Понятие недобросовестной конкуренции и ответственность

Все ответы на вопросы по тематике: "Понятие недобросовестной конкуренции и ответственность" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Понятие, признаки и ответственность за недобросовестную конкуренцию в законодательстве Беларуси (стр. 1 из 4)

Понятие недобросовестной конкуренции

Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами

Гражданская и административная ответственность

Административный порядок рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции

Актуальность темы: В современных условиях конкуренция является неотъемлемым атрибутом рыночной экономической системы. Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта товаров, работ, услуг. Однако не все участники рынка предпочитают добросовестные формы конкурентной борьбы, очень часто можно столкнуться с ситуациями, которые являются проявлениями недобросовестной конкуренции.

К недобросовестной конкуренции в соответствии с законодательством Республики Беларусь относятся любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

В целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции за действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией законодательством предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

Объектом исследования являются отношения, в которых участвуют хозяйственные субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках.

Предметом исследования стали нормы гражданского, уголовного законодательства, законы, подзаконные акты.

Цель работы: дать правовую характеристику недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь.

Задачи определяются целью работы и состоят в частности, в следующем:

1) исследование понятия «недобросовестная конкуренция»;

2) выявление признаков недобросовестной конкуренции;

3) определение ответственности за недобросовестную конкуренцию.

Методологической основой написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в Республике Беларусь, а также специальная литература по исследуемой проблеме.

1. Недобросовестная конкуренция

Понятие недобросовестной конкуренции

Основными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими отношения недобросовестной конкуренции, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь [2], законы «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» [4] и «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [5].

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь недобросовестной конкуренцией признаются:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента.

Из пункта 4 указанной статьи следует, что данный перечень является открытым, поскольку установлено, что к недобросовестной конкуренции также относятся и другие действия, противоречащие требованиям названного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.

недобросовестная конкуренция беларусь ответственность

В соответствии со статьей 1 Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции недобросовестная конкуренция представляет собой любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат данному Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации.

Статья 14² Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции относит к формам недобросовестной конкуренции следующие действия:

1) способные вызвать смешение в отношении предприятий, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:

незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;

введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;

незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.

2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента (т.е. хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке (статья 1 Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции)), в том числе в результате:

распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента:

распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.

3) указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.

Читайте так же:  Что делать, если нарушен срок гарантийного ремонта

Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в статье 14² Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции, не является исчерпывающим. Как недобросовестная конкуренция могут квалифицироваться и другие действия, противоречащие требованиям данного Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе:

призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;

распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;

действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером.

действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к выполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу [1, с 274].

Понятие и формы недобросовестной конкуренции

Каждой коммерческой компании приходится существовать в условиях конкуренции. Это нормальное состояние, которое приносит массу преимуществ, стимулирует развитие. Однако конкуренция может быть недобросовестной. В этом случае фирма не улучшает свою деятельность, но пытается разорить конкурентов. Компаниям создаются искусственные препятствия, способствующие потере прибыли.

Базовые признаки недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция предполагает нарушение сложившихся норм (в том числе моральных) с целью вытеснения другой фирмы с рынка. Рассмотрим ее основные признаки:

Из приведенного списка можно сделать вывод о том, конкуренция может привести как к фактическому, так и потенциальному вреду.

Разновидности недобросовестной конкуренции

Понятие и особенности недобросовестного ведения борьбы раскрыты в ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года. Этот закон запрещает нечестную борьбу со своими конкурентами. В частности, дан запрет на эти действия:

  • Распространение лживой, наполовину правдивой или искаженной информации, направленной на причинение вреда компании. То есть субъекты дискредитируют своего конкурента, умышленно портят ему репутацию. Важное дополнение – компания распространяет заведомо ложные сведения. То есть недобросовестным конкурентам известна правда, однако они сознательно ее искажают.
  • Некорректное сравнение. В этом случае осуществляется непрямая дискредитация. К примеру, компания неправомерно сравнивает свой товар с продукцией конкурента, благодаря чему у потребителя складывается неверное представление о продукции. Также субъект может пользоваться результатами чужого интеллектуального труда: применять отличительные знаки, символику. По сути, такие недобросовестные конкуренты паразитируют на более крупных компаниях, пиарятся за их счет.
  • Неправомерное разглашение коммерческой тайны. Полученная конфиденциальная информация используется для дезорганизации деятельности, создания искусственных препятствий к работе.

В ряде государств рассматриваемая конкуренция запрещена законом. К примеру, запрещены эти действия:

  • Демпинг (искусственное уменьшение стоимости товара).
  • Сговор на торгах, осуществленный предварительно группой лиц.
  • Распространение лживых сведений.

В России для недобросовестной конкуренции часто используется административный ресурс. То есть свое служебное положение для получения необоснованных привилегий используют или чиновники, или их родственники.

В Парижской конвенции приведены следующие формы незаконной борьбы:

  • Неправомерные действия, вследствие которых покупатель принимает товар фирмы за товар ее конкурента.
  • Распространение лживых сведений, благодаря которым наносится репутационный вред.
  • Распространение сведений, которые могут ввести покупателя в заблуждение. К примеру, производитель утверждает, что товар изготавливается в Америке, а на деле он выпускается в Китае.

Также различают эти виды недобросовестной конкуренции:

  • Подкуп клиентов своего конкурента, нужный для получения своей клиентской базы с дальнейшим извлечением прибыли.
  • Незаконное (к примеру, с помощью шпионажа) получение коммерческой тайны.
  • Получение ноу-хау конкурента для его дальнейшего неправомерного использования.
  • Увод специалистов из компании со схожим видом деятельности.
  • Различные угрозы, в том числе угрозы судебным разбирательством.
  • Скрытое объявление конкуренту бойкота.
  • Демпинг, предполагающий искусственное занижение стоимости продукции для получения конкурентного преимущества.
  • Дезинформация потребителя касательно выгоды, которую он получает от обращения в компанию (к примеру, клиенту обещают иллюзорную выгоду).
  • Копирование продукции конкурентов.
  • Меры, способствующие разрыву контрактов.
  • Реклама, в которой в невыгодном свете выставляется продукция других фирм.
  • Прочие незаконные действия, которые не относятся напрямую к конкуренции, но способствуют получению выгод.

НК может проявляться самым разным образом. Общая характеристика – нарушение норм.

Ответственность

Ответственность за недобросовестную борьбу с конкурентами может быть административной или уголовной. Правомерность конкуренции отслеживается ФАС, которая обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства.

Административная ответственность

Предприниматель привлекается к административному наказанию в том случае, если тяжесть преступления недостаточна для уголовной ответственности. Как правило, на недобросовестное лицо накладывается штраф на основании статьи 14.33 КоАП РФ. Размер штрафа составляет сумму до 50 000 рублей. Во второй части статьи указывается размер штрафа, который может быть равен прибыли, полученной от недобросовестной конкуренции.

Штраф может накладываться в течение 12 месяцев с момента неправомерного действия. При установлении наказания во внимание принимается регулярность правонарушений. Если нелегальные действия совершаются систематически, нужно установить дату начала преступления. Требуется это для определения срока давности.

Решение об установлении административной ответственности принимается антимонопольной комиссией.

Комиссия рассматривает представленные документы, выслушивает все стороны дела. На базе изученного материала принимается решение.

На базе изученного материала принимается решение. Если какую-либо из сторон решение комиссии не устраивает, она может обратиться в суд за его обжалованием. Комиссия может выдать лицу, совершающему правонарушение, предписание об устранении всех элементов недобросовестной конкуренции. Его также можно обжаловать в суде. На обжалование предоставляется 3 месяца с момента вынесения решения.

Читайте так же:  Особенности банкротства физических лиц супругов

Дело об административном правонарушении открывается на основании решения антимонопольной комиссии. Иногда для вынесения вердикта лицу проводится расследование. После его осуществления выносится судебное решение об административной ответственности. Обжаловать его можно в течение 10 дней.

Уголовная ответственность

Возбуждение уголовного дела возможно только в том случае, если конкуренту нанесен крупный ущерб. Под крупным ущербом понимается убыток свыше 5 000 000 рублей. Также дело может быть возбуждено в том случае, если недобросовестная фирма получила прибыль от своих неправомерных действий в размере 5 000 000 рублей.

Расследование дел, связанных с незаконной конкуренцией, выполняется специальными подразделениями. Возбуждение и порядок рассмотрения дела регулируется УПК.

Устранение недобросовестной конкуренции административными методами

Для выбора способа устранения недобросовестной конкуренции нужно проанализировать анализ деятельности компании. Выбор выполняется исходя из индивидуальных условий. Рассмотрим методы борьбы:

Для применения всех этих мер нужно обращаться в антимонопольный комитет. Однако от недобросовестной конкуренции можно защититься и своими силами.

Оформление жалобы в ФАС

Обращение в ФАС – наиболее эффективная мера. Заявление составляется в свободной форме. Однако оно должно отвечать этим требованиям:

  • Письменная форма.
  • Адресат – региональное подразделение ФАС.
  • К заявлению прилагаются документы, подтверждающие позицию инициатора дела.

Ответ на заявление будет дан в течение 30 дней с момента принятия. Если для вынесения решения нужно дополнительное расследование, этот срок продлевается до 60 дней.

Самостоятельные меры защиты

Компания может нивелировать действия недобросовестного конкурента. Для этого используются следующие меры:

  • Защита конфиденциальных сведений о компании. Часто в рамках недобросовестной конкуренции лицо пытается извлечь конфиденциальную информацию о компании. Это можно предупредить. Необходимо обеспечить защиту базы данных, повысить лояльность сотрудников. Рекомендуется составить свод правил о доступе к информации, оформить договор о соблюдении тайны. Распространение важной информации должно быть контролируемым.
  • Противодействие незаконного использования административного ресурса. Часто конкуренты для создания препятствий к деятельности компании используют административный ресурс. К примеру, в отношении фирмы может быть возбуждено дело, что затормозит все рабочие процессы. В этом случае следует обжаловать действия должностного лица. Следует обратиться к его руководителю с заявлением. Следующий шаг – обращение в судебный орган. Если в компании проводится проверка, инициированная конкурентом, на нее следует пригласить своего юриста.
  • Знание законодательства. Знание всех законов и наличие в компании грамотного юриста – самое важное для противодействия незаконной конкуренции.

На первом этапе имеет смысл действовать самостоятельно. Если же самостоятельные меры не помогают, следует обращаться в антимонопольный орган.

Что делать, если в отношении вас инициируется дело о НК

Что делать, если в отношении организации возбуждается дело о НК? Предотвратить начисление штрафов можно на этапе расследования дела. Компании-правонарушителю нужно доказать наличие этих фактов:

  • Отсутствие в составе дела нарушения законодательства.
  • Незначительность проступка.
  • Использование незаконных мер было необходимым, избежать этого было нельзя.

К примеру, компания действительно вела недобросовестную конкурентную борьбу. Однако проступок был незначительным. В этом случае никого штрафа накладываться не будет. Рассмотрим признаки незначительности правонарушения:

  • Конкуренту не было нанесено значительного ущерба.
  • ЮЛ до обращения в суд не принимало никаких мер по противодействию незаконным мерам.
  • Стороны дела являются партнерами.

Компании, в отношении которой инициируется дело, рекомендуется собрать максимум документов, получить поддержку свидетелей. Если дело не так однозначно, как на то указывает истец, фирма имеет все шансы уйти от административной ответственности.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию

В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

Гражданская и административная ответственность

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В соответствии со ст.1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.

В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:

уклонение должностных лиц органов управления хозяйствующими субъектами от исполнения предписаний антимонопольных органов; злоупотребление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке; установление или поддержание монопольных цен и другие.

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст. ст.244-250 Уголовного кодекса Республики Беларусь [3].

Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушение антимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, как правило наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст.244 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Читайте так же:  Как вернуть электронный билет на самолет

Установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке в соответствии с кодексом наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения установление или поддержание монопольных цен, сопряженные с принуждением или применением насилия в отношении конкурентов (ст.245 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия над потерпевшим или его близкими либо уничтожения или повреждения их имущества при отсутствии признаков вымогательства наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

То же действие, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст.246 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия.

Ограничение конкуренции, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, либо организованной группой, либо лицом, ранее судимым за преступления совершившим действия связанные с недобросовестной конкуренцией, как правило, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ст.247 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, — наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст.248 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст.249 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы, вводящих в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг), — наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Те же действия в отношении продукции (товаров, работ, услуг), могущей причинить вред здоровью потребителей, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст.250 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Административный порядок рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции

Факт недобросовестной конкуренции в административном порядке может быть установлен антимонопольным органом, функции которого в соответствии с нормой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» выполняет Министерство экономики на товарных рынках республики, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов — на товарных рынках областей (г. Минска)

Порядок принятия решения определяется Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 [6].

Важно отметить: заявления, подаваемые в Департамент по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь и управления ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета должны содержать сведения и документы, установленные данной Инструкцией и подтверждать истинность сведений, изложенных в заявлении, содержать материалы, которыми заявитель обосновывает свои требования.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции заявление, подаваемое в Департамент, должно содержать:

сведения о заявителе и о хозяйствующем субъекте, в отношении которого подано заявление (наименования с указанием организационно-правовой формы, почтовые и юридические адреса, иная информация);

Читайте так же:  Односторонний отказ от исполнения брачного контракта

описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на соответствующий пункт статьи 14І Закона, в которой содержаться формы недобросовестной конкуренции, существо требований, с которыми обращается заявитель;

информацию об основных видах деятельности заявителя, производимых и поставляемых на рынок товарах, географических границах деятельности, объемах производства и реализации товаров.

В случае отсутствия изложенных сведений, а также документов, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства (письменных доказательств), антимонопольный орган вправе отказать в принятии заявления по факту нарушения антимонопольного законодательства.

В 1 квартале 2011 года Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 4 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 2 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14І Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в действиях:

по регистрации фирменного наименования ООО «НПП «Контакт», смысловая (произвольная) часть которого идентична смысловой (произвольной) части фирменного наименования конкурента — ООО «Научно-производственная компания «Контакт». Выдано предписание о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

ООО «Белоптаус», связанных с регистрацией товарного знака.

Судебный порядок рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции

Дела об установлении факта недобросовестной конкуренции в судебном порядке подведомственны судам, в соответствии с разграничением подведомственности, указанном в Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах Республики Беларусь.

В частности, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь подведомственны гражданские дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности (недобросовестная конкуренция, в части неправомерного использования товарных знаков (знаков обслуживания) (ст.26 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).

В системе хозяйственных судов рассматриваются дела по иным, не связанным с использованием объектов промышленной собственности, фактам нарушения антимонопольного законодательства, в части недобросовестной конкуренции (приложение 1 — пример искового заявления о возмещении убытков, причиненных недобросовестной конкуренцией).

Ответственность за недобросовестную конкуренцию и ее виды

Различают следующие виды ответственности за НК: гражданско-правовую, административную и уголовную. Содержание этих видов ответственности сводится к следующему.

1. Гражданско-правовая ответственность

В ч. 3 ГК РФ гражданско-правовую ответственность за НК определяет ст. 1222.

Статья 1222. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие НК и ограничения конкуренции.

Статья 1222.1. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестного ведения переговоров о заключении договора (введена Федеральным зконом от 30.09.2013 № 260-ФЗ).

Нормативное решение проблемы установления права, регулирующего поведение контрагентов на стадии, предшествующей заключению договора, является пока еще достаточно редким явлением в сфере коллизионного регулирования во многих зарубежных странах. В силу того, что далеко нс во всех национальных правовых системах имеется нормативное регулирование преддоговорной ответственности, целесообразно использовать авторитетные транснациональные источники. В качестве одного из таких источников называют Принципы международных коммерческих договоров УН ИД РУЛ, которые включают в себя норму недобросовестных переговоров. Следует заметить, что во всех случаях предъявления претензий другой стороне необходимо установить, возлагалась ли на стороны обязанность добросовестно вести переговоры, и если это установлено, то имело ли место в конкретном случае нарушение этой обязанности.

В 4 ч. ГК РФ гражданско-правовую ответственность за НК определяет ст. 1253.

Статья 1253. Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав.

[2]

2. Административная ответственность

В Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ административную ответственность за НК определяет ст. 14.33.

Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция

Пункт 1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 настоящего Кодекса (Ст. 14.3. Нарушение законодательства о рекламе) и ч. 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

В письме Федеральной антимонопольной службы России от 25.06.2014 № АК/ 25312/14 обозначено следующее: если информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения, введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение, распространяется исключительно в рекламе, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе, если указанная информация распространяется как в рекламе, так и иными способами при введении товара в оборот, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству (в части недобросовестной конкуренции).

Пункт 2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

3. Уголовная ответственность

В Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ ответственность за НК определяет ст. 171.

Статья 171. Незаконное предпринимательство

  • 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев.
  • 2. То же деяние:
    • а) совершенное организованной группой;
    • б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

[3]

В последнее время наблюдается тенденция позитивного регулирования конкуренции с помощью правил (стандартов, обычаев) добросовестной конкуренции, разрабатываемых саморегулируемыми организациями, например ассоциациями предпринимателей.

Читайте так же:  Как заполнить декларацию 3-ндфл на ежегодный возврат ипотечных процентов

Эффективная борьба с НК предполагает неукоснительное выполнение основных предъявляемых к ним требований:

  • • комплексное использование совокупности судебного и административного способов, а также способа самозащиты;
  • • эффективное информационное обеспечение руководителей и органов управления компанией, организацией;
  • • обеспечение своевременной, точной, объективной и подробной информацией о действиях конкурентов;
  • • прогнозирование возможного хода и исхода действий конкурентов;
  • • эффективная защита от деструктивного информационно-психологического воздействия конкурентов на сотрудников компании;
  • • эффективная информационная защита от деструктивного воздействия конкурентов на информационные ресурсы, информационно-телекоммуникационные системы;
  • • высокий уровень подготовки кадров; и др.

Результативность и эффективность деятельности компании но противодействию НК невозможна без комплексного подхода к управлению, который предполагает наличие взаимосвязанной совокупности следующих элементов:

  • • стратегия компании по противодействию НК;
  • • описанные, оптимизированные и автоматизированные бизнес-процессы (прогнозирования, предупреждения, выявления, пресечения НК);
  • • оптимальная организационная структура системы противодействия НК, соответствующая бизнес-процессам;
  • • обоснованные частные стратегии противодействия НК в ходе продвижения продукции, подготовки и подписания контрактов и договоров, исполнения обязательств по контрактам и договорам;
  • • апробированные корпоративные стандарты управления противодействием НК;
  • • высокий уровень компетенций руководителей и сотрудников компании в области противодействия НК;
  • • разделяемые руководством и всеми сотрудниками компании высокие и достойные совместные ценности;
  • • ответственность и мотивация руководителей и сотрудников компании.

Рассмотрим отдельные элементы комплексного подхода к управлению

результативностью и эффективностью деятельности компании по противодействию НК.

На рис. 6.1. представлена укрупненная модель процессов противодействия НК.

Например, для внешнеторговой компании процессы прогнозирования, предупреждения, выявления и пресечения НК в различных формах ее проявления целесообразно описать для ключевых бизнес-процессов (продвижения продукции; подготовки и подписания контрактов и договоров; исполнения обязательств по контрактам и договорам).

При описании бизнес-процессов руководствуются следующими основными принципами:

  • 1) принцип системного подхода к описанию бизнес-процессов — рассмотрение деятельности компании в виде совокупности взаимосвязанных бизнес-процессов;
  • 2) принцип структурного подхода к описанию бизнес-процессов:
    • • построение описания бизнес-процессов путем декомпозиции деятельности компании на процессы, подпроцессы, процедуры и операции,
    • • выделение вертикальной структуры бизнес-процессов компании в виде иерархической структуры бизнес-процессов с заданным количеством уровней иерархии,
    • • выделение горизонтальной структуры бизнес-процессов на каждом уровне иерархии в виде совокупности взаимосвязанных между собой через вход (выходы) бизнес-процессов (подпроцессов, процедур, операций);
  • 3) принцип событийного подхода к описанию бизнес-процессов, в соответствии с которым последовательность выполнения действий в рамках бизнес-процесса зависит от реализации тех или иных событий.

Описанные бизнес-процессы анализируют с точки зрения их упрощения, убыстрения, удешевления и минимизации рисков с целью оптимизации и формирования обоснованных ключевых показателей результативности и эффективности.

Рис. 6.1. Модель процессов противодействия НК

[1]

Отсутствие убытков компании и нанесенного вреда ее деловой репутации является лучшим показателем результативности системы противодействия НК.

Для определения эффективности системы противодействия НК оценивают соотношение между полученным результатом и ресурсами, затраченными на его получение.

Результативность и эффективность системы противодействия НК существенно зависит от следующих показателей бизнес-процессов прогнозирования, предупреждения, выявления и пресечения НК:

  • 1) показатели стоимости (затрат) — показатели стоимостной оценки бизнес-процесса (стоимостная оценка затрат: материальных, финансовых, трудовых, информационных, энергетических и др., например стоимость бизнес-процесса и др.);
  • 2) показатели качества функционирования — показатели качества выполнения бизнес-процесса (степень соответствия предъявленным требованиям к выполнению бизнес-процесса, например время выполнения бизнес-процесса и др.);
  • 3) показатели производительности — производные показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение (производительность сотрудника, например количество выявленных форм НК; производительность структурного подразделения, например, количество пресеченных форм НК во взаимодействии с заинтересованными организациями за отчетный период; и др.);
  • 4) показатели рисков — показатели рисков, связанных с функционированием процесса (например, показатели, характеризующие риски несвоевременного предупреждения, выявления и пресечения НК).

На основе оптимизированных бизнес-процессов формируют организационную структуру системы противодействия НК. При этом штатная структура формируется с учетом трудозатрат и степени автоматизации бизнес-процессов, процедур и операций.

Таким образом, проблема борьбы с НК требует результативного и эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, компаний и корпораций по вопросам прогнозирования, предупреждения, выявления и пресечения противоправных действий недобросовестных конкурентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Только объединив и скоординировав усилия всех заинтересованных сторон, наладив обмен информацией и опытом работы, создав централизованные банки данных о недобросовестных конкурентах, можно сделать прорыв в вопросах борьбы с НК и тем самым укрепить и преумножить позиции российских компаний и корпораций на международном и внутреннем рынке товаров, работ и услуг.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
Понятие недобросовестной конкуренции и ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here