Порядок лицензирования управляющих компаний в сфере жкх

Все ответы на вопросы по тематике: "Порядок лицензирования управляющих компаний в сфере жкх" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

До 1 мая 2015 года управляющие компании должны получить лицензию на управление многоквартирными домами

После указанной даты осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещается. Получение лицензии не потребуется для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.

Выдавать лицензии будут органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта РФ, в котором она выдана.

Для получения лицензии ее соискатель должен зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также выполнить ряд других лицензионных требований (отсутствие судимости у должностного лица за преступления в сфере экономики, наличие квалификационного аттестата и др.).

Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утвердит Правительство РФ.

Сведения о выданных лицензиях будут включаться в реестр лицензий субъекта РФ и сводный федеральный реестр лицензий. Если в течение календарного года управляющей компании или ее должностному лицу суд два и более раза назначит административное наказание за неисполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирных домов, то сведения о таких домах исключаются из реестра лицензий субъекта РФ и управляющая компания перестает управлять ими.

Когда общая площадь помещений, исключенных из реестра многоквартирных домов, достигнет 15 и более процентов от общей площади помещений в домах, которыми компания управляла в течение календарного года, орган государственного жилищного надзора сможет обратиться в суд с требованием аннулировать лицензию.

Законом введена административная ответственность, в частности:

за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 7.23.3 КоАП РФ);

за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (статья 14.1.3 КоАП РФ);

за нарушение лицензионной комиссией субъекта РФ требований законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 19.6.2 КоАП РФ).

Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Минстрой России признал, что лицензирование действующих управляющих организаций в сфере ЖКХ прошло с нарушениями закона

Действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить бессрочную лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. С 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ). Вновь создаваемые управляющие компании также должны будут пройти процедуру лицензирования. Данная мера призвана обеспечить гарантию качества услуг организаций, занимающихся на профессиональной основе управлением многоквартирными домами. Необходимым условием получения лицензии является наличие у должностного лица управляющей компании квалификационного аттестата – он выдается после сдачи специального квалификационного экзамена (ст. 202 Жилищного кодекса РФ). Затем соискатель должен подать заявление и прилагаемые к нему документы в орган государственного жилищного надзора, который на их основе обязан подготовить для лицензионной комиссии мотивированное предложение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (ч. 1 ст. 194 Жилищного кодекса РФ). Лицензионная комиссия создается субъектом федерации специально для целей лицензирования (ч. 1 ст. 201 Жилищного кодекса РФ).

Официальные данные по количеству организаций, подавших заявления на получение лицензий, и тех, кто такие лицензии получил, на федеральном уровне еще не опубликованы. Однако по результатам, представленным отдельными регионами, видно, что лицензирование действующих управляющих компаний проходило тяжело и неравномерно. Как отметила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева на заседании Общественной палаты РФ 19 мая, первые результаты лицензирования управляющих организаций восторгов не вызывают. По ее данным, к середине апреля решение о выдаче лицензий было принято в отношении около 25% управляющих организаций, подавших заявки, а к 1 мая – в отношении всех заявивших о желании получить лицензии управляющих организаций. «Значит, в последние две недели лицензии выдавались «револьверным» способом. По нашим подсчетам, в некоторых субъектах на выдачу лицензии отводилось 40 секунд! Эта ситуация вызывает озабоченность. Почему лицензионные комиссии начали работать столь поздно и столь неэффективно?» – негодует Елена Николаева.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис подчеркнул, что в вопросе получения лицензий и сами компании тянули до последнего: «В нашей стране уже сложилась традиция, по которой любой срок, установленный законодателем, будет продлен. Поэтому вплоть до начала 2015 года большинство руководителей были уверены, что срок на получение управляющими компаниями лицензий будет установлен гораздо позднее 1 мая. И только когда стало очевидно, что он не будет переноситься, все засуетились».

Кроме того, эксперты отметили несоблюдение сроков формирования реестров информации, содержащих сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. Причем это касается и сводного федерального реестра лицензий, и реестра дисквалифицированных лиц, и реестра лицензий субъектов федерации (ст. 195 Жилищного кодекса РФ) – большинство из них все еще находятся в процессе разработки. Первые два реестра должен вести Минстрой России, а реестр лицензий субъекта федерации – орган государственного жилищного надзора субъекта федерации. При этом с 1 мая ведение всех трех реестров должно осуществляться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, которая только начала формироваться.

Читайте так же:  Можно ли подавать на алименты без развода

Руководитель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Воронежской области Татьяна Головачева высказала мнение, что часть управляющих компаний намеренно «провалила» процедуру лицензирования. Татьяна Головачева заметила, что одной из самых распространенных причин отказа в получении лицензии было несоблюдение требований о раскрытии информации. Напомним, что лицензиат обязан обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности и иных данных путем опубликования ее в Интернете или печатных СМИ, размещения на информационных стендах в помещении управляющей организации и предоставления на основании запросов (п. 6 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, п. 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами). «Я считаю, что часть компаний изначально была готова к уходу с рынка, поэтому и не стала раскрывать информацию о своей деятельности. Потому что иначе объяснить несоблюдение этого требования тяжело – с технической точки зрения разместить информацию о своей деятельности на официальном сайте может каждая организация», – отмечает Татьяна Головачева.

Еще одной тенденцией стал добровольный отказ компаний от управления ветхими, аварийными и малоквартирными домами. По данным, представленным Еленой Николаевой, с 1 января по 30 апреля 2015 года управляющие компании добровольно отказались от управления 42 326 домов, что составило 8% жилого многоквартирного фонда России. «Эту проблему мы обязаны решить, – заявила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – Есть несколько путей: предоставление дотаций из муниципального бюджета тем компаниям, которые управляют «невыгодными» домами, или снижение лицензионных требований. Однако и тот, и другой пути мне не нравятся: в местных бюджетах денег нет, а все граждане имеют право на одинаковые условия обслуживания. Для меня ситуация тупиковая». А Елена Николаева предложила создавать муниципальные управляющие компании, которые займутся управлением непростого жилого фонда.

Директор СРО «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая пожаловалась на работу государственных жилищных инспекций. «С момента получения управляющими организациями лицензий жилищные инспекции осуществляют в отношении таких организаций лицензионный контроль (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ). Мы наблюдаем картину, когда государственные жилищные инспекции даже после получения предпринимателями лицензий продолжают присылать им уведомления о проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора, а не лицензионного контроля, что неверно», – рассказывает Татьяна Вепрецкая.

Несмотря на выявленные нарушения при лицензировании управляющих компаний, Андрей Чибис в целом положительно оценил проделанную работу. «То, что в очень сжатый период провели процедуру лицензирования немалого количества управляющих организаций, – дорогого стоит. А сейчас перед нами стоит общая задача – донастроить механизмы лицензирования», – заключил он.

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ с 1 мая 2015 года

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ с 1 мая 2015 года

С 1 мая 2015 года лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ стало обязательным. В этой статье вы узнаете, какие требования предъявляются к управляющим компаниям, какие документы нужно представить для получения лицензии, за что управляющую компанию могут лишить лицензии и сколько это стоит.

Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ введено Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ. Согласно Закону деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии, за исключением случая ее осуществления ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

К лицу, претендующему на получение лицензии, установлены следующие требования:

Организация или ИП должны быть зарегистрированы на территории РФ.

У должностного лица организации или ИП должен быть квалификационный аттестат.

Квалификационный аттестат выдается сроком на 5 лет по результатам экзамена, которое сдает должностное лицо соответствующей лицензионной комиссии, созданной субъектом РФ. Для сдачи экзамена нужно ответить на 100 вопросов за 2 часа. Как минимум 86 ответов должны быть правильными. Потренироваться в прохождении экзамена можно на бесплатном онлайн тренажере здесь . С порядком прохождения экзамена, а также экзаменационными вопросами вы можете ознакомиться ниже.

У должностного лица организации или ИП не должно быть неснятой или непогашенной судимости за перступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие.

Отсутствие сведений о должностном лице организации или ИП в реестре дисквалифицированных лиц, лицензия которых аннулирована или в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.

Отсутствие сведений об аннулировании ранее выданной организации или ИП лицензии в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Соблюдение организацией или ИП требований по раскрытию информации, предусмотренных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. В заявление на предоставление лицензии должны быть указаны сайты или печатные издания, в которых соискатель лицензии раскрывает информацию о своей деятельности в случае осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на момент обращения.

С текстом закона о лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами вы можете ознакомиться ниже.

Лицензионные комиссии субъектов РФ.

Значительный объем полномочий в лицензирование ЖКХ закон относит к компетенции лицензионных комиссий. Эти комиссии должны быть созданы в каждом регионе для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора. Лицензионные комиссии принимают квалификационный экзамен у должностного лица управляющей компании, принимают решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче, принимают решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В состав лицензионной комиссии должны входить представители общественности. Не менее 1/3 ее членов должны составлять представители саморегулируемых организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих жилищный контроль. Таким образом, государство пытается усилить роль общественного контроля в сфере ЖКХ.

Порядок лицензирования управляющих компаний.

Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года № 1110, которым утверждено положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. С текстом Постановления вы можете ознакомиться ниже.

Заявление на получение лицензии подается в орган государственного жилищного надзора (лицензирующий орган). К заявлению должна быть приложена копия квалификационного аттестата, а также опись прилагаемых документов. За предоставление лицензии должна быть уплачена государственная пошлина в размере 30 000 руб.

[2]

Заявление на получение лицензии рассматривается органом государственного жилищного надзора в срок не более 30 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов. При этом срок оформления приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении согласно Положению о лицензировании ЖКХ составляет не более 45 рабочих дней со дня приема заявления.

Читайте так же:  Кадастровая стоимость земли в москве

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии надзорный орган принимает на основании решения лицензионной комиссии.

В выдаче лицензии могут отказать, если ИП или организация не соответствуют установленным требованиям либо представили недостоверную информацию в заявлении и приложенных к нему документах.

В каких случаях управляющая компания может потерять лицензию?

В законе заложены дополнительные механизмы для повышения ответственности управляющих компаний.

Во-первых, управляющая компания может потерять право на управление домом. Это может произойти, если в течении календарного года 2 и более раз не исполнит предписание органа государственного жилищного надзора, за что должностное лицо организации или ИП будет привлечено судом к административной ответственности.

Во-вторых, управляющую компанию могут лишить лицензии. Решение об аннулировании лицензии принимает суд на основании заявления органа государственного жилищного надзора. Лицензия может быть аннулирована, если управляющая компания потеряет право управления многоквартирными домами, общая площадь помещений которых составит 15 % и более от общей площади помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляла организация или ИП за год до принятия решения об обращении в суд. Такое решение также будет приниматься лицензионными комиссиями.

Где посмотреть список управляющих компаний, получивших лицензию на свою деятельность?

Сентябрь 2014 года ознаменовался одним ярким событием. Управляющие компании в сфере ЖКХ начали получать лицензии. При этом срок приёма лицензий ограничен 1 мая 2015 года.

Компании не успевшие позаботиться о получении лицензии до этого срока теряют право осуществлять управление над домами с большим количеством жильцов.

Что нужно для того, чтобы получить лицензию?

Выдачей лицензий занимается орган государственного жилищного надзора (Госжилнадзор). Все лицензии действительны только в регионе своей выдачи и не имеют срока своего окончания.

Организация ЖКХ обязана соответствовать определенным требованиям:

  • иметь помещение, в котором отсутствуют жильцы и которое соответствует определённым стандартам;
  • иметь в наличии оборудование для ремонта жилья, приобретённого официальным способом;
  • иметь команду работников, которые способны заниматься ремонтом в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • руководители предприятия должны иметь сертификат, подтверждающий их соответствие требованиям, предъявляемым к работе в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • в организации должен осуществляться контроль за сохранением персональной информации о жильцах управляемого дома.

Прохождение квалификационного экзамена

Согласно Постановлению, вначале необходимо выдержать квалификационный экзамен ЖКХ.

Для этого назначается соответствующая комиссия. Компании, занимающиеся управлением ЖКК, будут получать лицензию от органов государственного жилищного надзора, поэтому в комиссии должны присутствовать представители различных организаций. К ним можно отнести саморегулируемые организации, различные общественные объединения, организации не являющиеся коммерческими.

На данном этапе постановление нуждается в некоторой доработке, согласно которому нужно прописать из каких именно членов должна состоять комиссия. Но сомнения нет в том, что ими должны быть члены крупнейших саморегулируемых компаний.

[1]

Благодаря подобной мере должны свестись к минимуму риску, связанные с коррупцией и выдачей лицензий недобросовестным компаниям.

Когда состав лицензионной комиссии утверждён, то проводится специальный экзамен, согласно результатам, которого решается вопрос о выдаче лицензионного разрешения компании.

Экзамен включает в себя 200 вопросов и сдаётся он как всеми специалистами организации по управлению ЖКХ, так и ее руководителем в индивидуальном порядке.

Реестр управляющих компаний

Существует список организаций, которые имеют право на управление многоквартирными домами. В реестр управляющих компаний , получивших лицензию, попадают те организации в сфере ЖКХ, которые прошли все проверки.

В сети Интернет существуют списки таких компаний, которые индивидуальны для каждого региона России.

Пользователь может обратиться к подобным реестрам и узнать какие именно компании работают в его регионе. Таким образом, достигается максимальное сотрудничество между жильцами и управляющими компаниями ЖКХ.

К примеру, список основных управляющих компаний в сфере ЖКХ Москвы выглядит так:

  • ГУП «ЭВАЖД»;
  • ОАО «ДЕЗ района Южное Бутово»;
  • ГБУ «Жилищник района Хорошево-Мневники»;
  • ООО «ДС Эксплуатация»;
  • ГУП «ДЕЗ района «Марьино».

Как проверить, получила ли компания лицензию?

В сфере ЖКХ, как и в любой другой, существует большое количество мошенников.

Перед тем как заключать договор с управляющей компанией в сфере ЖКХ, следует проверить, имеет ли она лицензию.

Существует сайт Инспекции государственного жилищного надзора. На нем есть специальный раздел под названием «Лицензирование», в котором находится подраздел «Реестры».

В списках таблиц, представленных в данном файле можно найти такие наименования:

  • ИНН лицензируемой организации;
  • тип лицензиата (индивидуальное предприятие или юридическое лицо);
  • полное и краткое наименование организации, которое представляет юридическое или физическое лицо;
  • форма организации (ООО, ЗАО, муниципальное учреждение и т.д.);
  • адрес, в котором находится организация;
  • фамилия, имя и отчество исполнительного органа лицензиата;
  • информация о квалификационном аттестате (дата выдачи и окончания, основание для погашения срока действия квалификационного аттестата).

Кроме вышеуказанных наименований столбцов, список с реестрами содержит такую информацию, как наименование региона России, в котором была выдана лицензия, и другую дополнительную информацию по лицензии (например, дату, когда организация была внесена в список имеющих лицензию).

Что делать, если ваша УК вовремя не получила лицензию?

Требования к управляющей компании достаточно простые:

  • начальство ЖКХ не должно иметь судимостей;
  • компания не должна находиться в списке отстранённых от управления;
  • компания должна соблюдать требования о неразглашении информации.
Читайте так же:  Причины для остановки тс по требованию гибдд основания и порядок

К сожалению, даже таким щадящим требованиям не соответствуют многие организации. Поэтому вступившие изменения в законе привели к тому, что не все управляющие компании смогли получить лицензию на свою деятельность и теперь не могут оказывать свои услуги жильцам многоквартирных домов.

В таких случаях составляется специальный список, в который заносятся перечень всех управляющих компаний, не получивших лицензию.

После этого администрация в течение трёх дней должна разослать жильцам уведомление о том, что их управляющая компания не прошла проверку.

Выбор другой компании является делом жильцов. В течение двух недель должно быть проведено собрание, где будет решаться, какой компании передать управление домом. В случае, когда вопрос не был решён на собрании, выбор делают органы местного самоуправления.

Управляющая компания, не получившая лицензию, должна будет передать новой, приступающей к работе, соответствующие документы по дому.

Видео: Как лицензирование УК скажется на рядовых жителях?

В видеосюжете даются ответы на вопросы, касающиеся процедуры лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Разъясняется, как будет развиваться ситуация, если компания, управляющая многоквартирным домом, не пройдет лицензирование в установленный срок, как на практике будет решаться вопрос о передачи дома в ведение другой организации.

Получите лицензию для управляющей компании ЖКХ в Санкт-Петербурге

Для чего нужно получать лицензию Росжилнадзора на управляющую компанию

Федеральная служба по жилищному контролю и надзору (Росжилнадзор) контролирует деятельность управляющих компаний, которые обслуживают многоквартирные дома. Цель такого контроля — подтвердить качество работы УК, гарантировать жильцам полноценное обслуживание. С этой целью Росжилнадзор выдает и учитывает лицензии на деятельность управляющих компаний.

Правовая основа выдачи лицензий

Деятельность управляющих компаний была узаконена в современном виде в 2014 году. Основной документ, который регламентирует работу УК, — это Федеральный закон № 255-ФЗ от 21 июля 2014 года. Согласно этому документу, Росжилнадзор контролирует деятельность управляющих компаний, выдает и учитывает лицензии на их работу.

Помните, что работа управляющей компании и обслуживание жильцов многоквартирного дома без лицензии Росжилнадзора — это основание для административной ответственности и штрафа. Лицензия на деятельность управляющих компаний выдается бессрочно.

Какие лицензионные требования предъявляются к управляющим компаниям?

С 1 мая 2015 года все управляющие компании обслуживающие многоквартирные жилые дома должны были получить лицензию. С того же времени жилищный надзор в отношении этих организаций уступил свое место лицензионному контролю.

Для того, чтобы в последующем рассказать о том, как проводится лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, расскажем сначала о том, какие лицензионные требования к ним применяются.

Итак, согласно статье 193 Жилищного кодекса РФ к лицензионным требованиям относятся:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие среди единоличных руководителей лицензиата лиц, которые были дисквалифицированы, или руководили управляющими организациями ранее лишенными лицензии на управление МКД;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований установленных Стандартом раскрытия информации;

7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Разберем по порядку.

Лицензию дают юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Российской Федерации, руководители которых не имеют должной судимости, не были дисквалифицированы, и не руководили когда то УК, которую лишили лицензии за нарушения в обслуживании домов.

Лицензиат должен соблюдать все требования Стандарта раскрытия информации, установленного Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010, в том числе раскрывать все установленные данным постановлением сведения на своем сайте, на сайте Реформа ЖКХ и на информационных стендах, в соответствии с формами раскрытия информации.

Иные требования, а это собственно как раз те требования, которые касаются качества обслуживания жилого фонда. Они определены постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014г, изменения в которое были внесены постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1434.

Согласно этим документам, лицензионными требованиями к управляющим компаниям, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации:

(- предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД,

— обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания,

— гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ.);

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации:

(-выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД,

— оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД,

— предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД,

— осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом.);

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации:

А вот уже эти требования в совокупности говорят о том, что управление многоквартирным жилым домом также должно соответствовать следующим нормам:

Федеральному закону №384 от 30.12.2009 г. «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений»;

Федеральному закону от №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Читайте так же:  Снимаем автомобиль с учета через госуслуги

Федеральному закону от 21.07.2014 №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;

Постановлению Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»;

Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;

Постановлению Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

Постановлению Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению»);

Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28 октября 2014 г. № 657/пр “Об утверждении методических рекомендаций по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю, форм документов, используемые при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами”.

Послесловие: материал регулярно пополняется и обновляется.

Основные лицензионные требования к работе управляющих компаний ЖКХ

С 2015 года на ведение хозяйственной деятельности по содержанию многоквартирных домов следует иметь специальное разрешение. Соблюдая лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ, фирма может в короткие сроки получить документ, позволяющий работать в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Возможно, ужесточение требований к компаниям, занимающимся обслуживанием МКД, усложняет их работу, но, с другой стороны, оно вынуждает управляющие фирмы повышать качество сервиса.

Для чего нужна лицензия

Отсутствие точных требований к работе управляющих организаций, а также неэффективная система контроля привели к тому, что в деятельности фирм, занимающихся содержанием МКД, с каждым годом появлялось всё больше недочётов, а права владельцев жилплощади не были защищены в полной мере.

Лицензия на предпринимательскую деятельность, которую теперь должны получать УК, позволила создать некое органичение для входа на рынок. Это положительно повлияло на качество предоставляемых фирмами услуг.

Введение лицензирования не только обеспечивает отбор лучших компаний из имеющихся на рынке, но и побуждает организации, управляющие объектами жилого фонда, избегать погрешностей в работе, чтобы сохранить лицензию.

Необходимость соблюдения лицензионных требований существенно сократит число компаний, имеющих право работать в сфере ЖКХ, и позволит очистить рынок от фирм-однодневок и недобросовестных управляющих. Таким образом, лицензирование — это эффективный механизм контроля качества обслуживания МКД, который даёт государственным органам рычаги управления ситуацией на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Перечень лицензионных требований

Федеральный закон о лицензировании управляющих компаний №255 от 21.07.2014 содержит список условий, которые должны учитывать фирмы, стремящиеся получить разрешение на осуществление деятельности в сфере обслуживания объектов ЖКХ. В этот перечень входит:

  1. Регистрация компании на территории РФ. Организации, зарегистрированные в других странах, к управлению не допускаются.
  2. Наличие квалификационного аттестата у руководителя УК и его непосредственных заместителей (при необходимости).
  3. Отсутствие у руководящего лица фирмы неснятых или непогашенных судимостей за экономические правонарушения, преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие.
  4. Отсутствие среди руководителей компании лиц, к которым применялась дисквалификация как административное наказание, а также тех, кто прежде управлял фирмами, лишёнными лицензий.
  5. Своевременное раскрытие информации о финансовых результатах деятельности фирмы, а также других сведений, предусмотренных законодательством.

Подробное описание того, как получить лицензию на управление многоквартирным домом в 2019 году, а также особенности функционирования УК содержатся в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» № 1110 от 28 октября 2014 г .

Органы, выдающие лицензии

Территориальные отделения Госжилнадзора принимают заявки на выдачу лицензий или продление срока действия разрешений на ведение хозяйственной деятельности. Принятые документы передаются на рассмотрение лицензионной комиссии, в состав которой входят:

  • представители общественности;
  • специалисты в области управления объектами жилого фонда;
  • другие незаинтересованные лица.

Если комиссия принимает положительное решение относительно лицензиата, Росжилнадзор выдаёт соответствующее разрешение или продлевает ранее выданное.

Важно точно знать, кто выдает лицензии управляющим компаниям в сфере ЖКХ, поскольку разрешение на обеспечение эксплуатации многоэтажных домов, полученное в одном из субъектов РФ, действует исключительно на его территории.

Для заключения договоров с владельцами жилья в границах другой административной единицы управляющей компании следует получить разрешение в соответствующем подразделении Госжилнадзора. Для упрощения процедуры отслеживания законности работы УК Государственная жилищная инспекция ведёт реестр лицензий по управлению многоквартирными домами.

Порядок прохождения процедуры лицензирования

До введения обязательного лицензирования управляющих компаний в каждом регионе страны действовали сотни фирм, предоставляющих услуги по обслуживанию объектов жилого фонда. С целью адаптации к новым требованиям законодательства эти компании должны были сделать ряд шагов:

  • подготовить документы;
  • пройти квалификационный экзамен (для руководителя);
  • подать заявление в отделение Госжилнадзора по месту ведения хозяйственной деятельности.
Читайте так же:  Наказание злоупотребления при эмиссии ценных бумаг по статье 185 ук рф

Когда лицензионная комиссия по управлению многоквартирными домами рассмотрела поданные заявки, компании, полностью отвечавшие установленным требованиям, получили возможность продолжить работу. Остальные соискатели были вынуждены провести реорганизацию согласно требованиям или покинуть рынок.

Как пройти аттестацию

Аттестация руководителей УК направлена на подтверждение их квалификации путём экзаменационной проверки. Экзамен длится 120 минут и проходит в форме компьютерного тестирования, в процессе которого программа выбирает 100 вопросов из двухсот. Тест считается пройденным, если экзаменуемый дал не менее 86 правильных ответов.

Тестовые вопросы касаются тонкостей нормативно-правовой базы ЖКХ и отличаются узкой направленностью. Подготовиться к экзамену можно с помощью тренировочного тестирования на сайте РосКвартала . Кроме того, в интернете доступны для ознакомления вопросы, встречающиеся на экзамене.

Использование справочных материалов во время тестирования запрещено, однако в случае неудовлетворительной оценки можно пересдать экзамен. Количество попыток не ограничивается.

Подавать заявку на прохождение тестирования в Госжилинспекцию желательно за 15 рабочих дней до предполагаемой даты сдачи экзамена. Для допуска к аттестации нужно иметь при себе паспорт.

Оформление и аннулирование лицензии

Результаты квалификационного экзамена оглашаются спустя 5 дней. Если экзаменуемый успешно сдал тесты, ему выдаётся аттестат, действующий на протяжении 5 лет и позволяющий возглавлять любую управляющую фирму на всей территории РФ. Прохождение тестирования и выдача квалификационных аттестатов бесплатны для всех соискателей.

Аттестат аннулируется в следующих случаях:

  • выявление факта использования экзаменуемым лицом подложных документов;
  • обнаружение сведений о дисквалификации экзаменуемого;
  • вступление в силу решения суда с санкцией за экономическое правонарушение или тяжкое / особо тяжкое преступление в отношении получателя.

Порядок оформления лицензии

Государство в равной степени заинтересовано как в контроле качества работы управляющих компаний, так и в увеличении их количества, предотвращающего монополизацию рынка. В связи с этим получение лицензии на управление многоквартирным домом — простая и быстрая процедура.

Порядок оформления разрешения на ведение предпринимательской деятельности управляющими компаниями можно представить в виде следующего алгоритма:

  1. Подготовка документов и подача их вместе с заявлением в Госжилнадзор.
  2. Обработка заявки комиссией, проверка достоверности информации, принятие решения.
  3. Выдача лицензии.

Предлагаем ознакомиться с тем, как выглядит лицензия.

Пакет документов

Для того чтобы лицензионная комиссия рассмотрела заявку на выдачу УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, нужно предоставить:

    заявку по установленной форме

;

  • справки:
    • о регистрации в качестве субъекта предпринимательства;
    • об отсутствии судимостей директора фирмы;
    • об отсутствии информации о руководителе компании в реестре дисквалифицированных лиц;
    • о наличии или отсутствии аннулированных лицензий;
    • о лицензиях, которые ранее были выданы фирме;
  • перечень интернет-порталов или печатных изданий, где можно найти информацию о работе компании;
  • квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины;
  • копию квалификационного аттестата;
  • список домов, с которыми заключены договоры.
  • Сроки действия разрешения и стоимость лицензирования

    В таблице представлены сроки и стоимость лицензирования фирм, обеспечивающих эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства.

    [3]

    Сроки
    Для лицензиатов, получивших разрешение на ведение хозяйственной деятельности до 11.01.2018 До 11.01.2023 Для фирм, получивших лицензию после 11.01.2018 5 лет с момента получения Стоимость Получение лицензии 30 тыс. рублей Продление 5 тыс. рублей

    Как проверить наличие лицензии

    Проверить управляющую компанию ЖКХ на наличие лицензии можно при помощи интернет-портала ГИС ЖКХ . Для этого нужно выбрать во вкладке «Реестры» категорию «Реестр лицензий субъектов РФ». В открывшемся окне можно получить требуемую информацию с использованием реквизитов лицензии или информации об МКД.

    Используя интернет-портал « Реформа ЖКХ », легко найти сведения о лицензии любой УК, финансовые результаты её деятельности за конкретный период, а также сведения о зафиксированных нарушениях.

    О контроле и обжаловании действий органов лицензирования

    Лицензионная комиссия имеет широкий круг полномочий, в который входит не только принятие решения о выдаче УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, но и обращение в суд для его аннулирования.

    Кроме того, комиссия проводит лицензионный контроль. За нарушения предусмотрены разные виды административных наказаний.

    Нарушитель Сумма штрафа, тыс. рублей Дисквалификация, лет

    Должностное лицо От 50 до 100 До 3 Индивидуальный предприниматель От 250 до 300 До 3 Юридическое лицо От 250 до 300 —

    Если УК считает незаконными действия органов лицензирования и хочет их обжаловать, следует подать заявление в арбитражный суд по месту нахождения отделения Госжилнадзора, решение которого оспаривается. Предварительно рекомендуется направить жалобу с изложением претензий на адрес структуры, которая инициировала процесс аннулирования лицензии или применение других санкций без веских оснований.

    Заключение

    Обязательное лицензирование компаний, работающих в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, позволило обеспечить доступ на рынок исключительно компетентным фирмам и мотивировать их постоянно повышать качество предоставляемых услуг. Право лишить лицензии любую компанию, грубо нарушающую требования законодательства, даёт возможность Госжилнадзору контролировать соблюдение стандартов обслуживания и защищать права владельцев жилплощади.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

    Источники


    1. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.

    2. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.

    3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
    4. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
    Порядок лицензирования управляющих компаний в сфере жкх
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here