Порядок лицензирования транспортной деятельности

Все ответы на вопросы по тематике: "Порядок лицензирования транспортной деятельности" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

КАКИЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТНОЙ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДЛЕЖАТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ? ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

экспедитор транспортный погрузочный лицензионный

В статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к числу лицензируемых видов деятельности отнесен целый ряд видов предпринимательской деятельности, связанных с перевозкой грузов и пассажиров.

Так, в сфере железнодорожного транспорта обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности: перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и багажа; перевозка железнодорожным транспортом грузов; перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом; деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок; транспортировка грузов (перемещение груза без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте.

На морском транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой морским транспортом пассажиров и грузов; сюрвейрское обслуживание морских судов в морских портах; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; деятельность по обслуживанию буксировок морским транспортом (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На внутренневодном (речном) транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой внутренним водным транспортом пассажиров и грузов; погрузочно-разгрузочной деятельностью на внутреннем водном транспорте.

На воздушном транспорте лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой грузов и пассажиров; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики.

На автомобильном транспорте обязательному лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; перевозки грузов емкостью свыше 3, 5 тонны (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Руководствуясь полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (как ранее действующим, так и нынешним), Правительство Российской Федерации утвердило на каждом виде транспорта положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозочным процессом на морском транспорте, физические и юридические лица руководствуются положениями о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, пассажиров, деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом; погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 447*(13). В соответствии с этими положениями лицензированию подлежит вышеперечисленная деятельность юридических лиц независимо от формы собственности, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанная с:

  • а) перевозкой грузов и пассажиров, фрахтовыми операциями по перевозкам грузов и пассажиров на морском транспорте, буксировкой судов и других плавучих объектов;
  • б) обслуживанием судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания;
  • в) транспортно-экспедиционным обслуживанием, погрузочно-разгрузочной деятельностью в морских портах.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности Министерством транспорта Российской Федерации на срок не менее чем пять лет. Статья 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» допускает, что Положением о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Эксперт: Порядок лицензирования транспортной деятельности

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Например, необходимо подтвердить соответствие качества вагонов городского и пригородного транспорта и электротранспорта перед непосредственной эксплуатацией. Ранее, в одной из предыдущих статей, мы уже обсуждали изменения в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которого для перевозок пассажиров для собственных нужд в автобусе (в автомобильном транспорте оборудованном для перевозок более 8 человек) необходимо получать лицензию. В данной статье обсудим основные аспекты получения лицензии, а для этого обратимся к новому документу — Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Постановлением вводится Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности

Данный закон регулирует отношения между государственными органами исполнительной власти, организации исполнительной власти субъектов Украины , юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. При этом принимаются следующие основные понятия:

  • Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
  • Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
  • Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

После принятия Конституции РФ в 1993 г. процесс упорядочения вопросов лицензирования проходил медленно и трудно, поскольку большое количество актов, противоречащих принятому Основному закону России, необходимо было подвергнуть экспертизе, отмене или опротестованию в судебном порядке. К тому же Правительство РФ не снижало активность в правовой регламентации вопросов лицензирования. Одним из основных законов, установивших принципиальные положения применения такого административно-правового режима в экономике, как лицензирование, стал Гражданский кодекс Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ было установлено, что перечень видов деятельности, которыми предприниматели могут заниматься только при наличии лицензии, определяется федеральным законом.
Проверка исполнения — наиболее распространенная форма контроля, является необходимых элементом оперативного руководства и связана с выработкой практических рекомендаций и предложений по своевременному и точному выполнению решений. Инспектирование — контроль за соблюдением установленных государством правил, стандартов в отдельных сферах деятельности, отраслях экономики.

[3]

В каких случаях выдается лицензия на перевозку пассажиров?

Особенности лицензирования транспортной деятельности организаций

Сфера перевозок пассажиров и грузов предусматривает получение лицензии только в том случае, если деятельность осуществляется железнодорожным, воздушным, водным (в том числе, на морских судах) видом транспорта.
Тем не менее порочная практика органов исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности подзаконными актами длительное время не прекращалась.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция, как продать земельный участок без посредников

Это означает, что при банкротстве юридического лица или же его ликвидации, действие такого документа должно быть прекращено.
Чтобы получить необходимую лицензию, организации следует пройти несколько шагов и обеспечить соблюдение важных условий, которые выдвигаются государством к юридическим лицам, планирующим заниматься транспортной деятельностью.

Лицензирующими органами являются Ространснадзор (для всех видов транспорта кроме воздушного), Росавиация (на воздушном транспорте).
Итак, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые перевозят пассажиров или перемещают иных лиц автобусами, в период с 1 марта по 28 июня 2019 года обязаны получить лицензию на данный вид деятельности. С 29 июня 2019 года перевозка пассажиров и иных лиц автобусами без лицензии — ЗАПРЕЩЕНА.

Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).Управлению Госавтоинспекции УВД администрации края, краевому отделению Российской транспортной инспекции обеспечить выполнение решения малого Совета краевого Совета народных депутатов от 21.05.92 г.

Лицензирование и сертификация транспортной деятельности

Если Вы прошли аттестацию в Ространснадзоре, у Вас есть соответствующее удостоверение об этом, но при этом Вы аттестовывались по старым правилам, то аттестация действует пять лет, соответственно через пять лет необходимо пройти аттестацию снова. Следующая аттестация уже будет по новым правилам, и она будет бессрочной. На сегодняшний день Ваша действующая аттестация действительна и переаттестовываться не нужно так как закон обратной силы не имеет. Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта (далее именуется — лицензирующий орган). На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.

Лицензионные органы осуществляют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, используя общепринятые формы государственного контроля: проверка исполнения, инспектирование, ревизия, надзор.
Получение лицензии на право заниматься транспортной деятельностью носит заявительный характер. Заявление от имени юридического лица либо индивидуального предпринимателя подлежит подаче в лицензирующий орган. К заявлению необходимо приложить пакет документов с описью, перечень которых зависит от вида лицензируемой деятельности.

Лицензирование транспортной деятельности: процедура, порядок, документы

Ревизия — контроль за соблюдением установленных государством правил хозяйствования. Осуществляется только с точки зрения соответствия пове­дения подконтрольных объектов существующим правила и инструкциям.

В настоящее время специальным законом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с установленным перечнем, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.

Решением государством Украины была создана транспортная инспекция — как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью определенного вида. Ее задачами являются:

  • Контроль за исполнением перевозчиками транспортного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов
  • Снижение транспортных издержек в народном хозяйстве
  • Защита интересов потребителей транспортных услуг
  • Стимулирование деятельности перевозчиков, направленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания организацией населения
  • Предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкуренции
  • Регулирование количества и структуры подвижного состава
  • Уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду
  • Снижение аварийности на транспорте
  • Обеспечение необходимого профессионального уровня работников транспорта

Как получить лицензию на перевозку пассажиров: правила и документы

Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее — лицензирующий орган).
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Именно в эту государственную структуру организации следует подавать документы, если вы планируете осуществлять коммерческую перевозку пассажиров и грузов.
Лицензирование на автомобильном транспорте. Порядок получения лицензии. Российская транспортная инспекция, ее цели и задачи.

Особенностью данного вида деятельности является обязанность экспедитора принять груз, перевезти, доставить и выполнить ряд дополнительных обязанностей, связанных с перевозкой. И хотя лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом (автотранспортных), автобусных, морских и железнодорожных — важная тема для обсуждения, но мы рассмотрим порядок лицензирования видов деятельности, которые связаны с автомобильными транспортными услугами в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

Читайте так же:  Что такое плагиат и как за него наказывают

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации предусмотрела возможность приватизации предприятий морского, воздушного, внутреннего водного и автомобильного транспорта, которая позволила физическим и юридическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность (перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедиторские и другие виды работ). При этом особо отмечалось, что такая деятельность может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий).

Правовое регулирование общественных отношений в области транспортной деятельности. Характеристики транспортного права РФ. Управление морским и речным транспортом. Федеральный закон РФ. Лицензия на право деятельности. Транспортные обязательства. Договоры перевозок груза. Гражданско-правовая ответственность. Аренда транспортных средств.

Лицензирование транспортной деятельности. Обязательные лицензионные требования

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Никульникова О.В., Внукова И.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Подготовлен для системы «Консультант+», 2006 год;

Общим для всех Положений является порядок выдачи лицензии. Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. В Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» было особо отмечено, что со дня его вступления в силу введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в установленный данным Законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, т.е. было установлено (и еще раз подтверждено статьей 49 Гражданского кодекса РФ), что любой вид деятельности, подлежащий лицензированию, может быть установлен только на федеральном уровне. Федеральный закон Российской Федерации № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года с изменениями от 04.11.2007 года;

В статье 17 Федерального закона к числу лицензируемых видов деятельности отнесен целый ряд видов предпринимательской деятельности, связанных с перевозкой грузов и пассажиров.

На морском транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой морским транспортом пассажиров и грузов; сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; деятельность по обслуживанию буксировок морским транспортом (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На внутреннем водном (речном) транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой внутренним водным транспортом пассажиров и грузов; погрузочно-разгрузочной деятельностью на внутреннем водном транспорте.

На воздушном транспорте лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой грузов и пассажиров; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики.

На автомобильном транспорте обязательному лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; перевозки грузов емкостью свыше 3,5 тонны (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Руководствуясь полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон Российской Федерации № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года с изменениями от 04.11.2007 года; (как ранее действующим, так и нынешним), Правительство Российской Федерации утвердило на каждом виде транспорта положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензия выдается в соответствии с новым порядком на каждый вид деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок не менее чем пять лет. Статья 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» допускает, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Контроль за соблюдением порядка лицензирования на железнодорожном, морском, внутреннем водном, автомобильном и воздушном транспорте, в том числе за выполнением лицензионных требований и иных условий, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством воздушного транспорта непосредственно или через свои территориальные органы. Наличие лицензии, связанной с осуществлением транспортного процесса, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь необходимые свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты и другие документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации транспортных средств, оборудования, технических средств, устройств и т.д. Егиазаров Т.А. Транспортное право: учебник. ЗАО «Юстицинформ», 2007 год;

Лицензионные требования и условия осуществления лицензируемой деятельности на железнодорожном транспорте в РФ определены в ст. 2.1 Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 марта 2005 г. № АН-57-р (фс) Распоряжение от 24 марта 2005 г. N АН-57-р (фс) «О совершенствовании организации лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта»;, но подобный список в Постановлении Правительства РФ 2002 года Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 г. N 383 «О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте»; значительно уже, чем там.

Читайте так же:  Как составить и подать ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон

Уполномоченным государственным контрольным органам надзора необходимо предоставлять нужную информацию, связанную с лицензионной деятельностью, и представлять в установленные лицензионным органом сроки сведения о принятых мерах по устранению выявленных нарушений лицензионных требований и условий связано с осуществлением контроля за лицензионной деятельностью. Некрасова И., Уваров Д. Современное законодательство о лицензировании деятельности на железнодорожном транспорте в РФ. //Транспортное право, 2005 год, № 4;

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильном транспорте являются:

О лицензировании отдельных видов деятельности

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

2) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

3) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование;

5) соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

6) лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

Видео (кликните для воспроизведения).

7) лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Статья 4. Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Статья 9. Действие лицензии

  1. Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
  2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
  3. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
  4. Лицензия действует бессрочно.
  5. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Государственная пошлина за предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии

  1. За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  2. Не допускается взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования.
Читайте так же:  Порядок лицензирования экспертной деятельности

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Порядок лицензирования транспортной деятельности

§ 3. Лицензирование транспортной деятельности

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации [17] предусмотрела возможность приватизации предприятий морского, воздушного, внутреннего водного и автомобильного транспорта, которая позволила физическим и юридическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность (перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедиторские и другие виды работ). При этом особо отмечалось, что такая деятельность может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий). На железнодорожном транспорте предпринимательскую деятельность можно осуществлять на основании лицензии, полученной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. N 134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» [18]. Это стало возможным в результате изменения формы собственности на железнодорожном транспорте в 2003 г. Это уже второе Постановление Правительства РФ по вопросам лицензирования, которое издано в развитие основополагающего Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [19].

Постановлением были утверждены Положение о лицензировании перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом; Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов; Положение о лицензировании транспортировки грузов (перемещения грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В соответствии с указанным Постановлением общим для всех положений является порядок выдачи лицензии. Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» особо отмечено, что со дня его вступления в силу введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в установленный данным Законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, т.е. было установлено (и еще раз подтверждено ст. 49 ГК РФ), что любой вид деятельности, подлежащий лицензированию, может быть установлен только на федеральном уровне.

Статья 5 Федерального закона определяет полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования. Правительству РФ предоставлено право утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определять федеральные органы исполнительной власти, которые могут осуществлять лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливать виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 17 Федерального закона к числу лицензируемых видов деятельности отнесен целый ряд видов предпринимательской деятельности, связанных с перевозкой грузов и пассажиров.

На морском транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой пассажиров и грузов; сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; деятельность по обслуживанию буксировок морским транспортом (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На внутреннем водном (речном) транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой пассажиров и грузов; погрузочно-разгрузочной деятельностью на внутреннем водном транспорте.

На воздушном транспорте лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой грузов и пассажиров; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики.

На автомобильном транспорте обязательному лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; перевозки грузов емкостью свыше 3,5 тонны (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Руководствуясь полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (как ранее действующим, так и нынешним), Правительство Российской Федерации утвердило на каждом виде транспорта положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

[2]

В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозочным процессом на морском транспорте, физические и юридические лица руководствуются Положениями о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, пассажиров, деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом; погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 447 [20]. В соответствии с этими Положениями лицензированию подлежит вышеперечисленная деятельность юридических лиц независимо от формы собственности, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанная:

а) с перевозкой грузов и пассажиров, фрахтовыми операциями по перевозкам грузов и пассажиров на морском транспорте, буксировкой судов и других плавучих объектов;

б) с обслуживанием судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания;

в) с транспортно-экспедиционным обслуживанием, погрузочно-разгрузочной деятельностью в морских портах.

Лицензия выдается в соответствии с новым порядком на каждый вид деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок не менее чем пять лет. Статья 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» допускает, что положением о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

[1]

На основании этой же статьи соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

При осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с воздушным транспортом, следует руководствоваться Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 85 [21]. В соответствии с этими Правилами (п. 2) лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

Читайте так же:  Обязан ли дилер предоставлять подменный автомобиль на время гарантийного ремонта

а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;

б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;

в) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;

г) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала.

Лицензии выдаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» [22] Федеральным агентством воздушного транспорта. Некоммерческая деятельность в области гражданской авиации может осуществляться без лицензий.

Для получения лицензии заявитель представляет все документы, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также документы, предусмотренные Федеральными авиационными правилами: копию документа, подтверждающего профессионально-техническую (технологическую) возможность заявителя выполнять лицензированный вид деятельности (свидетельства эксплуатанта, сертификаты).

Лицензирование перевозочной (перевозка грузов и пассажиров) погрузочно-разгрузочной деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на внутреннем водном транспорте в Российской Федерации, производится в соответствии с Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте [23], утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 345. В данных Положениях детально регулируются отношения, связанные с выдачей лицензии юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью при осуществлении ими перевозок грузов и пассажиров по внутренним водным путям; осуществлении ими погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте.

Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок не менее пяти лет по установленной им форме.

На автомобильном транспорте при осуществлении деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию, руководствуются положением, которое устанавливает ее виды и порядок их лицензирования.

Обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации. Она регулируется Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 295 [24]. В соответствии с ним (п. 2) лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих: а) городские, пригородные и междугородные перевозки, в том числе межобластные (имеются в виду перевозки между субъектами Российской Федерации); б) перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе. Выдача лицензий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые на это уполномочены.

В настоящее время деятельность, связанная с транспортно-экспедиционным обслуживанием, лицензированию не подлежит (ст. 7 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предусматривающая лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности, исключена из Закона [25]).

В тех случаях, когда необходимо получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации, следует руководствоваться Положением, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. N 118 [26]. В соответствии с ним лицензии на осуществление деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием автотранспортных средств, выдаются региональными отделениями Российской транспортной инспекции и ее филиалами.

Контроль за соблюдением порядка лицензирования на железнодорожном, морском, внутреннем водном, автомобильном и воздушном транспорте, в том числе за выполнением лицензионных требований и иных условий, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством воздушного транспорта непосредственно или через свои территориальные органы. Наличие лицензии, связанной с осуществлением транспортного процесса, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь необходимые свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты и другие документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации транспортных средств, оборудования, технических средств, устройств и т.д. Например, на внутреннем водном транспорте обязательной сертификации подлежат суда внутреннего и смешанного плавания, судовые устройства, механизмы и оборудование. Такой же порядок установлен и на воздушном транспорте.

[17] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 1. Ст. 2.

[18] СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1305.

[19] Там же. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.

[20] СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2590.

[21] СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 622.

[22] Там же. 2006. N 6. Ст. 700.

[23] СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2158.

[24] Там же. 1997. N 12. Ст. 1432.

[25] СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167.

Видео (кликните для воспроизведения).

[26] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 7. Ст. 572.

Источники


  1. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.

  2. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  3. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  4. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
Порядок лицензирования транспортной деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here