов, личного состава и т.п.

2. Порядок и правила вождения и эксплуатации передвижной военной техники определяются: Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (ред. от 28.07.2012), Правилами дорожного движения Российской Федерации, а также наставлениями и инструкциями по эксплуатации отдельных видов военной техники.

3. С объективной стороны преступление выражается в деянии (нарушениях правил двух видов: вождения машин и эксплуатации машин), наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинно-следственной связи между ними.
Нарушение правил вождения выражается в неправильных действиях водителя (превышение скорости, нарушение правил обгона, проезд на запрещающие сигналы светофора и др.).
Нарушением правил эксплуатации признается несоблюдение технических норм и правил, обеспечивающих безопасное использование машин в процессе их движения (допуск к управлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, выпуск в рейс машин, имеющих техническую неисправность, перевозка пассажиров на не оборудованном для этого транспорте и т.д.).

Читайте так же:  Что относится к врачебной тайне и что грозит за ее нарушение

4. Квалифицированный и особо квалифицированный составы связаны с причинением смерти одному или нескольким лицам.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной, определяемой по отношению к наступившим последствиям.

6. Субъектом преступления может быть любой военнослужащий.

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

СТ 350 УК РФ.

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной
машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в
дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 350 Уголовного кодекса

1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составу, предусмотренному ст. 264 УК. Правила вождения и эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины регламентируются помимо Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, различными ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона характеризуется нарушением правил вождения, т.е. непосредственного управления в процессе движения, или эксплуатации, осуществляемой в целях обеспечения безаварийной работы указанных предметов.

3. Преступление будет признаваться оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Статья 351 УК РФ. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Новая редакция Ст. 351 УК РФ

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 351 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является установленный порядок производства полетов и подготовки к ним.

Правила полетов и подготовки к ним либо иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов определены наставлениями, руководствами, инструкциями и другими нормативными актами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

2. К военным летательным аппаратам относятся находящиеся на вооружении боевые (истребители, бомбардировщики, штурмовики) и транспортные самолеты, самолеты-заправщики, вертолеты и другие летательные аппараты.

[3]

3. С объективной стороны нарушение правил полетов представляет собой несоблюдение их во время взлета самолета, его полета и посадки; нарушения правил подготовки к полету включают: несоблюдение порядка технического обслуживания летательного аппарата на земле, выпуск в полет неисправных аппаратов и т.д.

4. Уголовно наказуемыми являются лишь такие нарушения, которые повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия.

5. К иным тяжким последствиям могут относиться причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью членам экипажа и другим людям, разрушение летательного аппарата, вывод из строя важных аэродромных коммуникаций, срыв выполнения боевой задачи и др.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной виной.

7. Субъектами преступного посягательства могут быть командир корабля, пилот, штурман, бортинженер, техник самолета, руководитель полетов, врач и другие военнослужащие, на которых возложены обязанности по обеспечению полетов и подготовки к ним.

[2]

8. Деяния, описанные в статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 351 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составам, предусмотренным ст. ст. 263 и 271 УК РФ. Правила полетов, подготовки к ним, правила эксплуатации военных летательных аппаратов установлены ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона состоит в нарушении правил: а) полетов, т.е. движения воздушного судна с начала взлета до окончания посадки; б) подготовки к ним, т.е. процесса приведения в готовность летного состава к выполнению полетных заданий; в) иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов.

3. Преступление окончено с момента причинения смерти человека либо наступления иных тяжких последствий (например, вред здоровью человека, существенный материальный ущерб, срыв боевого задания и т.д.).

Ст. 350 УК РФ. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 350 УК РФ

1. Предмет преступления — боевые машины (танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и др.), специальные машины (бульдозеры, скреперы и др.), транспортные машины для перевозки личного состава, оружия и иного военного имущества.

Читайте так же:  Чем отличается договорный режим имущества супругов от законного

2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин определены Правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами.

К нарушению указанных Правил относятся выпуск в рейс технически не подготовленных машин, допуск к управлению военнослужащих в болезненном состоянии, превышение установленной скорости движения, неправильный обгон движущегося транспорта, выезд на полосу встречного движения и др.

3. Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого раскрывается в ст. 111 УК.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления — военнослужащий, управляющий машиной или отвечающий за ее эксплуатацию.

Нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется по ч. 2, а смерть двух и более лиц — по ч. 3 ст. 350.

Другой комментарий к статье 350 Уголовного Кодекса РФ

1. Предметом преступления являются боевые специальные и транспортные машины. Боевые машины — танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки и т.п. Специальные машины — самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: инженерных, медицинских, ремонтных, научно-исследовательских и др. Транспортные машины предназначены для перевозки военных грузов, личного состава и т.п.

2. Порядок и правила вождения и эксплуатации передвижной военной техники определяются: Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (ред. от 28.07.2012), Правилами дорожного движения Российской Федерации, а также наставлениями и инструкциями по эксплуатации отдельных видов военной техники.

3. С объективной стороны преступление выражается в деянии (нарушениях правил двух видов: вождения машин и эксплуатации машин), наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинно-следственной связи между ними.

Нарушение правил вождения выражается в неправильных действиях водителя (превышение скорости, нарушение правил обгона, проезд на запрещающие сигналы светофора и др.).

Нарушением правил эксплуатации признается несоблюдение технических норм и правил, обеспечивающих безопасное использование машин в процессе их движения (допуск к управлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, выпуск в рейс машин, имеющих техническую неисправность, перевозка пассажиров на не оборудованном для этого транспорте и т.д.).

4. Квалифицированный и особо квалифицированный составы связаны с причинением смерти одному или нескольким лицам.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной, определяемой по отношению к наступившим последствиям.

6. Субъектом преступления может быть любой военнослужащий.

Комментарии и консультации юристов по ст 350 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 350 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 350. УК РФ

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарии к статье 350 УК РФ

Объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации военных машин. Предмет преступления — боевые, специальные и транспортные машины. Это состоящие на вооружении самодвижущиеся средства, несущие на себе вооружение, специальные устройства, служащие средством передвижения, перемещения боевых средств: танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, артиллерийские минометы, ракетные установки, строительные и пожарные машины, машины, предназначенные для перевозки личного состава, транспортировки оружия и боеприпасов, и т.д.

Объективная сторона преступления может быть выражена как в действии, так и в бездействии и состоит в нарушении правил вождения. Вождение представляет собой непосредственное управление транспортным средством в процессе движения (нарушение скоростного режима, неправильное маневрирование, нарушение требований регулировщика, дорожных знаков и т.п.). Эксплуатацией является использование машины в соответствии с ее назначением, техническими возможностями, соблюдение правил технического обслуживания и т.п.

К числу обязательных признаков состава преступления относится наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения соответствующих правил. По конструкции объективной стороны состав преступления материальный. Преступление окончено с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Причинение по неосторожности вреда здоровью человека (или смерти) вследствие нарушения правил вождения или эксплуатации машин как единое преступление охватывается соответствующей частью ст. 350 УК РФ и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности не требует.

Вместе с тем нарушение правил вождения или эксплуатации машин, которое наряду с неосторожным причинением ущерба здоровью или жизни человека повлекло также наступление по неосторожности материального вреда, может образовывать совокупность преступлений и квалифицироваться по ст. 350 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (ст. ст. 168 или 347).

Диспозиция рассматриваемой статьи бланкетная. Поэтому для установления состава преступления необходимо обращение к конкретным нормативным правовым актам, регулирующим порядок вождения и эксплуатации машин. Основным отличием рассматриваемого состава преступления от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК РФ, является принадлежность транспорта Вооруженным Силам РФ.

Субъективная сторона характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, управляющий военной машиной или отвечающий за ее эксплуатацию.

Квалифицированный и особо квалифицированный составы предусматривают ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека (ч. 2 ст. 350 УК РФ) или нескольких — двух или более лиц (ч. 3 ст. 350 УК РФ).

Комментарий к статье 350 УК РФ. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Объектом преступления является порядок безопасного вождения и эксплуатации военно-транспортных средств, устанавливаемый не только общими, но и специальными военно-административными нормативами. К боевым, специальным и транспортным машинам относятся все виды самодвижущихся сухопутных средств, состоящих на вооружении Вооруженных Сил и иных войск РФ.

Читайте так же:  Когда прекращается выплата алиментов на ребенка

2. Нарушением правил вождения является несоблюдение установленных правил безопасности дорожного движения.

Нарушение правил эксплуатации машин — это игнорирование норм и правил использования и технического обслуживания машин, связанных с обеспечением движения.

Состав материальный, деяние признается преступным при причинении тяжкого вреда здоровью человека. Между нарушением правил вождения или эксплуатации машин и наступлением указанных последствий должна быть установлена причинная связь.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной либо арендованным военным ведомством в интересах выполнения стоящих перед ним задач транспортным средством, вне зависимости от наличия у него водительского удостоверения (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1973 N 7 «О квалификации нарушения правил вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления» ).

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 — 1977. М., 1978. Ч. 2.

Субъект нарушений правил эксплуатации — военнослужащий, непосредственно ответственный за эксплуатацию транспортного средства, включая старшего машины, и др.

Статья 351. УК РФ

Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарии к статье 351 УК РФ

Объект данного преступления — безопасность полетов военных летательных аппаратов. Предмет преступления — военные летательные аппараты (самолеты, вертолеты и др.), находящиеся на вооружении воинских формирований.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил полетов или подготовки к ним. Наличие рассматриваемого состава преступления закон связывает с наступлением общественно опасных последствий в виде смерти человека или иных тяжких последствий. К числу иных тяжких последствий могут быть отнесены разрушение летательного аппарата, уничтожение или повреждение иной боевой техники, причинение вреда здоровью людей и т.д. В конструкцию объективной стороны включена также причинная связь между деянием и последствиями. Состав преступления по конструкции материальный. Преступление будет оконченным только с момента наступления последствий.

Диспозиция рассматриваемой статьи носит бланкетный характер. При решении вопроса о наличии состава преступления необходимо обращение к соответствующим правилам и установление конкретной их позиции, которая была нарушена. Указанные правила содержатся в инструкциях и других нормативных актах Военно-воздушных сил РФ.

Нарушение правил полетов заключается в несоблюдении соответствующих предписаний во время полета, т.е. с момента запуска двигателя для взлета и до момента его остановки после посадки (отклонение от маршрута полета, ведение посторонних разговоров, несоблюдение дистанции и т.п.). Нарушение правил эксплуатации состоит в допуске к полету экипажа, не прошедшего медицинского контроля, плохом техническом обслуживании летательного аппарата, недозаправке топливом и т.п. Преступление может быть совершено и действием, и бездействием.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только по неосторожности (легкомыслию или небрежности).

Субъект преступления специальный — военнослужащий, на которого возложены обязанности обеспечения полетов, подготовки к полету или руководства полетом.

Нарушение правил несения пограничной службы по ст 341 УК РФ

Пограничная служба предназначена для охраны определенного участка на Государственной границе и обеспечения безопасности интересов Российской Федерации. Состав военного подразделения на границе, средства укрепления и окружающая обстановка определяют способы несения службы в пограничном наряде.

Нарушение этого порядка может привести к подрыву безопасности в стране, и для предотвращения подобных случаев законодательством была утверждена статья 341 Уголовного кодекса «Нарушение правил несения пограничной службы».

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Краткое содержание статьи 341 УК РФ

Важнейшей задачей сотрудников пограничной службы является соблюдение интересов и безопасности государства. И если они оказались под угрозой по причине ненадлежащего исполнения военным своей службы, то последнему грозит уголовная ответственность по части первой статьи 341 УК РФ.

Если же из-за нарушения правил возникли тяжкие последствия (незаконное проникновение на территорию государства, провоз контрабанды и прочее), то виновный может попасть в тюрьму на пять лет.

Недобросовестное или неаккуратное отношение военнослужащего к правилам проведения пограничной службы (если оно привело к тяжким последствиям) наказывается ограничением по военной службе, либо содержанием в дисциплинарной воинской части, либо тюремным сроком.

В комментариях к ст. 341 УК РФ указаны последствия, которые стоит относить к категории тяжких, состав преступления, его объективная и субъективная стороны, а также объект и субъект правонарушения.

Основы безопасного несения службы пограничными нарядами, а также права и обязанности военнослужащих связаны с рядом законодательных норм:

Важно! Пограничная служба безопасности подчиняется директору ФСБ. Наряд является для военнослужащих боевой задачей.

Суть преступного деяния

Главным условием для наступления уголовной ответственности является факт причинения вреда интересам страны, либо вероятности его причинения (интересы не были нарушены, но угроза нарушения была вполне реальной).

Нарушение правил несения пограничной службы, согласно статье, может быть не только умышленное, но и по неосторожности. Следовательно, военный может быть наказан за неправильное действие или бездействие.

К примерам отступления от норм относят:

  • сон во время службы;
  • самовольный уход с назначенного поста;
  • увлечение во время службы другими занятиями, не связанными с ней;
  • умалчивание перед командующим информации о нарушителе, незаконно пересекшем границу (например, солдат по своей воле пропустил гражданина без документов и заставил своего сослуживца-свидетеля молчать о содеянном) и т.д.

Опасность указанных проступков состоит в том, что они ослабляют защищенность государственных границ от незаконных вторжений и провокаций со стороны иностранных войск или бандитских группировок. Во время операций злоумышленников могут пострадать сотрудники пограничного пункта, здания, техника и население, проживающее поблизости.

Примечание. Достаточным условием для того, чтобы правонарушение было признано совершенным, является подтверждение опасности для интересов страны либо возможности ее наступления.

Объективная сторона

В основе объективной стороны лежит нарушение порядка, закрепленного в правилах ведения пограничной службы.

Объектом является поддержание режима безопасности на государственных границах нашей страны. Ответственными за безопасность назначаются пограничные войска, на которые возложена обязанность по защите границы от контрабанды, незаконных проникновений иностранных граждан, разведчиков и т.д.

Читайте так же:  Как оплатить налог по инн физического лица

Субъективная сторона

В статье рассматривается две формы вины. Для первых двух частей статьи УК вина характеризуется умышленным причинением вреда, а в третьей части говорится о допущенной из-за неосторожного или недобросовестного соблюдения основ несения службы пограничными нарядами.

Субъектом противоправного деяния может стать:

  • военный, входящий в состав пограничного наряда, либо исполняющий другие обязательства в момент пограничной службы;
  • служащий, который на момент преступления не входит в состав наряда, но активно принимает участие в решении задач по обеспечению безопасности на границе страны (к примеру, командир подразделения, начальник заставы, мастер технических средств связи, лица, ответственные за службу контроля и оповещения, другие должностные лица).

Проблемы, возникающие в доказательной части

Для состава преступления необходимо наличие связи между объективной и субъективной стороной, т.е. между нарушением порядка и причинением вреда безопасности страны. Если в деле нет настоящих предпосылок для наступления вреда государственным интересам и безопасности, то состав правонарушения в таких делах отсутствует.

Однако в судебной практике бывали случаи, когда военные суды при вынесении приговора ссылались только на нарушение правил пограничной службы. При этом они совсем не учитывали факт отсутствия опасных последствий и даже вероятность их наступления.

Квалифицирующие признаки

Деяния из первой и второй части статьи 341 УК РФ являются правонарушениями средней тяжести, а из третьей — небольшой тяжести.

В ходе квалификации правонарушения следствию для выявления состава преступления необходимо установить причинно-следственную связь между отступлением от служебных правил и возникшими последствиями.

Справка. Понятия «тяжких последствий» в законе нет, оно является оценочным.

К тяжким последствиям относят, например, пересечение пограничной зоны диверсантом, шпионом или группой вооруженных лиц, которые в дальнейшем напали на военнослужащих и нанесли ущерб их здоровью и имуществу.


Также в эту группу включают контрабанду в крупных размерах различных запрещенных веществ, оружия, взрывчаток и пр. Специфика тяжких последствий состоит в том, что создается угроза причинения серьезного ущерба безопасности страны.

Ответственность

Если нарушение было квалифицировано по первой части статьи 341 Уголовного кодекса, то обвиняемому грозит ограничение по военной службе на срок не более двух лет, либо помещение в дисциплинарную воинскую часть на два года (или меньше, в зависимости от решения суда), либо тюремное заключение до трех лет.

Квалификация по второй части статьи самая строгая — заключение в тюрьму. Максимальный срок — пять лет. Минимальный порог законодательством не предусмотрен.

За неправомерный поступок по причине неосторожности, согласно части третьей рассматриваемой статьи, обвиняемый получит ограничение по военной службе максимум до двух лет, или содержание в дисциплинарной воинской части не более двух лет, или тюремный срок, равный двум годам (либо меньше).

В каких случаях наказание не применяется

Как мы упоминали ранее, в деле обязательно должна присутствовать причинно-следственная связь между преступлением и последствиями.

Отсутствие этой связи указывает на то, что наступившие объективно последствия были предъявлены военнослужащему необоснованно, а виновный, по-настоящему ответственный за преступление, остался в стороне от следствия.

Приведем пример

Старший лейтенант В. и старшина И. проходили военную службу по контракту. Орган предварительного следствия обвинял их в нарушении, предусмотренном в части первой статьи 341 УК РФ.

Старший лейтенант и старшина, будучи в пограничном наряде по досмотру транспорта и грузов в пропускной зоне, проверили у водителя грузовика документы, но коммерческий груз оставили без внимания. Водитель, в свою очередь, также не указал информацию о наличии груза в декларации.

Груз был найден при повторном досмотре уже на территории страны. Псковский гарнизонный суд хотел признать В. и И. виновными, однако их оправдали.

Причина заключается в том, что, согласно инструкциям, военнослужащие обязаны производить только пограничный контроль. Произведение других видов контроля, в том числе таможенного, при наличии в пункте пропуска таможенных органов на служащих пограничного наряда не возлагалось.

Обвиняемые не произвели контроль и нарушили правила ведения пограничной службы, но эти нарушения не создавали причинной связи с контрабандой, которую водитель пытался провезти через государственную границу. Этот груз должны были обнаружить и задержать в пункте пропуска таможенные органы, а не старшина И. и старший лейтенант В.

Другая ситуация, при которой военный не может быть обвинен по рассматриваемой статье — если солдат не давал Военной присяги. В таком случае за ним не может закрепляться военное имущество.

Пример обвинения по статье 341 УК РФ

Рассмотрим пример правонарушения, по которому было вынесено обвинение.

Два должностных лица, будучи при исполнении на пограничной службе, позволяли рыболовецким судам незаконно пересекать границу страны по воде в целях отлова краба (разрешения на ловлю у них не было), предоставляли проход браконьерам и грузу вне пропускных пунктов и своевременно уведомляли капитанов кораблей о выходе пограничных судов на службу.

Так как указанные действия наносят прямой ущерб интересам экономической безопасности России, военнослужащих признали виновными по первой части ст. 341 УК РФ.

Заключение

Рассмотренная нами статья содержит в себе две категории тяжести преступления: средняя тяжесть (для преступлений из первой и второй части статьи) и небольшая тяжесть (третья часть).

В составе преступления обязательно должна быть причинно-следственная связь между нарушением правил и возможными последствиями. Если указанная связь отсутствует, то обвиняемый будет оправдан. Также служащий не может быть признан виновным, если он не давал Военную присягу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источники


  1. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.

  2. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.

  3. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
  4. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
Ответственность за нарушение правил вождения у военных статья 350 ук рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here