Высшая мера наказания за убийство сотрудника полиции согласно статье 317 ук рф

Все ответы на вопросы по тематике: "Высшая мера наказания за убийство сотрудника полиции согласно статье 317 ук рф" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к статье 317

Основным объектом преступления является нормальная деятельность правоохранительных органов. Дополнительным объектом является жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.

Данный состав преступления является двухобъектным.

В отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 295 УК РФ, рассматриваемая норма обеспечивает защиту жизни указанных выше субъектов не в связи с деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования, а в связи с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Правоохранительными органами применительно к ст. 317 УК РФ являются органы МВД, органы безопасности, системы исполнения наказаний и т.д.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» .

СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Понятие близких лиц рассмотрено применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 105 УК РФ.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, выражается в активных действиях, направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.

Ответственность по ст. 317 УК РФ наступает, если посягательство на жизнь названных в ней лиц осуществлено в целях воспрепятствования деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Деятельность по охране общественного порядка предполагает предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, совершаемых в общественных местах, нарушающих права и законные интересы неопределенно большого круга лиц. Обеспечение общественной безопасности заключается в охране жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (например, обеспечение безопасности воздушных полетов, пресечение массовых беспорядков, предупреждение актов терроризма, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.).

Посягательство на жизнь кого-либо из лиц, перечисленных в ст. 317 УК РФ, не связанное с указанной деятельностью, следует квалифицировать как преступление против личности.

В теории уголовного права под посягательством на жизнь понимается убийство либо покушение на убийство .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. N 9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» // СПС «КонсультантПлюс».

Посягательство на жизнь лиц, перечисленных в рассматриваемой статье УК РФ, а равно их близких должно квалифицироваться по ст. 317 УК РФ независимо от того, была ли причинена смерть потерпевшему либо она не наступила в силу причин, не зависящих от воли виновного. По конструкции объективной стороны данный состав преступления является усеченным. Преступление считается оконченным в момент посягательства на жизнь лица, указанного в диспозиции рассматриваемой статьи, поэтому при квалификации таких действий ссылка на ст. 30 УК РФ (покушение на преступление) не требуется. В то же время факт причинения смерти не требует дополнительной квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как данное преступление является специальным составом убийства при отягчающих обстоятельствах.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. При прямом законодательном указании на цель преступления субъективная сторона выражается в виде прямого умысла, т.е. когда действия виновного свидетельствуют о том, что он предвидел наступление смерти и желал этого.

Обязательными признаками субъективной стороны преступления являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности — стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность — за уже выполненные действия).

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет (субъект общий). Если посягательство на указанных выше лиц осуществлено несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, то оно должно квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Статья 59. Смертная казнь

1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

2.1. Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Комментарий к Ст. 59 УК РФ

1. Смертная казнь в законе определена как исключительная мера наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Действующее уголовное законодательство предусматривает смертную казнь по пяти составам преступлений: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) и геноцид (ст. 357 УК).

3. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции смертная казнь является временной мерой наказания и применяется впредь до полной ее отмены.

Российской Федерацией в соответствующих правовых формах выражено согласие с международно-правовыми актами, направленными на отмену смертной казни в мирное время: в частности, подписав 16 апреля 1997 г. Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация обязана, как того требует ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. , воздерживаться от действий, которые лишили бы данный Протокол его объекта и цели, до тех пор, пока не выразит своего намерения не стать его участником. Между тем до настоящего времени Российская Федерация не ратифицировала Протокол N 6, но и не выразила своего намерения не стать его участником.
———————————
Ведомости СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

Читайте так же:  Как выглядит договор финансовой аренды лизинга

Согласно Постановлению КС РФ от 02.02.1999 N 3-П до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей либо в составе судьи и двух народных заседателей. Федеральным законом от 27.12.2006 N 241-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Вводного закона в части определения времени введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, которыми введение данной формы уголовного судопроизводства в Чеченской Республике было отложено до 1 января 2010 г. В настоящее время суды с участием присяжных заседателей введены на всей территории РФ.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 4.

Вместе с тем правовая позиция КС РФ, изложенная в Определении от 19.11.2009 N 1344-О-Р, рассматривает Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод наряду с вышеуказанным Постановлением от 02.02.1999 N 3-П в качестве оснований недопустимости применения наказания в виде смертной казни, предусмотренного уголовным законодательством.

Постановление от 02.02.1999 N 3-П действует в течение достаточно большого срока и, кроме того, имеет распространение во времени и по кругу лиц, аналогичное нормативным предписаниям, КС РФ при разъяснении данного Постановления исходил из его взаимосвязи с другими правовыми актами, в том числе с действующими в сфере международного права прав человека нормами о неприменении смертной казни как вида наказания и международными договорами РФ, а также из динамики регулирования соответствующих правоотношений и тенденций в мировом сообществе, частью которого осознает себя Российская Федерация.

В Российской Федерации в результате продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни, сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер. Таким образом, применение смертной казни в качестве меры наказания в настоящее время приостановлено до ратификации Протокола N 6 и внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных с отменой этой санкции.

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.

Статья 317 УК РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Новая редакция Ст. 317 УК РФ

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Статье 317 УК РФ

1. Преступное посягательство направлено одновременно на два важных объекта: жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких и нормальную деятельность правоохранительных органов.

2. Потерпевшим от преступления может быть только тот сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, который выполняет функции по охране общественного порядка или общественной безопасности. Перечень лиц, на которых распространяется государственная защита, содержится в ст. 2 ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 22.08.2004) . Это, например, прокуроры, следователи, сотрудники органов безопасности, работники таможенных органов, органов внутренних дел и др. Находятся под государственной охраной и близкие должностных лиц правоохранительных органов.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607.

2.1. К сотрудникам правоохранительных органов, осуществляющим охрану общественного порядка и общественной безопасности, относятся не только лица, осуществляющие непосредственно физически охрану общественного порядка и общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по УД, постановлений органов расследования и прокуроров, но и лица, ведущие оперативно-розыскную деятельность, направленную на пресечение, обнаружение и раскрытие преступлений.

2.2. Потерпевшим от преступления может быть военнослужащий, выполняющий обязанности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Военнослужащие — это лица рядового, офицерского состава, генералы и прапорщики, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, в том числе в пограничных войсках, железнодорожных войсках, внутренних войсках МВД и других войсках и воинских формированиях.

2.3. Близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, выполняющего обязанности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, могут быть не только родственники (родители, дети, братья, сестры и т.д.), но и другие лица, например невеста, жених, друг, т.е. те, кто близок им по иным фактическим основаниям. Для квалификации содеянного по ст. 317 имеют значение не только степень и характер близости, но и намерение виновного отомстить за осуществленную служебную обязанность либо цель — воспрепятствовать указанным в коммент. статье лицам добросовестно заниматься законной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

3. Под посягательством на жизнь в данном составе следует понимать не только причинение смерти названным в законе лицам, но и покушение на жизнь. Преступление окончено (составом) в момент покушения на жизнь. Причинение только вреда здоровью потерпевшего должно квалифицироваться в зависимости от мотива и цели виновного, ибо одним из объектов преступления, предусмотренного ст. 317, является жизнь указанных лиц.

4. Необходимым элементом объективной стороны состава преступления является то, что посягательство на жизнь указанных в коммент. статье лиц совершается в связи с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, т.е. посягательство осуществляется как акт воспрепятствования выполнению ими обязанностей, предписанных нормативными актами, или акт мести за добросовестно осуществленную раньше законную деятельность. Лишение жизни или покушение на причинение смерти названным в ст. 317 лицам, совершенное на почве личных неприязненных взаимоотношений, не может квалифицироваться по коммент. статье, а квалифицируется по ст. 105, 107, 108 в зависимости от конкретных обстоятельств.

5. Комментируемая статья является специальной по отношению к п. «б» ч. 2 ст. 105. При конкуренции указанных норм содеянное должно квалифицироваться по ст. 317.

6. Под законной деятельностью понимаются такие деяния (действие или бездействие) либо система деяний, которые осуществляются в соответствии с законами или другими нормативными актами. Поэтому посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в связи с незаконной его деятельностью не может квалифицироваться по коммент. статье. В зависимости от обстоятельств оно может быть непротивоправным деянием либо осуществленным с превышением пределов необходимой обороны как ответ на неправомерные действия потерпевшего.

Читайте так же:  Удерживают ли алименты с больничного листа

7. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной виной на лишение жизни потерпевшего. Покушение на жизнь работника правоохранительного органа совершается только с прямым умыслом. Необходимым элементом субъективной стороны данного преступления являются мотив и цель. Цель преступления — воспрепятствование посягателем законной деятельности указанных в статье лиц. Мотивом посягательства на жизнь является месть за добросовестно выполненную потерпевшим возложенную на него нормативными актами деятельность.

8. Субъектом преступного посягательства является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Совершение посягательства на жизнь работника правоохранительного органа лицом в возрасте от 14 до 16 лет влечет УО за преступления против жизни по п. «б» ч. 2 ст. 105.

9. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Под сотрудниками правоохранительных органов следует понимать штатных сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы, службы внешней разведки, таможенных органов, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Военнослужащие — это лица, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ или иных войсках, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Близкими указанных лиц могут считаться лица, перечисленные в п. 3 ст. 5 УПК РФ.

2. Выполнение обязанностей по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности означает, например, несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных спортивных и других массовых мероприятий, а также при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий.

3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в виде посягательства на жизнь, под которым понимаются убийство или покушение на убийство указанных в законе лиц.

4. Альтернативно обязательными признаками субъективной стороны являются специальная цель или мотив преступления.

Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечения общественной безопасности означает стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности.

Мотив мести за указанную деятельность представляет собой желание лица отплатить потерпевшему за осуществленную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

5. Субъектом является лицо, достигшее возраста 16 лет. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия квалифицируются по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Статья просмотрена: 3484 раза

Библиографическое описание:

Болдырева Н. В. К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2958/ (дата обращения: 06.10.2019).

Важнейшими задачами, стоящими перед государственной властью в России, является обеспечение законности, борьба с преступностью и правонарушениями. Стабильность общественных отношений в стране, обеспечение безопасности отдельно взятого индивида осуществляет профессиональная деятельность правоохранительных органов. В связи с этим, основными задачами правоохранительных органов являются контроль над криминальной обстановкой в государстве, обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, жизни и здоровья личности, а в случае нарушения этих прав — обеспечение равного доступа к правосудию с целью восстановления нарушенных прав, свобод и интересов.

Однако, в связи с осуществлением своей профессиональной деятельности сотрудники правоохранительных органов ежедневно подвергаются опасности со стороны преступных элементов, поэтому государство пытается обеспечить сохранность всеми, в том числе и уголовно-правовыми мерами, их жизнь и здоровье. Общественная опасность данных криминальных деяний остается весьма высокой, так как они посягают не только на интересы правосудия, функционирование судов, органов следствия и дознания, деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, но и на такие основополагающие блага как жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа. Уголовная ответственность за преступления против сотрудников правоохранительных органов предусмотрена в главе 32 Уголовного Кодекса РФ, а наиболее полная защита отражена в федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [1] и федеральном законе «О полиции». [2]

Понятие «посягательства» было раскрыто в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР (далее ВС РСФСР) «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» в п.9, по которому под посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов следует понимать, как оконченное убийство сотрудников правоохранительных органов, так и покушение на убийство. Однако, изучив мнение ученых и исследователей данной проблемы, можно понять, что это не совсем удачное определение понятия «посягательства», т.к. например, оно не отвечает принципу справедливости – предусмотрено одинаковое наказание и за оконченное убийство, т.е. лишение жизни сотрудника правоохранительных органов, и за покушение на убийство.

Следует отметить, что на сегодняшний день, и в уголовном законодательстве, и на уровне разъяснений постановлений Пленума ВС РФ отсутствует определение «посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов». В УК РФ оно действует на уровне термина, в связи с чем нам представляется законодательная регламентация этого понятия. Поскольку, Постановление Пленума ВС РСФСР было отменено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 8 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации», а нового до сих пор не приняли, то можно отметить, что это пробел в уголовном законодательстве.

Ряд указанных нами вопросов требует дополнительных разъяснений, в связи с этим считаем нужным принятие нового Постановления ВС РФ, которое разъяснит недостатки предыдущего постановления и ряд новых спорных вопросов квалификации. По нашему мнению, требуется расширить понятие посягательства, т.к. ст.317 УК РФ перестает отражать обстоятельства, повышающие общественную опасность содеянного. Например, уголовный закон не дает однозначного ответа на вопрос, как квалифицировать посягательство на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительных органов, если оно было совершено с особой жестокостью или общеопасным способом. Если квалифицировать это преступление по ст.317 УК РФ, то не учитывается возросшая опасность содеянного данного преступления.

Следует отметить, что жизнь и здоровье сотрудника следует считать основным объектом, поскольку порядок управления направлен на защиту интересов личности, а жизнь, любого человека, в том числе и сотрудника правоохранительных органов провозглашена высшей ценностью. Аналогичной точки зрения придерживается С.А.Борисихина, которая определила непосредственный объект посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов как общественные отношения «обеспечивающие безопасность жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких».[6] В уголовно-правовой литературе встречаются суждения, отрицающие двухуровневый характер объекта такого преступления. Так, еще в начале 80-х годов XX века Н.И.Панов высказал свою точку зрения по этому поводу: «Обеспечение нормальной деятельности сотрудников милиции по охране общественного порядка вызывает необходимость обеспечить неприкосновенность жизни и здоровья субъектов этой деятельности… Поэтому уголовно-правовая охрана жизни и здоровья указанных лиц в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка одновременно означает и защиту от преступных посягательств нормальной деятельности органов милиции».

Читайте так же:  Защита авторских прав в instagram

Посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов серьезная проблема, как для нашего общества, так и для государства в целом. Это связано с тем, что данные государственные структуры сохраняют стабильность общественных отношений в стране и обеспечивают безопасность отдельно взятого индивида. Общественная опасность рассматриваемых деяний остается весьма высокой, так как они посягают не только на интересы правоохранительных органов, функционирование судов, органов следствия и дознания, деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, но и на такие основополагающие блага как жизнь и здоровье вышеуказанных лиц.

Посягательства на жизнь вышеуказанных лиц опасны еще и потому, что они подрывают авторитет государственных органов и порождают недоверие у населения к органам власти и должностным лицам. А отечественное законодательство в свою очередь не может в должной мере обеспечить уголовно-правовую защиту сотрудников правоохранительных органов, поэтому требуется не просто создание эффективной нормативной базы по защите сотрудников правоохранительных органов, а создание специальной государственной программы.

Кроме того, проанализировав статистику можно сделать вывод о том, что количество возбужденных дел несоизмеримо меньше, чем реальных фактов посягательств. Это связано с тем, что отсутствует Постановление Пленума Верховного суда РФ, которое будет разрешать вопросы судебной практики по данным преступлениям и регламентировать понятие «посягательство».


ФЗ от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с изменениями и дополнениями)

Видео (кликните для воспроизведения).

ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»

Э.Ф.Побегайло//Умышленные убийства и борьба с ними.

В.И.Даль // Толковый словарь живого великорусского языка

С.И.Сухоруков// Уголовно-правовая охрана жизни сотрудника правоохранительного органа

С.К.Милюков// К понятию посягательства на жизнь работника милиции или народного дружинника

Ф.Н. Аббасов, Г.А. Агаев // Теоретические и правоприменительные проблемы квалификации посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. – Вестник Санкт-Петербургского университета. — №3 – 2010г.

С.А.Борисихина// Уголовно-правовые аспекты борьбы с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительных органов.

Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к статье 317 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом преступления является нормальная деятельность правоохранительных органов. Дополнительным объектом является жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.

Данный состав преступления является двухобъектным.

В отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 295 УК РФ, рассматриваемая норма обеспечивает защиту жизни указанных выше субъектов не в связи с деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования, а в связи с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Правоохранительными органами применительно к ст. 317 УК РФ являются органы МВД, органы безопасности, системы исполнения наказаний и т.д.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» .

Понятие близких лиц рассмотрено применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 105 УК РФ.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, выражается в активных действиях, направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.

Ответственность по ст. 317 УК РФ наступает, если посягательство на жизнь названных в ней лиц осуществлено в целях воспрепятствования деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Деятельность по охране общественного порядка предполагает предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, совершаемых в общественных местах, нарушающих права и законные интересы неопределенно большого круга лиц. Обеспечение общественной безопасности заключается в охране жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (например, обеспечение безопасности воздушных полетов, пресечение массовых беспорядков, предупреждение актов терроризма, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.).

Посягательство на жизнь кого-либо из лиц, перечисленных в ст. 317 УК РФ, не связанное с указанной деятельностью, следует квалифицировать как преступление против личности.

В теории уголовного права под посягательством на жизнь понимается убийство либо покушение на убийство .

———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. N 9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» // СПС «КП».

Посягательство на жизнь лиц, перечисленных в рассматриваемой статье УК РФ, а равно их близких должно квалифицироваться по ст. 317 УК РФ независимо от того, была ли причинена смерть потерпевшему либо она не наступила в силу причин, не зависящих от воли виновного. По конструкции объективной стороны данный состав преступления является усеченным. Преступление считается оконченным в момент посягательства на жизнь лица, указанного в диспозиции рассматриваемой статьи, поэтому при квалификации таких действий ссылка на ст. 30 УК РФ (покушение на преступление) не требуется. В то же время факт причинения смерти не требует дополнительной квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как данное преступление является специальным составом убийства при отягчающих обстоятельствах.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. При прямом законодательном указании на цель преступления субъективная сторона выражается в виде прямого умысла, т.е. когда действия виновного свидетельствуют о том, что он предвидел наступление смерти и желал этого.

[1]

Обязательными признаками субъективной стороны преступления являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности — стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность — за уже выполненные действия).

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет (субъект общий). Если посягательство на указанных выше лиц осуществлено несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, то оно должно квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Читайте так же:  Срок проведения гарантийного ремонта

Другой комментарий к статье 317 УК РФ

1. Потерпевшими могут быть:

— сотрудники правоохранительных органов — штатные сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы охраны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, органов контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ и др.;

— близкие указанных лиц — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки; лица, состоящие в родстве или свойстве; иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (жених, невеста, сожитель).

2. По кругу потерпевших рассматриваемое преступление необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. ст. 277 и 295 УК. В первом случае потерпевшим выступает государственный или общественный деятель, посягательство на жизнь которого производится в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо мести за такую деятельность; во втором случае — лицо, осуществляющее правосудие или предварительное расследование либо исполнение приговора, решения суда или иного судебного акта в целях воспрепятствования их законной деятельности или из мести за нее (см. комментарий к ст. ст. 277, 295 УК).

3. Объективная сторона преступления характеризуется посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких. Посягательство охватывает как убийство, так и покушение на него.

Под названной деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности следует понимать:

[3]

— несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других мероприятий;

— поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий;

— предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

4. Убийство сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное в связи с выполнением указанными лицами своей служебной деятельности, не связанной с охраной общественного порядка или обеспечением общественной безопасности, квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

5. Деятельность потерпевшего должна иметь законный характер, т.е. соответствовать требованиям нормативных правовых актов.

6. Преступление считается оконченным с момента посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В качестве обязательных признаков в законе указаны мотив преступления — месть за деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и цель преступления — воспрепятствование (т.е. чинить препятствия — не допустить, прервать) законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. Преступление, совершенное по иным мотивам или с иной целью, образует соответствующее преступление против личности.

8. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившего посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

[2]

Остались вопросы по ст 317 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 317 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Высшая мера наказания за убийство сотрудника полиции согласно статье 317 УК РФ

Какие деяния предусматривает статья 317 УК РФ «Покушение на жизнь сотрудника правоохранительных органов»? Ясно, что речь о покушении на жизно сотрудника правоохранительного органа. Но о каком именно деянии речь: включает ли эта статья неудавшиеся деяния и деяния, о которых была лишь угроза, или же дяения, которые были остановлены на стадии приготовительных действий по причинам, не зависящим от виновного лица?

Видео (кликните для воспроизведения).

Указанный вопрос важен. Заранее благодарю разумеющих и ответивших по существу.

quote: Какие деяния предусматривает статья 317 УК РФ «Покушение на жизнь сотрудника правоохранительных органов»?

quote: включает ли эта статья неудавшиеся деяния и деяния, о которых была лишь угроза, или же деяния, которые были остановлены на стадии приготовительных действий по причинам, не зависящим от виновного лица?

panzerhaubitz

quote: Originally posted by Adbox:
Только лишение жизни.

Под посягательством на жизнь следует понимать как убийство указанных в диспозиции статьи 317 УК РФ лиц, так и покушение на убийство этих лиц (см. п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991г. No.3 в редакции постановления от 21 декабря 1993г. No.11 . — Сб. пост. Пленума Верх. Суда РФ. 1961-1993. М., 1994, c.301).

Угроза убийством? Тогда рассматривать исходя из ст. 30 УК РФ и, видимо, соразмерно тяжести намереваемого деяния, отреженной в ст. 317 УК РФ.

Ежели угроза поступила именно в связи с исполнением должностных обязанностей, то это ст. 317 УК РФ поскольку вопрос о квалификации содеянного подсудимым по иным статьям возникает лишь в случае установления факта незаконности действий указанных в ст. 317 УК РФ потерпевших (п.8 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991г), а иного Уголовным Кодексом РФ не предусмотрено.

Видите ли, я тоже не только лыком шит. Но хотелось бы информации и ее источников.

quote: Originally posted by Adbox:
В соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.

Да уж куда тягчее, чем угроза убийством сотруднику правоохранительных органов, ответственность за которое УК РФ предусматривает гораздо жестче, чем по ст. 105 УК РФ.

panzerhaubitz

quote: Originally posted by Adbox:
Только лишение жизни.

Под посягательством на жизнь следует понимается как убийство указанных в диспозиции статьи 317 УК РФ лиц, так и покушение на убийство этих лиц (см. п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991г. No.3 в редакции постановления от 21 декабря 1993г. No.11 . — Сб. пост. Пленума Верх. Суда РФ. 1961-1993. М., 1994, c.301).

Угроза убийством? Тогда рассматривать исходя из ст. 30 УК РФ и, видимо, соразмерно тяжести намереваемого деяния, отреженной в ст. 317 УК РФ.

Ежели угроза поступила именно в связи с исполнением должностных обязанностей, то это ст. 317 УК РФ поскольку вопрос о квалификации содеянного подсудимым по иным статьям возникает лишь в случае установления факта незаконности действий указанных в ст. 317 УК РФ потерпевших (п.8 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991г), а иного Уголовным Кодексом РФ не предусмотрено.

Видите ли, я тоже не только лыком шит. Но хотелось бы информации и ее источников.

quote: Originally posted by Adbox:
В соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.

Да уж куда тягчее, чем угроза убийством сотруднику правоохранительных органов, ответственность за которое УК РФ предусматривает гораздо жестче, чем по ст. 105 УК РФ.

Сенсибилизатор

Угроза убийством сотруднику правоохранительных органов в связи с исполнением им служебных обязанностей квалифицируется по ч. 1 статьи 318 УК РФ, т.к. законодатель избежал конкретизации пределов угрозы
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —
Видим, что исходя из правил юридической техники, слова не опасного для жизни и здоровья к словам угроза применения не относятся, т.к. отсутствует прямое указание на необходимость их применения, выражающегося в Уголовном законе РФ обычно прилагательным «такого».
Как показывает практика (сходу не помню, но например в 2009 году в Приморском крае один кадр был за угрозу «поубивать налоговиков и чекистов», которые у него проверку проводили, был осужден по 318 статье), указанного толкования придерживаются и правоприменители.
Угроза убийством сама по себе (без иных действий) не может быть квалифицирована по статье 317 исходя из диспозиции указанной статьи.

quote: Originally posted by panzerhaubitz:

Под посягательством на жизнь следует понимается как убийство указанных в диспозиции статьи 317 УК РФ лиц, так и покушение на убийство этих лиц (см. п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991г. No.3 в редакции постановления от 21 декабря 1993г. No.11 . — Сб. пост. Пленума Верх. Суда РФ. 1961-1993. М., 1994, c.301).

Как ВС в 91 году мог трактовать статью УК Российской Федерации??

panzerhaubitz

quote: Originally posted by афоня:
Как ВС в 91 году мог трактовать статью УК Российской Федерации??

Ну, это вопрос, видимо, к историкам.

quote: Originally posted by Сенсибилизатор:
Угроза убийством сотруднику правоохранительных органов в связи с исполнением им служебных обязанностей квалифицируется по ч. 1 статьи 318 УК РФ

quote: Originally posted by афоня:
318 — сорвал погон и орал, что убьет полицая.

Господа, вы не поняли: я прошу не просто ответа, а его аргументации: ПП ВС, другие возможные источники.

Читайте так же:  Как правильно подать на алименты после развода
Сенсибилизатор
panzerhaubitz

С вашего общего разрешения, тогда, переформулирую вопрос (а тему переименовал): если надобно сравнить опасность насильственных преступлений для граждан и для работников полиции, то какими именно статьями предусмотренные преступления следует сравнивать?

Подумавши, составил примерный список:
Преступления, создающие опасность для работников полиции: предусмотренные статьями 317, 318 УК РФ.
Преступления, создающие опасность для граждан: предусмотренные статьями 105, 111-113, 115-117 УК РФ.
Господа, дополните или поправьте, пожалуйста.

Откройте особенную часть УК и наслаждайтесь чтением статей. Ваш список значительно расширится.

«Насильственных» преступлений, как Вы их обозвали, намного больше, например разбой, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия, геноцид, принуждение к даче показаний с применением насилия и тд. и т.п.

Они одинаково опасны для граждан и полицаев или нет? Для кого более опасно вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией, совершенное с применением насилия?

quote: Originally posted by panzerhaubitz:

Ну, это вопрос, видимо, к историкам.

Сенсибилизатор

Статья 105. Ч. 2. «Убийство»:
б) лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
Санкция — наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

При этом в статье 317 санкция наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Имеем единственную разницу в 4 года нижнего предела, не более того.

panzerhaubitz

quote: Originally posted by афоня:
ТС, Вы задаете вопросы, на которые юристам абсолютно неинтересно отвечать.

Извините, я Вас не принуждаю.

quote: Originally posted by афоня:
Они одинаково опасны для граждан и полицаев или нет?

Поскольку раздел юридический, то прошу выражаться соответственно.

quote: Originally posted by афоня:
«Насильственных» преступлений, как Вы их обозвали, намного больше, например разбой, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия, геноцид, принуждение к даче показаний с применением насилия и тд. и т.п.

Вы не вполне поняли: необходимо сравнить опасность для работников полиции и граждан, и в связи с этим я ищу соответствие составу статей 317, 318 УК РФ в других, предусматривающих те же действия, статьях.

quote: Originally posted by афоня:
Выступлю историком тогда. В 1991 УК РФ не существовал в природе.

Возможно, направив соответствующий запрос, Вы получили бы достаточно точную информацию.

Тем не менее, возможно, это поможет удовлетворить Ваш разыгравшийся исторический интерес: http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php? >

quote: Originally posted by Сенсибилизатор:
Поэтому то, к чему Вы очевидно клоните — типа гораздо более строгие наказания .

Нет, дело не в этом. Тем не менее, вопрос весьма важный.

Хоть состав и специальный, но, тем не менее, статья 317 является отдельной, и учет преступности по ней криминологами производится отдельным образом.

Судя по тому, что в предложенный мной список изменений не предложено, то предположу правоту оного.

quote: Originally posted by panzerhaubitz:

Судя по тому, что в предложенный мной список изменений не предложено, то предположу правоту оного.

Сенсибилизатор

quote: Originally posted by panzerhaubitz:

Судя по тому, что в предложенный мной список изменений не предложено, то предположу правоту оного.

panzerhaubitz

quote: Originally posted by афоня:
За сим предлагаю тему закрыть.

За сим предлагаю обсуждение вести по существу, а ежели тема лично Вам неинтересна — то воздержаться от участия, господин историк.

quote: Originally posted by Сенсибилизатор:
Это статьи 295-296.

Славно

Более подкорректировать нечего, надо полагать: поскольку 205 статьей УК РФ предусмотрены такие действия, которые направлены не прямо на работников полиции и др., а против общественного порядка, и, следовательно, вред им и другим гражданам определить не удастся. С другой стороны, эти преступления немногочисленны по сравнению с остальными названными, а потому несущественны для сравнения, полагаю.
Сенсибилизатор

quote: Originally posted by panzerhaubitz:

Более подкорректировать нечего, надо полагать.

Сенсибилизатор

quote: Originally posted by Adbox:

Потерпевший как вам бы этого не хотелось — это не объект.

quote: Originally posted by Сенсибилизатор:

по признаку объекта — потерпевшему.

Источники


  1. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.

  2. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  3. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
Высшая мера наказания за убийство сотрудника полиции согласно статье 317 ук рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here