Содержание
- 1 Разъяснение по вопросу о лицензировании экспертной деятельности
- 2 Лицензируется ли экспертная деятельность?
- 3 Законодательная база экспертной деятельности
- 4 Порядок лицензирования экспертной деятельности
- 5 Вопросы в «ЛЭС «ЛЕНЭКСП»
- 6 Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- 7 Судебно-экспертная деятельность
- 8 О лицензировании
- 9 11.16.2. Лицензирование судебно-медицинской экспертной деятельности
- 10 Должна ли быть у эксперта и экспертного учреждения лицензия на право проведения экспертизы?
Разъяснение по вопросу о лицензировании экспертной деятельности
Лицензирование видов деятельности в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 – ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон), за исключением видов деятельности, поименованных в п.2 ст.1 Закона.
На основании перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 Закона, следует, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию. Исключение составляет деятельность по проведению специализированной экспертизы промышленной безопасности.
Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими, в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.
Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации.
АКДИ «Экономика и жизнь», выпуск 10, октябрь 2002г.
Лицензируется ли экспертная деятельность?
На сегодняшний день на территории нашей страны действует ФЗ №128 , который рассматривает вопросы лицензирования отдельных видов деятельности. Согласно этому закону, в том случае, если речь идет об осуществлении экспертной деятельности на территории РФ, эта деятельность не лицензируется.
Примечательно, что проведением экспертизы на сегодняшний день могут заниматься как представители судебно-экспертных учреждений государственного типа, так и эксперты, входящие в состав негосударственной экспертной организации. Кроме того, к проведению экспертизы также могут привлекаться лица, которые обладают специальными знаниями.
Необходимо понимать, что в соответствии с законодательством, действующим на сегодняшний день, заключение, выдаваемое экспертом негосударственной организации, не может быть оспорено.

Также следует помнить, что экспертом является лицо, которое владеет специальными знаниями. Такой эксперт может быть назначен судом в процессуальном порядке согласно действующим на территории страны статьям.
Законодательная база экспертной деятельности
Экспертная деятельность осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством.
«В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона». (Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»)
Особенности назначения и проведения судебной экспертизы в рамках судебных процессов регламентируются соответствующими статьями кодексов, а также иными законодательными актами:
Порядок лицензирования экспертной деятельности
Существует ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в Российской Федерации. До сих пор не все знают, нужна ли лицензия на экспертную деятельность. Именно этому вопросу будет посвящена данная статья, но сначала, давайте разберемся, кто же такой эксперт и какие у него есть функции.
Что подразумевается под экспертной деятельностью
Слово эксперт образовано от латинского слова — expertus — открытый. Это специалист, выдающий заключение или суждение по тому вопросу, в котором он имеет более высокие знания, опыт и квалификацию, чем прочие граждане, занимающиеся им.
Часто экспертов привлекают для оценки состояния объекта, для принятия объективных и взвешенных решений. Сфера деятельности данных специалистов: судебная практика, управление компаниями, оценка архитектурных объектов, повторные проверки тех объектов, на которые подаются патенты и т.д.
О том, что такое трасологическая экспертиза, можно прочесть здесь.
Существуют также эксперты, которые специализируются в таких областях, как технические или хозяйственные.
Эксперты в юридической области наделяются особыми правами и обязанностями и приглашаются для проведения решений в процессе экспертизы. Среди первых: возможность узнать все детали дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т.д. К обязанностям можно отнести обоснованный вывод по заданному вопросу, так как за предоставление ложных данных он несет уголовную ответственность.
В ФЗ №73 можно найти дополнительные сведения о гос. судебно-экспертной деятельности в РФ:
- если в процессе судебного разбирательства возник вопрос, требующий рассмотрения специалистом с соответствующим образованием, то привлекается несколько или один эксперт, или целое учреждение;
- и истец, и ответчик вправе представлять некоторые вопросы для проведения экспертизы, но только суд определяет, какие из них действительно должны ей подвергнуться. Стороны могут ознакомиться с заключением специалиста, оспаривать его решения или задавать вопросы по нему;
- при отсутствии всех необходимых материалов для экспертизы суд может признать факт ее осуществления необходимым или ненужным.
Нормативные законы и компетенция эксперта
Если говорить о негосударственных компаниях, которые занимаются экспертной деятельностью, то она регулируется:
- Законом РФ от 7 февраля 1992 года “О Защите прав потребителей”;
- Конституцией РФ;
- КоАП РФ и т.д.
Сейчас не существует какого-то единого перечня требований к негосударственным экспертам, именно в нормативно-правовых актах. Поэтому он условен и субъективен:
- необходимы свидетельства о гос.регистрации юр.лица и о постановке на налоговый учет;
- в уставе должен значится в качестве вида деятельности производство экспертиз;
- у экспертов, которые работают в данной организации, должны быть оформлены с ней трудовые отношения, согласно законодательству РФ;
- таким же образом должно быть выполнено оформление отношений между заказчиком и экспертной организацией;
- у такого специалиста должен быть диплом о законченном высшем образовании в той области, в которой он и специализируется;
- наличие опыта работы в конкретной области и прохождение повышения уровня квалификации.
Последние два пункта — особенно важны. От них напрямую зависит качество проводимого исследования, поэтому компании, которые нанимают таких специалистов, как правило, устанавливают очень жесткие рамки отбора.
Для судебных экспертов установлены другие правила. Их статус уже больше зависит от уровня их компетенции, то есть полномочий и знаний, которые просто необходимы в данной области. Они перечислены в ст.55 АПК РФ, ст.25.9 КоАП РФ, ст.57 УПК РФ. Это носится к специалистам, которые осуществляют подобную деятельность в гос.органах и организациях прочего порядка.
По Постановлению Пленума ВАС РФ №66 существуют требования к экспертам в арбитражном процессе:
- они должны обладать специальными знаниями и быть в составе штата гос. судебно-экспертной организации;
- специалисты могут быть и из негосударственных учреждений или просто обладающими нужными сведениями. При этом оспаривать их заключения только на том основании, что они работают не в гос.органе, не является правомерным действием.
Все остальные законодательные акты содержат одну формулировку, применимую к судебным экспертам, — наличие специальных знаний.
Что касается их высшего образования, то гос.стандартами были введены новые специальности экспертов, которые могут работать в тех или иных сферах. Время обучения должно составлять 5 лет. Неоконченное высшее образование будет серьезным препоном при устройстве на работу в качестве такого специалиста.
Нужно ли лицензировать экспертную деятельность
В ФЗ №99 от 4 мая 2011 года приведен список тех видов деятельности, которые требуют обязательной процедуры лицензирования. Это те типы, которые каким-либо образом могут угрожать здоровью и правам гражданам РФ, обеспечению безопасности страны или целостности ее государственного строя, а также экологической обстановке внутри страны.
Так как судебно-экспертная деятельность либо какая-либо другая в этой области не отвечает подобным критериям, то она не включена в перечень, который представлен в этом ФЗ.
Однако, есть некоторые виды деятельности, при проведении экспертиз внутри которых, экспертам лицензия понадобится:
- геодезические и картографические работы на федеральном уровне, которые обладают очень важным значением для всей страны в целом;
- любая деятельность, связанная с медициной;
- деятельность, направленная на сохранение объектов культурного наследия;
- в области промышленной собственности.
Таким образом, лицензия на проведение экспертизы должна выдаваться только на определенные виды деятельности, в которых непосредственно необходимо осуществление подобной процедуры.
Образец заявления на предоставление лицензии есть в этой статье.
Здесь возникает другой вопрос: “Требуется ли тогда наличие сертификата для подобной деятельности?” Снова обратимся за ответом к нормативно-правовым актам РФ. По законам РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг”, а также Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года наличие такого документа вовсе не является обязательным условием для осуществления экспертной деятельности на территории РФ.
Заключение
Экспертная деятельность в РФ регулируется разными, но многочисленными законодательными актами. Все они подчеркивают необходимость наличия у специалистов данной области определенных знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения в ВУЗах и при непосредственной работе.
Лицензирование экспертной деятельности, а также ее сертификация, не являются необходимыми процедурами кроме тех случаев, которые закреплены Федеральным законом №99.
Вопросы в «ЛЭС «ЛЕНЭКСП»
Может ли негосударственная экспертная организация проводить судебные и досудебные экспертизы?
Да. Может.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001 г.
Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
Постановление Пленума ВАС РФ №66 от 20.12.2006г
2. Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.
Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.
Подлежит ли экспертная деятельность лицензированию?
Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.
Экспертная деятельность не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Иногда, при производстве экспертиз могут потребоваться лицензии на определенные виды деятельности:
42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
46) медицинская деятельность
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Подлежит ли экспертная деятельность сертификации?
Нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу), Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и другими, в отношение услуг экспертных организаций обязательная сертификация не установлена.
Как выбрать экспертную организацию? Какие документы должны быть у экспертной организации и у эксперта?
Деятельность негосударственных экспертных организаций регламентируется Конституцией РФ, АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАПП РФ, Федеральным законом РФ №73-ФЗ от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в части (ст.2, 4, 6-8, 16, 17, ч.2 ст.18, 24, 25) и т.д.
В настоящее время законодательством не предусмотрено специальных требований и разрешительной документации к негосударственным экспертным организациям. В связи с этим возникает множество вопросов при выборе экспертной организации.
На наш взгляд при выборе экспертной организации следует руководствоваться следующими критериями:
1. У экспертной организации должны быть: свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на налоговый учет.
2. В уставе организации, в видах деятельности должно быть указано – производство экспертиз и экспертных исследований.
3. Эксперты должны состоять в штате организации или привлекаться на основании гражданско-правовых договоров.
4. Отношения между заказчиком и экспертной организацией должны строиться на основании договора, в котором указываются вопросы, стоимость, сроки экспертизы и другие существенные условия.
5. Эксперт должен иметь законченное высшее образование, подтвержденное дипломом государственного образца, и при необходимости документально подтвержденную специальную подготовку в областях, соответствующих его направлению деятельности.
6. Очень важен стаж практической работы эксперта, актуализация знаний.
Особое внимание хочется обратить на последние два пункта. Сейчас участились случаи, когда экспертизы и экспертные исследования проводятся специалистами с недостаточным уровнем квалификации, что не обеспечивает полноту и всесторонность исследования. Такие экспертизы стоят дешевле, но их качество находится на низком уровне. В итоге они легко разбиваются в суде. Зачастую, приходится заказывать повторную экспертизу (а значит повторно оплачивать). От качества проведенной экспертизы зависит исход Вашего судебного дела, поэтому её производство необходимо доверять профессионалам.
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г.
Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года
См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ
Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Судебно-экспертная деятельность
Судебно-экспертная деятельность – возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по делам, рассматриваемым в суде, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности.
Право на получение лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности имеют:
- юридические лица Республики Беларусь;
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.
Не имеют права на получение лицензии:
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам (подвидам) судебных экспертиз, соответствующих требованиям, определяемым Государственным комитетом судебных экспертиз, а также наличие:
- для юридического лица – по каждому заявленному виду (подвиду) судебной экспертизы не менее 2 штатных работников, имеющих свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта по соответствующему виду (подвиду) судебной экспертизы, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;
- для индивидуального предпринимателя – наличие гражданства Республики Беларусь, свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, стажа экспертной работы (выслуги) в организациях, осуществляющих в установленном порядке судебно-экспертную деятельность, не менее 3 лет.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:
Особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности исключительно по видам (подвидам) судебных экспертиз, указанным в лицензии.
Для получения лицензии ее соискатель представляет
В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны.
- для юридических лиц – копию штатного расписания, копии трудовых книжек (их дубликатов) штатных работников, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, содержащие сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта до дня подачи документов для получения лицензии, заверенные руководителем юридического лица;
- для индивидуальных предпринимателей – копию трудовой книжки (ее дубликата), содержащую сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта до дня подачи документов для получения лицензии, заверенную индивидуальным предпринимателем (с предъявлением ее оригинала).
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:
- осуществление лицензируемой деятельности по виду (подвиду) судебной экспертизы, не указанному в лицензии;
- осуществление работником лицензиата судебно-экспертной деятельности по виду (подвиду) судебной экспертизы, не указанному в выданном такому работнику свидетельстве о присвоении квалификации судебного эксперта;
- передача права на осуществление лицензируемой деятельности другому юридическому или физическому лицу;
- осуществление лицензируемой деятельности без наличия договора на проведение экспертизы и (или) других документов, подтверждающих факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством, при отсутствии постановления (определения) суда, органа дознания, следователя, прокурора, органа, ведущего административный процесс, о назначении судебной экспертизы;
- непредставление в Государственный комитет судебных экспертиз сведений, указанных в абзаце девятом пункта 422-10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.
О лицензировании
Вопрос о лицензировании судебных экспертов и судебно-экспертных организаций, это, пожалуй, самый частый вопрос, который поступает в адрес любого экспертного учреждения страны, вне зависимости от его правового статуса.
В настоящей статье я постараюсь в очередной раз ответить на него и больше не возвращаться к вопросу лицензий и лицензированию.
Итак, в Российской Федерации экспертные учреждения любой организационно-правовой формы не подлежат какому-либо единому или если так можно выразиться генеральному лицензированию, которое, к примеру, присутствует в банковской сфере.
Вы не сможете найти ни в одном офисе, ни одной экспертной компании, ни чего похожего на генеральную лицензию с правом ведения судебно-экспертной деятельности. Вместо этого Вам могут представить различные сертификаты, дипломы и прочие фантики, которые не имеют ни какого отношения к лицензированию, однако о сертификатах мы говорили в других статьях нашего сайта и возвращаться к этому вопросы мы больше не будем.
Итак, продолжим. Несмотря на отсутствие в российском законодательстве системы некого «генерального» лицензирования судебно-экспертной деятельности, нам следует обязательно упомянуть один очень важный Федеральный Закон, который все-таки предусматриваем необходимость лицензирования тех или иных видов деятельности. Данный закон так и называется — Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Все эти виды деятельности подробно изложены в статье № 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии».
Если ознакомиться с перечнем, то Вы, конечно же, не сможете обнаружить в нем ни малейшего намека на необходимость лицензирования судебно-экспертной деятельности, однако прямое упоминание экспертной деятельности еще не означает, что буквально все области судебной экспертизы освобождены от бремени лицензирования.
Все дело в том, что в том широком списке экспертных услуг присутствует три направления, которые являются не просто и не только экспертными, но и одновременно относятся к областям, требующим обязательного лицензирования.
Мы знаем только три подобные области, это медицинская деятельность, деятельность связанная с оборотом наркотических и прочих запрещенных к открытому обороту препаратов, а также область связанная с исследованием и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов.
Остановимся на этих отраслях более подробно.
Согласно Положению «О лицензировании медицинской деятельности» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30 буквально все виды медицинских и смежных с медициной экспертиз и исследований подлежат обязательному государственному лицензированию:
Судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов:
- биохимическая
- генетическая
- медико-криминалистическая
- спектрографическая
- судебно-биологическая
- судебно-гистологическая
- судебно-химическая
- судебно-цитологическая
- химико-токсикологическая
Судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа.
Судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.
- Однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
- Комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
- Однородной стационарной судебно-психиатрическая экспертиза
- Комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая)
Вторая область, которая также как и медицина имеет повышенную степень опасности и которая также подлежит обязательному лицензированию является деятельность по проведению экспертиз и исследований наркотических, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ.
Данная сфера деятельности связана с оборотом запрещенных веществ, а значит для легального ведения данного вида деятельности у любого экспертного учреждения, рискнувшего вести данный вид деятельности также должна быть официальная лицензия на осуществление данного вида деятельности.
Обращаю внимание, что в обоих случаях, лицензирующим органом будет являться Федеральная службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ.
Третьим и завершающим блоком экспертиз, выполнение которого требует наличия у экспертного учреждения отдельной лицензии — является деятельность по выполнению баллистических экспертиз, а также экспертиз боеприпасов.
В самом начале настоящей статьи я просил Вас внимательно ознакомиться с ФЗ «О лицензировании», в т.ч. со ст.12 названного закона, где присутствуют сразу три пункта, которые требуют лицензирования услуг, так или иначе связанной с испытанием оружия.
Я специально заостряю Ваше внимание на фразе «испытание», т.к. именно эту словоформу можно отнести к нашей традиционной лабораторной деятельности любого экспертного учреждения.
Итак, я привожу ссылку на закон:
разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.
Дабы закрыть возможные вопросы я сообщаю, что проведение экспертизы холодного и метательного оружия не подлежит лицензированию, т.к. оно не относятся ни к одному из трех вышеперечисленных пунктов ФЗ «О лицензировании».
В завершение статьи мне хотелось лишь упомянуть, вышеупомянутые виды экспертных действий не являются закрытым перечнем.
Сообщаю, что при проведении строительно-технических экспертиз по объектам военного значения у Вашего экспертного учреждения, должна иметься лицензия ФСБ РФ на осуществление работы связанных и использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В силу того, что эти работы являются крайне редкими и мало востребованными, мы позволили себе лишь кратко упомянуть о необходимости лицензирования данных видов экспертных исследований.
Очень часто заказчики экспертных услуг не видят разницы между терминами «лицензирование» и «сертификация», именно для этого мы подготовили уникальную статью, которая дает развернутые ответы по теме сертификации судебных экспертов в России.
11.16.2. Лицензирование судебно-медицинской экспертной деятельности
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 утвержден Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (в качестве приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности), в котором вошли такие работы (услуги), как:
• судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов:
• судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа;
• судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц;
– однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза;
– комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза;
– однородная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза;
– комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая).
Таким образом, перед назначением экспертизы стороны и суд должны убедиться в том, что у экспертного учреждения имеется лицензия на право судебно-медицинской экспертной деятельности.
Однако имеются два обстоятельства, которые позволяют не всегда исследовать этот вопрос:
а) в ГПК РФ и в УПК РФ ничего не говорится о судебно-медицинской экспертизе, а говорится о судебной экспертизе, что можно трактовать как разные виды экспертиз, причем судебная экспертиза лицензии точно не требует. Этот довод легко опровергается: несмотря на то что вообще судебная экспертиза не лицензируется, ее отдельные виды, в частности судебно-медицинская экспертиза, требуют лицензии, что и видно из нормативно-правовых документов;
Ссылка в суде на данное определение Кассационной коллегии ВС РФ позволяет избежать назначения экспертизы только в учреждениях, имеющих лицензию. Строго говоря, нормы ГПК РФ позволяют проводить экспертизу в подобных случаях силами отдельного эксперта, а не экспертного учреждения. Напомню, речь идет только о случаях, когда исследованию подлежат материалы дел, но уже необходимость исследования гистологических препаратов или осмотра самого пациента требует наличия у экспертного учреждения соответствующей лицензии.
Положение, требующее лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности, резко сужает круг экспертных учреждений, поскольку в Москве их, например, лишь четыре. И даже они, будучи государственными, не постоянно имеют лицензии. Сейчас (2008 г.) одно из них (не буду называть) не имеет таковой, а в 2002 г. не имело другое.
Все эти учреждения, кроме учреждения Министерства обороны РФ, являются частью системы здравоохранения и зависят от нее имущественно и в назначении кадров.
Должна ли быть у эксперта и экспертного учреждения лицензия на право проведения экспертизы?
В соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации. В соответствии с Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», экспертная деятельность не подлежит лицензированию.
Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг (в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими) в отношении услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.
К вопросу о необходимости лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности
Экспертная деятельность отсутствует в подлежащем лицензированию перечне деятельностей в Федеральном законе о лицензировании видов деятельности. А поэтому, исходя из этого, проведение судебно-медицинской экспертизы, как вида судебной экспертизы, не должно подлежать лицензированию. Судебная экспертиза, в том числе и судебно-медицинская, не может быть услугой. Она является не услугой, а процессуальным действием, приносящим пользу не лицу, а уголовному или гражданскому процессу.
Судебно-медицинская экспертиза является одним из видов судебной экспертизы и поэтому на нее распространяется действие Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05. 2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (далее «ФЗОГСЭД). Экспертная деятельность отсутствует в подлежащем лицензированию перечне деятельностей в Федеральном законе о лицензировании видов деятельности. А поэтому, исходя из этого, проведение судебно-медицинской экспертизы, как вида судебной экспертизы, не должно подлежать лицензированию. И действительно ни «ФЗОГСЭД», ни в УПК и ГПК РФ в порядке назначения экспертизы не предусмотрено требование к её лицензированию. В соответствии со ст. 57 УПК РФ экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями.
В соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к эксперту, изложенными в ст. 13 «ФЗОГСЭД», указано только наличие высшего профессионального образования и последующей подготовки по конкретной экспертной специальности. Но, в определении кассационной коллегии Верховного суда РФ от 16.09. 2004г. указывается, что судебно-медицинская экспертиза согласно разделу IХ Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является одним из видов медицинской экспертизы. А раз она медицинская, то поэтому и требуется проведение её лицензирование.
Судебная экспертиза в соответствии со ст. 9 «ФЗОГСЭД» — процессуальное действие для разрешения вопросов в области науки, техники, искусства или ремесла. Исходя из этого, необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы возникает, когда требуются познания в области медицинской науки, а не в области медицинской деятельности, как указывается в выше названном определении коллегии Верховного суда РФ. Медицинская наука и медицинская деятельность это разные понятия. Использование данных медицинской науки не означает занятие медицинской деятельностью. Исходя из этого, судебно-медицинский эксперт, проводя судебно-медицинскую экспертизу, как вид медицинской экспертизы, не означает, что он занимается при этом медицинской деятельностью. Вышеуказанным определением Верховный суд исключил из перечня медицинских услуг, требующих проведения лицензирования, судебно-медицинские экспертизы по материалам уголовных и гражданских, хотя при проведении таких судебно-медицинских экспертиз также используются знания медицинской науки.
В вышеуказанном определении Верховного суда в качестве основания для осуществления лицензирования судебно-медицинской экспертизы приводится также постановление Правительства РФ, утверждающее положение о лицензировании медицинской деятельности. Действительно в этом положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01. 2007г. № 30, в п. 4 указано, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) согласно их перечню-приложению к этому положению. В перечень в качестве работ (услуг) указаны и различные виды судебно-медицинской экспертизы.
В толковом словаре Ожегова под услугой понимается действие, приносящее пользу, помощь другому, т.е. лицо, которому оказывается такое действие, должно быть довольно им. Но порою лицо, в отношении которого была проведена экспертиза или его родственника, или близкого человека, может быть недовольно объективным результатом экспертизы. Сочетание в понятии экспертиза, как услуга, не корректно по своей сути. Экспертиза по своей сущности является независимой, а услуга имеет какую-либо зависимость. В соответствии с понятиями Закона о защите прав потребителей работы (услуги) проводятся по заказу потребителя (гражданина) для своих личных целей. Экспертиза же заказывается не гражданином, а органами дознания, следствия и судом и поэтому она не может быть в этом понимании работой (услугой).
Исходя из всего вышеизложенного судебная экспертиза, в том числе и судебно-медицинская, не может быть услугой. Она является не услугой, а процессуальным действием, приносящим пользу не лицу, а уголовному или гражданскому процессу. Одна из сторон процесса может быть довольной результатом экспертизы, а другая недовольной. Довольная сторона может посчитать результат экспертизы для себя услугой, но для другой стороны этот результат не будет услугой. Исходя их этого, проведение судебно-медицинской экспертизы является процессуальным действием с использованием медицинских знаний и не является медицинской услугой.
Отменяя вышеуказанным определением Верховного суда РФ необходимость лицензирования судебно-медицинской экспертизы по материалам уголовных и гражданских дел, в этом определении дается ссылка на пояснение Минздравсоцразвития России, что проведение судебно-медицинской экспертизы по этим делам «не может в принципе создавать угрозу для жизни и здоровья людей, так как не является собственно медицинским вмешательством, в связи с чем не подлежит лицензированию». Но при проведении судебно-медицинской экспертизы трупа, судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов: биохимической, генетической, медико-криминалистической, судебно-биологической, судебно-гистологической судебно-химической судебно-цитологической также не создается угроза для жизни и здоровья людей, а поэтому также может не подлежать лицензированию. Может быть, только при проведении судебно-медицинской экспертизы и обследовании потерпевших, обвиняемых и других лиц можно говорить о каком-то медицинском вмешательстве, хотя по существу со стороны судебно-медицинского эксперта при проведении такой экспертизы его тоже нет.
То, что судебно-медицинская экспертиза была включена в перечень медицинских услуг, могло быть обусловлено тем, что государственным экспертным учреждением, проводящим судебно-медицинские экспертизы, является бюро судебно-медицинской экспертизы, а это учреждение входит в номенклатуру медицинских учреждений. Из этого делается вывод что, если учреждение медицинское, то поэтому все виды выполняемых в нем работ, являются медицинским услугами.
Как вытекает из вышеуказанного определения кассационной коллегии Верховного суда РФ, судебно-медицинская экспертиза может быть поручена любому медицинскому учреждению или индивидуальному врачу и для этого не требуется иметь лицензию. Лицензию необходимо иметь только учреждению или лицу, избравшему основным видом своей деятельности производство медицинских и судебно-медицинских экспертиз. Такое положение по своей сути является парадоксальным. Получается, что для профессионального занятия проведением судебно-медицинских экспертиз, требуется лицензия, а не для профессионального, лицензии не требуется. Поэтому, чтобы иметь возможность без получения лицензии проводить судебно-медицинские экспертизы создаваемым частным предприятием или индивидуальным предпринимателем достаточно не включать в основной их вид деятельности проведение судебно-медицинских экспертиз.
В последнее время участились случаи, когда, как в уголовном процессе, чаще со стороны защиты, так и в гражданском процессе, судебно-медицинскому эксперту выдвигается требование предъявить лицензию, дающую право проводить судебно-медицинскую экспертизу. В таких случаях эксперт вправе отказать выполнить это требование, так как в ходе этих процессов он осуществляет не медицинские услуги, а исполняет процессуальные обязанности эксперта, деятельность которого не подлежит лицензированию.
Исходя из всего вышеизложенного, мы считаем, что необходимо на законодательном и правительственном уровне пересмотреть вопрос о необходимости лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Опубликовано: Вестник судебной медицины, № 1,Т.1, 2012.
Источники
Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.- Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
Работаю юристом более 5 лет. За данный промежуток времени получил хороший опыт в области юриспруденции.
Данный ресурс отражает весь мой в данной сфере.