Порядок лицензирования экспертной деятельности

Все ответы на вопросы по тематике: "Порядок лицензирования экспертной деятельности" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Разъяснение по вопросу о лицензировании экспертной деятельности

Лицензирование видов деятельности в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 – ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон), за исключением видов деятельности, поименованных в п.2 ст.1 Закона.

На основании перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 Закона, следует, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию. Исключение составляет деятельность по проведению специализированной экспертизы промышленной безопасности.

Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими, в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.

Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации.

АКДИ «Экономика и жизнь», выпуск 10, октябрь 2002г.

Лицензируется ли экспертная деятельность?

На сегодняшний день на территории нашей страны действует ФЗ №128 , который рассматривает вопросы лицензирования отдельных видов деятельности. Согласно этому закону, в том случае, если речь идет об осуществлении экспертной деятельности на территории РФ, эта деятельность не лицензируется.

Примечательно, что проведением экспертизы на сегодняшний день могут заниматься как представители судебно-экспертных учреждений государственного типа, так и эксперты, входящие в состав негосударственной экспертной организации. Кроме того, к проведению экспертизы также могут привлекаться лица, которые обладают специальными знаниями.

Необходимо понимать, что в соответствии с законодательством, действующим на сегодняшний день, заключение, выдаваемое экспертом негосударственной организации, не может быть оспорено.

Также следует помнить, что экспертом является лицо, которое владеет специальными знаниями. Такой эксперт может быть назначен судом в процессуальном порядке согласно действующим на территории страны статьям.

Законодательная база экспертной деятельности

Экспертная деятельность осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством.

«В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона». (Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»)

Особенности назначения и проведения судебной экспертизы в рамках судебных процессов регламентируются соответствующими статьями кодексов, а также иными законодательными актами:

Порядок лицензирования экспертной деятельности

Существует ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в Российской Федерации. До сих пор не все знают, нужна ли лицензия на экспертную деятельность. Именно этому вопросу будет посвящена данная статья, но сначала, давайте разберемся, кто же такой эксперт и какие у него есть функции.

Что подразумевается под экспертной деятельностью

Слово эксперт образовано от латинского слова — expertus — открытый. Это специалист, выдающий заключение или суждение по тому вопросу, в котором он имеет более высокие знания, опыт и квалификацию, чем прочие граждане, занимающиеся им.

Часто экспертов привлекают для оценки состояния объекта, для принятия объективных и взвешенных решений. Сфера деятельности данных специалистов: судебная практика, управление компаниями, оценка архитектурных объектов, повторные проверки тех объектов, на которые подаются патенты и т.д.

О том, что такое трасологическая экспертиза, можно прочесть здесь.

Существуют также эксперты, которые специализируются в таких областях, как технические или хозяйственные.

Экспертиза — это действие, направленное на тот или иной материальный объект с целью установления его соответствия тем или иным критериям.

Эксперты в юридической области наделяются особыми правами и обязанностями и приглашаются для проведения решений в процессе экспертизы. Среди первых: возможность узнать все детали дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т.д. К обязанностям можно отнести обоснованный вывод по заданному вопросу, так как за предоставление ложных данных он несет уголовную ответственность.

Эксперты обладают не только правами, но и обязанностями при осуществлении своей деятельности.

В ФЗ №73 можно найти дополнительные сведения о гос. судебно-экспертной деятельности в РФ:

  • если в процессе судебного разбирательства возник вопрос, требующий рассмотрения специалистом с соответствующим образованием, то привлекается несколько или один эксперт, или целое учреждение;
  • и истец, и ответчик вправе представлять некоторые вопросы для проведения экспертизы, но только суд определяет, какие из них действительно должны ей подвергнуться. Стороны могут ознакомиться с заключением специалиста, оспаривать его решения или задавать вопросы по нему;
  • при отсутствии всех необходимых материалов для экспертизы суд может признать факт ее осуществления необходимым или ненужным.

Нормативные законы и компетенция эксперта

Если говорить о негосударственных компаниях, которые занимаются экспертной деятельностью, то она регулируется:

  • Законом РФ от 7 февраля 1992 года “О Защите прав потребителей”;
  • Конституцией РФ;
  • КоАП РФ и т.д.

Сейчас не существует какого-то единого перечня требований к негосударственным экспертам, именно в нормативно-правовых актах. Поэтому он условен и субъективен:

  • необходимы свидетельства о гос.регистрации юр.лица и о постановке на налоговый учет;
  • в уставе должен значится в качестве вида деятельности производство экспертиз;
  • у экспертов, которые работают в данной организации, должны быть оформлены с ней трудовые отношения, согласно законодательству РФ;
  • таким же образом должно быть выполнено оформление отношений между заказчиком и экспертной организацией;
  • у такого специалиста должен быть диплом о законченном высшем образовании в той области, в которой он и специализируется;
  • наличие опыта работы в конкретной области и прохождение повышения уровня квалификации.
Читайте так же:  Ответственность за воровство электроэнергии

Последние два пункта — особенно важны. От них напрямую зависит качество проводимого исследования, поэтому компании, которые нанимают таких специалистов, как правило, устанавливают очень жесткие рамки отбора.

Для того, чтобы стать экспертом в РФ, нужно получить соответствующее образование и приобрести непосредственный опыт работы.

Для судебных экспертов установлены другие правила. Их статус уже больше зависит от уровня их компетенции, то есть полномочий и знаний, которые просто необходимы в данной области. Они перечислены в ст.55 АПК РФ, ст.25.9 КоАП РФ, ст.57 УПК РФ. Это носится к специалистам, которые осуществляют подобную деятельность в гос.органах и организациях прочего порядка.

По Постановлению Пленума ВАС РФ №66 существуют требования к экспертам в арбитражном процессе:

  • они должны обладать специальными знаниями и быть в составе штата гос. судебно-экспертной организации;
  • специалисты могут быть и из негосударственных учреждений или просто обладающими нужными сведениями. При этом оспаривать их заключения только на том основании, что они работают не в гос.органе, не является правомерным действием.

Все остальные законодательные акты содержат одну формулировку, применимую к судебным экспертам, — наличие специальных знаний.

Что касается их высшего образования, то гос.стандартами были введены новые специальности экспертов, которые могут работать в тех или иных сферах. Время обучения должно составлять 5 лет. Неоконченное высшее образование будет серьезным препоном при устройстве на работу в качестве такого специалиста.

Нужно ли лицензировать экспертную деятельность

В ФЗ №99 от 4 мая 2011 года приведен список тех видов деятельности, которые требуют обязательной процедуры лицензирования. Это те типы, которые каким-либо образом могут угрожать здоровью и правам гражданам РФ, обеспечению безопасности страны или целостности ее государственного строя, а также экологической обстановке внутри страны.

Лицензированию подлежит только та экспертная деятельность, которая осуществляется в определенных законом сферах.

Так как судебно-экспертная деятельность либо какая-либо другая в этой области не отвечает подобным критериям, то она не включена в перечень, который представлен в этом ФЗ.

Однако, есть некоторые виды деятельности, при проведении экспертиз внутри которых, экспертам лицензия понадобится:

  • геодезические и картографические работы на федеральном уровне, которые обладают очень важным значением для всей страны в целом;
  • любая деятельность, связанная с медициной;
  • деятельность, направленная на сохранение объектов культурного наследия;
  • в области промышленной собственности.

Таким образом, лицензия на проведение экспертизы должна выдаваться только на определенные виды деятельности, в которых непосредственно необходимо осуществление подобной процедуры.

Образец заявления на предоставление лицензии есть в этой статье.

Здесь возникает другой вопрос: “Требуется ли тогда наличие сертификата для подобной деятельности?” Снова обратимся за ответом к нормативно-правовым актам РФ. По законам РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг”, а также Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года наличие такого документа вовсе не является обязательным условием для осуществления экспертной деятельности на территории РФ.

Заключение

Экспертная деятельность в РФ регулируется разными, но многочисленными законодательными актами. Все они подчеркивают необходимость наличия у специалистов данной области определенных знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения в ВУЗах и при непосредственной работе.

[1]

Лицензирование экспертной деятельности, а также ее сертификация, не являются необходимыми процедурами кроме тех случаев, которые закреплены Федеральным законом №99.

Вопросы в «ЛЭС «ЛЕНЭКСП»

Может ли негосударственная экспертная организация проводить судебные и досудебные экспертизы?

Да. Может.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001 г.

Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.

Постановление Пленума ВАС РФ №66 от 20.12.2006г

2. Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.
Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

Подлежит ли экспертная деятельность лицензированию?

Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.

Экспертная деятельность не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Иногда, при производстве экспертиз могут потребоваться лицензии на определенные виды деятельности:

42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
46) медицинская деятельность
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Подлежит ли экспертная деятельность сертификации?

Нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу), Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и другими, в отношение услуг экспертных организаций обязательная сертификация не установлена.

Как выбрать экспертную организацию? Какие документы должны быть у экспертной организации и у эксперта?

Деятельность негосударственных экспертных организаций регламентируется Конституцией РФ, АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАПП РФ, Федеральным законом РФ №73-ФЗ от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в части (ст.2, 4, 6-8, 16, 17, ч.2 ст.18, 24, 25) и т.д.

Читайте так же:  Есть ли штраф за шторки на автомобильных стеклах

В настоящее время законодательством не предусмотрено специальных требований и разрешительной документации к негосударственным экспертным организациям. В связи с этим возникает множество вопросов при выборе экспертной организации.

На наш взгляд при выборе экспертной организации следует руководствоваться следующими критериями:

1. У экспертной организации должны быть: свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на налоговый учет.
2. В уставе организации, в видах деятельности должно быть указано – производство экспертиз и экспертных исследований.
3. Эксперты должны состоять в штате организации или привлекаться на основании гражданско-правовых договоров.
4. Отношения между заказчиком и экспертной организацией должны строиться на основании договора, в котором указываются вопросы, стоимость, сроки экспертизы и другие существенные условия.
5. Эксперт должен иметь законченное высшее образование, подтвержденное дипломом государственного образца, и при необходимости документально подтвержденную специальную подготовку в областях, соответствующих его направлению деятельности.
6. Очень важен стаж практической работы эксперта, актуализация знаний.

Особое внимание хочется обратить на последние два пункта. Сейчас участились случаи, когда экспертизы и экспертные исследования проводятся специалистами с недостаточным уровнем квалификации, что не обеспечивает полноту и всесторонность исследования. Такие экспертизы стоят дешевле, но их качество находится на низком уровне. В итоге они легко разбиваются в суде. Зачастую, приходится заказывать повторную экспертизу (а значит повторно оплачивать). От качества проведенной экспертизы зависит исход Вашего судебного дела, поэтому её производство необходимо доверять профессионалам.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

[3]

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Судебно-экспертная деятельность

Судебно-экспертная деятельность – возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по делам, рассматриваемым в суде, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности.

Право на получение лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности имеют:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

Не имеют права на получение лицензии:

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам (подвидам) судебных экспертиз, соответствующих требованиям, определяемым Государственным комитетом судебных экспертиз, а также наличие:

  • для юридического лица – по каждому заявленному виду (подвиду) судебной экспертизы не менее 2 штатных работников, имеющих свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта по соответствующему виду (подвиду) судебной экспертизы, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;
  • для индивидуального предпринимателя – наличие гражданства Республики Беларусь, свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, стажа экспертной работы (выслуги) в организациях, осуществляющих в установленном порядке судебно-экспертную деятельность, не менее 3 лет.
Читайте так же:  Особенности лишения права занимать определенные должности

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

Особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности исключительно по видам (подвидам) судебных экспертиз, указанным в лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет

В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны.

  • Документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
  • Анкету соискателя лицензии по форме, утверждаемой Государственным комитетом судебных экспертиз;
  • Копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам (подвидам) судебных экспертиз, соответствующих требованиям, определяемым Государственным комитетом судебных экспертиз, а также:
    • для юридических лиц – копию штатного расписания, копии трудовых книжек (их дубликатов) штатных работников, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, содержащие сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта до дня подачи документов для получения лицензии, заверенные руководителем юридического лица;
    • для индивидуальных предпринимателей – копию трудовой книжки (ее дубликата), содержащую сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта до дня подачи документов для получения лицензии, заверенную индивидуальным предпринимателем (с предъявлением ее оригинала).
  • Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

    • осуществление лицензируемой деятельности по виду (подвиду) судебной экспертизы, не указанному в лицензии;
    • осуществление работником лицензиата судебно-экспертной деятельности по виду (подвиду) судебной экспертизы, не указанному в выданном такому работнику свидетельстве о присвоении квалификации судебного эксперта;
    • передача права на осуществление лицензируемой деятельности другому юридическому или физическому лицу;
    • осуществление лицензируемой деятельности без наличия договора на проведение экспертизы и (или) других документов, подтверждающих факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством, при отсутствии постановления (определения) суда, органа дознания, следователя, прокурора, органа, ведущего административный процесс, о назначении судебной экспертизы;
    • непредставление в Государственный комитет судебных экспертиз сведений, указанных в абзаце девятом пункта 422-10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.

    О лицензировании

    Вопрос о лицензировании судебных экспертов и судебно-экспертных организаций, это, пожалуй, самый частый вопрос, который поступает в адрес любого экспертного учреждения страны, вне зависимости от его правового статуса.

    В настоящей статье я постараюсь в очередной раз ответить на него и больше не возвращаться к вопросу лицензий и лицензированию.

    Итак, в Российской Федерации экспертные учреждения любой организационно-правовой формы не подлежат какому-либо единому или если так можно выразиться генеральному лицензированию, которое, к примеру, присутствует в банковской сфере.

    Вы не сможете найти ни в одном офисе, ни одной экспертной компании, ни чего похожего на генеральную лицензию с правом ведения судебно-экспертной деятельности. Вместо этого Вам могут представить различные сертификаты, дипломы и прочие фантики, которые не имеют ни какого отношения к лицензированию, однако о сертификатах мы говорили в других статьях нашего сайта и возвращаться к этому вопросы мы больше не будем.

    Итак, продолжим. Несмотря на отсутствие в российском законодательстве системы некого «генерального» лицензирования судебно-экспертной деятельности, нам следует обязательно упомянуть один очень важный Федеральный Закон, который все-таки предусматриваем необходимость лицензирования тех или иных видов деятельности. Данный закон так и называется — Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Все эти виды деятельности подробно изложены в статье № 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии».

    Если ознакомиться с перечнем, то Вы, конечно же, не сможете обнаружить в нем ни малейшего намека на необходимость лицензирования судебно-экспертной деятельности, однако прямое упоминание экспертной деятельности еще не означает, что буквально все области судебной экспертизы освобождены от бремени лицензирования.

    Все дело в том, что в том широком списке экспертных услуг присутствует три направления, которые являются не просто и не только экспертными, но и одновременно относятся к областям, требующим обязательного лицензирования.

    Мы знаем только три подобные области, это медицинская деятельность, деятельность связанная с оборотом наркотических и прочих запрещенных к открытому обороту препаратов, а также область связанная с исследованием и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов.

    Остановимся на этих отраслях более подробно.

    Согласно Положению «О лицензировании медицинской деятельности» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30 буквально все виды медицинских и смежных с медициной экспертиз и исследований подлежат обязательному государственному лицензированию:

    Судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов:

    • биохимическая
    • генетическая
    • медико-криминалистическая
    • спектрографическая
    • судебно-биологическая
    • судебно-гистологическая
    • судебно-химическая
    • судебно-цитологическая
    • химико-токсикологическая

    Судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа.

    Судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.

    • Однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
    • Комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
    • Однородной стационарной судебно-психиатрическая экспертиза
    • Комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая)

    [2]

    Вторая область, которая также как и медицина имеет повышенную степень опасности и которая также подлежит обязательному лицензированию является деятельность по проведению экспертиз и исследований наркотических, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ.

    Данная сфера деятельности связана с оборотом запрещенных веществ, а значит для легального ведения данного вида деятельности у любого экспертного учреждения, рискнувшего вести данный вид деятельности также должна быть официальная лицензия на осуществление данного вида деятельности.

    Обращаю внимание, что в обоих случаях, лицензирующим органом будет являться Федеральная службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ.

    Третьим и завершающим блоком экспертиз, выполнение которого требует наличия у экспертного учреждения отдельной лицензии — является деятельность по выполнению баллистических экспертиз, а также экспертиз боеприпасов.

    В самом начале настоящей статьи я просил Вас внимательно ознакомиться с ФЗ «О лицензировании», в т.ч. со ст.12 названного закона, где присутствуют сразу три пункта, которые требуют лицензирования услуг, так или иначе связанной с испытанием оружия.

    Читайте так же:  Кто ответственен за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан

    Я специально заостряю Ваше внимание на фразе «испытание», т.к. именно эту словоформу можно отнести к нашей традиционной лабораторной деятельности любого экспертного учреждения.

    Итак, я привожу ссылку на закон:

    разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.

    Дабы закрыть возможные вопросы я сообщаю, что проведение экспертизы холодного и метательного оружия не подлежит лицензированию, т.к. оно не относятся ни к одному из трех вышеперечисленных пунктов ФЗ «О лицензировании».

    В завершение статьи мне хотелось лишь упомянуть, вышеупомянутые виды экспертных действий не являются закрытым перечнем.

    Сообщаю, что при проведении строительно-технических экспертиз по объектам военного значения у Вашего экспертного учреждения, должна иметься лицензия ФСБ РФ на осуществление работы связанных и использованием сведений, составляющих государственную тайну.

    В силу того, что эти работы являются крайне редкими и мало востребованными, мы позволили себе лишь кратко упомянуть о необходимости лицензирования данных видов экспертных исследований.

    Очень часто заказчики экспертных услуг не видят разницы между терминами «лицензирование» и «сертификация», именно для этого мы подготовили уникальную статью, которая дает развернутые ответы по теме сертификации судебных экспертов в России.

    11.16.2. Лицензирование судебно-медицинской экспертной деятельности

    Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 утвержден Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (в качестве приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности), в котором вошли такие работы (услуги), как:

    • судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов:

    • судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа;

    • судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц;

    – однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза;

    – комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза;

    – однородная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза;

    – комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая).

    Таким образом, перед назначением экспертизы стороны и суд должны убедиться в том, что у экспертного учреждения имеется лицензия на право судебно-медицинской экспертной деятельности.

    Однако имеются два обстоятельства, которые позволяют не всегда исследовать этот вопрос:

    а) в ГПК РФ и в УПК РФ ничего не говорится о судебно-медицинской экспертизе, а говорится о судебной экспертизе, что можно трактовать как разные виды экспертиз, причем судебная экспертиза лицензии точно не требует. Этот довод легко опровергается: несмотря на то что вообще судебная экспертиза не лицензируется, ее отдельные виды, в частности судебно-медицинская экспертиза, требуют лицензии, что и видно из нормативно-правовых документов;

    Ссылка в суде на данное определение Кассационной коллегии ВС РФ позволяет избежать назначения экспертизы только в учреждениях, имеющих лицензию. Строго говоря, нормы ГПК РФ позволяют проводить экспертизу в подобных случаях силами отдельного эксперта, а не экспертного учреждения. Напомню, речь идет только о случаях, когда исследованию подлежат материалы дел, но уже необходимость исследования гистологических препаратов или осмотра самого пациента требует наличия у экспертного учреждения соответствующей лицензии.

    Положение, требующее лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности, резко сужает круг экспертных учреждений, поскольку в Москве их, например, лишь четыре. И даже они, будучи государственными, не постоянно имеют лицензии. Сейчас (2008 г.) одно из них (не буду называть) не имеет таковой, а в 2002 г. не имело другое.

    Все эти учреждения, кроме учреждения Министерства обороны РФ, являются частью системы здравоохранения и зависят от нее имущественно и в назначении кадров.

    Должна ли быть у эксперта и экспертного учреждения лицензия на право проведения экспертизы?

    В соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации. В соответствии с Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», экспертная деятельность не подлежит лицензированию.

    Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг (в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими) в отношении услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.

    К вопросу о необходимости лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности

    Экспертная деятельность отсутствует в подлежащем лицензированию перечне деятельностей в Федеральном законе о лицензировании видов деятельности. А поэтому, исходя из этого, проведение судебно-медицинской экспертизы, как вида судебной экспертизы, не должно подлежать лицензированию. Судебная экспертиза, в том числе и судебно-медицинская, не может быть услугой. Она является не услугой, а процессуальным действием, приносящим пользу не лицу, а уголовному или гражданскому процессу.

    Судебно-медицинская экспертиза является одним из видов судебной экспертизы и поэтому на нее распространяется действие Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05. 2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (далее «ФЗОГСЭД). Экспертная деятельность отсутствует в подлежащем лицензированию перечне деятельностей в Федеральном законе о лицензировании видов деятельности. А поэтому, исходя из этого, проведение судебно-медицинской экспертизы, как вида судебной экспертизы, не должно подлежать лицензированию. И действительно ни «ФЗОГСЭД», ни в УПК и ГПК РФ в порядке назначения экспертизы не предусмотрено требование к её лицензированию. В соответствии со ст. 57 УПК РФ экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями.

    В соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к эксперту, изложенными в ст. 13 «ФЗОГСЭД», указано только наличие высшего профессионального образования и последующей подготовки по конкретной экспертной специальности. Но, в определении кассационной коллегии Верховного суда РФ от 16.09. 2004г. указывается, что судебно-медицинская экспертиза согласно разделу IХ Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является одним из видов медицинской экспертизы. А раз она медицинская, то поэтому и требуется проведение её лицензирование.

    Читайте так же:  Гарантийный ремонт оборудования

    Судебная экспертиза в соответствии со ст. 9 «ФЗОГСЭД» — процессуальное действие для разрешения вопросов в области науки, техники, искусства или ремесла. Исходя из этого, необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы возникает, когда требуются познания в области медицинской науки, а не в области медицинской деятельности, как указывается в выше названном определении коллегии Верховного суда РФ. Медицинская наука и медицинская деятельность это разные понятия. Использование данных медицинской науки не означает занятие медицинской деятельностью. Исходя из этого, судебно-медицинский эксперт, проводя судебно-медицинскую экспертизу, как вид медицинской экспертизы, не означает, что он занимается при этом медицинской деятельностью. Вышеуказанным определением Верховный суд исключил из перечня медицинских услуг, требующих проведения лицензирования, судебно-медицинские экспертизы по материалам уголовных и гражданских, хотя при проведении таких судебно-медицинских экспертиз также используются знания медицинской науки.

    В вышеуказанном определении Верховного суда в качестве основания для осуществления лицензирования судебно-медицинской экспертизы приводится также постановление Правительства РФ, утверждающее положение о лицензировании медицинской деятельности. Действительно в этом положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01. 2007г. № 30, в п. 4 указано, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) согласно их перечню-приложению к этому положению. В перечень в качестве работ (услуг) указаны и различные виды судебно-медицинской экспертизы.

    В толковом словаре Ожегова под услугой понимается действие, приносящее пользу, помощь другому, т.е. лицо, которому оказывается такое действие, должно быть довольно им. Но порою лицо, в отношении которого была проведена экспертиза или его родственника, или близкого человека, может быть недовольно объективным результатом экспертизы. Сочетание в понятии экспертиза, как услуга, не корректно по своей сути. Экспертиза по своей сущности является независимой, а услуга имеет какую-либо зависимость. В соответствии с понятиями Закона о защите прав потребителей работы (услуги) проводятся по заказу потребителя (гражданина) для своих личных целей. Экспертиза же заказывается не гражданином, а органами дознания, следствия и судом и поэтому она не может быть в этом понимании работой (услугой).

    Исходя из всего вышеизложенного судебная экспертиза, в том числе и судебно-медицинская, не может быть услугой. Она является не услугой, а процессуальным действием, приносящим пользу не лицу, а уголовному или гражданскому процессу. Одна из сторон процесса может быть довольной результатом экспертизы, а другая недовольной. Довольная сторона может посчитать результат экспертизы для себя услугой, но для другой стороны этот результат не будет услугой. Исходя их этого, проведение судебно-медицинской экспертизы является процессуальным действием с использованием медицинских знаний и не является медицинской услугой.

    Отменяя вышеуказанным определением Верховного суда РФ необходимость лицензирования судебно-медицинской экспертизы по материалам уголовных и гражданских дел, в этом определении дается ссылка на пояснение Минздравсоцразвития России, что проведение судебно-медицинской экспертизы по этим делам «не может в принципе создавать угрозу для жизни и здоровья людей, так как не является собственно медицинским вмешательством, в связи с чем не подлежит лицензированию». Но при проведении судебно-медицинской экспертизы трупа, судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов: биохимической, генетической, медико-криминалистической, судебно-биологической, судебно-гистологической судебно-химической судебно-цитологической также не создается угроза для жизни и здоровья людей, а поэтому также может не подлежать лицензированию. Может быть, только при проведении судебно-медицинской экспертизы и обследовании потерпевших, обвиняемых и других лиц можно говорить о каком-то медицинском вмешательстве, хотя по существу со стороны судебно-медицинского эксперта при проведении такой экспертизы его тоже нет.

    То, что судебно-медицинская экспертиза была включена в перечень медицинских услуг, могло быть обусловлено тем, что государственным экспертным учреждением, проводящим судебно-медицинские экспертизы, является бюро судебно-медицинской экспертизы, а это учреждение входит в номенклатуру медицинских учреждений. Из этого делается вывод что, если учреждение медицинское, то поэтому все виды выполняемых в нем работ, являются медицинским услугами.

    Как вытекает из вышеуказанного определения кассационной коллегии Верховного суда РФ, судебно-медицинская экспертиза может быть поручена любому медицинскому учреждению или индивидуальному врачу и для этого не требуется иметь лицензию. Лицензию необходимо иметь только учреждению или лицу, избравшему основным видом своей деятельности производство медицинских и судебно-медицинских экспертиз. Такое положение по своей сути является парадоксальным. Получается, что для профессионального занятия проведением судебно-медицинских экспертиз, требуется лицензия, а не для профессионального, лицензии не требуется. Поэтому, чтобы иметь возможность без получения лицензии проводить судебно-медицинские экспертизы создаваемым частным предприятием или индивидуальным предпринимателем достаточно не включать в основной их вид деятельности проведение судебно-медицинских экспертиз.

    В последнее время участились случаи, когда, как в уголовном процессе, чаще со стороны защиты, так и в гражданском процессе, судебно-медицинскому эксперту выдвигается требование предъявить лицензию, дающую право проводить судебно-медицинскую экспертизу. В таких случаях эксперт вправе отказать выполнить это требование, так как в ходе этих процессов он осуществляет не медицинские услуги, а исполняет процессуальные обязанности эксперта, деятельность которого не подлежит лицензированию.

    Исходя из всего вышеизложенного, мы считаем, что необходимо на законодательном и правительственном уровне пересмотреть вопрос о необходимости лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Опубликовано: Вестник судебной медицины, № 1,Т.1, 2012.

    Источники


    1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

    2. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.

    3. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
    4. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
    Порядок лицензирования экспертной деятельности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here