Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Все ответы на вопросы по тематике: "Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо охраняемых природных территорий, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Согласно Уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

См. Методику оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденную Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г.

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 262 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране особо ценных в экологическом плане природных территорий и природных объектов.

Перечень и правовой режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов устанавливаются системой законов и подзаконных нормативных актов. К ним, в частности, относятся: Федеральные законы от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 25.06.2012) ; от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012) , от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в ред. от 18.07.2011) и от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2008) ; Закон о животном мире, ЛК (ст. ст. 59, 102 — 107); ЗК; нормативные акты регионального значения.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159; 2012. N 144.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 13. Ст. 1464; N 21. Ст. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5742, 5748; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; 2012. N 26. Ст. 3446.

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5417; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160.

СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748.

Конкретизируется правовой режим особо охраняемых территорий и объектов природной среды в индивидуальных нормативных актах о них, например в таких, как Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (в ред. от 23.04.1996) .
———————————
СП РСФСР. 1992. N 4. Ст. 25; САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 604; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190; 1996. N 18. Ст. 2153.

2. Предмет преступления — особо охраняемые природные территории и природные объекты .
———————————
В диспозиции ст. 262 УК, в отличие от ее названия, говорится только о природных территориях. На самом деле следует иметь в виду и то и другое.

С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются следующие их категории (ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»):

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки, в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Природные объекты по смыслу преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» составляют находящиеся на особо охраняемых территориях объекты (элементы) животного, растительного мира; эталонные участки нетронутой природы; отдельные урочища, балки (пади), скальные образования, водоемы и т.п.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.

Заповедниками объявляются государственные федерального значения изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Заказниками являются государственные территории (акватории) федерального или регионального значения, имеющие особую ценность для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается деятельность, противоречащая целям создания заказников или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам.

Читайте так же:  Право внуков на наследство бабушки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

С учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей на территориях национальных парков выделяются функциональные зоны с различным режимом: а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое посещение; в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; г) рекреационная, предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта; д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; ж) хозяйственного значения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Памятниками природы являются отдельные уникальные невосполнимые природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства: участки живописных или исторически ценных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.д.).

К другим особо охраняемым государственным природным территориям относятся природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и теоретическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На территориях природных (как и национальных) парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов с различным режимом охраны.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями федерального и регионального значения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти РФ или субъекта РФ, принявшими решение об образовании этих учреждений.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты — это территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами: минеральными водами, лечебными грязями, рапой лиманов и озер, лечебным климатом, пляжами и т.п. Для лечебно-оздоровительных местностей, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях — округа санитарной охраны. Режим таких территорий определяется Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 04.09.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5218; 2006. N 30. Ст. 3408; 2011. N 9. Ст. 1246; 2012. N 37. Ст. 5002.

3. С объективной стороны преступление состоит в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.

Нарушение режима охраны может выражаться в незаконном проведении работ, строительстве, движении транспорта, в уничтожении, разрушении, повреждении или иной порче природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении, создании фактора беспокойства птиц и зверей (например, шум, пролет на самолете ниже установленной высоты) и т.д.

Последствия в виде причинения значительного ущерба являются обязательным признаком преступления. Признание ущерба значительным зависит от категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам (см. коммент. к ст. ст. 247, 248, 250, 254, 257, 260, 261), их количества и других обстоятельств.

Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента причинения значительного ущерба.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Содержание ее аналогично изложенному в ст. 257 УК.

6. Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в загрязнении вод заповедника или заказника (ст. 250), незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256), незаконной охоте (ст. 258) и других преступлениях, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям. Однако, если такие деяния повлекли причинение значительного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 262 и ст. ст. 250, 256, 258 УК и др.

Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий и причинением значительного ущерба, но эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака в его составе, например, при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).

Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административных правонарушений (ст. 8.39 КоАП) по последствиям. Обязательным признаком преступления являются последствия в виде причинения нарушением значительного ущерба. При совершении проступка наказуемо само нарушение установленного режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов либо нарушение, повлекшее причинение им незначительного ущерба.

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

1. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Информация об изменениях:

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

См. комментарии к статье 36 настоящего Федерального закона

>
Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий (ст. 37)
Содержание
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

1. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Читайте так же:  Образец договора аренды земельного участка сельхозназначения

Информация об изменениях:

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

См. комментарии к статье 36 настоящего Федерального закона

>
Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий (ст. 37)
Содержание
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»(с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Прокуратура Московской области

Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

За нарушение режима особо охраняемой природной территории законодательством Российской Федерации наступает административная и уголовная ответственность.

Статьей 8.39 КоАП РФ за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях установлена административная ответственность в виде штрафа:
— на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей,
— на должностных лиц от пятнадцати до двадцати тысяч рублей,
— на юридических лиц от трехсот до пятисот тысяч рублей.

При этом могут быть конфискованы орудия совершения административного правонарушения и продукция незаконного использования.

Уголовная ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, предусмотрена статьей 262 УК РФ. Она применяется в случае причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам, который может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий (ст. 293 УК)

В Законе РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 года говорится, что особо охраняемые природные территории — это участки земель, вод, лесов и недр с правовым режимом особой охраны либо с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающими сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда.

Объектом рассматриваемого преступления являются отношения в области защиты и использования особо охраняемых природных территорий.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении режима особо охраняемых природных территорий, повлекшем причинение значительного ущерба.

Для особо охраняемых природных территорий в республике вводится правовой режим особой охраны либо регулируемый режим хозяйственной деятельности.

Правовой режим особой охраны подразделяется на заповедный и заказной режимы. Заповедный режим предусматривает запрет на особо охраняемой природной территории или на специально выделенных участках любой хозяйственной деятельности, а также иной деятельности, нарушающей естественное состояние окружающей среды. Заказной режим предусматривает ведение на особо охраняемой природной территории или на специально выделенных участках хозяйственной и иной деятельности только в определенные сезоны, на определенный срок и лишь в той мере, если это не угрожает сохранению объектов государственного природно-заповедного фонда и не ухудшает их воспроизводство.

Регулируемый режим хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории или на специально выделенных участках предусматривает ограниченное хозяйственное использование природных ресурсов.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РК, является причинение значительного ущерба в результате нарушений правового режима. Значительным признается размер ущерба, в сто раз превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют, однако учитываются судом при назначении наказания.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 статьи 293 УК РК предусматривает ответственность за умышленное повреждение или уничтожение объектов государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях. Государственный природно-заповедный фонд — это совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную и культурную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, предмета для научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации.

В государственный природно-заповедный фонд на особо охраняемых природных территориях включаются следующие объекты: а) зоологические; б) ботанические; в) лесные; г) дендрологические; д) гидрологические; е) геологические, геоморфологические и гидрогеологические; ж) почвенные; з) ландшафтные; и) эталонные участки нетронутой природы, ландшафты, имеющие особое рекреационное значение.

Под уничтожением следует понимать полное истребление вышеназванных объектов, доведение их до такого состояния, когда они не могут быть использованы в дальнейшем по своему назначению, а под повреждением понимается всякая порча указанных объектов в значительной части, причем до такой степени, что они не смогут быть пригодными к использованию путем их восстановления.

Обязательным признаком данного состава является причинение значительного ущерба, понятие которого дано в части 1 этой статьи.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется только умышленной формой вины. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют, но учитываются судом при назначении наказания.

Субъектомпреступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее, 16-летнего возраста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8369 —

| 7297 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

[3]

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК)

Предмет преступления — особо охраняемые природные территории и природные объекты.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства.

Состав по конструкции: материальный. Последствие в виде значительного ущерба относится к оценочному, на содержание которого могут влиять такие обстоятельства, как:

· категория особо охраняемых территорий и объектов;

· их экономическая и социальной значимость;

· вид тяжести и размер причиненного вреда;

· способность природного ресурса к самовосстановлению и др.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной (косвенный умысел), так и неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9207 —

Читайте так же:  Образец типового договора аренды земельного участка сельхозназначения
| 7263 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов:

заповедников, национальных парков, заказников, природных парков субъектов Федерации, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и др.

Перечень и правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов устанавливается в ряде нормативных актов РФ.

Конкретизируется правовой режим особо охраняемых территорий и объектов природной среды в индивидуальных нормативных актах о них.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и орган местного самоуправления могут определять и другие формы особо охраняемых природных территорий, в том числе зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, биологические станции, микрозаповедники и др.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов влечет уголовную ответственность лишь в том случае, когда деянием причиняется значительный ущерб природной среде. Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам, их количества и других обстоятельств.

С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или не осторожностью. Субъект общий, ответственность наступает с 16 лет.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Экологические преступления

Читайте также:

  1. Cтатья 235. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
  2. E) За малозначительностью преступления.
  3. E) За малозначительностью преступления.
  4. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  5. I. Нарушение ощущения.
  6. I. Особость как замещение Любви
  7. II Нарушение подвижности
  8. II. Вероломство особости
  9. II. Ответственность за видение
  10. III. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.
  11. III. Нарушение мышления.
  12. III. Прощение особости

Природно—заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко—культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

[2]

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затра там на их восстановление.

Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:

1) штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

2) лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

3) исправительными работами на срок до 2 лет.

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий – это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для применения к деянию ст. 262 К РФ необходимы:

1) установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;

2) доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;

3) достижение субъектом преступления 16–летнего возраста и признание его вменяемым.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах влечет за собой административную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность.

Административная ответственность установлена ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также ст. 19 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц и граждан, с конфискацией орудий и продукции незаконного природо­пользования или без таковой.

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, влечет наступление уголовной ответственности по ст. 262 Уголовного кодекса РФ.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление согласно нормам гражданского законодательства.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 196 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 10. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Особо охраняемые природные территории и объекты: понятие, цели образования, выполняемые задачи. Понятие природно-заповедного фонда. Категории особо охраняемых природных территорий.
Понятие охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах. Полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по принятию правовых актов в рассматриваемой сфере.
Понятие государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Компетенция органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами.

Основные управленческие функции. Назначение и содержание государственного кадастра особо охраняемых природных территорий. Разрешительная функция в сфере пользования объектами природно-заповедного фонда. Государственный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий. Полномочия государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
Федеральные органы исполнительной власти, реализующие функции государственного управления в природно-заповедной сфере.
Требования к режиму отдельных категорий особо охраняемых природных территорий. Требования к режиму государственных природных заповедников. Требования к режиму национальных парков. Требования к режиму природных парков. Требования к режиму государственных природных заказников. Требования к режиму лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Понятие и назначение округа санитарной охраны и горно-санитарной охраны. Требования к режиму Байкальской природной территории.
Ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях. Дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Методические рекомендации по изучению темы
Базовым нормативным правовым актом, в котором закреплены основные вопросы рассматриваемой темы, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Поэтому помимо изучения соответствующей темы в учебной литературе следует ознакомиться и с ключевыми нормами законодательного акта. Помимо этого необходимо ознакомиться с Федеральным законом «Об охране озера Байкалу’, устанавливающим правовой режим Байкальской природной территории, а также Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации».
Главное, что должны усвоить студенты, это назначение, порядок образования, правовой режим основных категорий особо охраняемых природных территорий и вопросы управления такими территориями.
Специально уполномоченным государственным органом в рассматриваемой сфере является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. В регионах, а также на муниципальном уровне могут создаваться собственные специализированные подразделения, юрисдикция которых распространяется на особо охраняемые природные территории соответствующего уровня.

Читайте так же:  Проверка медицинской лицензии

Контрольные вопросы:

1. С какой целью создаются особо охраняемые природные территории?
2. Какие категории особо охраняемых природных территорий вы знаете?
3. Назовите порядок создания особо охраняемых природных территорий федерального значения, регионального значения, местного значения.
4. Кем осуществляется государственный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий?

5.К какой ответственности могут быть привлечены нарушители законодательства об особо охраняемых природных территориях?

Тема 11. Правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы
Атмосферный воздух как объект охраны.Законодательство об охране атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения и от вредных физических воздействий. Нормирование качества атмосферного воздуха.

Законодательством предусматривается уголовная и административная ответственность за нарушения требований по охране атмосферного воздуха.
Кроме того, в отдельных случаях может наступать дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая ответственность.
Специфика решения проблем охраны озонового слоя атмосферы в сжатом виде изложена в соответствующей главе учебника. Здесь важно иметь представление о принимаемых на внутригосударственном уровне мерах, а также федеральных органах исполнительной власти (Ростехнадзор, ФТС России, Минэкономразвития России), задействованных организационно-правовом механизме охраны озонового слоя атмосферы. Для лучшего усвоения данного вопроса желательно изучить основные положения Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.
Контрольные вопросы:

1.Назовите меры, которые принимаются в целях охраны атмосферного воздуха.
2.Что вам известно о мониторинге атмосферного воздуха?
3.Назовите органы, осуществляющие государственное регулирование в области охраны атмосферного воздуха.

4.Расскажите, какие проблемы связаны с озоновым слоем атмосферы и как они решаются?

Дата добавления: 2016-12-28 ; просмотров: 212 | Нарушение авторских прав

Тема 19. Правовой режим особо охраняемых природных

территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране

1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий.

2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах.

3. Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий.

4. Правовой режим заповедников.

5. Правовой режим национальных парков.

6. Правовой режим заказников.

7. Правовой режим памятников природы.

8. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

9. Правовой режим природных территорий, подлежащих специальной охране.

10. Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране.

Нормативные правовые акты

1. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт. 1994 г., № 3335-XII (с изм. и доп.) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1994. –№ 35. – Ст. 570; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 52. – 2/171; 2006. – № 107. – 2/1235; 2007. – № 118. – 2/1309; 2008. – № 172. – 2/1472; 2008. – № 275. – 2/1541; 2010. – № 184. – 2/1721.

2. Об утверждении Национальной стратегии развития и управления системой природоохранных территорий до 1 янв. 2015 г.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 дек. 2007 г., № 1920 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 27. – 5/26646.

3. О схеме рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 янв. 2015 г.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь,29 дек. 2007 г., № 1919 (в ред. от 3 нояб. 2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 27. – 5/26645.

4. Об утверждении Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008 — 2014 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 06 марта 2008 г., № 146 (с изм. от 6 мая 2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 57. – 1/9532.

5. О требованиях к содержанию научного и технико-экономического обоснования объявления, преобразования и прекращения функционирования особо охраняемых природных территорий: постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 30 дек. 2008 г., № 128 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 58. – 8/20320.

6. О требованиях к описанию границ объявляемой или преобразуемой особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны: постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 30 дек. 2008 г., № 127 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 58. – 8/20319.

7. Об утверждении Положения о порядке подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 ноябр. 2008 г., № 1657 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 266. – 5/28673.

8. О Координационном совете по реализации Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008 — 2014 годы: постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 16 апр. 2008 г., № 34 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 107. – 8/18687.

9. О модельном законе «Об особо охраняемых природных территориях»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, 16 окт. 1999 г., № 14-6 // Инф. бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. – № 23. – 2000.

10. Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 годы, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 19 ноябр. 2010 г., № 1707

11. Об одобрении Национальной стратегии и плана действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 июня 1997 г., № 789 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1997. – № 17-18. – ст. 653.

Специальная литература

1. Авдей, А.Г. Правовое регулирование экологических резерватов в Республике Беларусь / А.Г. Авдей // Актуальные проблемы развития современного белорусского государства и права: материалы междунар. науч. практ. конф., 16-17 апреля 2010 г., ГрГУ. – г. Гродно, 2010. – С.195–198.

2. Жлоба, А.А. Организационно-правовые проблемы создания национальных парков / А.А. Жлоба // Юрид. журнал. – 2005. – № 4. – С. 55–59.

3. Жлоба, А.А. Планирование охраны и использования национального парка: пробелы в законодательстве / А.А. Жлоба // Земля Беларуси. – 2004. – № 4. – С. 15–17.

4. Жлоба, А.А. Планирование управления национальным парком: правовые проблемы / А.А. Жлоба // Право Беларуси. – 2005. – № 3. – С. 102–103.

5. Жлоба, А.А. Правовые основы регулирования режима национальных парков / А.А. Жлоба // Вестн. Конституц. суда. – 2005. – № 4. – С. 108–112.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в пушкино

6. Жлоба, А.А. Правовые проблемы планирования сети национальных парков / А.А. Жлоба // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. гуманiтар. навук. – 2005. – № 1. – С. 106–110.

7. Жураев, Ю.А. Проблемы правового режима и охраны государственных памятников природы / Ю.А. Жураев. – Ташкент, 1990. – 312 с.

8. Лизгаро, В.Е. Правовой режим памятников природы / В.Е. Лизгаро // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. 1998. – № 1. – С. 57–62.

9. Транин, А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы / А.А. Транин. – М, 1991. – 92 с.

10. Транин, А.А. Новейшее законодательство об особо охраняемых природных территориях России / А.А. Транин // Государство и право. – 1996. – № 5. – С. 49–56.

13.Юданова, Л.А. Заповедники: статус, задачи, проблемы / Л.А. Юданова. – Новосибирск, 1992. – 115 с.

1. Дайте понятие и определите состав особо охраняемых природных территорий.

2. Проведите обзор законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах.

3. Дайте характеристику правового режима заповедников.

4. Охарактеризуйте правовой режим национальных парков.

5. Охарактеризуйте правовой режим заказников.

6. Охарактеризуйте правовой режим памятников природы.

7. Охарактеризуйте правовую охрану редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

8. Дайте характеристику правового режима природных территорий, подлежащих специальной охране.

9. Дайте понятие и определите виды ответственности за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране.

1. Особо охраняемые природные территории – это:

А) участки почв (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетиче­ское и иное значение, не изъятые из хозяйственного оборота, в отношении которых не установлен особый режим охраны и использования;

Б) участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования;

В) участки недр с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетиче­ское и иное значение, не изъятые из хозяйственного оборота, в отношении которых не установлен особый режим охраны и использования.

[1]

2.В качестве самостоятельных категорий ООПТ закреплены:

Б) национальные парки;

Г) памятники природы;

Д) все перечисленные.

3. Заповедником является:

А) территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии растительного мира, для обеспечения естественного течения природных процессов;

Б) территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов;

В) территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов.

4. Национальным парком является:

А) территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность,
и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях;

Б) территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии лесов в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях;

В) земельные участки, имеющие особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях.

5. Национальный парк разделяется на отдельные зоны:

А) заповедная зона;

Б) зона регулируемого использования;

В) рекреационная зона;

Г) хозяйственная зон;

Д) все перечисленные.

6. Выделяют следующие виды заказников:

А) ландшафтные или комплексные;

Б) биологические (ботанические, зоологические);

Г) гидрологические (болотные, озерные, речные);

Ж) все перечисленные.

7. Памятниками природы объявляются:

А) уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении территории в интересах будущих поколений;

Б) уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений;

В) ценные в историко-культурном отношении комплексы или объекты, в интересах будущих поколений.

8. В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:

Д) все перечисленные.

9. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» специальной охране подлежат:

А) курортные зоны, зоны отдыха;

Б) водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов;

В) зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей;

Г) зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора;

Д) водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов);

Е) санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (город­ские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса));

Ж) все перечисленные.

Задачи

1. В связи с расширением территории заказника, встал вопрос об ограничении хозяйственной деятельности СПК, на территории которого находится заказник. Председатель СПК попросил юристконсульта дать разъяснение по данному вопросу.

Дайте консультацию председателю СПК.

2. Группа любителей птиц обратилась в Областной комитет по природным ресурсам, с просьбой о создании в лесном массиве, расположенном в городской черте, орнитологического заказника.

Может ли общественность инициировать создание заказника? Назовите виды заказников в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране.

МОДУЛЬ 3

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.

  2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

  3. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
  4. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here