Предельный минимальный размер участка

Все ответы на вопросы по тематике: "Предельный минимальный размер участка" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Предельный минимальный размер участка

Главная » Земля » Предельный минимальный размер участка

Основные положения закона в отношении минимальной и максимальной площади землевладений призваны контролировать и следить за надлежащей и грамотной эксплуатацией наделов. При отсутствии ограничений подобного рода, их деление производилось бы бесчисленное количество раз.

Итогом непрерывных межевых работ стало бы образование множественных микроучастков. Габариты полученных таким образом земель не позволят применять объекты рационально и в надлежащем объеме.

Возникновение сверхкрупных наделов также приведет лишь к неверному и нерациональному порядку землепользования. Ввиду сказанного, законодательные органы решили установить обязательные ограничительные меры по разделению земель.

Федеральный закон о предельном минимальном размере земельного участка

Предельно допускаемая площадь землевладений (минимальные и максимальные показатели) регламентируется нормами Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), которые принимаются муниципальными властями (статья 30 Градостроительного кодекса РФ).

В правилах, согласно положениям, установленным Градостроительным кодексом РФ (статья 38), на любой территории закрепляется специальная градостроительная регламентация, с учетом особенностей которой в каждой территориальной зоне вводятся различные виды разрешенного землепользования, а также их допустимые габариты.

Предельный размер для любого вида надела является обязательным параметром, который используется:

Предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС

Установление подобных норм происходит на основании предписаний ПЗЗ. Это подразумевает, что исходя из градостроительного зонирования каждого региона определяются участки, отведенные для различных типов строительства, каждый из которых характеризуется собственной нормой площади.

Помимо сказанного, в отдельных субъектах России минимальная и максимальная площадь земель различается. Стоит отметить, что при зонировании территорий, постройка жилых домов разрешается совсем не в каждом случае.

Процедура определения размеров землевладений для каждого региона происходит по-своему, в зависимости от содержания локальных законодательных актов. Однако любой правовой документ регионального значения должен непременно соответствовать установлениям федеральных законов и основному закону страны.

В пределах Российской Федерации средний показатель размера земель для индивидуального жилищного строительства отличается, но приблизительно он равен трем соткам.

При этом обозначенные нормы сугубо индивидуальны, и в определенных субъектах государства их значение может превосходить указанную цифру, иногда даже в несколько раз. Ввиду сказанного, минимальный предел участка для ИЖС устанавливается согласно нормативно-правовым актам муниципалитетов.

Предельная площадь наделов для индивидуального жилищного строительства также регламентируется органами местного самоуправления.

Нередко на конечный результат при разрешении подобных вопросов влияют такие обстоятельства:

  • исходное число землевладений;
  • востребованность участков земли;
  • уровень заселенности территории;
  • показатели общего развития конкретного субъекта.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

О регистрации земельного участка в ЕГРН читайте тут.

Законодательные органы определяют допустимые размеры, принимая во внимание данные о параметрах жилой недвижимости и количества граждан, планирующих последующее проживание на ее территории. Закрепленные значения должны в обязательном порядке отвечать действующим требованиям технических и санитарных норм.

При возникновении необходимости, уточните информацию о предельных размерах земель, обратившись в местную администрацию. В каждом субъекте РФ разрешенные габариты земель различны, но в среднем примерно равны 3 — 30 соткам.

Однако это вовсе не предполагает, что в любом регионе предельные нормы должны быть точно такими же и вписываться в приведенные выше рамки.

Предельный минимальный размер земельного участка для садоводства

Минимальная площадь надела, являющегося государственной либо муниципальной собственностью, передаваемого лицу во владение (кроме ситуаций, оговоренных нормами федеральных законов), равна:

  • для разведения садов — 0,03 га;
  • под огороды — 0,06 га;
  • под дачное строительство — 0,05 га;
  • для разведения домашнего скота — 1 га;
  • под КФХ — 5 га.

Вышеуказанные нормы не относятся к тем случаям, когда земли сельхозназначения, собственниками которых являются государственные или муниципальные органы, выделяются под КФХ, основной вид деятельности которых — разведение садов, овощных культур, цветов, виноградников, птицы, пчел, рыбы, выращивание семян, и прочие виды деятельности для произведения сельхозпродуктов в соответствии с технологией, предусматривающей допустимое пользование землей, площадь которых не превышает пяти га.

Предельный минимальный размер земельного участка в Московской области

Московская область регулирует обозначенный вопрос рядом самостоятельных законодательных актов, основанных на Земельном кодексе РФ. Такие предписания призваны контролировать габариты участков при осуществлении процедуры межевания как в отношении крупных, так и небольших объектов недвижимости. После того, как их точный размер установлен, земли передаются во владение юридических и физических лиц.

Участки земли могут выделяться для следующих целей:

  • осуществления огороднической деятельности;
  • ведения КФХ;
  • разведения садовых насаждений;
  • постройки дачных домиков.

Закон по Московской области в статье 1 фиксирует требования к минимально допустимым габаритам наделов, переданных в собственность определенных лиц, которые сегодня составляют:

  • для крестьянского (фермерского) хозяйства — 2 га;
  • для культивирования урожая для личных нужд — 0,04 га;
  • под садоводство — 0,06 га;
  • под возведение дачных домиков — 0,06 га.

Предельный минимальный размер земельного участка в Ленинградской области

Положениями областного закона Ленинградской области от 29.10.2003 о предельных размерах государственных и муниципальных землевладений, предоставляемых гражданам в собственность на основании предписаний Земельного кодекса РФ, регламентированы обязательные показатели предельных размеров земельных объектов, являющихся собственностью государства или муниципальных образований, передаваемых во владение граждан.

[2]

Также при определении параметров земельных участков законодателями были учтены нормы Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Статьей 1 вышеуказанного нормативно-правового акта определяется следующий предельный размер землевладений (максимальный и минимальный):

  • под ведение КФХ — 0,05 га;
  • для садоводства — минимум 0,05 га;
  • для возведения построек дачного типа — не менее 0,05 га;
  • под содержание огорода — минимум 0,01 га;
  • для разведения сельскохозяйственных животных — не меньше 0,01 га.
Читайте так же:  Где и как можно проверить квартиру на обременение

Энциклопедия судебной практики. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (Ст. 38 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Ст. 38 ГрК)

1. Если земельный участок, не занятый жилыми строениями, находится в уже существующей зоне застройки многоквартирными жилыми домами, то на него распространяется установленный для данной зоны максимальный процент застройки

Поскольку спорный земельный участок находится в уже существующей зоне застройки многоквартирными жилыми домами, для которой максимальный процент застройки установлен 50%, этот же процент распространяется и на спорный участок, несмотря на то что непосредственно на нем отсутствуют жилые дома.

2. Установление минимальных отступов от границ земельного участка, равных нулю, законом не запрещено

Проанализировав нормы [ст. 38 ГрК РФ], суды обоснованно признали, что действующее градостроительное законодательство не содержит запрета на установление минимальных отступов от границ земельного участка, равных нулю, в связи с чем отсутствие в представленном на согласование градостроительном плане указаний на параметры данных отступов не может являться основанием для отказа в его согласовании.

3. Закон не устанавливает запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции в зависимости от зоны нахождения земельного участка и величины, на которую предполагается отклонение

Ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни каким-либо иным федеральным законом не предусмотрено введение запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зависимости от зоны нахождения земельного участка и той величины, на которую предполагается отклонение

Как правильно указал суд, ни Кодексом, ни каким-либо иным федеральным законом не предусмотрено введение запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зависимости от зоны нахождения земельного участка и той величины, на которую предполагается отклонение.

4. Правилами землепользования и застройки населенного пункта не может быть предусмотрена возможность не устанавливать минимальный отступ при условии согласования с правообладателем смежного земельного участка

Из пункта 2 части 2 статьи 30 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) правил землепользования следует, что минимальный отступ от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, — 3 м (минимальный отступ не устанавливается при условии согласования с правообладателем смежного земельного участка с соблюдением технических регламентов).

Оспариваемая норма в части предоставления возможности не устанавливать минимальный отступ при условии согласования с правообладателем смежного земельного участка с соблюдением технических регламентов противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, предусматривающему установление минимальных отступов от границ земельных участков применительно к каждой территориальной зоне и указание их в составе градостроительного плана земельного участка.

5. При отсутствии в Правилах землепользования и застройки указания на предельные размеры земельных участков к возникшим правоотношениям применяются нормы п. 1 ст. 33 ЗК РФ

Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размеры, минимальный или максимальный размеры.

По существу Правила землепользования и застройки, составной частью которых является установление предельных размеров земельных участков, в том числе под дачное строительство, представительным органом местного самоуправления сельского поселения, в установленном законом порядке не приняты.

Соответственно, к возникшим правоотношениям применяется пункт 1 статьи 33 Земельного кодекса, согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

6. При наличии противоречий между площадями застройки, указанными в архитектурно-планировочном задании и градостроительном плане, преимущество имеет градостроительный план

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что при наличии противоречий между площадями застройки, указанными в архитектурно-планировочном задании и градостроительном плане, преимущество имеют положения архитектурно-планировочного задания, поскольку данный довод не основан на нормах законодательства, так как именно градостроительный план является одним из оснований для выдачи разрешения на строительство.

7. Статья 38 ГрК РФ не содержит норм, определяющих порядок закрепления предельных параметров разрешенного строительства в законе субъекта РФ

В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (часть 3 [ст. 38 ГрК РФ]).

[1]

Статья 38 названного Кодекса не содержит норм, определяющих порядок закрепления данных параметров в законе субъекта Российской Федерации, то есть отсутствует требование об отображении границ территориальных зон в схеме границ действия предельных параметров разрешенного строительства.

8. Статья 38 ГрК РФ не предусматривает того, чтобы в одной территориальной зоне были установлены единые предельные параметры разрешенного строительства

Статья 38 [ГрК РФ] не содержится норм, определяющих то, что в одной территориальной зоне должны быть установлены единые предельные параметры разрешенного строительства.

9. Орган местного самоуправления, утверждающий правила землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в сочетаниях: минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер

Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Читайте так же:  За что можно лишиться родительских прав по статье 69 ск рф

Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки,обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Из содержания вышеприведенных положений Градостроительного кодекса РФ [в т.ч. п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ] следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях — минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков.

Земельное законодательство исходит из принципа нормирования земель для различных нужд.

Общие положения о нормировании земель установлены в ст. 33 ЗК РФ.

Можно выделить несколько случаев применения норм.

1). Нормы, которые устанавливаются и применяются только в случае предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности гражданам и для определенных целей. Это п.1 и 2 ст. 33 ЗК РФ. Эти нормы устанавливаются в законодательстве Самарской области и местном законодательстве.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В аналогичных случаях нормы предоставления для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Субъекта РФ.

Соответствующие нормы установлены в ряде статей Закона Самарской области «О земле».

Статья 12. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства — 0,25 гектара;

2) для огородничества — 0,5 гектара;

3) для дачного строительства — 0,25 гектара;

4) для животноводства — 5 гектаров.

2. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должен превышать 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной единицы Самарской области.

Статья 13. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства — 0,03 гектара;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) для огородничества — 0,06 гектара;

3) для дачного строительства — 0,05 гектара;

4) для животноводства — 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 5 гектаров.

2. Требование пункта 5 части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее 5 гектаров.

Предельные нормы предоставления земельных участков бесплатно гражданам для тех же целей устанавливаются отдельно публичным собственником земель. П. 2 ст. 33 ЗК РФ определяет:

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

Читайте так же:  Когда по закону назначаются пенсии

федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Данным вопросам посвящены следующие статьи Закона Самарской области «О земле»:

[3]

Статья 14. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области

В соответствии с статьей 14. максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области устанавливается:

1) для садоводства — 0,1 гектара;

2) для огородничества — 0,2 гектара;

3) для дачного строительства — 0,1 гектара;

4) для животноводства — 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 5 гектаров;

6) для ведения личного подсобного хозяйства — 0,5 гектара;

7) для индивидуального жилищного строительства — 0,1 гектара.

В статье 14.1. устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим 3 и более ребенка, в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер — 0,1 гектара.

2. Минимальный размер- 0,01 гектара.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также устанавливает требования к определению предельных размеров земельных участков. Статья 4данного закона содержит следующие положения: Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Закон Самарской области «О земле» в ст. 15 устанавливает предусмотренные нормы, со всеми ограничениями по их применению, установленными федеральным законом.

Статья 15. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в собственность, составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в аренду, составляет 0,5 гектара, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков составляет 5 гектаров.

Минимальный размер земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей собственности, устанавливается в размере доли в праве общей собственности.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок, устанавливается равным его фактическому размеру.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности. Указанная возможность определяется на основании заключения министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в Законе Самарской области также установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района в Самарской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, который составляет 30 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (ст. 16).

Большое значение для определения соответствия размера земельного участка имеют правила землепользования и застройки, принимаемые органом местного самоуправления, на что указывает п. 3 ст. 33 ЗК РФ, в которой говориться: Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с ГрК, правила землепользования и застройки должны содержать градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования и предельные размеры земельных участков для каждой градостроительной зоны. Такие нормы применяются не только при образовании земельного участка из государственных и муниципальных земель в целях предоставления гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, но и при предоставлении земельных участков в других целях, в том числе юридическим лицам.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории предваряет кадастровый учет. Поэтому соответствие земельного участка требованиям законодательства определяется на стадии кадастрового учета. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Читайте так же:  Документы для продажи дома с земельным участком

Несоответствие земельного участка требованиям законодательства о предельных размерах земельного участка может быть основанием и для отказа в осуществлении государственной регистрации права на земельный участок, так как в этом случае регистрирующий орган должен будет сделать вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

О величине предельного минимального размера земельного участка

Здравствуйте! В настоящее время в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» допускается изменение площади земельного участка при уточнении его границ, если площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости. Подскажите пожалуйста есть ли Федеральный закон определяющий предельный минимальный размер земельного участка в садоводческом товариществе или дачном кооперативе (или только плюс 10%?) (Учитывая, что ст. 32 Земельного кодекса отменена, следовательно субъект не может устанавливать свои нормы.) Заранее благодарна. Татьяна.

Минимальные и максимальные размеры земельных участков

Главная » Земля » Минимальные и максимальные размеры земельных участков

Чтобы территорию земли, принадлежащую муниципалитету, можно было передать гражданам в пользование или собственность, необходимо принять местные нормативно-правовые акты. В этих НПА должны быть зафиксированы предельно допустимые размеры земельных участков, которые предусмотрены для ведения градостроительной деятельности и для установления межи на муниципальных участках земли.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в ПЗЗ

Предельные размеры определяются для участков в том случае, если планируется продать или передать в пользование определенную площадь земли, принадлежащей государству. Земля эта выделяется из состава общей территории.

Каждый выделенный участок не должен превышать установленных предельных параметров, при этом сами предельные размеры участка устанавливаются в соответствии с видами допустимого землепользования в отношении участка органами местного самоуправления или органами регионального масштаба.

В ГрК РФ существуют правила установки минимальных и максимальных размеров участков земли, передаваемых в собственность или пользование из земельного государственного фонда. Основные нормы, определяющие размер участка, содержатся в ПЗЗ, то есть в Правилах землепользования и застройки. ПЗЗ принимаются муниципалитетами.

Существуют строительные регламенты, разработанные для возведения конструкций капитального строительства и осуществления их реконструкции.

Частью регламента являются предельно допустимые размеры участков земли и других элементов, которые выражаются в следующих минимальных и максимальных параметрах:

  • Наиболее маленькие и наиболее большие площади земельных наделов;
  • Определение минимально допустимого расстояния от пределов территории земли до объектов, которые возводятся на этой земле, включая здания, сооружения, конструкции капитального строительства. При этом осуществление строительных работ за пределами установленных границ строительства запрещено;
  • Установка максимального количества этажей сооружения, определение высоты здания;
  • Определение предела застройки территории в процентном соотношении общей площади и площади застройки;
  • Установленные ГрК РФ параметры, в отношении которых определены минимальные и максимальные размеры.

Существуют территории с идентичными видами разрешенного землепользования, но при этом пределы размеров участков в границах таких территорий могут быть различны.

В случае, если владельцы участков, предельно допустимые размеры которых ниже минимума, установленного нормами градостроительного законодательства, если форма участка или иные основные параметры земельного надела негативно сказываются на эксплуатации такого участка, то собственники имеют возможность потребовать разрешение на то, чтобы нарушить незаконные ограничения на осуществление строительных работ при возведении объектов капитального строительства.

В таких случаях за основу берутся нормы строительного регламента, принятого в муниципалитете, в ведении которого располагается земельный участок. Если такие требования соблюдены, то владелец участка может получить разрешение на отклонение от пределов допустимого возведения капитальных объектов и их реконструкцию.

Изучите допустимые параметры земельных наделов и минимальные, максимальные параметры допустимого возведения конструкций:

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков для ИЖС

Существуют особые правила, по которым муниципалитет проводит строительство объектов на территории, подвластной муниципальному образованию. Такие правила называются сводом градостроительных норм и установленного порядка осуществления землепользования территорией. В этих документах муниципальные органы исполнительной власти фиксируют минимальные и максимальные размеры участков земли.

Такие предельные параметры вступают в силу после издания соответствующих указов органами местного самоуправления.

Чтобы узнать предельно допустимые нормы в определенной местности, необходимо письменно потребовать предоставить эту информацию в органах самоуправления поселения. Учтите, что не для всех территориальных зон муниципалитеты устанавливают нормы пределов.

Если существует территория, в отношении которой нет установленных официально путем издания указа норм по определению пределов территории, то для такого участка земли устанавливается следующее состояние – земли, которые не подлежат установлению.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

О предельных минимальных размерах участка читайте тут.

Помните, что в границах территории допускаются ситуации, когда участки земли имеют одинаковый вид допустимого применения земли, но различные нормы, на основании которых определяются предельно допустимые размеры выделенных участков.

Знайте, что для целей возведения индивидуального жилья государство выделяет не менее 3 соток земли. Однако, это минимальный параметр, который может быть многократно увеличен, если у застройщика есть желание получить больше земли под ИЖС. В зависимости от региона для ИЖС может быть выделено до 15 соток или больше, ограничения устанавливаются муниципалитетами в регионах РФ индивидуально.

Читайте так же:  Кто по праву может унаследовать пенсионные накопления

Не забывайте, что территория земельного массива в пределах России может находиться и в федеральном ведомстве, и в муниципальном. Нормы максимальных и минимальных размеров выделяемых участков формируются федеральными и муниципальными нормативными актами соответственно.

В вопросах фиксирования размеров участка земли для ИЖС основную роль играет местное самоуправление, которое учитывает следующие данные:

  • Количество земли и участков, которые находятся в ведении муниципалитетов;
  • Количество предложений, направленных от физических и юридических лиц в администрацию поселения с целью приобретения земельного участка в пределах данного поселения;
  • Скорость и уровень качества при осваивании участков земли, выданных ранее в пользование гражданам и организациям;
  • Уровень развития региональной экономики, который формирует кадастровую стоимость земли в регионе.

Чтобы понять разницу в количестве соток, выделяемых в России по разным регионам для ИЖС, запомните следующие данные:

  • Средний минимальный размер участка под ИЖС по стране составляет 3 сотки;
  • Средний максимальный размер земельного участка для этих же целей равен 30 соткам.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков под ЛПХ

Для начала уясните, что личное подсобное хозяйство не является коммерческим видом деятельности гражданина. Сельскохозяйственная деятельность ведется с целью производства и последующей переработки произведенного продукта гражданином и его семьей для удовлетворения собственных нужд.

Чтобы начать деятельность по ведению личного подсобного хозяйства, необходимо получить в собственность или стать пользователем земельного надела, который имеет разрешенный вид землепользования для ведения ЛПХ.

Знайте, что приоритетным правом на получение в собственность земли с такими ВРЗ обладают жители сельской местности, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту расположения участка земли.

Если заявление в администрацию поселения передает гражданин России, прописанный в городе, с целью получить территорию в сельской местности под ЛПХ, то администрация поселении принимает положительное решение, если есть свободные земельные наделы или нет спроса на землю.

Если в данном регионе или районе земля пользуется спросом, тогда заявление городского гражданина может быть неудовлетворенно, пока все местные заявители не получат земельный надел.

Учтите, что для ЛПХ можно получить два вида участков земли:

  • Приусадебный участок на территории поселения, который используется для следующих действий:
    • Производство сельхозпродуктов;
    • Строительство жилого дома для постоянного проживания в нем;
    • Строений для осуществления хозяйственной деятельности;
    • Иных конструкций капитального строительства и объектов недвижимости, которые разрешено возводить градостроительным регламентом в пределах территории поселения;
    • При любом строительстве учитываются нормы противопожарных, санитарных и иных правил;
  • Полевой земельный надел за пределами территории поселения, который можно применять только для производства продуктов сельскохозяйственной деятельности. Возводить строения, бытовые помещения и дома нельзя.

Максимальный и минимальный размер участка устанавливается для ЛПХ местными органами исполнительной власти на основании НПА, которые приняты местной администрацией поселения.

Если земля для ведения подсобного хозяйства передается гражданам бесплатно, то в таком случае действуют нормы по пределам границ участка, установленные владельцем земельного передаваемого участка – федеральными органами или муниципалитетом.

Для информации рассмотрите пример. Законодательство Кемеровской области регламентирует размер участка, передаваемого гражданину на бесплатной основе для осуществления ЛПХ, в размере 0,2 гектара.

Депутаты одного из городов, расположенного в этой области, приняли решение о том, что передавать гражданам землю под личное подсобное хозяйство необходимо так, чтобы максимальный размер участка земли составил 500 квадратных метров.

Имейте в виду, что законами каждого субъекта России определяется количество земельных наделов, которыми одновременно может владеть и распоряжаться гражданин или организация.

Если участки земли в пользовании или владении гражданина, выделенные ему для ЛПХ, превышают суммарно размер максимальной площади земли, которая выделяется одному гражданину, в таком случае необходимо в течение 1 года после возникновения такой ситуации передать землю в собственность такому владельцу.

В другом случае необходимо зарегистрировать таких владельцев земли в качестве ИП или предложить им создать фермерское хозяйство.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в Москве

В соответствии с региональным НПА, оформленным в виде Правил землепользования и застройки г. Москвы, предельные параметры не устанавливаются ни для какой территориальной зоны в пределах города.

Любое введение ограничения или фиксирования пределов размеров участков земли, передаваемых муниципалитетом, должно быть санкционировано городской Думой. Однако, предпосылок к тому, что территория города Москвы будет поделена на участки с целью передачи частным лицам, не предвидится.

Делая вывод, поймите, что в случае установленных максимальных пределов по региону в размере 10 соток, администрация поселения не обязана выдавать только по 10 соток. Существуют дополнительные возможности пересмотреть предельно разрешенную величину размера участка.

Для этого нужно предоставить данные о количестве человек, которые планируют ИЖС на территории. Учтите, что в расчет предельного размера территории берутся все планируемые строения на участке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывается и возможная экологическая и санитарная безопасность при проживании определенного количества людей на участке земли в доме. Для ИЖС обычно выделяются участки в 6 – 8 соток.

Источники


  1. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

  2. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.

  3. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  4. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Предельный минимальный размер участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here