Ответственность за насильственный захват или удержание власти

Все ответы на вопросы по тематике: "Ответственность за насильственный захват или удержание власти" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 278 УК РФ

1. Непосредственным объектом насильственного захвата или удержания власти являются общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной основ политической системы РФ, конституционных основ государственной власти и государственного строя. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, которые ставятся под угрозу при применении насилия.

В комментируемой статье речь идет исключительно о государственной власти, для решения вопроса об ответственности необходимо обратиться к Конституции, к которой опосредованно отсылает статья (диспозиция бланкетная), где содержатся легальные толкования термина «государственная власть».

В соответствии с Конституцией государственную власть в Российской Федерации (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. ст. 10 — 11 Конституции). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции).

2. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных комментируемой статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий.

Объективную сторону преступления образуют действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное удержание власти в нарушение Конституции либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицом (лицами), группировками, организацией, которым власть не принадлежала, в обход законодательно установленной процедуры наделения властными полномочиями. Действия, направленные на захват власти как в целом в стране, так и субъекте РФ, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти. Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя РФ и заключается в незаконном изменении установленного Конституцией устройства жизни общества и государства. О понятии конституционного строя см. комментарий к ст. 275.

Любое из указанных действий обязательно должно совершаться насильственным способом, формы и объем насилия не ограничены законом: оно может происходить с использованием оружия, совершаться как одним человеком, так и группой лиц. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления, которое относится к числу особо тяжких.

3. Состав преступления является формальным, что предполагает признание его оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя, независимо от степени реализации поставленных целей.

4. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, имеет сходство с государственной изменой (ст. 275 УК).

Так, если виновные лица совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то содеянное ими следует квалифицировать как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, а также как насильственные действия, направленные на захват власти, т.е. по совокупности преступлений.

5. Применение насилия в комментируемой статье не охватывает причинение смерти (независимо от формы вины) по общим и специальным нормам, террористическую деятельность и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, при этом умысел может быть только прямым, когда лицо осознает общественную опасность своих действий и преследует цель насильственного захвата власти, насильственного удержания или насильственного изменения конституционного строя РФ. Специальная цель, указанная в диспозиции статьи, является обязательным признаком, отсутствие которого исключает ответственность за данное преступление. Мотив для квалификации значения не имеет, но в соответствии со ст. 73 УПК подлежит доказыванию.

7. Субъект рассматриваемого преступления общий — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

23.5. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Объектом посягательств, предусмотренных ст. 278 УК (а также ст. 279 и 280 УК) являются конституционные основы политической системы (прежде всего, государственная власть) в РФ.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации — образуемые ими органы государственной власти.

В объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 278 УК, входят действия, направленные на насильственное осуществление: 1) захвата власти; 2) удержания власти в нарушение Конституции РФ; 3) изменения конституционного строя РФ.

Речь идет о попытке присвоить власть путем захвата или удержания и (или) изменить конституционный строй насильственным путем.

Насильственный характер указанных действий предполагает использование организованной силы (преимущественно вооруженной) законных силовых структур, незаконных вооруженных формирований либо массы граждан для применения насилия или угрозы его применения, включая демонстрацию готовности применить силу. Применение насилия, выразившееся в умышленном убийстве или покушении на него квалифицируется по совокупности со ст. 105 или 277 УК.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в пушкино

Захват власти — свержение, противоправное отстранение от власти полномочных лиц и самочинное завладение ею лицами, группировкой, организацией, которым данная власть не принадлежала.

Удержание власти — продолжение ее осуществления после законного прекращения полномочий, совершаемое в нарушение Конституции РФ лицами, которым ранее власть принадлежала по Конституции.

Изменение конституционного строя предполагает полную его замену (свержение) либо частичные изменения (упразднение или введение отдельных институтов, в частности, в системе государственной власти, государственном устройстве, отношениях собственности и т.д.) в нарушение Конституции РФ.

Целевая направленность указанных в ст. 278 действий обусловливает их сложный и разнообразный характер. По своему содержанию эти действия представляют собой, прежде всего, организационную деятельность по подготовке и совершению насильственного захвата власти или насильственного удержания власти либо насильственного изменения конституционного строя РФ, а по форме фактически сводятся к заговору с целью совершения государственного переворота. Статья 278 УК охватывает также участие в этом преступлении вовлеченных в него исполнителей насильственных и других обеспечивающих действий, не занимавшихся организационной деятельностью.

В случае вхождения заговорщиков в контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации для совместного осуществления целей заговора их деяние должно квалифицироваться по совокупности с государственной изменой — ст. 275 и 278 УК.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственные захват или удержание власти или изменение конституционного строя РФ (усеченный состав). Практически это означает, что для инициаторов (лидеров) преступление окончено с момента их сговора, свидетельствующего об образовании заговора указанной направленности, а для лиц, вовлекаемых в это преступление — с момента дачи ими согласия на участие в проведении организационной деятельности либо в совершении насильственных или иных обеспечивающих действий той же направленности.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в совершении действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное незаконное (в нарушение Конституции РФ) удержание власти либо на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Субъектами преступления по ст. 278 УК могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

На ст. 278 распространяется действие специальной нормы об освобождении от уголовной ответственности согласно примечанию к ст. 275 УК.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Новая редакция Ст. 278 УК РФ

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 278 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает конституционный строй РФ, т.е. те его основы, в которых закреплены принципы, порядок формирования и функционирования органов государственной власти РФ. Конституция гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Факультативным объектом выступают физическая неприкосновенность, честь и достоинство лиц, могущих пострадать от насильственных действий.

1.1. В соответствии с Конституцией государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) РФ, Правительство РФ, суды РФ, а государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11).

2. Объективная сторона состава преступления выражается в совершении действий, отличающихся друг от друга по своей направленности: а) направленные на насильственный захват власти в нарушение Конституции; б) направленные на насильственное удержание власти в нарушение Конституции; в) направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

3. Диспозиция статьи предусматривает один способ захвата власти и ее удержания, а также изменения конституционного строя — насилие. Под этим термином следует понимать как фактическое использование силы (организация массовых беспорядков, вооруженного мятежа и т.п.), так и психическое воздействие путем угрозы ее применения (предъявление ультиматумов, заявлений, угрозы физической расправы и т.п.).

[1]

Захват или удержание власти осуществляются в нарушение Конституции. Любой неконституционный путь прихода к власти и ее удержания является незаконным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

4. Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным путем лицами, группировками, организациями, которым власть не принадлежала. Совершаемые действия могут быть различными: от физического устранения лиц, законно осуществляющих властные полномочия, или их принудительной изоляции до блокирования работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, изоляции депутатов, членов Правительства РФ, недопущения их в рабочие помещения, угрозы физической расправой и т.п. Эти действия могут быть направлены против всех ветвей власти или одной из них, против деятельности центральных органов власти или органов власти субъектов РФ.

5. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели ли они к фактическому обладанию властью или нет.

6. В случае если насильственный захват власти сопровождался организацией массовых беспорядков или вооруженного мятежа, то содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 212 или 279. Также по совокупности со ст. 210 надлежит квалифицировать совершение действий, направленных на насильственный захват власти, осуществляемых преступным сообществом (преступной организацией).

7. Насильственное удержание власти характеризуется некоторыми особенностями. В одном случае оно будет являться этапом, следующим за насильственным захватом власти. В другом случае оно рассматривается как самостоятельное преступление, т.е. насильственное сохранение власти в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия по насильственному удержанию власти могут выражаться в недопущении вновь избранных лиц к осуществлению управленческо-властных функций, их блокировании, ограничении либо лишении свободы, введении режима чрезвычайного положения, комендантского часа, вводе войск и т.п.

Читайте так же:  Что нужно знать о наследовании квартиры

8. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное удержание власти, независимо от того, привели ли они к желаемому результату или нет.

9. Насильственное изменение конституционного строя РФ следует рассматривать как следующий за насильственным захватом или удержанием власти этап. Однако в ряде случаев оно может образовывать состав самостоятельного преступления. Например, лица, законно находящиеся у власти, изменяют конституционный строй РФ насильственным способом. Действия по насильственному изменению конституционного строя могут выразиться в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти и введении новых, введении в действие новой Конституции, существенно изменяющей конституционный строй РФ, и т.п.

10. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает их совершить.

Цель преступления — насильственный захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

12. Субъектом преступного посягательства могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

13. На данное преступление распространяется действие примеч. к ст. 275, предусматривающего условия освобождения от УО (см. п. 14 коммент. к ст. 275).

14. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется насильственными действиями, альтернативно направленными на: а) захват власти; б) удержание ее; в) изменение конституционного строя.

Насилие как необходимый признак указанных действий может выражаться в ограничении или лишении свободы людей, побоях, истязании, умышленном причинении любого вреда здоровью, угрозах убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. В случае убийства в процессе совершения указанных действий требуется квалификация по совокупности (ст. ст. 105, 277 или 317 УК РФ).

2. Захват власти — попытка нелегитимным путем завладеть политической (законодательной или исполнительной) властью в целом по стране либо в отдельном субъекте Федерации; это — политический и (или) военный переворот. Удержание власти представляет собой препятствование приходу во власть людей, приобретших соответствующие полномочия в результате конституционной процедуры, со стороны должностных лиц, ранее располагавших властью на законных основаниях. Изменение конституционного строя — любое неконституционное изменение хотя бы некоторых положений Конституции РФ (но не ее субъектов), например ликвидация системы местного самоуправления.

3. Преступление окончено в момент начала совершения указанных насильственных действий, независимо от того, удалось ли достичь поставленных целей.

Конспекты юриста

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ).

Дополнительный непосредственный объект преступления — здоровье личности, поскольку закон указывает именно на насильственный характер посягательства.

Объективная сторона преступления представлена действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно на насильственное изменение конституционного строя РФ.

В Конституции РФ закреплено, что никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (п. 4 ст. 3). Формирование органов власти и их деятельность должны осуществляться на основании и во исполнение законодательства РФ.

Захват власти представляет собой самовольное, без законных к тому оснований присвоение лицом (лицами) соответствующих полномочий, присущих той или иной ветви власти или же всем им в совокупности. По территориальному охвату посягательство может носить как локальный характер, будучи осуществленным на территории, например, одного или нескольких субъектов РФ, иных административно-территориальный единиц, так и глобальный, общегосударственный.

Удержание власти в смысле ст. 278 УК предполагает действия лица, ранее законно обладавшего ею, но утратившего соответствующие полномочия (завершение срока избрания, увольнение, истечение срока полномочий и проч.) и не желающего прекратить их исполнение. Удержание власти отличается от захвата именно тем, что оно совершается лицом, ранее соответствующими функциями облеченным.

Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляют собой попытку ревизии существующего общественного строя, сложившейся в соответствии с конституционными установлениями политической системы РФ, ее государственного устройства с последующим формированием новой системы общественных отношений, политических институтов, органов власти.

Захват, удержание власти и действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, должны иметь насильственный характер, на что прямо указано в законе. Это означает, что они совершаются с применением насилия, сопровождающегося нарушением телесной неприкосновенности потерпевших, ограничением или лишением их свободы, причинением вреда их здоровью, лишением жизни. Убийство, а также посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо сотрудника правоохранительного органа требуют дополнительной квалификации по ст. 105, 277, 295 или 317 УК.

Состав преступления формальный’, оно окончено в момент совершения действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти, на изменение конституционного строя РФ, независимо от того, добился ли виновный желаемого результата.

Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом. Несмотря на то что цель в качестве конструктивного признака состава не предусмотрена, в специальной литературе высказано справедливое мнение о том, что она органично вытекает из самой сути совершаемых действий, их направленности. Виновный стремится к обретению властных полномочий или сохранению их у себя либо к смене сложившейся в государстве системы экономических, социальных и политико-правовых отношений.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В ситуации насильственного удержания власти он специальный. Это лицо, которое ранее обладало властными полномочиями на законных основаниях.

Читайте так же:  Образец договора аренды квартиры с последующим выкупом

Преступление является особо тяжким.

Действие поощрительной нормы, сформулированной в примечании к ст. 275 УК, распространяется и на данное посягательство.

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Статья 278 УК предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Объектом данного преступления являются основы конституционного строя России, которые закрепляют принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит (ст. 3), что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент России, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции).

Любой путь неконституционного прихода к власти и ее незаконного удержания является противоправным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ст. 3 Конституции).

При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственный ущерб наносится интересам народа как главного источника власти, а также указанным выше физическим и юридическим лицам, осуществляющим властные полномочия.

Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий, направленных на:

1) насильственный захват власти;

2) насильственное удержание власти;

3) насильственное изменение конституционного строя.

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной) либо широкомасштабный, и быть направленными на всех субъектов власти. Они могут относиться к центральным органам власти либо к органам власти субъектов Федерации.

Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного, в зависимости от мотивов и целей, следует дополнительно квалифицировать либо как теракт, либо как умышленное убийство.

Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т. п.).

Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели они к фактическому обладанию властью.

Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили организаторами вооруженного мятежа.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают, что лицо, обладавшее властью на законных основаниях, не передает ее после истечения срока законных властных полномочий. Таким образом, новые субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно удерживает, контролирует принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен действиям, связанным с насильственным захватом власти.

Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата либо незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмене поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой «конституции» с существенными деформациями прав и свобод личности и т. п.

Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий.

Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном неприятии существующего конституционного строя либо прямой ненависти к нему. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК).

Цель данного преступления, как видно из диспозиции статьи, логически связана с направленностью совершаемых лицом действий — насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к ст. 275 УК.

Ст. 278 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Непосредственным объектом насильственного захвата или удержания власти являются общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной основ политической системы РФ, конституционных основ государственной власти и государственного строя. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, которые ставятся под угрозу при применении насилия.

В комментируемой статье речь идет исключительно о государственной власти, для решения вопроса об ответственности необходимо обратиться к Конституции, к которой опосредованно отсылает статья (диспозиция бланкетная), где содержатся легальные толкования термина «государственная власть».

В соответствии с Конституцией государственную власть в РФ (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. ст. 10 — 11 Конституции). Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции).

[3]

2. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных комментируемой статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий.

Читайте так же:  Как заказать выписку из егрн онлайн

Объективную сторону преступления образуют действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное удержание власти в нарушение Конституции либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицом (лицами), группировками, организацией, которым власть не принадлежала, в обход законодательно установленной процедуры наделения властными полномочиями. Действия, направленные на захват власти как в целом в стране, так и субъекте РФ, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти. Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя РФ и заключается в незаконном изменении установленного Конституцией устройства жизни общества и государства. О понятии конституционного строя см. комментарий к ст. 275.

Любое из указанных действий обязательно должно совершаться насильственным способом, формы и объем насилия не ограничены законом: оно может происходить с использованием оружия, совершаться как одним человеком, так и группой лиц. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления, которое относится к числу особо тяжких.

[2]

3. Состав преступления является формальным, что предполагает признание его оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя, независимо от степени реализации поставленных целей.

4. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, имеет сходство с государственной изменой (ст. 275 УК). Так, если виновные лица совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то содеянное ими следует квалифицировать как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, а также как насильственные действия, направленные на захват власти, т.е. по совокупности преступлений.

5. Применение насилия в комментируемой статье не охватывает причинение смерти (независимо от формы вины) по общим и специальным нормам, террористическую деятельность и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, при этом умысел может быть только прямым, когда лицо осознает общественную опасность своих действий и преследует цель насильственного захвата власти, насильственного удержания или насильственного изменения конституционного строя РФ. Специальная цель, указанная в диспозиции статьи, является обязательным признаком, отсутствие которого исключает ответственность за данное преступление. Мотив для квалификации значения не имеет, но в соответствии со ст. 73 УПК подлежит доказыванию.

7. Субъектобщий— вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Насильственный захват или удержание власти

Непосредственный объект – основы политической системы РФ, конституционного и государственного строя страны, легитимность законодательной, исполнительной и судебной власти. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, которые ставятся под угрозу при применении насилия.

Объективную сторону образуют действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное удержание власти в нарушение Конституции либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это применение насилия лицами, которым власть не принадлежала, в целях завладения властью в обход законодательно установленной процедуры наделения властными полномочиями.

· Захват власти может быть в целом в стране или в субъекте РФ.

· Выражается в убийстве действующих законных представителей власти либо в их принудительной изоляции.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Применение насилия требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям.

Состав преступления – формальный. Окончено с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя, независимо от степени реализации поставленных целей.

Субъективная сторона – прямой умысел, — лицо осознает общественную опасность своих действий и преследует цель насильственного захвата власти, насильственного удержания или насильственного изменения конституционного строя РФ. Обязательна такая цель.

Субъект – общий, — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Вооруженный мятеж

Вооруженный мятеж — массовое выступление значительного числа вооруженных лиц на федеральном уровне или в субъектах РФ против легитимной власти с целью изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности.

Вооруженность – это наличие у участников огнестрельного или холодного оружия (заводского/ самодельного), взрывных устройств, газового и пневматического оружия.

Использование участниками мятежа непригодного оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака вооруженности. Необходимо наличие исправного оружия хотя бы у одного из участников, а другие должны были об этом знать.

Объект — общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета и территориальной целостности РФ.

Признак массовости означает, что участников должно быть много. Вооруженный мятеж может подняться и в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться власти.

Объективная сторона вооруженного мятежа заключается в его организации либо в активном участии в нем.

Составформальный. Мятеж считается оконченным с момента вооруженного выступления.

Однако момент окончания преступления различен для соучастников.

Читайте так же:  Земли специального назначения

· Для организатора мятежа моментом окончания преступления будет являться непосредственное вооруженное восстание мятежников.

· Для исполнителя моментом окончания преступления будет являться начало совершения действий, направленных на непосредственное участие в вооруженном мятеже.

Что делает организатор?

Вербует, готовит участников мятежа, планирует мятеж, распределяет роли, координирует.

В том случае, если организатором совершено все возможное для организации мятежа, но этого не произошло, его действия организатора квалифицируются как покушение на организацию мятежа.

Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а непосредственное совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.)

Совершение мятежниками актов террора, убийств, наступление иных физических и материальных последствий вооруженного мятежа следует квалифицировать по совокупности с соответствующими статьями.

Субъективная сторонапрямой умысел.

Обязательный признак — цели свержения конституционного строя, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности РФ. Отсутствие одной из таких целей исключает ответственность по комментируемой статье.

Субъект преступления общий, им признается физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие возраста уголовной ответственности по данной статье, привлекаются за конкретные совершенные ими преступления.

Билет № 18

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж. Их разграничение.

Статья 278 УК: Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Объект преступления – основы политической системы РФ в частности легитимность государственной власти, конституционного порядка установления и функционирования государственной власти.

Дополнительный объект – здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Объективная сторона выражается в следующих действиях:

1. Насильственный захват власти — попытка неконституционного способа прихода конкретных лиц, политических партий, движений и иных политических сил к власти в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя в стране.

Насилие может быть в следующих формах:

a. Заключение под стражу;

b. Интернирование (принудительное задержание);

c. Насильственная физическая изоляция;

d. Физические унижения;

f. Причинение вреда здоровью лиц, представляющих органы власти.

2. Насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ-отказ уступить власть вопреки результатам выборов, референдума или иному законному, основанному на Конституции РФ акту, соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым в соответствии с Конституцией РФ должна перейти государственная власть. Насилие возможно в тех же формах.

Насильственное изменение конституционного строя РФ.

Данные действия характеризуются насилием, преследующим цель изменить общественный строй, политическую систему, государственное устройство либо основные политические институты РФ и сформировать новую систему органов власти.

1. Крайняя форма насилия – применения оружия. Но если такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа, то действия следует квалифицировать по ст. 279 УК.

2. Если же мятеж преследует цель захвата власти и одновременно цель нарушения территориальной целостности РФ, то его следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 278 и 279 УК.

3. Причиненная смерть человеку во время насилия требует дополнительной квалификации по ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

Состав формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения перечисленных действий.

Субъективная сторона – прямой умысел. Специальная цель:

1. Неконституционный захват власти насильственным путем;

2. Неконституционное удержание власти насильственным путем;

3. Изменение конституционного строя РФ насильственным путем.

Субъектпреступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

При насильственном удержании власти субъект специальный – представитель органов власти,сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею же передать государственную власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.

Статья 279 УК: Вооруженный мятеж

Вооруженный мятеж представляет собой активную, насильственную, совершаемую с применением или угрозой применения оружия деятельность широкого круга лиц, направленную на свержение, изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности РФ.

Признаки вооруженного мятежа:

1. Активная, насильственная деятельность;

2. Применение или угроза применения оружия;

3. Широкий круг лиц;

4. Цель свержения, изменения конституционного строя либо нарушение территориальной целостности.

Мятеж признается вооруженным при наличии оружия хотя бы у одного из его участников и осведомленности об этом других лиц, участвующих в мятеже

Непосредственный объект преступления – основы политической системы РФ в части незыблемость основ конституционного строя и территориальной целостности России.

Объективная сторона:

1. Организация вооруженного мятежа;

Это действия, направленные на провоцирование вооруженного выступления против законной власти в РФ:

1. Пропаганда вооруженного мятежа;

2. Вербовка его участников;

3. Снабжение мятежников оружием, воинским снаряжением;

4. Планирование вооруженных операций;

5. Другие действиях по идеологическому, материальному или организационному обеспечению мятежа.

Организация мятежа считается оконченной с момента первого вооруженного выступления мятежников.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Видео (кликните для воспроизведения).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источники


  1. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

  2. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  3. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
  4. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
Ответственность за насильственный захват или удержание власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here