Приоритет натурального возмещения по осаго

Все ответы на вопросы по тематике: "Приоритет натурального возмещения по осаго" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Натуральное возмещение по ОСАГО

Федеральный закон, принятый 28 марта 2017 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», определил приоритет натурального возмещения по ОСАГО по сравнению с выплатой в денежном эквиваленте.

Законом установлены ряд случаев, когда ущерб может возмещаться пострадавшему деньгами, определены предписания к станциям технического обслуживания (далее – СТО), которые осуществят ремонт автомобиля согласно договору, заключенному со страховщиком.

Приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступил в действие Федеральный Закон ««О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которым определен приоритет проведения ремонтных работ по восстановлению пострадавшего в результате аварии транспортного средства перед выплатой по договору страхования.

Закон предусматривает, что владелец транспортного средства в установленных законодательством случаях, получит восстановленный автомобиль вместо выплаты страховой суммы. Данная процедура зарекомендовала себя давно и дает положительные результаты в КАСКО, когда владелец транспортного средства не бегает по инстанциям для получения денег, а затем самостоятельно ремонтирует автомобиль.

Указанная норма действует только в отношении договоров, которые подписаны сторонами после вступления в силу вышеупомянутых изменений, а именно, на договора, заключенные после 29 апреля. Возмещение натуральным способом по договорам, вступившим в силу до указанной даты, предусмотрено исключительно на договорной основе между страховщиком и страхователем.

Согласно нововведениям, продавая полис ОСАГО или принимая заявление на страховое возмещение, страховщик предоставляет клиенту список станций, обеспечивающих техобслуживание, с которыми компания заключила договора.

Законом установлены обязательные требования как к ремонту в целом, так и к самим станциям техобслуживания. Например, расстояние до ближайшей СТО или от места аварии, или до места проживания владельца авто должно не превышать 50 километров.

Закон установил срок проведения ремонта, который не может превышать тридцати дней, просрочка указанного срока влечет выплату страховой компанией штрафа в размере половины процента от суммы, которая подлежит возмещению.

Законодатель устанавливает срок гарантийного обслуживания: 6 месяцев на ремонт и 12 месяцев на лакокрасочные и кузовные работы.

Транспортные средства, срок эксплуатации которых не превышает 2 лет и имеющие гарантию, проходят ремонт на определенных СТО, наделенных правом проведения такого ремонта, сохраняя при этом гарантии.

Страховщик, имеющий возможность выполнить указанные требования, осуществляет натуральное восстановление, если же нет, то возмещение проводится в денежной форме. Следует отметить, что в данном случае торопится с отказом не стоит.

Допустим, СТО находится в шестидесяти километрах, а не в пятидесяти, как указано в законе, разница не велика, но при денежной выплате будет учитываться степень износа, и выплата будет меньше, нежели при натуральном возмещении. Кроме того, по оценке специалистов, денежное возмещение предполагает доплату за износ до 38 процентов.

Законом предусмотрено, что владелец транспортного средства наделен правом выбора станции техобслуживания. Однако эти детали подлежат согласованию с компанией, осуществляющей страхование.

Нормативным актом определены случаи, когда приоритет на натуральное возмещение невозможен, а именно:

  • причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью;
  • смерть потерпевшего;
  • полное уничтожение транспортного средства;
  • превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты по ОСАГО (400 000 рублей).

Также, возмещение деньгами предусмотрено для отдельных категорий инвалидов. Но, для этих граждан страховая компания может осуществить натуральное возмещение пострадавшему, если это предусмотрено договором.

Порядок натурального возмещения по ОСАГО

Центральный банк опубликовал письмо – разъяснение по вопросам натурального возмещения для компаний, осуществляющих страхование по ОСАГО.

28 апреля нынешнего года вступили в силу изменения относительно приоритета проведения ремонта автомобилей клиентов по сравнению с денежной формой возмещения. Это вызвало ряд вопросов, касающихся порядка проведения данного вида страхового возмещения. В связи с этим, Центральный банк опубликовал письмо с информацией для страховых компаний.

В Центральном банке России указали, что согласно нормам действующего закона, возмещение по страховому договору вреда, причиненного легковому автомобилю, который является собственностью гражданина и зарегистрирован в Российской Федерации, осуществляется путем организации процедуры и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего (за исключением отдельных случаев, установленных законодательством). Иначе говоря, путем возмещения причиненного вреда в натуре.

Возместить ущерб владелец пострадавшего автомобиля может двумя способами: обращением в компанию страховщика ОСАГО или к компании, выдавшей полис виновнику аварии, лицу, причинившему ущерб.

Где можно получить бесплатную юридическую помощь при ДТП?

Как получить бесплатную юридическую консультацию по ДТП по телефону, читайте тут.

Законодатель указывает на то, что согласно нововведениям, нормы закона об ОСАГО о возмещении вреда натуральным образом применимы к договорам «автогражданки», которые заключены включительно с 29 апреля 2017 года, после вступления в силу указанных изменений в закон.

«Ссылаясь на законодательство, можно прийти к выводу, что возмещение причиненного вреда натуральным способом будет возможно с даты подписания договора на ОСАГО пострадавшего при его обращении к страховщику согласно статьи 14.1 Закона об ОСАГО, или с даты заключения договорных обязательств ОСАГО причинителем вреда» — отметили в Центральном банке.

Свой вариант разъяснений предложили немного ранее в РСА. Этим документом разъяснялась возможность выбора СТО, вариантах, предусматривающих выплаты в денежной форме, а не осуществлении ремонта, и также о дальнейших действиях клиентов, если проведенный ремонт по ОСАГО их не устроил.

Зачем принят закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО

Законодатель благодаря нововведениям стремится исключить возможность мошенничества и происков авантюристов на рынке страхования, которые влекут за собой причинение значительных убытков для страховщиков.

Посредники и мошенники направляют свои усилия на те сферы, где возможен значительный оборот денег. Возможность оказания натурального возмещения в виде предоставления услуг по ремонту снизит заинтересованность посреднических структур и всевозможных любителей легкой наживы.

Однако, принятые изменения в закон уже спровоцировали ряд скептических высказываний, указывающих на отсутствие значительных изменений в данной сфере.

Прежде всего, вызывает сомнение перспектива искоренения на рынке автострахования деятельности мошенников. Предположительно, авантюристы освоят новую сферу – займутся представлением интересов в судебных инстанциях владельцев автомобилей, которых не устраивает качество проведенного ремонта.

Собрать доказательства плохого качества ремонта и возможное нарушение сроков его проведения не представляет труда. Это может спровоцировать еще большие убытки для страховщиков от исковых требований авантюристов, чем те, что они несли до внесенных в закон изменений.

Читайте так же:  Недвижимость получена по дарственной — можно ли её передарить третьим лицам или дарителю

Второе, что может произойти, это то, что мошенники поменяют схемы и начнут работать с восстановительными и ремонтными работами на станциях технического обслуживания автомобилей.

Эта сфера достаточно перспективна для любителей легких денег, и принятие нового нормативного акта окончательно не устранит всех проблем, связанных с деятельностью мошенников и угрозой возникновения у страховых компаний ущерба от их незаконной деятельности.

Практическая реализация нововведений законодательства также приведет к трудностям и для владельцев автомобилей, и для компаний, занимающихся страхованием. Предположим, страховщики станут предлагать клиентам ремонт и восстановительные работы на тех СТО, с которыми у них заключены договора. В обязанности страховой компании входит направление автомобиля на ремонт в сервисы – официальные представительства, расположенные на расстоянии пятидесяти километров от места проживания владельца автомобиля.

Обеспечить выполнение данного условия является достаточно проблематичным на территории России. Учитывая всеобъемлющие просторы и протяженность государства, ближайшее СТО, которое является официальным дилером, как правило, находится не менее, чем на расстоянии нескольких километров.

Эти географические особенности не учтены в законодательном акте № 49-ФЗ, и это может повлечь за собой возникновение трудностей у страховых компаний и собственников транспортных средств.

Важно также обратить внимание на то, что проведение ремонта не у официальных представительств, вызывает проблему потери гарантии на автомобиль. Кроме того, даже если не принимать во внимание расстояние в северных регионах, осуществление ремонта при незначительных поломках транспортного средства у официального дилера вызывает сложности в организации этой процедуры.

Также важно учесть, что станции техобслуживания, которые не наделены официальным статусом, при проведении ремонта могут не обладать знаниями технологий производителя автомобиля, поэтому гарантировать качество обслуживания не смогут, особенно при осуществлении ремонта электроники.

Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.

Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

[3]

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Можно ли выбрать другую СТО?

Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

На каких условиях проходит восстановительный ремонт?

Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.

СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).

Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.

Как действовать в случае ДТП?

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Защита прав потребителей страховых услуг

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России.
Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)

Автомобильные новости

Страховщики недовольны результатом натурального возмещения по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступили в силу поправки о натуральном возмещении по ОСАГО, которые очень сильно лоббировали страховщики. По их мнению, переход от денежных выплат к направлениям на ремонт в СТО должен был решить проблему с автоюристами и мошенниками. Однако, теперь сами же страховщики оказались недовольны нововведением.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в магадане

Страховщики перестраиваются на порядок урегулирования убытков, предусматривающий приоритет натуральной формы возмещения. При этом эффект от данной меры пока не проявляется в полной мере, так как натуральное возмещение предусмотрено для договоров, заключенных после 28 апреля 2017 года. Об этом говорится в обзоре финансовой стабильности, подготовленном Банком России.

[1]

Страховщиками отмечаются сложности в организации работы с автосервисами в части соответствия условий ремонта новым требованиям законодательства по срокам и качеству работ, а также порядку применения в новых условиях единой методики расчета ущерба. Банк России поддерживает мнение о необходимости пересмотра единой методики и приступил к разработке ее новой редакции, отмечает регулятор в докладе. Также рассматриваются варианты дальнейших изменений в системе ОСАГО, в том числе вопросы тарификации, однако принятие решений зависит от эффективности уже реализуемых мер и будет основываться на результатах актуарных расчетов.

Проект: Центробанк отстранит страховщиков-нарушителей от ремонта по ОСАГО

Натуральное возмещение по ОСАГО может стать доступным не всем автостраховщикам

По сообщению издания «Коммерсант», Центробанк разработал проект, согласно которому страховые компании, уличенные в нарушениях в реализации своей деятельности, могут лишиться права осуществлять ремонтом возмещение убытков по ОСАГО. Согласно инициативе ЦБ, игроки рынка могут быть лишены возможности осуществлять ремонт вместо денежных выплат максимальным сроком на 1 год, при условии, что доля нарушений в рамках их деятельности превысит 1%.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нашумевшая реформа страхования, которая не оставила выбора страховым компаниям в форме выплат убытков от ДТП, исключительно натуральная (ремонт автомобиля), по данным Центрального банка, применяется по ОСАГО лишь в 10% случаев. «Защитники автомобилистов уже называют ремонтную реформу провалившейся – а определенный ЦБ невысокий порог для отстранения страховщиков может и вовсе свернуть такую практику», – говорится в материале «Коммерсант».

Таким образом, ЦБ в проекте указания предлагает отстранять страховщиков от возмещения ремонтом на срок до полугода, если нарушений в части организации ремонта будет более двух, но менее 1% от общего числа отремонтированных автомобилей, или на срок до года, если таких нарушений более 1%.

Центробанк отслеживает нарушения, связанные с ремонтом автомобилей по ОСАГО, рассматривая жалобы, поданные недовольными клиентами на свою страховую компанию. Тем не менее наличие жалобы не является подтверждением нарушения. «При решении вопроса о наличии нарушения будут учитываться все обстоятельства конкретного дела», – отметили в Центробанке.

Напомним, что с весны прошлого года (28 апреля закон вступил в силу) для вновь заключенных договоров по ОСАГО действует приоритет натурального возмещения. Законодательно закреплен ряд важнейших условий, которые обязаны соблюдаться страховыми для ремонта в автосервисах. А именно:

Автосервис должен располагаться ближе 50 км от места проживания/совершения ДТП

Работы должны проводиться в 30-дневный срок, не более

Если разбит не только автомобиль, но пострадал автовладелец, компенсация будет выплачена в денежном эквиваленте

Транспортные средства, на которые распространяется гарантия производителя (не старше 2-х лет), должны проходить ремонт на авторизованных станциях техобслуживания

Депутаты поддержали приоритет ремонта над страховой выплатой по ОСАГО

Госдума приняла во втором чтении законопроект о приоритете натурального возмещения по ОСАГО, согласно которому устанавливается приоритет ремонта автомобиля над денежными выплатами. Документ размещен на сайте нижней палаты парламента.

Депутаты ко второму чтению определили, что деньги можно будет получить лишь в исключительных случаях. Например, при полном уничтожении автомобиля, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО, который равен 400 000 руб., а также если потерпевший не согласен доплатить. Кроме того, денежная выплата будет положена в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, а также если он является инвалидом. Кроме того, потерпевший сможет рассчитывать на деньги, если договорится об этом со страховщиком, или в случаях, когда у страховой компании не получится организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению в «натуральном виде».

Парламентарии также внесли поправки, согласно которым станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина (в первой версии документа расстояние могло доходить до 200 км) за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. При этом депутат от КПРФ Алексей Куринный предлагал установить компенсацию в размере 10 000 руб. за проезд на общественном транспорте до станции ТО. Однако глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что «это будет средством заработать», в итоге эту поправку отклонили.

Кроме того, депутаты решили, что при восстановительном ремонте должны будут использоваться только новые детали, гарантия на них составит полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы – год. В целях реализации закона будет создан специальный реестр станций техобслуживания (СТО), сотрудничающих со страховыми компаниями. Автовладельцы смогут обращаться и в мастерские, которые не включены в реестр, но только при согласии страховой. Максимальный срок ремонта составит не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения. Кроме того, в поправках установлено право Центробанка при неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту запретить страховой компании осуществлять натуральное возмещение на срок до одного года.

Зампред ЦБ Владимир Чистюхин отметил, что в рамках этого законопроекта, чего не было сих пор, на страховую компанию возлагается вся ответственность за качество произведенного ремонта. «В том случае, если потребитель не удовлетворен качеством ремонта, он будет обращаться именно в страховую компанию. Это принципиально важный момент, который заключается в том, что страховая компания находится под надзором ЦБ, и на нее могут быть наложены как административные штрафы, так и ограничения», – рассказал Чистюхин, отметив, что страховщики прежде всего сами заинтересованы в повышении качества ремонта. По его мнению, введение реестра добросовестных СТО было бы оптимальным вариантом, однако на сегодняшний день его нет. «Если речь идет о реестре, то этот вопрос надо решать не только для ОСАГО, но и для всех случаев ремонта, со страхованием не связанных», – полагает зампред ЦБ.

При первом обсуждении законопроекта на ЦБ хотели возложить функции по введению закона в силу в «пилотных» регионах. Ко второму чтению с этой идеей распрощались, но в законопроекте появилась другая норма – приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО будет действовать только в отношении вновь заключенных договоров. Предполагается, что закон начнет действовать через 30 дней со дня официального опубликования. Алексей Куринный предлагал, чтобы закон вступил в силу только с 1 января 2018 года, однако эта поправка также поддержки у депутатов не нашла. Анатолий Аксаков отметил, что депутаты учли мнения всех заинтересованных сторон, а также взаимодействовали с экспертным и страховым сообществами. «Законопроект по многим позициям улучшит защиту автолюбителей, а также решит проблему недобросовестных автоюристов, которые зарабатывали на страховых компенсациях», – заявил сегодня Аксаков.

Читайте так же:  Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Мнение юристов

Юристы с интересом наблюдают, как меняется законопроект в процессе обсуждения, и говорят о том, что ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО претерпели позитивные изменения, однако совершенными их пока назвать нельзя.

Адвокат «Инфралекс» Александр Васанов считает, что первоначально законопроект, не предоставляющий потерпевшим права выбора формы страхового возмещения, был внесен с целью защиты страховых компаний от экстремизма так называемых автоюристов, которые приобретают у потерпевших в ДТП права требования страховых выплат к страховым компаниям в обмен на некоторую денежную сумму. «В процессе рассмотрения в Госдуме законопроект был значительно переработан, и в настоящее время он включает в себя множество условий, призванных облегчить потерпевшим процедуры восстановления пострадавшего в ДТП автомобиля, как ремонт в техцентре, имеющим одобрение завода изготовителя автомобиля, нахождение техцентра на незначительном расстоянии от места жительства потерпевшего и прочее», – уверен юрист.

С тем, что законопроект призван бороться с недобросовестными автоюристами, действия которых спровоцировали убыточность «автогражданки» в отдельных регионах, согласен и юрист адвокатского бюро «Казаков и партнёры» Григорий Скрипилев. «Вот только вместо борьбы с недобросовестными юристами законодатель предпочел поменять систему выплаты в целом», – говорит эксперт. Он считает, что предлагаемый механизм компенсации причиненных убытков нельзя назвать совершенным. Ведь фактически поправки лишают самого страхователя права выбора. Да и качество проведенного ремонта на СТО, с которой у страховой компании заключен договор, может не устроить страхователя. «Для собственников транспортных средств натуральное возмещение представляется более выгодным, чем выплата денежной компенсации, ведь согласно новым поправкам все издержки, связанные с возмещением причиненного ущерба ложится на плечи страховой компании, – рассуждает юрист. – Однако с новыми поправками неминуемо появится проблема с очередями на таких СТО, а это значит, что ремонт транспортного средства может затянуться на неопределенный срок».

Юрист АБ «Линия права» Андрей Набережный полагает, что под ударом могут оказаться и многие владельцы автомобилей, которые получали страховую выплату и не осуществляли ремонт транспортного средства, используя денежные средства, например, для оплаты страховки за следующий год. «Однако такой механизм позволит бороться с мошенниками в сфере страхования, поскольку схема с получением денежных средств за причиненный ущерб уже не будет так эффективно работать», – уверен эксперт.

Существенным плюсом ремонта может стать то, что он будет оплачиваться без учета износа деталей. Однако для некоторых автовладельцев это не является большим преимуществом, поскольку для них выгодней отремонтировать поврежденные детали
«кустарным» способом с наименьшими затратами. Кроме того, с положительной точки зрения стоит отметить требования к сервисным центрам, уверен Набережный. «Нельзя также забывать о том, что введение подобного механизма даст существенное
развитие бизнесу по техническому обслуживанию автомобилей. С учетом спроса со стороны страховых компаний может существенно повыситься конкуренция в этой сфере, что приведет к снижению стоимости ремонта», – полагает он.

По словам юриста, в некоторых ситуациях выплата денежных средств может стать необходимостью, например, когда автомобиль является источником дохода либо для тех людей, кто попал в сложную жизненную ситуацию после ДТП. «Частично эта возможность
была реализована в доработанном законопроекте, однако ее можно было бы и расширить. Безусловно, имеется возможность договориться со страховщиком о денежной выплате, однако в современных реалиях такая возможность представляется весьма
туманной», – отмечает юрист.

На законодательном уровне меры, направленные на регулирование рынка ОСАГО, предпринимались неоднократно, напоминает адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Марина Костина. Так, были установлены порядок прямого возмещения, механизм взаимодействия в рамках европейского протокола, единые тарифы для определения суммы причинённого ущерба транспортным средствам, оформление электронных полисов и другое. «Возложение на страховщика обязанности организовать или оплатить восстановительный ремонт транспортного средства, на мой взгляд, не позволит недобросовестным страховщикам необоснованно занижать суммы страховых возмещений, подлежащих выплате в целях возмещения вреда. В итоге это позволит сократить количество споров, которыми сейчас загружены суды», – считает Костина.

ОСАГО: натуральное возмещение

Больше месяца прошло с тех пор, как вступил в силу закон, «упрощающий» жизнь автовладельцев и спасающий «невыгодный» бизнес автостраховщиков. Убирать или оставлять кавычки: действительно ли новые правила будут работать на благо пострадавших в ДТП и решат ли проблемы страхового бизнеса?

Закон о приоритете ремонта как способа возмещения по ОСАГО для пострадавших в ДТП автомобилей вступил в силу 28 апреля 2017 года. Новые правила распространяются на тех, кто оформил страховку после этой даты. Но даже если у вас еще несколько месяцев
до момента продления полиса ОСАГО и вы считаете, что вам пока рано думать о том, как повлияют нововведения на жизнь автомобилистов, то в случае ДТП с обладателем «нового» полиса изменения напрямую коснутся и вас.

Зачем и кому вообще понадобилось менять устоявшуюся систему?

Большие надежды на реформирование ОСАГО возлагают именно страховые компании. — Одной из целей реформирования ОСАГО было улучшение качества этой услуги благодаря тому, что мы отказались от учета износа деталей, — пояснил Сергей Мороз, руководитель Российского союза автостраховщиков в СФО.

— Размер выплаты страхового возмещения, по экспертным оценкам, стал из-за этого больше на 25-30 % от возмещения с учетом коэффициента износа. Но мы предполагаем, что за счет исключения из цепочки недобросовестных юристов по такой форме работать будет справедливее и выгоднее.

Недобросовестные юристы, которых упоминает Сергей Мороз, — это «автоюристы», делающие бизнес на увеличении в судах сумм выплат владельцам авто (о них мы писали в материале «Автоюристы VS страховщики»). Некоторые из них работают за процент от итоговой суммы, а некоторые — просто «покупают» перспективные аварийные случаи у водителей, а итоговую сумму компенсации, которую удалось отстоять в суде, кладут себе в карман. Для защиты от такой спекулятивной схемы страховщики инициировали этот закон.

Читайте так же:  Типовой образец договора купли-продажи дома с земельным участком под материнский капитал

Но надо признать, что «покупка аварий» понятна и удобна для конкретного водителя. В новых условиях ему придется выбирать мастерскую только из списка на сайте страховой компании, за качество ремонта отвечает не мастерская, а страховщик, а жаловаться на них можно в Центробанк.

По мнению главы РСА Игоря Юргенса, позитивные последствия реформирования ОСАГО проявятся не сразу, а через год-полтора после вступления закона в силу. Однако есть и другая статистика. Так, по данным Центробанка, в 2016 году страховщики выплатили пострадавшим в ДТП 173 миллиарда рублей, а на продаже полисов они заработали 234 миллиарда рублей — это почти на 60 миллиардов больше.

В чем выгода для конкретного водителя?

Страховые компании в ответ приводят свой аргумент: по новому закону ремонт может производиться только новыми деталями. Но как эта система взаимосвязей будет работать на практике — пока сложно оценить. По мнению главы РСА Игоря Юргенса, позитивные последствия реформирования ОСАГО проявятся не сразу, а через год-полтора после вступления закона в силу.

Авторы нового закона утверждают, что он выгоден автолюбителям по нескольким причинам. Прежде всего, он избавит их от необходимости заниматься организацией ремонта пострадавшей в ДТП машины. Теперь эта забота ложится на плечи страховой компании.

Еще один «козырь» реформированного ОСАГО — отказ от коэффициента износа. Методика расчета расходов на ремонт автомобиля с учетом износа деталей действует в России с 2014 года, она учитывает «возраст» машины или детали, а также срок их эксплуатации. Теперь же ремонтировать железного коня будут только с использованием новых деталей.

[2]

В каких случаях заплатят деньгами?
  • ущерб от ДТП превышает 400 тыс. рублей или машина не подлежит восстановлению;
  • водитель погиб или получил тяжкий вред здоровью;
  • владелец поврежденного автомобиля — инвалид;
  • участники ДТП оформили европротокол, а сумма ущерба превышает 50 тыс. рублей;
  • в радиусе 50 км от места жительства или места аварии страхователя нет СТО-партнеров страховщика;
  • для новых автомобилей — если в списке партнеров нет официального дилера нужной марки;
  • страховая компания и автовладелец договорятся о возмещении ущерба деньгами, например, в случае если на пострадавшую машину уже не выпускают запчасти.

За качество отвечает страховщик

Достоинством автостраховых перемен сторонники нового закона называют и то, что владелец машины еще на этапе покупки полиса ОСАГО может выбрать сервис, где его машина будет ремонтироваться в случае ДТП. Актуальный перечень СТО с адресами, списком марок и годов выпуска ремонтируемых автомобилей, а также примерными сроками проведения ремонта должен быть опубликован на сайте страховой компании. При этом за качество и сроки обслуживания отвечать будет именно страховщик.

— В конструкции закона ответственность за качество ремонта возложена на страховую компанию, установлены соответствующие сроки ремонта и гарантии на ремонт, — поясняет Сергей Мороз. — Если у потерпевшей стороны после ремонта будут оставаться вопросы или претензии, процедура следующая: он обращается к страховщику, а страховщик организует рассмотрение этой претензии, то есть взаимодействует с СТО, которая производила ремонт, и урегулирует этот вопрос. Если потерпевшая сторона будет не согласна с результатом рассмотрения этой претензии, то у нее остается право обращения в суд.

Если же страховая компания не заключила договоры с СТО, она может работать по старым правилам: возмещать ущерб в случае ДТП только деньгами. Кстати, в законе прописано, что автосервисы должны быть расположены не далее, чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего — по его выбору.

Что касается новых автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более двух лет, то они могут ремонтироваться в автоцентрах официальных дилеров с сохранением гарантийных обязательств.
Пострадавший также может выбрать автосервис, где он привык ремонтироваться. Но только с письменного согласия своей страховой компании.

Куда обращаться с жалобой?

Если автовладелец считает, что страховая компания нарушает его права, он может обратиться с жалобой в Банк России в электронном виде через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru или в письменном виде в Отделение по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации по адресу: 634041, г. Томск, пр-т Комсомольский, 68.

СТОпроцентные гарантии?

Вопрос, который наверняка волнует всех владельцев авто, — кто будет гарантировать качество ремонта? В настоящее время вся ответственность ложится на плечи страховых компаний, именно с ними пострадавший будет решать все вопросы. Например, если автосервис «сорвет» сроки ремонта, а по закону ему дается на устранение всех неполадок 30 рабочих дней, наказание в виде штрафов и неустоек в пользу потерпевшей стороны понесут страховщики.

В случае возникновения проблем до истечения гарантийного срока на ремонт претензии также нужно будет предъявлять страховой компании. В течение пяти дней после поступления жалобы автомобиль обязаны осмотреть и отправить на повторный ремонт, если информация о недостатках подтвердится.

Минимальный гарантийный срок на ремонт составляет не менее 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев. При этом страховая компания заинтересована в достойном выполнении работ при «компенсации натурой». Ведь если в течение года на нее неоднократно будут поступать жалобы на плохую организацию и качество восстановительного ремонта, Банк России вправе запретить возмещать убытки ремонтом. То есть компания вернется к денежным выплатам по ОСАГО.

Когда можно получить деньги?

Некоторые автовладельцы возмущены тем, что их лишили права выбора: ремонтировать пострадавшее авто или же отказаться от его восстановления.
«Я два раза становился участником ДТП. Оба раза вина лежала не на мне, я получал от страховой компании денежные выплаты, но не тратил их на ремонт автомобиля. Машина у меня далеко не новая, не хочу в нее вкладываться, но считаю, что компенсацию получить имею право», — рассказал автовладелец Дмитрий.

Безусловно, получить денежную компенсацию за понесенный в результате ДТП ущерб по реформированной системе сложнее, чем раньше. Но в некоторых случаях это все-таки возможно: в законе прописаны исключения, при которых обязательным становится возмещение деньгами. Во-первых, как мы уже писали выше, получить наличные можно будет, если страховая компания не заключила договоры с СТО.

Денежные выплаты, скорее всего, сохранятся в первые месяцы действия нового закона: страховые компании только начинают работать по приоритету ремонта, им понадобится какое-то время, чтобы выбрать в партнеры надежные СТО. Кроме того, возмещение деньгами продолжает работать, если в списке партнеров страховой компании нет сервисов в радиусе 50 км от места жительства или места аварии страхователя, а для новых автомобилей — если в списке партнеров нет официального дилера нужной марки.

Читайте так же:  Возврат товара за 45 дней

Комментарий эксперта

Сергей Мороз, руководитель РСА по Сибирскому округу:

— Мы полагаем, что опасения автолюбителей по поводу изменений в законе об ОСАГО абсолютно беспочвенны и напрасны. По нашим ощущениям и нашей информации, вся шумиха нагнеталась в период принятия данного закона недобросовестными юристами, поскольку они исключаются и схемы получения денежных средств. Мы полагаем, что система становится более справедливой, качество услуг повышается, поскольку страховщики приняли на себя обязательства, что замена деталей происходит на новые, без учета износа.

Безусловно, на сегодняшний день у потерпевшей стороны остается право получать в определенных случаях выплаты и денежными средствами. Но в случае натурального возмещения вреда человек не теряет денежные средства, которые учитывались бы при учете износа. Можем сказать, что схема, по которой постепенно будет начинать работать рынок ОСАГО, уже много лет присутствует в автостраховании — это КАСКО, где в 95 % случаев возмещение происходит через натуральные выплаты.

Натуральное возмещение по ОСАГО

ремонт вместо выплат

Закон о натуральном ОСАГО (Федеральный закон № 49-ФЗ) принят госдумой и подписан президентом 28 марта 2017. Приоритет натурального возмещения ущерба по ОСАГО действует в России с 28 апреля 2017 года.

Замена денежной выплаты ремонтом касается только физических лиц — владельцев легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ.

Что означает натуральное возмещение ущерба

Для автолюбителей введение натурального возмещения значит, что с мая 2017 года страховая компания после осмотра (независимой экспертизы) автомобиля не будет осуществлять страховую выплату потерпевшему деньгами, а будет выдавать направление на ремонт на станцию технического обслуживания (СТО) с которой у неё заключён договор. Кого отправят на ремонт

Кого отправят на ремонт

Рассчитывать на ремонт по ОСАГО вместо выплат могут только собственники легковых автомобилей (категории В) при одновременном соблюдении следующих условий:

  • автомобиль принадлежит физическому лицу и зарегистрирован на территории России;
  • ДТП произошло после 28.04.2017;
  • договор ОСАГО виновника заключён после 28 апреля 2017 года;
  • у страховой компании есть договор со станцией технического обслуживания, удовлетворяющей всем требованиям, указанным в законе.

Дата заключения договора ОСАГО потерпевшим не имеет значения, даже при обращении потерпевшего за выплатой в свою страховую компанию.

Поскольку прямое возмещение убытков осуществляется страховщиком … потерпевшего от имени страховщика … причинителя вреда …, к такому возмещению положения Закона об ОСАГО применяются в редакции, действовавшей на момент заключения договора … между причинителем вреда и страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность.

Комментарий Верховного Суда

Когда можно выбрать деньги вместо ремонта

Закон «Об ОСАГО» предусматривает исключения, когда выплаты потерпевшему могут быть осуществлены деньгами:

  • при полной гибели автомобиля (под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт автомобиля невозможен либо стоимость ремонта, на дату наступления страхового случая, равна или превышает стоимость имущества);
  • в случае смерти потерпевшего;
  • при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, и он изъявил желание получить выплату деньгами;
  • если потерпевший является инвалидом (под инвалидами здесь понимаются лица, владеющие транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями);
  • если стоимость восстановительного ремонта повреждённого автомобиля превышает лимиты, установленные ФЗ «Об ОСАГО»;
  • если СТО страховщика не удовлетворяет предъявляемым законом требованиям;
  • в иных случаях, когда потерпевший и страховая компания договорились о выплатах в денежной форме и составили письменное соглашение.

Натуральное возмещение по ОСАГО также не касается юридических лиц, мотоциклистов и других автолюбителей, транспортные средства которых не подпадают под критерии, установленные законом. Требования к СТО

Требования к СТО

Законом установлены требования к станциям технического обслуживания, на которые страховая компания направляет потерпевших по ОСАГО:

  • СТО должна находиться не далее 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего;
  • автомобили возрастом до 2 лет, находящиеся на гарантии, должны ремонтироваться у официального дилера;
  • срок восстановительного ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента постановки авто на СТО;
  • использование б/у деталей без согласования с потерпевшим не допускается;
  • гарантия на ремонт должна быть не меньше 6 месяцев, а на кузовной ремонт и покраску — не меньше 12 месяцев.

Информация о СТО, с которыми у страховой компании заключены договора, должна быть размещена на официальном сайте страховой компании. Ответственность страховой

Ответственность страховой

Ответственность за сроки и качество восстановительного ремонта автомобиля несёт страховая компания. Обязательства страховой считаются выполненными с момента получения потерпевшим своего автомобиля.

Страховая компания обязана выплатить потерпевшему пени в размере:

  • 1% за каждый день просрочки выдачи направления на ремонт;
  • 0,5% за каждый день просрочки срока восстановительного ремонта;
  • 0,05% за каждый день просрочки выдачи отказа в восстановительном ремонте.

Мнения экспертов

Мнения экспертов

По мнению страховщиков, воспользоваться натуральным возмещением в ОСАГО вместо выплат могут не более 30% автомобилистов. Во-первых, это связано с тем, что больше половины автомобилей в России старше 10 лет. Найти новые запчасти на такие транспортные средства, тем более за 30 дней, — невозможно. Во-вторых, страховым компаниям очень трудно уложиться в критерии удалённости станций технического обслуживания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Страховая компания, которая не сможет соблюдать предъявляемые законом требования, будет предлагать потерпевшим либо более удалённые СТО и увеличенные сроки ремонта, либо выплаты деньгами.

Источники


  1. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.

  2. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  3. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  4. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
Приоритет натурального возмещения по осаго
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here