Публичный сервитут на земельный участок

Все ответы на вопросы по тематике: "Публичный сервитут на земельный участок" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Частный или личный сервитут на земельный участок: что это такое, соглашение и его образец

Ещё со времён римского права обществу известен такой механизм, как сервитут на право пользования земельными участками. Раньше он был направлен на то, чтобы прибыль извлекали сами владельцы земельных участков. Теперь это одно из решений для реализации права распоряжения, владения и пользования своим имуществом.

Сервитут: что это такое?

Договор сервитута, пример

Понятие сервитута используют для обозначения права одного лица ограниченно распоряжаться участком, принадлежащим другому. Собственность не предоставляется в пользование на постоянной основе. Эти участки и объекты не могут быть проданы.

Сервитуты делятся на несколько видов по разным признакам.

В зависимости от времени пользования классификация, например, есть такая:

Есть ещё два вида сервитутов, согласно статье 23 ГК РФ. Это:

Данные разновидности документов требуют более подробного ознакомления.

Частные сервитуты

Это соглашение заключается в ситуации, когда одному человеку необходимо временно воспользоваться земельным участком, который принадлежит другому. Обычно это необходимо в нескольких ситуациях:

  • При установке каких-либо объектов на территории соседнего участка.
  • Территория нужна, чтобы проехал транспорт.
  • Нужно прокладывать коммуникации по территории.

Есть два способа, которыми оформляют сервитут. Соглашение заключается на добровольной основе, если владелец согласен предоставить свою землю во временное пользование. Если же согласия добиться не удастся, то придётся обратиться в суд.

Публичные сервитуты

Предусматривает, что участком распоряжается государство, либо сообщество. Для чего устанавливаются такие соглашения?
  1. Чтобы провести исследования в различных областях науки.
  2. Если необходимо предоставить доступ на участок рыболовам и охотникам.
  3. Для прогона и выпаса скота.
  4. Территория нужна для прохода или проезда.
  5. Прокладываются коммуникации, для общественного пользования.

Порядок установления

Договора такого рода заключаются только в письменной форме. Их оформление проходит согласно 1 пункту статьи 161 в ГК РФ. Есть пункты, которые обязательно должны присутствовать в таких соглашениях:

  • Юридические адреса, банковские реквизиты.
  • Ряд заключительных условий.
  • Особенности механизма ограниченного использования.
  • Права и обязанности для каждой из сторон.
  • Срок действия.
  • Адреса, по которым находятся участки.
  • Основания для установления.
  • Цель, с которой надо установить.

После подписания соглашения одна сторона получает право пользоваться участком. Пользование прекращается, когда отпадают основания, указанные в договоре. Можно установить соразмерную плату за использование участка, если землевладелец того желает.

Соразмерной платой называют денежное вознаграждение тем, чьим участком распоряжаются другие люди на своё усмотрение, временно. Размер этой платы устанавливается в соглашении отдельно. Она такая же обычно, как и убытки, которые понёс собственник земли из-за того, что его права были ограничены.

Государственная регистрация

Она проводится после того, как документ был подписан. Его необходимо отнести в территориальное отделение Госреестра. Кроме того, надо будет предоставить целый пакет документов:

  1. Справка о подтверждении наличия полномочий, если интересы представляет другое лицо.
  2. Кадастровый план участка, с печатью о сервитуте.
  3. Свидетельство о том, что сервитут был установлен. Это может быть судебное решение; распорядительный акт с печатью государственного учреждения, ответственного за это; соглашение.
  4. Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
  5. Паспорт заявителя.

Соответствующее уведомление о завершении регистрации приходит максимум через пять рабочих дней после того, как были приняты все документы вместе с заявлением. Заявителю выдадут справку о том, что госрегистрация прошла успешно.

Необходимо лишь уделить внимание ряду нюансов, связанных с этим процессом. Нельзя самостоятельно отчуждать сервитут отдельно, без участка земли. Без кадастрового плана регистрируется обременение всего участка земли. Наконец, согласие должен дать каждый собственник, если собственность на объект оформлена в долях.

О прекращении сервитута

В разных статьях Гражданского Кодекса содержатся основания, на которых действие сервитута можно прекратить. Собственник земельного надела выступает инициатором в большинстве случаев.

Например, соглашение перестаёт быть действительным, когда для него больше нет оснований. Или если участок используется не по назначению. Но в таком случае надо обращаться в суд, чтобы доказать неправомочность использования.

В случае исчезновения самого участка отношения по сервитут так же прекращаются. К примеру, если земля повреждена из-за стихийного бедствия, затоплена.

Только по распоряжению местных властей прекращается действие публичных сервитутов. Это происходит, если больше не нужно использовать участок, требующий обременения. При этом обязательно учитывать мнение общественности по поводу прекращения действия сервитута.

При истечении срока аренды земельного участка прекращают своё действие даже бессрочные сервитуты. Это происходит и в том случае, если владелец участка решил отказаться от объекта, который ему принадлежит.

Заключение соглашения

На что обратить внимание?
  1. Должно быть чёткое определение самого обременения, которое накладывается на участок. Обязательно указать конкретный вид обременений. Важно указать границу земли, которая касается соглашения по сервитуту.
  2. Нужно определить и условия по использованию. Чтобы избежать эксплуатации в целях, которые в документе оговорены не были.
  3. Отдельное внимание уделяем вознаграждению для владельца земли со стороны того, кто временно ею распоряжается. Оговариваются и сроки по этой уплате. Тогда владелец легко компенсирует неудобства, связанные с сервитутом.
  4. Мера ответственности, права и обязанности устанавливаются для каждой из сторон. Требования по использованию участка указываются согласно первому пункту 268 статьи в ГК РФ.
  5. К арендатору участка требование по установлению сервитута тоже относится напрямую. Это касается прав и обязанностей по данному виду договоров.
  6. На плане местности указывается точное расположение участка.
  7. Участок, на который накладывается обременение, описывается с максимальной точностью.
  8. Без номера по кадастровому учёту заключить соглашение будет невозможно.
  9. Сделка может быть срочной или бессрочной.
  10. Обе стороны предоставляют максимум личных и паспортных данных.

В документе можно указывать практически любые причины, послужившие основой для прекращения сервитута. Точное указания сроков действия соглашения поможет избежать спорных ситуаций. Можно прописать не просто временные рамки, пока будет действовать этот документ, но определённое событие, после которого использование участка прекращается.

Читайте так же:  Нужно ли платить налог с продажи машины

Надо детально описать, в чём именно состоит право на использование земли. При этом у владельцев участков всегда есть право оспорить само требование по наложению сервитута. Но договор в любом случае стоит проработать как можно тщательнее.

Подробнее о частном сервитуте на видео

Общие сведения, которые прояснят природу, происхождение и оформление сервитут. Консультирует Дмитрий Дождев.

Сервитут на земельный участок: что это такое, его виды и порядок установления

В традиционном понимании право собственности воспринимается как полное господство над определенным предметом. Однако существуют и ограниченные вещевые права, основным распространением для которых является сфера земельных отношений, к таковым относится и сервитут.

Ограниченность прав предполагает право обладания с одной стороны и обязанность терпеть стороннее присутствие – с другой. Среди всех разновидностей ограниченного вещевого права сервитут ограничен более других.

Что это такое?

По определению, вытекающим из ст.23 Земельного Кодекса РФ, сервитутом называется право ограниченного использования не принадлежащего земельного участка.

При этом собственник земли может распоряжаться ею по своему усмотрению, но вместе с тем обязан предоставить доступ к определенному объекту тем лицам, которые обладают сервитутом, то есть правом на ограниченное пользование чужой землей.

Сервитут навсегда привязывается к определенному недвижимому имуществу. В качестве объекта купли-продажи либо залога он выступать не сможет.

В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу (ст.275 ГК РФ).

Виды ограничений пользования землей

Земельное законодательство (ст.23 Земельного Кодекса) различает два отличных друг от друга вида сервитута:

Статьи 274-277 ГК РФ гласят, что обладатель земельной территории может потребовать от владельца близлежащей земли наделения ее частным сервитутом, то есть правом для определенного круга лиц на ограниченное пользование чужим участком земли.

Наделение сервитутом публичным обеспечивается положениями законодательства и может определяться как на уровне субъектов РФ, так и местными органами управления. Публичный тип сервитута вводится с целью обеспечения социальных интересов.

Обладатель земли имеет право востребовать оплату за применение участка от лиц, которые являются владельцами сервитута, если иное не предусматривается действующими законами.

При исчезновении оснований, по которым был введен сервитут, собственник вправе потребовать отмены его.

Основания для установления

Земельный сервитут может возникнуть:

  • на исходных положениях нормативных правовых актов;
  • на основе договора между собственниками;
  • на основе актов, принятых местными органами самоуправления;
  • на основании, исходящим из судебного решения;
  • при иных обстоятельствах, предусмотренных законом.

Частным сервитутом территория наделяется при необходимости:

  • обеспечить проезд либо проход по чужой земле, если без оного обойтись не представляется возможным;
  • проведения и/или эксплуатации важных коммуникаций, таких как теплотрассы, водопроводы, линии связи и электричества;
  • водоснабжения;
  • обеспечения иных потребностей владельца, которые не могут быть осуществлены при отсутствии сервитута (ст.274, п.1 ГК РФ).

Сервитутом публичным территория может наделяться для:

  • передвижения через определенную территорию;
  • использования участка земли;
  • выпаса скота;
  • сенокоса;
  • использования с целью рыболовства и охоты;
  • обеспечения доступа к прибрежной части водоемов;
  • осуществления дренажных и иных работ на участке и пр. (ст.23, п.3 ГК РФ)

Процедура и порядок установления ограничений

Порядок наделения сервитутами земельных участков и прекращения действия оного определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации и сходными нормативными положениями функционирующего Земельного Кодекса.

Сервитут на земельный участок может быть введен:
  • по соглашению между обладателем земли и особой, требующей введения сервитута;
  • по судебному решению, которое было вынесено по иску субъекта, потребовавшего установления сервитута (ст.274, п.3 ГК РФ).

Для наделения сервитутом земельного участка в судебном порядке основополагающим условием выказывается присутствие спорной ситуации между хозяевами земельных участков, что и препятствует заключению мирного соглашения.

Просить установления сервитута имеет право собственник земельного участка, при этом он может дополнительно потребовать пожизненного исполнения условия. Лица, не имеющие в личной собственности данного объекта недвижимости, не имеют права требовать установления сервитута.

Однако при аренде этого имущества, законом отстаиваются их права на проезд, проход и иную деятельность, связанную с использованием данной недвижимости, если иное не представляется возможным.

Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы:

  • заявления от обеих сторон;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • паспорта участников соглашения;
  • свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  • кадастровый паспорт.

Все права на земельные участки, предусмотренные гл.4 ЗК РФ, подлежат обязательной регистрации в государственных органах, касается это и сервитутов.

Сервитут считается действительным с момента его регистрации. При этом обязательно должно быть выполнено требование о проведении общественных слушаний, предшествующих наделению сервитутом земли.

Срок действия установленных ограничений

В основном сервитут устанавливается на бессрочный период, однако может иметь место и определенный срок. При этом право ограниченного пользования чужим участком земли прекращается по истечении указанного срока.

Также желательно досконально расписать, в чем именно будет заключаться право ограниченного пользования землей в целях предотвращения спорных моментов в процессе эксплуатации.

В иных ситуациях возможно прекращение действия сервитута:

  • по обоюдному соглашению владельцев объектов, объединенных сервитутом;
  • при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута;
  • по требованию владетеля, если земля не может быть использована по своему непосредственному целевому предназначению в результате наделения ее сервитутом (ст.276 ГК РФ)

На основании положений ст.275 ГК РФ при переходе права владения на участок земли с наличием сервитута к иному лицу сервитут остается. То есть даже при продаже земельного участка он никуда не денется, сервитут остается привязанным к конкретному участку.

Видео: Юридические тонкости установления ограничений на пользование земельными участками

В видеосюжете рассказывается что представляет собой сервитут на земельный участок, приводятся примеры подобных ограничений.

Объясняется какие разновидности сервитутов существуют, в чем их принципиальное различие и каковы особенности установления различных ограничений на землю.

Обременение права собственности земельным сервитутом

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, — праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов — частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд — обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Читайте так же:  Экспертиза технически сложного товара

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности — собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка. В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов. Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства. По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г. N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом — ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен. Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

Читайте так же:  Класс страхования осаго что это и как определить

Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»

Публичный сервитут на земельный участок

Главная » Земля » Публичный сервитут на земельный участок

Установление публичного сервитута относится к одному из видов ограничений прав собственника земельного участка. Отличительная черта публичного сервитута в том, что он устанавливается по инициативе государственного органа в интересах широкого круга лиц и не предполагает изъятие земельного надела.

В большинстве случаев публичные сервитуты выделяются в интересах отдельного муниципалитета, для нужд которого необходимо задействовать территорию, находящуюся в чужой собственности.

Кто может установить публичный сервитут на земельный участок

Гарантом установления публичного сервитута вправе выступать только государство в лице уполномоченного органа. Оформляется подобное обременение нормативным актом субъекта, в ведении которого находится обремененный земельный участок. В документе излагаются причины определения ограничений на участок, цель применения сервитута и период времени действия обременений.

Нормативный акт государственного органа издается по результатам публичных слушаний, на которых претенденты на сервитут должны мотивированно обосновать необходимость использования угодий в личных целях.

Когда может быть установлен публичный сервитут на земельный участок

Гражданское законодательство характеризует сервитут как объект вещного права, обременяющий земельный надел и носящий длящийся (бессрочный) или срочный характер.

Основания возникновения публичных сервитутов следующие:

  • издание правового акта федерального уровня;
  • издание нормативного акта регионального значения;
  • издание нормативного документа муниципального органа власти.

Наличие сервитута на земельном наделе не должно противоречить интересам собственника имущества, нарушать его права.

Владелец участка вправе обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об изъятии земельного участка с предоставлением компенсации, если размещение сервитута мешает реализации его прав. В таком случае, в обязанности государственного органа входит возмещение владельцу земли убытков за причиненные ему неудобства или выделение равноценного надела в собственность.

Целевая направленность публичных обременений земли:

  • предоставление возможности проезда (прохода) через чужую территорию;
  • осуществление изыскательной деятельности;
  • организация жизнедеятельности животных (выгон скота, предоставление возможности для прохода стада на водопой);
  • сбор ягод и грибов;
  • рыболовство и охота.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

В целях узаконивания публичного сервитута соблюдайте следующий алгоритм действий.

Подавайте обращение о необходимости выделения сервитута в уполномоченный орган

Согласно требованиям законодательства, инициаторами обременений на землю могут быть органы государственной власти (федеральные, региональные и муниципальные), а также граждане и юридические лица.

Подавайте обращение в тот государственный орган, в чьем ведении находится интересующий вас участок. Например, если у вас есть намерение образовать сервитут на землях, расположенных в муниципальном образовании (деревне, поселке городского типа, селе и т. д.), то подавайте обращение в местную администрацию.

Как оформить частный сервитут на участок земли?

Что означает публичный сервитут на землю, читайте тут.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заявлении на установление сервитута указывайте:

  • месторасположение земельного надела, на котором предполагается установление сервитута;
  • в каких целях возникла необходимость установления обременений;
  • информацию о владельце участка;
  • круг лиц, в отношении которых предполагается установление сервитута.

В случае положительного решения вопроса об установлении обременений на участок в интересах неопределенного круга лиц в нормативном акте уполномоченного органа указывается период, в течение которого будет предоставлено право пользования наделом. Четко регламентированных сроков в данных обстоятельствах законом не предусмотрено.

Проводите публичные слушания

Общественные слушания назначаются для принятия решений по жизненно важным для большого количества людей вопросов.

Результат проведения публичных слушаний (общее решение) оформляется протоколом. В его содержании указывается перечень вопросов, по которым была собрана группа граждан, наличие кворума и итоговое решение.

Договоренность о проведении обременения земельного участка в публичных целях может быть оформлена соглашением между собственником имущества и лицами, претендующими на получение сервитута. Также законодательством предусмотрена возможность предоставления сервитута исходя из содержания завещания собственника (владелец указал на необходимость предоставления сервитута определенной группе лиц или государственному органу).

В отдельных случаях, когда участники правоотношений по необходимости установления ограничений на землю не пришли к согласию, а уполномоченный орган затягивает процесс принятия решений, обращайтесь в судебные органы.

Документ, содержанием которого подтверждается право на возможность использования чужой территории (завещание, судебный акт, протокол о проведении публичных слушаний, соглашение участников сделки) предоставляйте в уполномоченный орган с целью издания официального нормативного акта об установлении сервитута.

В распоряжении государственного органа о выделении публичного сервитута указывается местонахождение участка земли, границы установленного обременения (если сервитут установлен только в части земельного надела), информация о владельце участка, период времени (если сервитут носит срочный характер) и целевое использование земли.

Для завершения процедуры узаконивания сервитута (внесения изменений в ЕГРН) предоставьте следующие документы:

  • обращение о необходимости проведения регистрации;
  • квитанцию об оплате установленного размера госпошлины;
  • акт уполномоченного органа об установлении сервитута;
  • кадастровый план земельного надела;
  • нотариальную доверенность представителя граждан, заинтересованных в установлении сервитута.

Плата за публичный сервитут на земельный участок

Фиксированный размер оплаты за установление сервитута законодательством не определен. Вместе с тем содержится оговорка, что владелец участка вправе рассчитывать на разумное возмещение его убытков, вызванных ограничением прав на землю.

Таким образом, если вы выступаете в данных правоотношений в качестве собственника имущества, права которого собираются ограничить в общественных интересах, просите компенсировать понесенные вами в связи с этим обстоятельством неудобства.

Для успешного решения данного вопроса позаботьтесь о наличии подтверждений, доказывающих ваши убытки в связи с установлением сервитута. Это может быть заключение об ухудшении качества почвы и невозможности использования участка для сельскохозяйственных нужд, акт о необходимости ремонта коммуникаций в связи с повышенной эксплуатацией участка и т. д.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Информация об изменениях:

Статья 23 изменена с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Читайте так же:  Как получить выписку из егрн о переходе прав на недвижимость

Статья 23 . Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

См. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

[2]

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 35. Публичные сервитуты

Статья 35. Публичные сервитуты

Читайте так же:  Как мне приватизировать земельный участок и имею ли я на это право

1. Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, возникающее на основании нормативно-правового акта органа местного самоуправления и обеспечивающее интересы местного самоуправления или местного населения.

2. Публичный сервитут устанавливается администрацией сельсовета в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом градостроительной документации, правил землепользования и застройки.

3. Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

4. Публичные сервитуты устанавливаются для:

— прохода или проезда через земельный участок;

— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— проведения дренажных работ на земельном участке;

— забора воды и водопоя;

— прогона скота через земельный участок;

— сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

— использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке, замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

— временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

— свободного доступа к прибрежной полосе;

— иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитутов.

5. Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

6. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.

7. Инициаторами установления (прекращения) публичного сервитута могут быть физические и юридические лица, органы местного самоуправления.

8. Глава сельсовета принимает решение о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута.

9. Публичные слушания по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута проводятся в соответствии с Уставом Костюковского сельского поселения.

10. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по установлению (прекращению) публичного сервитута либо по отказу в установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет их главе сельсовета.

11. Глава сельсовета в течение 3-х дней со дня поступления рекомендаций Комиссии принимает постановление об установлении (прекращении) публичного сервитута или об отказе в установлении (прекращении) публичного сервитута с указанием причин отказа. В постановлении об установлении публичного сервитута должно быть указано:

— местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

— кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

— сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

— сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

— содержание публичного сервитута;

— сфера действия публичного сервитута;

— срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность;

— размер платы собственнику земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, или указание на бесплатность его установления.

12. Публичный сервитут (его прекращение) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сервитут возникает (прекращается) с момента такой регистрации. Границы действия публичных сервитутов фиксируются на планах земельных участков.

[3]

13. Государственная регистрация публичного сервитута (его прекращения) производится на основании заявления собственника земельного участка, который обременяется (обременен) сервитутом. В случае, если данный собственник земельного участка уклоняется от осуществления действий по государственной регистрации сервитута (его прекращения), инициатор установления (прекращения) публичного сервитута вправе обратиться в суд с требованием о регистрации публичного сервитута (его прекращения).

Оплата государственной регистрации публичного сервитута (его прекращения) производится за счет инициатора установления (прекращения) публичного сервитута.

[1]

14. Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия, определенного постановлением главы сельсовета. Принятие нормативного правового акта о прекращении действия срочного публичного сервитута не требуется.

15. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

16. Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

17. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от администрации сельсовета соразмерную плату за него. Вопросы о платности публичного сервитута, размере платы и другие подобные вопросы рассматриваются при проведении публичных слушаний об установлении публичного сервитута.

18. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением администрацией сельсовета убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

19. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

>
Резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд
Содержание
Правила землепользования и застройки Костюковского сельского поселения Свободненского района Амурской области (утв. решением.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники


  1. Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.

  2. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  3. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
  4. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
Публичный сервитут на земельный участок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here