Ответственность за получения взятки по ст 290 ук рф

Все ответы на вопросы по тематике: "Ответственность за получения взятки по ст 290 ук рф" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Ответственность за получения взятки по ст 290 УК РФ

Проволочки в бюрократической системе побуждают граждан к поиску «обходных путей». Соответственно, подобные методы становятся причиной роста коррупции в стране, что карается правовыми нормами. Разберемся с вопросами, чем грозит дача взятки должностному лицу, статья УК РФ, которая регламентирует эти положения и какие меры предполагаются к нарушителям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Информация о преступлении

Взяточничество – статья УК РФ, где описаны наказания за подобные деяния, поскольку такой вариант «подкупа» должностного лица наносит вред государству. Этот путь считается причиной коррупции, которая негативно сказывается на имидже страны и внутриполитических вопросах.

Термин предполагает предложение сотруднику государственного аппарата материальных ценностей за принятие решения в пользу взяткодателя.

Причем толкование этого определения включает и посредническую схему, когда финансы попадают к адресату через третье лицо. Однако в этой ситуации четко прослеживается цель деяния – получение выгоды обеими сторонами в обход закона. Что касается вероятного участия посредников, решение таких вопросов – компетенция суда. Разберемся с юридическими нюансами этой темы.

Внимание! Получение взятки – статья 290 УК РФ, за такие нарушения предполагает меры наказания именно к получателю средств.

Если же речь идет об ответственности лица, которое предлагает такой способ решения проблем, здесь работает уже ст. 291. В случае выявления использования посредников, законодательство предусматривает привлечение виновных граждан к уголовному делу по статье 291.1. Соответственно, правовые нормативы предписывают наказание для всех фигурантов подобных дел.

Содержание термина

Выясним, какие блага считаются взяткой в РФ. Поскольку законодательство гибко трактует подобные ситуации, юристы рекомендуют руководствоваться следующим перечнем:

  • финансовые переводы средств;
  • недвижимость;
  • ценные бумаги;
  • драгоценные металлы и камни;
  • транспортные средства;
  • дорогостоящая собственность.

Кроме того, статья «Получение взятки должностным лицом» допускает здесь и преследование за неимущественные незаконные отношения. В таких обстоятельствах подразумевается оказание услуг вымогателю мзды в обход законодательства либо иные пути получения выгоды таким лицом.

Чтобы определиться с нюансами темы, уместно разобраться, какая сумма считается взяткой в России. Ключевым правилом тут становится исчисление незаконно полученной выручки в рублях. Этот момент применяется даже в ситуациях с «оплатой услуг» чиновников ценными бумагами или иным эквивалентом дорогостоящей собственности. Однако и тут найдется нюанс.

Подарки стоимостью до 3 000 рублей лицам, которые занимают государственные посты, официально разрешены. Однако «безвозмездно переданное» имущество, превышающее указанный порог, становится поводом для возбуждения уголовного дела. Основанием тут становится 575 статья Гражданского Кодекса. Если же говорить о деньгах, минимальная цифра законодательством не регламентируется.

[2]

Важно! Статья 290 содержит три категории размера суммы, когда речь идет уже об ужесточении наказания за рассматриваемое преступление.

В указанных обстоятельствах законодательство рассматривает такие критерии:

  1. Взятка в значительном размере. Тут сумма полученных либо переданных средств составляет минимум 25 000 рублей.
  2. Подкуп на крупную сумму. Здесь говорится о нелегально полученном доходе, который превышает 150 000 рублей.
  3. Взятка в особо крупном размере. В таких ситуациях юридические предписания предполагают подкуп на сумму от 1 000 000 рублей.

Соответственно, величина подобных «доходов» определяет и тяжесть наказания, которое предусмотрено в рассматриваемых случаях.

Квалификация правонарушения

Теперь перейдем к рассмотрению состава таких преступлений. Начнем с изучения формы деяния. В этой ситуации уместно говорить о двух вариантах: явных и скрытых взятках. Первый способ предполагает открытую передачу средств лицу, которое занимает соответствующий пост до момента получения выгоды либо сразу после выполнения предварительной договоренности.

Второй вариант отличается рядом особенностей. В этой ситуации речь идет о завуалированной услуге или ином действии за выполнение чиновником устного соглашения. Причем такие действия практикуются для сокрытия существенных сумм. Общим же признаком в перечисленных случаях считается предварительно заключенный устный договор между обеими сторонами.

Внимание! Конкретный способ подкупа государственного служащего в скрытой форме предполагает комплекс вероятных способов.

В подобных обстоятельствах законодательством предусмотрена ответственность за получение и дачу взятки. Что касается конкретных действий, здесь юристы говорят о следующих вариантах:

  • сделки с ценным имуществом по заведомо сниженной либо завышенной стоимости;
  • выполнение фиктивных услуг;
  • прощение задолженности;
  • организация поддельного выигрыша;
  • получение средств родственниками взяткополучателя;
  • отказ от получения вознаграждения за аренду помещений или техники.

Перечисленные выше способы не считаются исчерпывающим списком. Это лишь наиболее используемые схемы незаконного отмывания средств.

Кроме того, законодательство классифицирует взятки и по обстоятельствам получения подобного дохода. В первом случае тут подразумевается подкуп, когда гражданин передает деньги либо ценности авансом. Взамен взяткополучатель выполняет собственную часть договоренностей. Вторая ситуация допускает своеобразное «вознаграждение» после оказания услуги.

Доказательство преступления

Для возбуждения уголовного производства и привлечения к ответственности за получение взятки требуются весомые основания. В таких случаях следствию требуется заявление пострадавшей стороны с указанием обстоятельств дела и суммы, которую вымогает чиновник. Если такое условие не выполняется, узнать о факте незаконной передачи средств удастся посредством показаний свидетелей, присутствовавших при этой процедуре.

Кроме того, для суда требуется сбор доказательств преступления. В таких ситуациях оперативными работниками используются купюры с метками и проводится фиксация нарушения на видео. Доказать виновность конкретного лица в суде без представления документальных свидетельств – практически невозможная задача.

Санкции по законодательству

Поскольку рассматриваемый вид нарушений охватывает три статьи УК, разберемся с мерами наказания для лиц, которым вменяется вымогательство взятки и людей, предлагающих незаконное обогащение. В случае получения денег или иного имущества чиновнику грозят штраф, дисквалификация на 3 – 15 лет или исправительные работы.

Отдельным критерием наказаний тут считается лишение свободы. Что касается граждан, которые предлагают взятки, тут законодательство предполагает аналогичные меры. Однако в обоих случаях судом учитывается размер подкупа, отягчающие и смягчающие обстоятельства. Разберемся с нюансами наказаний для указанных категорий подробнее.

Меры к взяткополучателю

Минимальный размер штрафа за взятку в этой ситуации составляет до 1 000 000 рублей либо равен эквиваленту дохода обвиняемого лица за 2 года. Иной вариант финансовых санкций допускает возмещение 10–50 размеров полученной суммы с запретом на занятие соответствующего поста на 3 года. Более жесткие меры допускают назначение исправительных работ до двух либо принудительного труда до 5 лет.

Тут предусмотрено и тюремное заключение на срок в 3 года. Значительные суммы взяток увеличивают штраф до 200 000–1 500 000 рублей. Альтернативой здесь становится выплата 30 – 60 величин суммы подкупа и дисквалификация чиновника на 3 года. Лишение свободы в таких случаях затягивается до 6 лет с вероятным штрафом в 30 размеров полученных средств. Для государственных служащих меры ужесточаются.

Читайте так же:  Порядок оформления земельного участка под многоквартирным домом

В подобных обстоятельствах штраф возрастает до 1 000 000–3 000 000 рублей, а период вероятного заключения в исправительном учреждении – до 5–10 лет с семилетней дисквалификацией.

Крупный размер подкупа предусматривает финансовые санкции в 2 000 000–4 000 000 рублей или суммы, которая в 80–100 раз превышает взятку. Лишение права на занятие определенной должности тут длится 7 лет, а тюремное заключение – до 7–12. Причем лишение свободы не исключает и выплаты штрафа, который составляет 60 размеров полученных средств.

Наиболее тяжелые последствия влечет взятка в особо крупном размере. Статья 290 предусматривает здесь финансовые выплаты государству в 3 000 000–5 000 000 рублей или 80–100 размеров зафиксированного незаконного дохода. Иная мера – лишение свободы на 8–15 лет с дисквалификацией служащего на пятнадцатилетний период.

Наказание для взяткодателя

Теперь разберемся с ответственностью за дачу взятки. В этом случае минимальные финансовые санкции составляют 500 000 рублей, а тюремное заключение длится 2 года. Альтернативой тут считаются исправительные работы на тот же срок или трехлетний принудительный труд.

Значительный размер правонарушения ужесточает указанные меры. Тут штраф возрастает до миллиона, а период лишения свободы предполагает максимум 5 лет.

Что касается санкций за предложение чиновникам незаконного дохода в крупном и особо крупном размере, тут для преступника предусмотрены те же меры, как и в случае с взяткополучателями. Однако добровольное сотрудничество со следствием тут становится шансом для избегания уголовного преследования. Это правило работает и до момента выплаты требуемой суммы, и после дачи мзды чиновникам.

Можно ли прикрыться «подарком»

Перейдем к обсуждению способов, которые используют недобросовестные служащие государственных структур. Наиболее распространенным вариантом уклонения тут становится выдача полученных активов за «подарок».

Поскольку закон четко устанавливает максимальную стоимость подобных подношений в 3 000 рублей, имущество, которое превышает эту цифру, автоматически становится поводом для уголовного преследования.

Однако в ситуациях, когда следователь представляет суду доказательства конкретных действий чиновника после получения «подарка» либо систематический характер таких приобретений, наказания не избежать. Однако на практике встречаются и умышленное подбрасывание средств с целью порчи репутации конкретного чиновника. В таких обстоятельствах важно доказать личную незаинтересованность в получении этого «дохода».

Тут юристы говорят о вероятных обвинениях лишь в ситуации с доказанной цепочкой: материальное вознаграждение-услуга. Если же ответной реакции чиновника не последовало, повода для инициирования уголовного дела нет. Причем подобные провокационные действия предполагают наказание по ст. 304 Уголовного Кодекса.

Заключение

Столь суровые меры наказаний за, казалось бы, незначительное правонарушение, связаны с засильем коррупционной составляющей в стране. Как показывает мировая практика, полное искоренение взяточничества – утопия. Однако сведение подобных случаев к минимуму говорит об экономическом потенциале государства и устойчивости страны на мировой арене.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Дайте характеристику преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ (получение взятки) и ст.291 УК РФ (дача взятки). Укажите по каким признакам отличаются указанные составы?

Получение взятки (ст. 290 УК РФ).

Объект преступления — общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления. взятка служебный материальный

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона данного преступления выражена в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:

  • 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
  • 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
  • 3) общее покровительство по службе;
  • 4) общее попустительство по службе.

Под действиями (бездействиями), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

Субъект преступления, специальный — это должностное лицо.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Читайте так же:  Типовой образец договора купли-продажи произведения искусства

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Часть 2 ст. 290 содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Часть 3 ст. 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:

  • — пункт «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);
  • — пункт «б»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы;
  • — пункт «в»: в крупном размере (согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая сто пятьдесят тысяч рублей).

Дача взятки (ст. 291 УК РФ).

Объект преступления — общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за:

  • 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
  • 3) общее покровительство по службе;
  • 4) общее попустительство по службе.

Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

Субъект преступления общий — это вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается, и ответственность наступает по ч. 1 ст. 291 УК РФ.

В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.

Видео (кликните для воспроизведения).

Составы двух этих преступлений отличатся по нескольким признакам:

— Субъектам преступлений, в ст. 290 субъект специальный — должностное лицо, получившее взятку, в 291 статье субъект общий.

Особенностью состава преступления статьи 290 УК РФ является то, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), входящие непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер.

Еще особенностью получения взятки является то обстоятельство, что ее субъектом может быть признано и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могло за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

Читайте так же:  Как выглядит договор купли-продажи жилого дома и земельного участка

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к Ст. 291 УК РФ

1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст. 290).

Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.

От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

2. Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

4. Субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.).

6. Частью 3 ст. 290 УК РФ установлена ответственность за дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий.

Читайте так же:  Как написать претензию к химчистке за испорченную вещь

Дача взятки, по существу, является способом склонения должностного лица к выполнению определенных действий (бездействия), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц. Желаемые действия должностного лица могут носить и незаконный, в том числе и преступный характер. В последнем случае действия взяткодателя надлежит квалифицировать как дачу взятки и подстрекательство к совершению соответствующего преступления.

Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.

7. Ответственность за рассмотренные выше деяния (ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи), если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или в крупном размере, предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи (содержание данных квалифицирующих признаков раскрыто при анализе ст. 290 УК, см. комментарий к ней).

8. Особо квалифицирующий признак дачи взятки — ее особо крупный размер (свыше 1 млн. руб.) — включен законодателем в ч. 5 комментируемой статьи.

9. В примечании к комментируемой статье содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, как и применительно к примечанию к ст. 204 УК, означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

При добровольном сообщении о преступлении не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Освобождение лица, совершившего дачу взятки, от уголовной ответственности по основаниям примечания к комментируемой статье не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета взятки. Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к этой статье является обязательным.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

10. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к комментируемой статье освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в правоохранительные органы не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.

Ст. 290 УК РФ. Получение взятки

Огромный интерес в свете нередких коррупционных скандалов последних лет вызывает ст. 290 УК. В России она носит название «Получение взятки». Подобные явления в нашей стране, и не только, были, есть и будут. Но о них мало кто рассказывает. Ведь взяточничество — это взаимовыгодный процесс и для тех, кто передает средства, и для тех, кто их получает. Но какое наказание предусматривает данное нарушение? Ст. 290 УК Российской Федерации разграничивает преступления подобного рода по размерам взятки, уровню должности подкупаемого лица, степени ущерба (и не только экономического), наносимого государству. В них сегодня предстоит разобраться.

Понятие взятки

Но для начала: о чем вообще идет речь? Что такое взятка? Может быть, вы просто хотите сделать подарок кому-либо или получить его. Неужели это взяточничество? Вовсе нет. В Уголовном Кодексе имеется формулировка данного понятия.

Взятка — это получение денежных средств, ликвидных бумаг и прочих ценностей с целью оказания тех или иных услуг. Обычно они носят имущественный характер. И проводятся незаконными способами. Можно сказать, что взятка, согласно ст. 290 УК РФ — это любое деяние с подкупом кого-либо в пользу того, кто вручает ценности. Ничего трудного для понимания. Иными словами, если вы хотите вручить деньги, чтобы получить выгоду незаконным путем — это как раз и есть взяточничество.

У данного действия имеются свои признаки. Например, понятие «взятка» относится только к должностному лицу. Простые служащие без данного статуса будут наказываться не по ст. 290 УК РФ, а по ст. 204. Ведь если получателем не является должностное лицо, это будет некоммерческий подкуп, а не взятка. Поэтому запутаться очень легко.

Взятка может иметь имущественный характер (выгоду), а также предоставляться под видом денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, получается она должностным лицом за любые деяния в пользу человека, дающего взятку. Или же любого другого лица, о котором стороны договорятся. Здесь никаких затруднений с пониманием быть не должно. Во всяком случае, пока.

Ст. 290 УК Российской Федерации имеет отдельный пункт. Это «Действия, совершаемые за взятку». Имеется определенный перечень того, что может быть сделано за «денежное вознаграждение». Поэтому стоит изучить все пункты.

Во-первых, за взятку возможно общее покровительство получателя оной. Взяткодатель может получить от взяточника защиту, например. Очень частый случай, который применяется на практике повсеместно.

Во-вторых, взятка способна обеспечить любые действия, связанные с должностью получателя, с его обычными служебными полномочиями. Например, в военкомате призывнику за взятку способны помочь избежать службы в армии.

[1]

В-третьих, ст. 290 УК РФ «Взятка» указывает на то, что характер оказываемых услуг может не соответствовать должностным обязанностям получателя. Он способен «давить» на подчиненных и использовать свои полномочия для изменения картины происходящего в пользу взяткодателя.

Читайте так же:  Как написать заявление о защите прав потребителей

В-четвертых, также имеет место быть попустительство. Получатель взятки способен закрыть глаза на какое-либо деяние взяткодателя, совершающееся в обход закона. Тоже вполне распространенный вариант развития событий. Но стоит помнить — получение взятки (ст. 290 УК Российской Федерации) наказуемо. Причем уголовно.

Стоит сразу обратить внимание — Уголовный Кодекс и раздел «Получение взятки» разбит на несколько частей. Каждая из них имеет свои особенности наказания. Поэтому все пункты стоит рассмотреть подробно. Ситуации со взятками случаются разные. Никто не может точно сказать, какое именно наказание (в точных цифрах) будет наложено. Только на основании предложенных частей следует делать свои выводы.

Так, к примеру, ст. 290 УК РФ, ч.1 гласит, что за получение взятки может последовать штраф. Пожалуй, это самый безобидный пункт. Размер составит от 25- до 50-кратной суммы от той, что получена. Иногда это составляет внушительные суммы. Кроме того, можно лишиться возможности занимать определенные должности и вести прежнюю деятельность максимально 3 года. Обычно используется сочетание «лишение+штраф».

Но это еще не все. Взяточничество в России наказывается действительно серьезно. Особенно если преступление раскрыто и доказано. Например, в ч.1 статьи 290 УК РФ указано, что вас могут лишить свободы на 3 года, а также дополнительно выписать штраф в размере, превышающем сумму взятки в 30 раз. Как правило, распространяется данное правило на случаи, когда оказываются незаконные услуги, происходит попустительство по службе, покровительство и используется служебное положение в личных целях.

Идем дальше. Ст. 290 УК РФ прописывает отдельное наказание за получение взяток в крупных размерах. Не важно, кем именно — иностранным гражданином или нет. Наказание остается одним и тем же. И ответственность определяется во второй части статьи.

В этом случае положен штраф и лишение возможности ведения деятельности, а также накладывается запрет на определенный срок, в течение которого лицо не имеет право занимать определенные должности. Все точно так же, как и в предыдущей части. Только срок запрета на работу в определенной должности и штраф тут возрастает в несколько раз. Заплатить придется в 30-60 раз больше, чем получено. А лишение права вести прежнюю деятельность и занимать определенные посты накладывается на срок, равный 6 годам.

И штраф, многократно превышающий размер незаконного гонорара, придется выплатить. Обычно судом эта сумма определяется как 30-кратная от размера взятки. При получении ее в особо крупных размерах человек может лишиться свободы на 6 лет.

Не самой распространенной при квалификации преступления является ст. 290 ч. 3 УК РФ. Она говорит о наказаниях за незаконные деяния. В этом случае можно следуют более жесткие меры наказания. В ст 290 ч.3 УК РФ четко прописано, что именно положено в данном случае.

Взяточнику грозит штраф в 40-кратном размере и лишение права заниматься определенной деятельностью на определенный период. Максимальная сумма выплат превышать в 70 раз размер незаконного вознаграждения. При этом запрет на деятельность и занимание определенных должностей накладывается на 3 года. Или же, если верить ч. 3 ст. 290 УК РФ, можно лишиться свободы на 7 лет и выплатить штраф в 40 раз больше полученной взятки.

Что дальше? Нарушения, предусмотренные всеми перечисленными выше пунктами, но с учетом того, что взяткодатель — это государственный служащий (лицо, занимающее высокий пост) или представляющий орган местного самоуправления, наказываются еще серьезнее. Здесь придется заплатить сумму, которая будет в 60-80 раз больше суммы взятки в денежном эквиваленте и на 3 года лишиться возможности занимать определенные должности, а также вести деятельность, связанную с доступом к финансовым операциям.

Впрочем, иногда имеет место быть лишение свободы. Суд определяет наказание на срок от 5 до 10 лет. И, разумеется, нужно выплатить штраф. Он превысит сумму взятки в 50 раз. Вот такая ответственность за взяточничество означена Уголовным кодексом в нашей стране.

Часть 5 ст. 290 УК РФ предусматривает особый случай. Например, стоит обратить внимание, в результате каких конкретно действий последует наказание. На основании частей 1, 3 и 4 преследуются по закону следующие деяния:

  • предварительный сговор определенного круга лиц;
  • вымогательство;
  • особо крупный размер взятки.

Что именно ждать? Ст. 290 ч.5 УК РФ гласит, что в таком случае штраф составит от 70- до 100-кратного от размера незаконно полученных сумм. И запрет на определенные виды деятельности будет 3 года. Ст. 290 ч. 5 УК РФ также предусматривает ограничение свободы на срок от 7 до 12 лет. Плюс штраф. Он будет больше полученной незаконным путем суммы в шестьдесят раз.

Заключительная черта

Последний пункт, который мы рассматриваем, имеет прямое отношение к предварительному сговору группы лиц, а также к вымогательству. Для применения санкций требуется еще одно условие — получение очень больших взяток. При этом получатель наказывается штрафом в 80-100 раз больше размера тайного гонорара, теряет на 3 года свои полномочия и может лишиться свободы на 8-15 лет.

Как видите, ст. 290 ч.5 УК РФ, точно так же, как и все остальные части, предусматривает жесткое наказание любителям использовать служебное положение в корыстных целях. Старайтесь всегда сообщать о вымогательствах, сговорах и взятках. Учтите, что наказывается здесь и взяткодатель, и получатель. Правда, в разной степени.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, следует точно знать: взяточничество в России наказывается очень жестко. Лучше воздерживаться от такого типа наживы. Иногда человек может навсегда лишиться права занимать руководящие должности. Редко кому удается избежать наказания. Правда, чтобы доказать факт получения взятки, потребуются неопровержимые доказательства.

Источники


  1. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.

  2. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.

  3. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
  4. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
Ответственность за получения взятки по ст 290 ук рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here