Перераспределение земельных участков между собственниками

Все ответы на вопросы по тематике: "Перераспределение земельных участков между собственниками" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Перераспределение земельных участков

Порядок перераспределения земельных участков является довольно длительным и сложным юридическим процессом с большими временными затратами и использованием большого количества документации. Для того чтобы перераспределить земельные участки между несколькими собственниками, необходимо воспользоваться положениями Земельного Кодекса, который регулирует этот вопрос.

Изменение порядка перераспределение земли

Эта процедура включает в себя возможности как увеличения территории общей площади земельного участка, так и уменьшение, путем корректировки. Во втором случае, процедура может быть как с передачей площади другим собственникам, так и с принятием дополнительных участков в свою собственность. Однако при необходимости подобного процесса нужно учитывать, что нормативные акты и сопутствующие этому факторы изменились 01.01.2018 г.

Изменения в порядке перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года.

Действие изменений в Федеральном законе Российской Федерации от 03 июля 2016 года № 334 началось в 2018 году. Они касались органов, которые уполномочены в выдаче разрешений и определения возможности перераспределения. Следует отметить, что подобные нововведения касаются участков, на которые не распространяется государственная ответственность. Они заключаются в следующем: если необходимо скорректировать границы участка с использованием земель с/х поселений, то первоочередное действие — это подача заявления в администрацию того района, куда территориально относится этот участок; если территория относится к сельским поселениям, то все вопросы должны быть решены исключительно на уровне органов местного самоуправления.

После проведения всех перераспределений, на владельца накладываются все полномочия по использованию этих участков. Земельный кодекс потерпел еще несколько поправок в начале 2018 года, которые, в основном, касались положений о перераспределении земель. Большинство обращений заключается в том, чтобы прибавить к своему участку еще и часть муниципальной земли. Подобные территории, которые отходят кому-то во владение, называются «прирезками». Стоит отметить, что эта процедура увеличения участка полностью соответствует требованиям закона. Можно сказать, что состоялся процесс узаконения самовольных захватов некоторыми владельцами смежных территорий. Однако, это не единственная причина, почему может появиться подобная необходимость.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года.
При попадании участков в категории, при которых перераспределение невозможно, собственники обязаны осуществить следующие шаги:

  • В первую очередь, достигается первичная устная договоренность между собственниками земель;
  • Подача заявления в государственный муниципальный орган, чтобы оформить выдачу разрешения. Специалист кадастрового отдела обязан прийти и провести процесс перенесения границ. Без него ничего не состоится;
  • После перенесения границ, необходимо оформить письменное соглашение и подать его на утверждение в орган местного самоуправления;
  • Если просьба о перенесении границ была утверждена, стороны обязаны получить документальное подтверждение внесенных корректировок;
  • Участок с новыми территориальными границами должен быть поставлен на учет в Кадастровой палате;
  • После посещения Кадастровой палаты, владелец получает новый кадастровый паспорт, в котором зафиксированы новые утвержденные границы.

Кадастровые работы

Чтобы кадастровые работы состоялись, владелец земли должен обратиться либо к частному кадастровому инженеру, либо обратиться в специальную геодезическую фирму. Однако любая из организаций должна иметь документальное разрешение на проведение работ. В случае геодезической фирмы — это наличие лицензии на проведение межевых работ. Если же это кадастровый инженер, то он должен состоять в федеральном списке кадастровых работников на сайте Росреестра.

Если у каждого вновь образованного участка отсутствуют нарушения требований публичного и частного сервитутов, то Земельный департамент подтверждает проведенные изменения, которые были зафиксированы в Кадастровом плане. Не стоит исключать и того пункта правил, что требования к минимальным и максимальным размерам земельных участков должны быть соблюдены. Предъявление вещного права является обязательным пунктом при регистрации права собственности. Именно оно выступает в этом случае правоустанавливающим документом.

Условия перераспределения земельных участков

Для выполнения этой процедуры, выполните следующие условия:

  • в первую очередь, прийдите к устной договоренности между субъектами о перераспределении земельных участков;
  • главное условие проведения подобной процедуры — участки являются соседними и соприкасаются хотя бы с одной стороны;
  • если один из участков находится под арестом или санкциями — проведение процедуры невозможно;
  • для проведения этих работ необходимо присутствие кадастрового инженера; подготовленные документы вместе с заявлением подается в местное отделение Росреестра.

Классификация перераспределения земель

Нынешнее законодательство выделяет три основных типа возможных изменений границ, которые зависят от их собственников:

  1. Существует тип перераспределений, которые связаны только с муниципальной землей. Проведение процедуры возможно только в том случае, если участок одного ведомства переходит во владение другого учреждения (организации, министерства);
  2. Второй тип относится к перераспределению участков между физическими либо юридическими лицами. Для подтверждения перераспределения необходимо подписать соглашение между сторонами. Провести это можно только с разрешения государственных органов;
  3. Третий тип является объединением первого и второго, то есть перераспределение земель между частной собственностью и государственным владением. Возможности межевания определяются особым регламентом. Важную роль также играет целевое использование участка собственником и назначение муниципальных территорий.

Документы для перераспределения земельных участков

Для успешной подачи заявления, подготовьте следующий пакет документов: оформленное юридическим или физическим лицом заявление:

  • если не было регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, предоставьте документальное подтверждение того, что присутствует право на территорию;
    если отсутствует проект межевания территории, нужно подготовить карту расположения собственности, так как на основании именно этого документа происходит перераспределение земли;
  • документальное подтверждение права представителя от заявителя, особенно важно, если заявление подает не сам заявитель;
  • Если же в процессе участвует иностранное юридическое лицо, то нужен нотариально заверенный перевод документов о государственной регистрации на русский язык. Заявление о перераспределении земельных участков Относительно пункта 2 статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, при оформлении заявления об увеличении площади участка, необходимо включать следующие данные: реквизиты проекта межевания территории; основную информацию о заявлении (паспортные данные, ФИО, реквизиты и адрес); кадастровый номер участка, к которому относится прирезок; кадастровый номер участка, подлежащего увеличению.
Читайте так же:  Можно ли вернуть в магазин лакокрасочные изделия

Если это дачные или садовые объединения, проект межевания территорий должен находиться у органов исполнительной власти или в правлении товарищества, которые предоставили земли данным объединениям. Соглашение о перераспределении земельных участков. Исключительно в письменной форме необходимо составлять соглашение между субъектами договора. Договор подписывается между заинтересованным лицом и земельным ведомством.

На основе межевания проводится перераспределение земельных участков частного или же муниципального землеведения. Однако практика показывает, что субъектами может выступать одно и то же лицо, то есть собственником и заинтересованным лицом. В подобных ситуациях, за решение отвечает ответственный орган. Соглашение должно включать в себя следующее:

  • данные о праве собственности сторон на заявленные земли;
  • данные о землевладельцах;
  • технические характеристики земельных территорий.

Запрет на перераспределение земельных участков с 1 января 2018 годаПосле принятия нового закона, состоялись изменения, при которых возможен отказ в проведении перераспределения. Это может случиться при следующих вариантах:

  • если не проводилась процедура межевания к заявленным землям для изменения границ за счет друг друга (чтобы исправить эту ситуацию, необходимо предварительно внести в пункт плана предварительное обозначение границ участка);
  • если государственный участок, который находится под рассмотрением, был предварительно выставлен на аукцион;
  • произойдет отказ, если земли принадлежат двум разным территориальным образованиям;
    земельные участки не являются смежными, то есть ни одна из сторон земель не соприкасается;
    если земли, которые подлежат перераспределению, имеют разные категории разрешенного использования (к примеру, одна под ИЖС, а вторая исключительно под сельское хозяйство). Для изменения этой ситуации необходимо собрать соответствующие документы и подать заявление на изменение назначения особым распоряжением государственных органов.

Стоимость перераспределения земельных участков

Плата за увеличение площади земельных участков, которые находились в частной собственности, за счет перераспределения их с другими земельными участками, которые были во владении муниципальной собственности либо государства, должна определяться, основываясь на следующих принципах:

  • Относительно порядка, который установлен Правительством Российской Федерации, что относится к земельным участкам из федеральной собственности;
  • Орган местного самоуправления выносит порядок в отношении земельных участков, которые находятся исключительно в муниципальной собственности;
  • В отношении земельных участков был установлен порядок органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который относится к земельным участкам, что находятся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Стоимость прирезаемого участка основывается исключительно на его кадастровой стоимости. Это может быть 15% от кадастровой стоимости, если площадь не превышает норму. Второй вариант — полная кадастровая стоимость, если площадь превышает норму более чем на 10%.

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года.

Правила образования земельных участков в 2019 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2019 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2019 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года? По закону теперь нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2019 года упразднили и заменили на садовый участок. Остальные новшества законодательства касаются общих изменений в системе кадастра, а также комплексных кадастровых работ. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков
Читайте так же:  Как взыскать задолженность по зарплате

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

[2]

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Статья 39.27 . Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

См. комментарии к статье 39.27 ЗК РФ

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 4 с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Читайте так же:  Повышающий коэффициент осаго после дтп

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2. В случаях, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 2.1 с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2.1. В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.

3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

4. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

6. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

[3]

7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

[1]

1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;

2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт 3 пункта 7 статьи 39.27 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 39.27 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

8. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;

Читайте так же:  Как отсудить ребенка у жены при разводе

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Что такое перераспределение земельных участков

Каждый хотел бы иметь в собственности земельный участок больших размеров. А кто-то уже самостоятельно пользуется частью участка соседа, но не узаконил совершенную прирезку.

Учитывая, что самовольный захват земли влечет наложение штрафных санкций, изменение величины участка за счет смежного стоит узаконить в установленном порядке.


Перераспределение земельных участков: что это?

Перераспределение земельных участков – метод создания территорий, изменяющий их границы, разрешенный российским законодательством.

Создание новых территорий производится за счет присоединения части соседнего участка либо выделения нескольких наделов.

Целями передела (ст. 39.28 ЗК РФ) являются:

  • приведение границ земли в соответствие согласно межевому плану;
  • формирование земель для постройки объектов капитального строительства;
  • невозможность пользования землей согласно назначению (неудобный подход, вклинивание соседского участка, отсутствует доступ к коммуникациям);
  • увеличение размера территории для использования в личных целях (ИЖС, садовничества, ведения хозяйства) допускается в разрешенных пределах.

Что происходит при перераспределении земельных участков

При переделе проводятся кадастровые работы.

Специалиста следует выбирать из перечня, представленного на сайте регистрирующего органа, или нужно обратиться за оказанием услуг в геодезической компанию, обладающую лицензией на проведение таких работ.

При переделе уточняются координаты и местоположение каждого участка, определяются новые границы и прекращается регистрация ранее сформированных земель.

Для передела земель и их оформления с установленными новыми границами следует:

  1. Договориться с соседями (собственниками либо арендаторами) граничащих участков.
  2. Обратиться в муниципалитет с заявлением о переделе земель.
  3. Получить согласие на передел.
  4. Представить администрации договор об оказании услуг на межевые и кадастровые работы.
  5. Получить межевой план.
  6. Утвердить новые установленные границы земли (читайте: как происходит установление границ земельного участка).
  7. Землю с изменившимися координатами поставить на учет в единый государственный кадастровый реестр и получить кадастровый паспорт.

Требования к перераспределяемым земельным участкам (смежность, отсутствие арестов, кадастровый учет, одна категория и назначение земель)

В целях получения согласования на передел подлежащие распределению территории:

  • должны располагаться в рамках границ муниципального образования и находиться в его ведении;
  • должны быть оформлены в порядке, установленном Законом 218-ФЗ;
  • информация о землях должна быть в ЕГРН;
  • ЗУ должны являться смежными между собой с общей границей;
  • оформлены с установлением категории земель и иметь один вид пользования;
  • участки должны быть свободными от прав и притязаний иных лиц, не находиться под залогом, не иметь ограничения в использовании по назначению;
  • должны относиться к одной и той же категории земель (узнайте, как перевести землю из одной категории в другую);
  • необходимо получить согласие собственников соседних участков (арендаторов).

Согласование не требуется в случае вынесения судебного решения, а также в случае их принадлежности муниципалитету либо органу государственной власти.

Перераспределение земель

Земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, при перераспределении требуют надлежащего оформления.

Процедура оформления. Соглашение между собственниками (образец)

Передел смежных территорий, принадлежащих физическим лицам и предприятиям, происходит в несколько этапов (ст. 39.29 ЗК РФ):

  • обращение владельцев в исполнительный орган, к компетенции которого относится согласование о переделе с заявлением (с указанием сведений о собственниках, участках);
  • рассмотрение заявления уполномоченным муниципальным органом;
  • вынесение решения (постановления) о согласии или отказе в переделе (согласие осуществляется одновременно с утверждением схемы нахождения перераспределяемых земель).

Соглашение о переделе, составляемое в простой письменной форме, должно содержать:

  • информацию о владельцах (с указанием всех необходимых реквизитов);
  • информацию о землях (категория, назначение, размер участка, кадастровый номер);
  • способ формирования новой территории.

Перераспределение земель, находящихся в муниципальной собственности

Если спорные земли находятся в муниципальной собственности, их перераспределение отличается некоторыми нюансами.

Перечень документов для муниципального органа

Для передела земель необходимо представить:

  • соглашение о переделе участков (с указанием сведений о собственниках, реквизитов сторон, регистрационных данных, с подробным описанием территорий);
  • заявление одного из участников соглашения;
  • копия паспорта заявителя (представителя по доверенности);
  • межевой план;
  • протокол согласования передела земли;
  • постановление о переделе;
  • кадастровые сведения;
  • правоустанавливающие документы.
Читайте так же:  Оформление наследства по доверенности

Если участки находятся во владении одного и того же муниципалитета, передел будет осуществлен на основании его решения.

Срок рассмотрения

Заявление о перераспределении рассматривается муниципальным органом в течение 30 дней в соответствии с частью 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.

При этом установленный срок рассмотрения заявления может быть увеличен до 45 календарных дней при отсутствии согласования схемы расположения земли с органом исполнительной власти.

В случае неисполнения требований ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, отсутствия каких-либо документов, перечень которых предусмотрен названной нормой, муниципальный орган вправе отказать в принятии заявления в срок не позднее 10 дней со дня поступления заявления.

При изменении границ муниципальных земель соглашение утверждается постановлением главы администрации муниципального района. Форма такого соглашения устанавливается для каждого района отдельно в пределах компетенции муниципального образования.

В договоре указывается информация:

  • о владельцах (с перечислением реквизитов);
  • о землях (с указанием места нахождения и присвоенного кадастрового номера);
  • о достижении соглашения между владельцами по способу и виду передела;
  • о цели передела;
  • о новых землях;
  • о способе и порядке оплаты работ специалиста по межеванию.

Перераспределение земель разных форм собственности

Если собственниками выступают граждане, то любой из них вправе предложить провести работы по переносу границ, выбрать специалиста или специализированную организацию. При возникновении спора спорные моменты подлежат разрешению судом.

Если земли являются собственностью муниципалитета, то орган местного самоуправления самостоятельно решает перераспределить земли, разрабатывает проекты документов, сообщает информацию в Росреестр, подает заявление о регистрации новых территорий.

В том случае, если перераспределяются земли, находящиеся в пределах разных муниципальных образований, то такое перераспределение производится по согласованию между ними.

Соглашение должно содержать:

  • информацию о правах на новые сформированные земли;
  • устанавливаемые обязательства каждого участника по финансовому и организационному обеспечению формирования участков;
  • распределение издержек на оплату услуг по проведению кадастровых работ.

Правила перераспределения

Передел происходит в соответствии с требованиями и условиями земельного законодательства (ст. 11.2, 11.9 ЗК РФ).

В том случае, если переделываются искусственно созданные или многоконтурные участки, применению подлежат специальные нормы.

Границы участка устанавливаются по координатам характерных точек на местности.

Новые участки должны соответствовать требованиям статьи 11.9 ЗК РФ:

  • не пересекать границы зон территорий, муниципальных образований и населенных пунктов;
  • не превышать размеров объектов недвижимости, передаваемых в собственность гражданам устанавливаемых муниципальными регламентами градостроительства;
  • не ущемлять прав владельцев смежных соседних участков (подробнее о том, что делать, если сосед захватил часть земельного участка);
  • не допускать нарушений границ и нахождения нового сформированного участка;
  • новые сформированные участки не должны мешать их рациональному использованию по назначению.

Отказ в перераспределении земельного участка (ст. 39.27 ЗК РФ)

ЗК РФ установлен исчерпывающий список оснований для отказа:

  • перераспределяемые земли являются предметом аукциона, или их передел уже предварительно согласован (в отношении муниципальных территорий);
  • отсутствует согласие лица, которому предоставляются земли;
  • отсутствует информация об уточнении границ в соответствии с Законом N 214-ФЗ;
  • нет документов об утверждении схемы земельного участка.

Пример из судебной практики

Решив увеличить собственный земельный участок для постройки жилого дома, его владельцы обратились в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства с заявлением об утверждении схемы расположения земельной территории и заключении соглашения о перераспределении.

Поскольку участок располагается на территории садоводческого товарищества, уполномоченный орган отказал в заявлении по причине отсутствия плана межевания.

Посчитав отказ незаконным, собственники, владеющие землей по 1/2 доли на праве общей собственности, подали в суд исковое заявление, в котором просили решение Департамента отменить, возложить на него обязательство по заключению соглашения и утверждению схемы расположения земельной территории.

Хостинский районный суд заявленные требования посчитал необоснованными и отказал в их удовлетворении.

Результатом оспаривания вынесенного судом первой инстанции решения в вышестоящих инстанциях стала оставление решения без изменения, удовлетворение жалобы без удовлетворения.

Верховный суд РФ отменил судебные акты в связи с нарушением ими норм материального права. При принятии решения суды не учли положения специальных норм, регулируемых главой V.4 Земельного кодекса РФ.

Передел территории, находящейся в собственности у муниципалитета, возможен при отсутствии проекта межевания.

Кроме того, при рассмотрении дела судами не давалась оценка оспариваемому отказу.
Вопрос о применении уполномоченным органом специальных норм при отказе в заявлении судами не выяснялся.

Видео (кликните для воспроизведения).

Определением ВС РФ судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в новом составе.

Источники


  1. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.

  2. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
  4. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
Перераспределение земельных участков между собственниками
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here