Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия

Все ответы на вопросы по тематике: "Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Предварительное следствие и дознание

Основной формой расследования является предварительное следствие, что определяется следующим:

  1. предварительное следствие проводится по большинству уголовных дел (ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
  2. оно может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор.

Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц (ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Срок предварительного следствия не должен превышать 2 месяцев со дня его возбуждения. Он может быть продлен прокурорами различных уровней (например, до 6 месяцев) – прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. Если в деле имеются обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, данный срок может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

Дознание является второй формой предварительного расследования, которая значительно отличается от предварительного следствия.

Осуществление расследования в форме дознания возлагается на дознавателей.

Дознание производится при раскрытии преимущественно преступлений небольшой и средней тяжести (ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ). В отношении же преступлений, не упомянутых в этом перечне, дознание допустимо лишь по письменному указанию прокурора. Данная форма расследования допускается только при условии, что к моменту возбуждения уголовного дела известно конкретное лицо, совершившее преступление (ч. 1 ст. 223 УПК РФ).

Упрощенность процедуры дознания проявляется в сокращении срока расследования до 20 суток, хотя здесь есть 2 изъятия:

  1. прокурор имеет право продлить срок дознания на 10 суток при необходимости дополнительного расследования (п. 2 ч. 1 ст. 226 Уголовно-процессуального кодекса РФ) или по иным причинам (ч. 2 ст. 223 УПК РФ);
  2. при невозможности до истечения 10 суток с момента фактического заключения под стражу подозреваемого составить обвинительный акт и ознакомить его с ним и при отсутствии основания для прекращения производства по делу должно быть проведено предварительное следствие.

По итогам дознания составляется обвинительный акт. В отличие от обвинительного заключения, составляемого по итогам предварительного следствия, он подвергается двойному контролю: сначала после составления и подписания дознавателем он должен быть утвержден начальником органа дознания, а затем – прокурором.

[3]

Формы предварительного расследования, сроки и особенности их производства.

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса).

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.

Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.

Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса.

В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В общий срок не включается время, в течение которого производство по делу было приостановлено в порядке ст. 208 УПК. Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного. По делам, расследование которых представляет особую сложность, руководитель следственного органа по субъекту РФ и приравненный к нему руководитель иного специализированного органа, в том числе военного, а также их заместители могут продлить срок до 12 месяцев.

Общий срок дознания — 30 суток.

85. Понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования.

Предварительное следствие — это деятельность, содержа­ние которой охватывает всю от начала до конца стадию пред­варительного расследования.

Предварительное следствие на­правлено на досудебное установление всех обстоятельств, под­лежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).

Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интере­сов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, ко­торые обладают процессуальной самостоятельностью. След­ственные подразделения в настоящее время имеются в проку­ратурах, а также в органах внутренних дел, органах федераль­ной службы безопасности.

Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.

От судебного предварительное следствие отличается субъек­тами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном про­цессе этих видов деятельности.

Читайте так же:  Как заставить бывшего мужа платить алименты на ребенка

Предварительное следствие, как и любая другая форма пред­варительного расследования, состоит из процессуальных дей­ствий и процессуальных решений.

Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, при­влечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уго­ловном процессе защитника, законных представителей, граж­данских истцов и других субъектов уголовного процесса, озна­комление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.

Понятие дознания как формы предварительного расследования и его содержание.

Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ)

— дознавателями органов внутренних дел РФ;

— дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

— дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ;

— дознавателями таможенных органов РФ;

— дознавателями органов Государственной противопожарной службы;

— следователями следственного комитета при прокуратуре РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Дознание (понятие, задачи, отличия от предварительного следствия)

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

отличия:1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е. специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания — только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

6. Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9658 —

| 7600 — или читать все.

Отличительные черты дознания от предварительного следствия

юридические науки

  • Нургалиев Данис Рифкатович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал
  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
  • ДОЗНАНИЕ
  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
  • СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
  • УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Читайте так же:  Типовой образец договора купли-продажи квартиры в долевую собственность

Похожие материалы

В теории уголовного процесса, большое количество научных работ различных авторов посвящено теме дознания и предварительного следствия. Основными вопросами исследуемых тем являлось место этих двух форм уголовно-процессуальной деятельности в предварительном расследовании, их отличия друг от друга и особенности каждого как формы предварительного расследования, и все эти вопросы, так или иначе, переплетаются между собой.

Ныне действующая УПК РФ в п. 8 ст. 5 рассматривает дознание, как разновидность предварительного расследования, осуществляемую дознавателем, по уголовным делам в которых осуществление предварительного следствия необязательно. Хотя ранее дознанием именовалось и деятельность, по которым обязательно предварительное следствие. Сейчас же, п. 19 ст. 5 УПК РФ причисляет данную форму к неотложным следственным действиям [3, c. 244]. В отличие от дознания, предварительное следствие понимается как форма предварительного расследования, состоящая из процессуальных действия и решений, включающая в себя осуществление следственных действий, применение мер уголовного принуждения, привлечение лиц как обвиняемых по делу и т.д.

По словам Н.Н. Апостоловой, «дознание — это только производство неотложных следственных действий (и соответствующих решений)» [2, c. 23]. Как правильно отмечает В.В. Дронов, «дознание всегда является лишь первым этапом (частью) расследования, а так называемое дознание в полном объеме — это проводимая деятельность органом следствия, при этом ограничивая права граждан» [5, c. 48]. Вполне оправданно, именовать эти две формы деятельности одинаково, в том числе и уголовно-процессуальную практику дознания.

А вот о существенных различиях в дознании и предварительном следствии, говорит Ю.Н. Кабанцев. Он отмечает, что «дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем, чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии» [6, c. 169]. По его мнению, дознание играет роль «раскачки» для дальнейшего, более полного и всестороннего предварительного следствия.

При производстве дознания, орган, осуществляющий данную деятельность, принимает меры по установлению обстоятельств, которые подлежат доказыванию в уголовном деле, руководствуясь при этом, процессуальными правилами предварительного следствия [4, c. 36]. У этих двух видов деятельности есть много общих сторон: начиная от момента начала и окончания, заканчивая основания производства процессуальных действий. Основными отличиями дознания от предварительного следствия является:

Еще одной отличительной особенностью двух форм предварительного расследования является тот факт, что расследование в форме дознания заканчивается составлением обвинительного заключения, прекращением разбирательства. Согласно Э.Н. Алимамедову, «предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении уголовного дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» [1, c. 4]. Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.

Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие черты, так и отличительные стороны. Основными отличительными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления. Существенное различие, в зависимости от формы процедур расследования, проявляется в документировании завершения предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом.

Список литературы

  1. Алимамедов Э. Н. Понятие этапа окончания предварительного следствия с обвинительным заключением / Э. Н. Алимамедов // Российский следователь, 2010. — N 11. — С. 2-4.
  2. Апостолова Н. Н. Предварительное расследование и судебное следствие / Н. Н. Апостолова // Российская юстиция, 2014. — № 7. — С. 21-24.
  3. Берова Д. М. Функции органов дознания как субъекта уголовного процесса // Общество и право. 2009. №1 (23). – С. 240-245.
  4. Галимов Э.Р., Муртазин Р.М., Шагиева З.Х. Применение мер пресечения в судебных стадиях уголовного процесса: монография. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 168 с.
  5. Дронов В. В. Надзор за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие / В. В. Дронов // Законность, 2014. — № 5. — С. 48-49.
  6. Кабанцов Ю. Н. Сущность и формы дознания в российском уголовном процессе // Общество и право. 2015. №2 (52). – С. 167-171.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

[1]

Вопрос 2. Формы предварительного расследования

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ процессу­альная деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в двух формах: дозна­ния и предварительного следствия.

Дознание

– форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Перечень составов преступлений, по которым проводится дознание, закреплён в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по уголовным делам об иных преступлениях небольшой или средней тяжести также может проводиться дознание, но только по письменному указанию прокурора. При этом, опять-таки по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым должно проводиться дознание, могут быть переданы и для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ). В связи с этим представляется, что законодателем отдаётся предпочтение предварительному следствию как наиболее значимой форме предварительного расследования.

В связи с изложенным, предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.

Читайте так же:  Продажа части земельного участка, имеющего один кадастровый номер

Между указанными формами предварительного расследования имеются как сходства, так и различия. Это связано с тем, что одна из них (дознание) является усечённой и облегчённой, но при этом как в одной, так и в другой – происходит расследование уголовных дел.

Сходство двух форм предварительного расследования заключаются в следующем:

1) в совпадении их ос­новных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);

2) в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;

[2]

3) в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из орга­нов расследования;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) в единстве правовой основы их деятельности;

5) в соблю­дении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Различия указанных форм заключаются в следующем:

1) в производстве каждой из форм расследования разными органа­ми (ст. 38, 40 УПК);

2) в различных сроках ведения следствия и дознания (ст. 162, 223 УПК);

3) в разграничении круга уголовных дел, образующих подследствен­ность органов расследования (ст. ст. 150, 151 УПК);

5) в более упрощённой процедуре дознания по сравнению с предвари­тельным следствием, исключающей, как правило, предъявление обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, в качестве самостоя­тельного процессуального действия (ч. 3 ст. 224 УПК), и необязательности ознакомления гражданского истца, гражданского ответчика и их представи­телей с материалами уголовного дела по окончании расследования вообще, а
также потерпевшего и его представителя – в случае отсутствия их ходатай­ства об этом;

6) в наименовании, а частично и в содержании итогового процессуаль­ного документа, завершающего предварительное следствие (обвинительное заключение – ст. 220 УПК РФ) и дозна­ние (обвинительный акт – ст. 225 УПК РФ) в случаях принятия решения о дальнейшем направлении уголовного дела для его рассмотрения в суд.

Существование двух сходных, но в то же время самостоятельных форм предварительного расследования оправдано потребностями правопримени­тельной практики. В виде дознания расследуются уголовные дела о преступ­лениях небольшой тяжести, а также о некоторых преступлениях средней тя­жести, которые, как правило, не представляют сложности в доказывании и малообъёмны по содержанию материалов уголовного дела. Это позволяет расследовать такие преступления в упрощён­ной и ускоренной форме специализированными подразделениями дознания, высвобождая силы и средства аппаратов предварительного следствия для более эффективной работы по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Характерной чертой деятельности органов дознания является сочетание следственных действий, оперативно-розыскной, а также административной деятельности. В частности, п. 1 ч. 1 ст. 41 УПК РФ предусмотрено, что полномочия органов дознания в части производства дознания (по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно) возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Следовательно, это может касаться не только специализированных подразделений дознания, но также и тех подразделений и служб, основной обязанностью которых является оперативно-розыскная и административная деятельность.

Для органов предварительного следствия, в свою очередь, расследование уголовных дел является единственной функцией.

Таким образом, если при производстве предварительного следствия субъектом расследования является следователь, то при производстве дознания в этом качестве наряду с лицом, непосредственно выполняющим дознание, выступает и орган дознания.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 151 УПК РФ) предварительное следствие осуществляется:

— следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

— следователями органов федеральной службы;

— следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

— следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание в соответствии с законом (ч. 3 ст. 151 УПК РФ) производится:

— дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

— дознавателями пограничных органов федеральной службы Российской Федерации;

— дознавателями органов федеральной службы судебных приставов;

— дознавателями таможенных органов Российской Федерации;

— дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

— следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

— дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В законе, помимо указания о министерствах и ведомствах, которые могут осуществлять дознание, имеется указание и на те преступления, по которым указанные органы осуществляют дознание.

Следует также отметить, что в УПК РФ предусмотрено, что дознание могут проводить, в том числе, и следователи; это относится к следователям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Анализ Уголовно-процессуального закона также показывает, что перечень органов, имеющих право на проведение дознания гораздо шире перечня органов, которые проводят предварительное следствие: семь против четырёх. Это связано с некоторой спецификой преступлений, по которым дознаватели указанных органов (таможенных, федеральной службы судебных приставов, пограничных, государственного противопожарного надзора федеральной противопожарной службы) проводят расследование.

Отличается дознание от предварительного следствия по характеру расследуемых дел. В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ это уголовные дела по преступлениям небольшой и средней тяжести (свыше 100 составов преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно). При этом, указанные уголовные дела, в соответствии ч. 4 ст. 150 УПК РФ, по письменному указания прокурора могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8728 —

| 7466 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Курс уголовного процесса

Сроки предварительного расследования

Отношение классических континентальных уголовно-процессуальных систем к институту сроков предварительного расследования определяется противопоставлением судебного предварительного следствия и полицейского дознания: представителя судебной власти ограничивать при установлении обстоятельств дела формальными сроками нельзя, в силу чего можно говорить лишь об общей обязанности завершить предварительное следствие в «разумный срок»; представителя полиции можно ограничить формальными сроками дознания, которые к тому же нередко устанавливаются не только законом, но и указаниями прокурора по конкретному делу. Поэтому, например, во Франции институт сроков предварительного следствия вовсе неизвестен в отличие от дознания, где такие сроки существуют и устанавливаются либо законом (для отдельных форм дознания), либо прокурором.

Читайте так же:  Срок исполнения исполнительного листа судебными приставами

В российском уголовном процессе такой подход стал невозможен после того, как предварительное следствие в 1920-е годы утратило судебный характер. Поэтому современное уголовно-процессуальное законодательство справедливо ограничивает формальными сроками обе формы несудебного (досудебного) предварительного расследования — как предварительное следствие, так и дознание. Ясно также, что более сложный характер предварительного следствия по отношению к ускоренному (упрощенному) дознанию логично предполагает значительно более продолжительные сроки предварительного следствия в сравнении с дознанием.

Первоначальный срок дознания составляет 30 суток с момента возбуждения уголовного дела, который может быть продлен прокурором еще на 30 суток (ст. 223 УПК РФ). В дальнейшем прокурор вправе продлить срок дознания до шести месяцев, если в этом есть необходимость, в том числе связанная с производством самого продолжительного следственного действия — судебной экспертизы. Наконец, в исключительных случаях прокурор субъекта Российской Федерации (приравненный военный прокурор) вправе продлить срок дознания до 12 месяцев. В отличие от предварительного следствия дальнейшее продление срока дознания не допускается, что объясняется тремя причинами: 1) в случае необходимости продолжения расследования всегда есть возможность перейти по решению прокурора от дознания к предварительному следствию, которое предельными сроками не ограничено; 2) дознание рассматривается как ускоренная (упрощенная) форма расследования, что исключает даже гипотетическую возможность отсутствия у него предельных сроков; 3) в сравнительно-правовом плане современное российское дознание ведет свое происхождение от сугубо полицейских форм расследования и исторически не имеет никакого отношения к судебному предварительному следствию.

Срок сокращенного дознания еще более краток, что вытекает из самого наименования данной формы расследования. Оно должно быть завершено не позднее 15 суток со дня принятия решения о производстве дознания именно в сокращенной форме. Этот срок может быть продлен до 20 суток, но только если на этапе окончания дознания возникла необходимость в производстве дополнительных следственных или иных процессуальных действий по ходатайству обвиняемого (его защитника) или потерпевшего (его представителя). Если дознание невозможно окончить в столь жесткие сроки, производство по уголовному делу продолжается в общем порядке, т.е. в пределах сроков, установленных для ординарного дознания.

Дознание в органах внутренних дел

Формы предварительного расследования и их соотношение. Особенности производства дознания как формы предварительного расследования

Предварительное расследование — вторая после возбуждения уголовного дела стадия уголовного процесса. Содержанием стадии предварительного расследования является деятельность следователя и дознавателя по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, и подготовке материалов уголовного дела для судебного разбирательства. В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК предварительное расследование может осуществляться в двух формах — предварительное следствие или дознание.

Между этими смежными формами предварительного расследования закон устанавливает определенное соотношение черт сходства и различия.

Сходство двух форм расследования проявляется:

  1. в единстве основных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);
  2. в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;
  3. в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из органов расследования;
  4. в единстве правовой основы их деятельности;
  5. в соблюдении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Достаточно существенны различия между предварительным следствием и дознанием, состоящие:

  1. в производстве каждой из этих форм расследования разными органами (ст. 38, 40 УПК);
  2. в различных сроках ведения следствия и дознания (ст. 162. 223 УПК);
  3. в разграничении круга уголовных дел, образующих подследственность органов расследования (ст. 150. 151 УПК);
  4. в несколько большей процессуальной самостоятельности следователя, по сравнению с дознавателем;
  5. в более упрощенной процедуре дознания по сравнению с предварительным следствием;
  6. в наименовании, а частично и в содержании итогового процессуального акта в случаях принятия решения о дальнейшем направлении уголовного дела для его рассмотрения в суд.

Предварительное следствие производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.

Под дознанием в уголовном процессе понимается форма предварительного расследования по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Дознание, как и предварительное следствие, призвано решать задачи уголовного судопроизводства и носит процессуальный характер, т.е. порядок его производства регламентируется уголовно-процессуальным законом, что придает доказательственное значение фактическим данным, получаемым в ходе дознания.

По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, дознаватель возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК РФ для предварительного следствия, принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом дознаватель уполномочен производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, свойственные следователю.

Должностные лица, имеющие право осуществлять производство дознания .

Кроме того, по письменному указанию прокурора дознавателям могут быть переданы для производства дознания уголовные дела об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, подследственные органам предварительного следствия.

Уголовные дела о преступлениях, подследственных дознавателям, по письменному указанию прокурора могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Полномочия по производству дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания, его заместителем или начальником подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40.1, ч. 1 ст. 41 УПК). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Читайте так же:  Как написать докладную на сотрудника за оскорбление

Расследование в форме дознания имеет свои особенности .

Так, дознаватели не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими и лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК РФ).

Производство дознания в отношении судей, прокуроров, следователей и иных лиц, обладающих должностными иммунитетами, перечисленных в ст. 447 УПК, п. «в» ч. 1 ст. 151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, находится в компетенции следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Производство о применении принудительных мер медицинского характера . Данное производство осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. По таким уголовным делам законодатель предусматривает обязательное производство предварительного следствия. Из смысла закона видно, что одно обстоятельство того, что лицо состоит на учете у психиатра, не является основанием для передачи уголовного дела в следственный орган. Только после проведения судебно-психиатрической экспертизы, когда заключением будет установлена невменяемость лица, совершившего деяние, дознавателем принимается решение о направлении уголовного дела по подследственности в органы предварительного следствия. При этом дознаватель выносит мотивированное постановление о передаче уголовного дела и направляет постановление с уголовным делом прокурору. Дознаватель при этом уведомляет всех заинтересованных лиц о принятом решении. Прокурор передает уголовное дело руководителю следственного органа для организации и производства предварительного следствия по уголовному делу.

Сроки дознания. Срок дознания — 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток (ч. 2 ст. 223 УПК). В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный ч. 3 ст. 223 УПК, может быть продлен прокурорами района, города и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12 месяцев.

Уведомление о подозрении в совершении преступления.

Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ были внесены изменения в порядок дознания: уголовные дела могут быть расследованы в форме дознания не только в том случае, когда известно лицо, его совершившее, но также тогда, когда оно не установлено. В связи с этим в уголовно-процессуальном законодательстве было установлено совершенно новое процессуальное действие — уведомление о подозрении в совершении преступления, предусмотренное ст. 223.1 УПК:

«1. В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные статьей 46 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения».

В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

  1. дата и место его составления;
  2. фамилия, инициалы лица, его составившего;
  3. фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  4. описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК;
  5. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК РФ, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

Таким образом, уведомление о подозрении в совершении преступления представляет собой одно из важнейших решений дознавателя в уголовном судопроизводстве, прямо и непосредственно затрагивающих права и интересы граждан.

Обвинительный акт. Одним из видов окончания дознания является окончание дознания составлением обвинительного акта.

Обвинительный акт фактически является формой предъявления обвинения, с этого момента лицо приобретает статус обвиняемого.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания или его заместителем. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору (ч. 4 ст. 225 УПК).

Также при производстве дознания имеются особенности при составлении обвинительного акта при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей; при привлечении лица в качестве обвиняемого и при производстве отдельных следственных и процессуальных действий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существование двух сходных, но в то же время самостоятельных форм предварительного расследования оправдано потребностями правоприменительной практики.

Источники


  1. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.

  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  4. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here