Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Все ответы на вопросы по тематике: "Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Если медицинскими работниками (или другими лицами, например работниками общественного питания) нарушены правила, вследствие чего возникли массовые заболевания или отравления людей или смерть даже одного человека, медицинские работники (или другие лица) несут уголовную ответственность.

«Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок» (ст. 236 УК РФ).

«Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 19) предусматривают право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье: «Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания, о рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. ».

В соответствии с этим положением «Основ» органы санэпиднадзора, руководители департаментов и управлений здравоохранения и лечебно-профилактических учреждений обязаны информировать население о неблагоприятной санэпидобстановке, неблагоприятных экологических мутациях, вспышках инфекционных заболеваний, качестве продуктов питания, поступающих в широкую продажу, и других факторах, которые способствуют сохранению здоровья или угрожают здоровью населения. Сокрытие этой информации дает состав преступления, предусмотренного ст. 237 УК Р Ф .

«Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, — наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» (ст. 237 УК РФ).

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, могут быть работники микробиологических учреждений или лабораторий, если в результате нарушения ими правил безопасности в процессе их профессиональной деятельности будет причинен вред здоровью человека или наступит его смерть.

«Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотии либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» (ст. 238 УК РФ).

1. Перечислите должностные преступления.

2. Перечислите, какие преступления законом отнесены к профессиональным.

Закон устанавливает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей.

Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде. 1. Данное правонарушение посягает на.

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров.

Нарушением санитарно-эпидемиологических правил может признаваться, например, выпуск и сбыт продовольственных и промышленных товаров, содержащих возбудителей заразных заболеваний; низкое качество работы предприятий общественного питания.

— нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ); — сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасн

Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Новая редакция Ст. 6.3 КоАП РФ

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 6.3 КоАП РФ

1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.

Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 Уголовного кодекса России.

Основные аспекты урегулированы ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 31.12.2005).

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Читайте так же:  Ответственность за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 — 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и субъектов Федерации. В этих актах устанавливаются санитарные правила, гигиенические нормативы и иные требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из условий охраны здоровья граждан и благоприятной окружающей среды. Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

4. Субъектами противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 6.3 КоАП РФ

1. При привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей 6.3 КоАП, необходимо иметь представление о различиях между объективной стороной данного правонарушения и правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ. Критерием разграничения служит взаимосвязь между требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и процессами производства, хранения и реализации продукции, а также производственным контролем за ними.

2. Разграничение объективных сторон рассматриваемых правонарушений помогает избежать ошибок в судебной практике, как следует из нижеприведенного примера.

Так, решением Арбитражного суда Республики Коми от 12 сентября 2012 года по делу N А29-6136/2012 индивидуальный предприниматель Т. был привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. В материалах дела имелись заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Коми и протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Второй апелляционный арбитражный суд отменил данное решение в связи с нарушением подведомственности, однако согласился с переквалификацией части допущенных нарушений с ч. 1 ст. 14.43 на ст. 6.3 КоАП РФ по следующим основаниям.

В части указанных нарушений имело место невыполнение Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, определяющих санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. В то же время объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 14.43 КоАП, образуют только такие нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые относятся непосредственно к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов. Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли, а также к условиям труда образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ (см. подробнее Постановление Второго апелляционного арбитражного суда от 26.12.2012 N А29-6136/2012).

Читайте так же:  Машина сбила собаку, что делать

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

СТ 6.3 КоАП РФ

[1]

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 6.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения в ст. 6.3 КоАП РФ является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Данная норма является общей и направлена на обеспечение охраны здоровья населения и среды обитания человека во многих сферах его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых установлена ответственность в специальных нормах (ст. ст. 6.4 — 6.7, 8.2, 8.31 КоАП РФ).

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия основывается на Конституции РФ и состоит прежде всего из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который содержит санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека (к планировке и застройке городских и сельских поселений, к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, к организации питания населения, к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и т.д.).

Санитарные правила и гигиенические нормативы — это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности и являющиеся обязательными для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Они подлежат обязательному изданию и свободному распространению.

Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

2. Объективная сторона выражается в действии, заключающемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в бездействии — невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

3. Субъективная сторона характеризуется в иной в форме умысла либо неосторожности.

4. Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложены обязанности соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В частности, это граждане, достигшие 16 лет, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

5. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13 КоАП РФ), либо судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Ключевые слова: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ; SANITARY RULES AND REGULATIONS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENCE; SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATION.

Санитарные правила и нормы (сокращенно СанПиН) — это комплекс документов, действие которых направлено на осуществление санитарного контроля в Российской Федерации [2]. При обнаружении нарушений санитарных правил и норм санитарно-эпидемиологическая служба выносит учреждению предупреждение об устранении нарушений, в случае же неисполнения предупреждения на организацию накладывается штраф или выдвигается требование о прекращении деятельности организации, то есть налагаются меры административной ответственности.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающийся в назначении компетентным должностным лицом или исполнительным органом административного наказания физическому или юридическому лицу, совершившему правонарушение [3].

В качестве признаков административной ответственности традиционно выделяют следующие.

1. Деяние — осознанное поведения лица, которое может выражаться в формах действия и бездействия.
2. Виновность — выражается в умысле, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, и в неосторожности, когда лицо не имело возможности предвидеть общественную опасность своих действий (ст. 2.2 КоАП РФ).
3. Противоправность – признак, указывающий на то, что объект посягательства лица охраняется законом.
4. Антиобщественный характер — лицо посягает на интересы личности, общества, государства (перечень таких интересов указан в ст. 1.2 КоАП РФ).

Виды административной ответственности.

1. Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством [6].
2. Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение.
3. Административное приостановление деятельности [3].

Таким образом, административное правонарушение — это противоправное виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность.

Ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает административную ответственность за нарушение СанПиНов [1].

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Субъекты данного правонарушения – граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм и правил, установленных санитарно-эпидемиологической службой. Объективная сторона данного правонарушения выражается форме действий (бездействия), которые повлекли за собой нарушения санитарно-гигиенических норм. Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается умышленной виной соответствующего субъекта.

Видео (кликните для воспроизведения).

На примере постановления, выданного санитарно-эпидемиологической службой г. Черногорска одной из образовательных организаций города, можно установить, что нарушение норм санитарно-эпидемиологической является административным правонарушением и, следовательно, на организацию накладываются меры административной ответственности.

В ходе плановой выездной проверки санитарно-эпидемиологической службой в сентябре 2017 года в одной из общеобразовательных организаций г. Черногорска были выявлены нарушения обязательных требований ст. 11, 28, 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По результатам проверки было вынесено постановление о том, что общеобразовательная организация нарушила требования п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08. которые необходимо устранить в течение одного календарного месяца. Однако указанное предупреждение было проигнорировано, в связи с чем на общеобразовательную организацию был наложен административный штраф в размере 25 тысяч рублей.

Читайте так же:  Наследование кооперативной квартиры

Данное правонарушение влечет административную ответственность, поскольку в соответствии с п.4 ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» административной ответственности подлежат лица, виновные в нарушениях санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения. Рассматриваемое нарушение является виновным деянием, так как общеобразовательная организация обязана каждый год приводить состояние учреждения в соответствие с СанПиНами, но из-за отсутствия средств и ненадлежащего контроля нормы не соблюдаются. Следовательно, должностное лицо осознавало противоправность своих действий и сознательно нарушало закон.

Таким образом, на примере привлечения общеобразовательного учреждения к административной ответственности можно убедиться, что нарушение СанПиНов является административным правонарушением, поскольку содержит все признаки такового, указанные выше; лица, виновные в совершении подобных деяний, подлежат административной ответственности.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Нарушение санитарпо-эпидемиологических правил (ст. 236 УК). Закон устанавливает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Квалифицирующим признаком является причинение по неосторожности смерти человека. Статья содержит один основной состав преступления с альтернативными признаками по последствиям и один квалифицированный состав. Преступление относится к категории небольшой тяжести. Социально-поведенчески оно является весьма распространенным и нередко приводит к заболеваниям опасными инфекционными болезнями, отравлениям приготовленными или хранившимися ненадлежащим образом продуктами большого количества людей.

Целью статьи является обеспечение .санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий, т. е. такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние факторов окружающей среды на организм человека, имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Диспозиция нормы является бланкетной, поэтому понимание объективной стороны составов преступлений, в ней предусмотренных, требует обращения к санитарно-эпидемиологическим правилам. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы многочисленны и достаточно сложны по структуре. Они разрабатываются специально уполномоченными на то государственными органами в области санитарно-эпидемиологического контроля и утверждаются ими. Санитарно-эпидемиологические правила обязательны для исполнения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, организациями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. По своему содержанию и объему регулирования это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека. Они подлежат обязательному изданию и свободному распространению.

Объектом преступления являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий.

Объективная сторона включает в себя: 1) деяние, т. е. действия (бездействие), которыми лицо нарушает санитарно-эпидемиологические правила, совершая тем самым дисциплинарный или административный проступок; 2) последствия (массовые заболевания или отравления людей); 3) причинную связь между деянием и последствиями.

Преступные действия могут состоять в использовании пищевых продуктов, не прошедших соответствующий контроль, употреблении для приготовления пищи или обработки продуктов воды, не отвечающей гигиеническим нормативам и содержащей возбудителей болезней, и т. п. Бездействие состоит в невыполнении прямо предписанных санитарными правилами операций, процедур или других обязанностей, если лицо имело возможность их выполнить.

Массовым заболеванием является заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, явно превышающее средний уровень заболеваемости данной болезнью за определенный период.

Отравление охватывает группу острых, хронических, производственных, лекарственных, химических и других заболеваний, возникновение которых вызвано действием на организм людей ядов, т. е. токсических веществ различного происхождения, путем абсорбции их через дыхательные пути, контактного попадания на кожу и слизистые человека, поглощения с пищей и водой и др.

Причинная связь существует, когда заболевание людей или их отравление вызвано факторами, возникшими в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил, а не, например, естественно возникшими и распространившимися заболеваниями или заболеваниями, возникшими в результате нарушения иных правил, например ветеринарных (в этом случае ответственность может наступить по ст. 249 УК).

Преступление является оконченным в момент наступления любого из преступных последствий.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложены обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил при осуществлении им производственной, хозяйственной, предпринимательской и иной деятельности либо для которого обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил вытекают из его компетенции и правового статуса.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям деяния. Лицо осознает, что своими действиями оно нарушает правила и осознает общественную опасность такого нарушения, желает совершить эти действия, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но либо без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности лицо должно было и могло предвидеть эти последствия.

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК). Закон предусматривает уголовную ответственность за сокрытие информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, а также за искажение такой информации. Эта норма принята в целях реализации ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, которая устанавливает: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Кроме того, ст. 42 Конституции закрепляет право каждого на достоверную .информацию о состоянии окружающей среды. Квалифицирующими признаками являются признаки субъекта: совершение деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации или являющегося главой органа местного самоуправления, а также признаки объективной стороны (причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий).

Статьей предусмотрены преступления небольшой тяжести.

Цель ее действия состоит в обеспечении социального контроля за деятельностью, которая может нанести ущерб здоровью людей или среде обитания, а также обеспечении экологической безопасности населения и территорий.

Сфера применения статьи широка и охватывает различного рода промышленную, научно-техническую, военную деятельность должностных и не должностных лиц, в ходе которой могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды, а также специальную деятельность по информационному обеспечению населения о факторах чрезвычайных ситуаций.

Социально-поведенчески такого рода деяния были и остаются достаточно распространенными. Сокрытие или искажение, фальсификация важной для безопасности населения и территорий информации приводили и приводят к колоссальным потерям людских и материальных ресурсов. Наиболее известными в этом плане фактами являются сокрытие информации об аварии на Чернобыльской АЭС, продолжавшееся несколько дней, многолетнее сокрытие информации об аварии на производственном объединении «Маяк» и других авариях, искажение информации при разработке проекта переброски северных и сибирских рек на юг и др.

Читайте так же:  Кто наследник после смерти, если квартира приобретена до брака

Предметом данного преступного деяния является информация, т. е. сведения (независимо от формы их представления) о создающих угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, действиях физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и управления.

Информация такого рода является сложной по своему содержанию и структуре. Она разделяется на виды в зависимости от источника, ее содержащего, субъектов, ответственных за предоставление информации; степени обобщенности, полноты и т. п. данных и иных критериев.

Информация о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, включая данные о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и т. п. предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам (ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не установлено законом. Ее составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Органы государственной власти, местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по обеспечению их безопасности, последствиях, приемах и способах защиты, предпринимаемых ими действиях и т. п. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации этого рода запрещается (ст. 6 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Особый правовой статус имеет информация по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами местности, в которой проживают (работают) граждане, степени загрязненности продуктов питания и имущества, а также сведения о требованиях и условиях соблюдения режима радиационной безопасности. Информация данного вида предоставляется учреждениями (организациями), уполномоченными Правительством РФ (ст. 46 Закона РФ «О социальной защите граждан, .подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Целостная, обобщенная и структурированная по отдельным направлениям информация о состоянии окружающей среды содержится в ежегодно публикуемых начиная с 1991 г. Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации и соответствующих докладах, подготовленных специальными территориальными органами охраны окружающей среды.

Объективная сторона преступления включает в себя действия или бездействие, состоящие в сокрытии или искажении информации. Преступные последствия являются необходимыми только для квалифицированного состава.

Сокрытие информации — это недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение либо нуждающихся в ее получении, когда сообщение информации является обязательным в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов либо было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.

Искажение информации — это сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий и явлений, создающих опасность для жизни и здоровья людей или окружающей среды.

Преступление считается оконченным (по ч. 1 и в отношении формального состава) в момент сокрытия или искажения информации. В первом случае этот момент определяется наступлением реальной возможности у лица направить (предоставить) информацию надлежащему и нуждающемуся в ней адресату или для всеобщего сведения. Во втором случае — предоставлением .искаженной информации конкретному адресату или неопределенному кругу лиц.

Субъект преступления — лица, в чьи обязанности входит обеспечение населения информацией. Признаки специального субъекта сформулированы законодателем в ч. 2 ст. 237 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо должно осознавать свои обязанности по сообщению информации, по предоставлению населению или иным заинтересованным лицам, имеющим право на ее получение. Эта информация должна быть правдивой, достоверной, полной для принятия своевременных мер по ликвидации или предотвращению ущерба.

Наказание за нарушение САНПИН

Статья 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» относит к уголовным преступлениям нарушение санитарных правил и норм, повлекшее по неосторожности массовые заболевания или отравления людей, что влечет за собой наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Часть 2 предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок, если те же деяния повлекли по неосторожности смерть человека.

Объектом преступления по ст. 236 УК РФ являются санитарные нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, некоторые из которых согласованы с Минюстом и приобретают силу закона.

Это нарушение Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) и «Об охране окружающей природной среды», постановлений, правил и приказов, принятых в развитие законов.

В законе имеются в виду санитарные нормы, требования, правила планирования и застройки населенных пунктов до захоронения и утилизации отходов, а также нормы, содержащиеся в других источниках права федерального и иного уровня.

Санитарные правила и гигиенические нормативы

Санитарные правила и гигиенические нормативы — это акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, требования к государственным и общественным объединениям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности. Нарушение этих нормативных документов, когда оно приводит к вредным влияниям на организм людей либо к смерти, является преступлением. В ряде случаев они требуют ограничения свободы в виде принудительной госпитализации или карантина, что предусмотрено положением Конституции РФ (ст. 55), при необходимости в целях зашиты здоровья граждан и безопасности государства. Субъектом преступления является лицо (например, врач центра санэпиднадзора), на которое возложены обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и контроля за их выполнением.

Читайте так же:  С кем останется ребенок при разводе

Массовым заболеванием является заболевание группы людей, сосредоточенных на одной территории, которое превышает средний уровень заболеваемости.

Отравление — группа острых и хронических производственных, пищевых, химических и других заболеваний, обусловленных воздействием на организм людей ядов различного происхождения.

Причинная связь между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и возникновением массовых заболеваний или отравлений должна устанавливаться в процессе расследования с помощью судебно-медицинской экспертизы с участием специалистов.

Приведем два примера из практики, показывающих разнообразие причин массовых заболеваний и отравлений.

На центральной площади одного из поселков были распроданы кондитерские изделия. В тот же день 58 человек были госпитализированы с диагнозом «пищевая токсикоинфекция», а позже было установлено, что возбудителем инфекции была сальмонелла. Источником ее распространения был белок куриных яиц, который использовался в белковом креме тортов и пирожных. Сальмонел- лез — довольно распространенное в последнее время инфекционное заболевание, известное санитарным врачам, которые знают, что избежать его при подозрении этой болезни у кур можно лишь хранением яиц в холодильнике, неупотреблением сырых яиц, а в кулинарном процессе — обработкой белка высокой температурой. Все это игнорировалось работниками общественного питания, а врачи санитарно-эпидемиологического учреждения, предупреждавшие о возможной опасности, не использовали все свои возможности, чтобы предотвратить вспышку этой инфекции.

Другой пример того, как нарушения санитарно-эпидемиологического режима привели к массовым заболеваниям.

[2]

В одном из совхозов возникло массовое заболевание ботулизмом. Причиной его явилось употребление в пищу копченой рыбы, выработанной местным рыбокомбинатом. В ходе расследования были установлены серьезные нарушения техники посола рыбы, качества санитарной обработки и дезинфекции производственного оборудования, поступления в продажу рыбы, не соответствующей ГОСТу. Существующий санитарный надзор не осуществлялся должным образом.

Формы нарушения СанПиН

Формы нарушения СанПиН могут выражаться в том, что отдельные физические или юридические лица при оказании медицинских или иных услуг:

1. Не проводят обязательные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, предупреждение внутрибольнич- ных инфекций, фактов заражения при оказании медицинских услуг и т. д.

2. Не принимают мер к соблюдению СанПиН (т. е. бездействуют) и уклоняются от контроля за соблюдением СанПиН своими работниками.

3. Не информируют органы и учреждения санэпидслужбы об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

4. Не исполняют заключения, постановления, распоряжения органов учреждений санэпидслужбы, в том числе и их представления о прекращении или приостановлении деятельности, нарушающей СанПиН (Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).

5. Не приостанавливают проектные и строительные работы либо оказание услуг (в том числе медицинских) населению в случае несоблюдения СанПиН, несмотря на постановление полномочных должностных лиц санэпидслужбы (Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

6. Применяют в процессе своей деятельности продукцию, технологию, материалы, вещества и изделия, способные оказать неблагоприятное влияние на здоровье граждан.

7. Допускают выпуск товаров (в том числе медицинских изделий), не соответствующих СанПиН и государственным стандартам.

8. Не учитывают СанПиН при разработке и внедрении в производство новых пищевых продуктов, медицинских материалов и изделий, новой техники и технологии, оборудования, тары, упаковки, пищевых добавок и т. п.

9. Не снимают без промедления с производства или реализации пищевые продукты, лекарства и т. п., контактирующие с ними материалы (несмотря на соответствующее постановление полномочного должностного лица).

10. Закупают за рубежом и ввозят в РФ для реализации товары (в том числе лекарства и медицинские изделия), не соответствующие СанПиН.

11. Загрязняют атмосферный воздух, водные источники, допускают захоронение, переработку, обезвреживание, утилизацию производственных и бытовых отходов с нарушениями СанПиН.

12. Допускают иные нарушения СанПиН.

Приводим примеры судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам, возбужденным по фактам нарушений санитарно-эпидемиологического режима, которые привели к массовым заболеваниям.

Другой пример судебно-медицинской экспертизы, проведенной по уголовному делу по факту массового заболевания при нарушении санитарно- эпидемиологических правил:


02.02.00 в образовательном учреждении произошло массовое заболевание детей и взрослых из числа обслуживающего персонала — 80 человек, госпитализировано взрослых 13 человек, детей — 46. В ходе предварительного следствия установлено, что заболевание вызвано сальмонеллезом, причина — употребление в пищу инфицированного продукта — картофельного пюре при нарушении санитарно-гигиенических требований к условиям транспортировки, хранения и сроков реализации, правил приготовления пищевых продуктов. Судебно- медицинская экспертиза проводилась с целью определения степени тяжести вреда здоровью для подачи исков в суд для возмещения физического и морального вреда.

Приводим одно из заключений экспертов: «1. По данным предоставленной медицинской документации в период с 04.02.00 у девочки Л. имелось заболевание — острый сальмонеллез, гастроинтестинальная форма легкой степени. Этот диагноз установлен на основании клинической картины заболевания и результата бактериологического исследования содержимого кишечника. 2. Острое инфекционное заболевание кишечника сальмонеллез у девочки Л. продолжалось менее 3 недель и по признаку кратковременного расстройства здоровья квалифицируется как легкий вред здоровью (пп. 47.1, 48 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, 1996). 3. Острое инфекционное заболевание сальмонеллез развивается при попадании в пищеварительный тракт продуктов, зараженных микроорганизмами — сальмонеллами. Медицинских данных о какой-либо иной природе заболевания, кроме указанного выше заражения девочки Л. сальмонеллами, не имеется. Между заражением сальмонеллами и вредом здоровью девочки Л. имеется прямая причинная связь».

[3]

Нарушение санитарноэпидемиологических требований к организации питания населения.
СанПиН 2.3.6.959-00″. Объектом правонарушения является санитарноэпидемиологическое благополучие и здоровье населения.

санитарноэпидемиологические правила и нормативы — нормативные правовые акты

Видео (кликните для воспроизведения).

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.
Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01″, утв. постановлением Главного государственного.

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  3. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
  4. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here