Земли специального назначения

Все ответы на вопросы по тематике: "Земли специального назначения" от профессионалов для людей. В статье собран материал и предоставлен в удобном виде. Если есть вопросы - обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст.ст. 87 — 93)

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

>
Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения.
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Классификация земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Земли промышленности

Содержание статьи:

Понятие земель промышленности

В статье 88 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как земли промышленности. К территориям данного вида относятся площади, которые используются для размещения объектов промышленного назначения. Права, возникшие у распорядителей в отношении таких земель, установлены и предусмотрены действующим законодательством.

По составу, земли промышленности могут являться государственной, региональной или частной собственностью. Распоряжаться территориями могут юридические и физические лица.

Как правило, организации, которые управляют такими участками, работают в промышленных отраслях различного назначения – транспорта, связи, обороны.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Предоставление земель промышленности

Особенность использования таких земель зависит от множественности целей эксплуатации. Исходя из этого, правовой режим земель промышленности также очень разнообразен.

Территории промышленности могут быть использованы для следующих целей:

  • организация работы специализированного промышленного предприятия;
  • размещение административных зданий и обслуживающих их объектов;

Обычно такие земли заняты промышленными предприятиями, цехами, складскими постройками. Допускается на территории устройство пунктов питания и медобслуживания для конкретного промышленного объекта.

В отношении данных территорий может быть установлена санитарно-защитная зона или назначены другие природоохранные мероприятия. Земельные массивы, расположенные в пределах этих зон и принадлежащие частным лицам, не подлежат изъятию, однако, в отношении таких участков устанавливается особый режим пользования, в рамках которого допускается только деятельность, включенная в специальный перечень. Список таких видов деятельности является открытым, поскольку перечислить все виды промышленных работ, разрешенных на участке, не представляется возможным.

Размеры промышленных земель

Территории, предназначенные для размещения промышленных объектов, должны иметь соответствующие размеры. Максимально возможная и минимальная площадь участков устанавливается в соответствии с законодательными нормативами и на основании проектно-технической документации.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Заранее размеры для каждой категории территорий не устанавливаются. Этот вопрос решается в процессе проектирования соответствующих промышленных и административных построек

Для отдельных промышленных территорий такие нормы все же установлены. Например, для автодорог, железнодорожных маршрутов, прибрежных полос или линий связи.

Размеры, как и кадастровая стоимость земель промышленности, играют существенную роль при расчете налога на землю. Данный платеж является обязательным, поскольку вся ответственность за участок ложится на распорядителя площади, включая уплату всех начислений.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Площади, на которых располагаются строения промышленного назначения или предназначенные для использования в различных экономических направлениях называются землями промышленности.
  2. В состав таких территорий могут входить земли различной принадлежности – госсобственность, частные владения.
  3. Правовой режим использования земель зависит от цели эксплуатации территории.
  4. Список видов разрешенной деятельности является открытым.
  5. На землях могут быть размещены промышленные объекты, допускается размещение пунктов питания или медобслуживания, административных построек.
  6. В отношении территорий устанавливается специальная санитарная зона, а частные земли, расположенные в ее границах, могут использоваться собственниками согласно установленному порядку.
  7. Размеры промышленных земель устанавливаются в соответствии с проектно-технической документацией и на основании законодательных актов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям промышленности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Павел Васильевич, и являюсь генеральным директором завода по переработке бытовых отходов.

Поскольку предприятие увеличивает обороты и развивается, руководством завода было принято решение о строительстве еще одного завода. Когда я обратился в администрацию региона с заявлением для выделения территории в собственность, мне предложили поучаствовать в аукционе и выкупить землю. Я был не против, поскольку хочу получить участок.

Однако после объявления конкурса, выяснилось, что площадь участка совсем небольшая и для постройки завода будет недостаточной. Когда я обратился с этим вопросом в муниципалитет, мне пояснили, что существует определенный максимум и минимум размера земельных площадей, который административный аппарат не имеет права изменять.

Подскажите, так ли это обстоит на самом деле и что мне предпринять в сложившейся ситуации для решения вопроса?

Ответ: Уважаемый, Павел Васильевич. Муниципалитет вашего города своими действиями нарушает положение ст. 88 ЗК РФ, где указано, что размер участка для возведения промышленного строения определяется в индивидуальном порядке в процессе планирования и после проектирования самой постройки. Решение о данном вопросе выносится уполномоченным ведомством, в данном случае – администрацией.

Сейчас вам необходимо подать жалобу в муниципалитет на неправомочные действия сотрудника, на имя руководителя. Если такое действие не принесет желаемого результата, то вы имеете полное право обратиться в суд и на основании вынесенного судебного решения получить земельный участок того размера, который вам необходим в соответствии с проектом.

14.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель специального назначения

Выделение земель России в отдельные категории осуществляется по их основному целевому назначению. Основным целевым назна­чением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемыми на этих землях объек­тами. Например, расположенное на указанных землях горно-обра-батывающее предприятие является недропользователем, а значит, и земельный участок под ним имеет правовой режим, установленный не только земельным, но и горным законодательством (ст. 87 ЗК РФ).

Читайте так же:  Документы для вступления в наследство

В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляют­ся новые формы целевЬго использования земель, не известные ранее в сфере землепользования. Так, если в 1920-х гг. земельному законода­тельству страны не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном, и земель космического обес­печения, то современное законодательство содержит упоминание о нем; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др.

Землями специального назначения признаются земли, отведен­ные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и орга­низациям для выполнения соответствующих задач.

Наука земельного права в целях облегчения использования много­значной терминологии данной категории земель разработала удачный термин «земли специального назначения» 1 , которым целесообразно пользоваться для удобства изложения учебного материала, подразде­ляя данные земли на соответствующие разновидности.

В силу того что дать исчерпывающую классификацию видов и форм использования земель данной категории не представляется возмож­ным, законодатель оставляет их перечень открытым, заканчивая его расширительным термином земель иного назначения.

Всем землям (специального назначения) присущи общие и специ­альные цели использования, которые взаимопереплетаются и дополня­ют друг друга.

Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориаль­ного базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством про­изводства в сельском хозяйстве. Исключение составляют случаи, когда неиспользуемые земли данного специального несельскохозяйственно­го назначения предоставляются сельхозпредприятиям и гражданам во временное пользование. В силу этого общее земельно-правовое требо­вание рационального использования данного вида земель проявляется в максимальной экономии земельных площадей при отводе под соот­ветствующие несельскохозяйственные объекты и максимальной раци­онализации размещения большего количества объектов на меньшей площади.

Субъектами, осуществляющими установленное законом исполь­зование данных земель, являются, как правило, предприятия, учреж­дения и организации, поскольку специальная несельскохозяйственная деятельность гражданам практически не присуща. Например, гражда­нин не в состоянии осуществлять в одиночку такую деятельность, как производство промышленной продукции, строительство и эксплуатация дороги, автотранспортного предприятия и т.п., — данная деятельность осуществляется посредством создания соответствующего предприятия. Даже если собственником его является гражданин, владение земель­ным участком под этим предприятием осуществляется именно данной предпринимательской структурой.

Правовой режим земель специального назначения распространяет­ся и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определен­ный правовой статус. Так, если данные земли (например, земли транс­порта) проходят по землям сельскохозяйственного назначения (в сельской местности), то они приобретают статус категории земель специ­ального назначения; однако если они проходят по землям населенных пунктов, то трансформируются в новую категорию земель — земли на­селенных пунктов.

Значительны площади земель, служащих удовлетворению нерасте­ниеводческих целей, находящихся на землях сельскохозяйственного на­значения. В частности земли, занятые трубопроводами, дорогами, раз­ного рода строениями и сооружениями и т.д.

В силу этого в правовом режиме данных земель большое значение имеет регулирование отношений соседства со смежными землеполь­зователями, проявляемое, как правило, через установление особых «бу­ферных» (охранных) зон и особого правового режима, обязательного для всех лиц. Так, в пределах охранных зон линий электропередач запрещается жечь костры, располагать полевые станы, содержать скот, складировать корма, материалы, удобрения и т.п.

Правовой режим данных охранных зон зависит от особенностей объекта, возводимого на землях несельскохозяйственного специального
назначения. Так, если на трассах радиорелейных линий охранные зоны создаются с целью прежде всего предупреждения их экранизирующе­го действия на распространение волн, то в охранной зоне автомобиль­ных дорог эти зоны служат для препятствования нарушению расти­тельного покрова способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов и т.п.

Действие правового режима земель специального назначения рас­пространяется только на те земельные участки, которые предназначе­ны для непосредственного обслуживания нужд, обусловленных экс­плуатацией и развитием соответствующего несельскохозяйственного объекта. Поэтому нельзя отнести к данным землям, к примеру, земли, отведенные промышленному предприятию в поселении для жилищно­го строительства своих работников.

Земли специального назначения имеют две основные формы — в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточ-; ную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, уч­реждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вто­рым — земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водным транспортом и т.п.

Земли под предприятиями, являющимися источником повышенной опасности, подлежат ограждению, поскольку владелец такого источни­ка несет ответственность за причинение им вреда и при отсутствии своей вины в этом. Ленточные же земельные участки (линейные сооружения), хотя и являются потенциальным источником повышенной опасности (автомобильные, железные дороги), ограждению не подле­жат, поскольку это ограничило бы доступ людей в места, где допуска­ется общее землепользование (местонахождение, проезд людей, проход к нужным объектам и т.п.). Исключение составляет снегозаградитель-ное ограждение, допускаемое в зимнее время на низинных участках ав­томобильных и железных дорог.

На правовой режим земель специального назначения влияют сле­дующие обстоятельства:

Содержание прав и обязанностей субъектов на всех землях спе­циального назначения состоит в следующем:

строго целевом использовании данных земельных участков. Эти земли, к примеру, нельзя использовать для жилищного и дачного
строительства, предпринимательской деятельности, не имеющей отно­шения к энергетике.

Исключением из этого правила могут служить обстоятельства, пре­дусмотренные действующим земельным законодательством или особо оговоренные в целевом назначении указанного земельного участка. Например, право использовать для сенокошения полосы отвода авто­мобильных и железных дорог; право отвода в полосах железных до­рог служебных наделов и других земельных участков;

рациональном использовании земельных участков специального назначения, выражающемся в том, что:

при отводе данных участков для возведения объектов должна быть обеспечена максимальная экономия земельной площади под воз­водимый объект, которая достигается путем:

  • введения нормативов (норм отвода) для типичных объектов. На­пример, размеры полос отвода для автомобильных и железных до­рог;
  • технико-экономического обоснования размеров отвода в проектной документации, где сделан обоснованный технико-экономический рас­чет рациональной потребности в земельной площади;
  • — при организации территории должно обеспечиваться рациональ­ное размещение элементов соответствующего объекта. При этом ра­циональная организация территории предприятий является обязатель­ным условием охраны труда;
  • — каждый субъект земельных правоотношений, которому предостав­лены земли специального назначения, обязан осуществлять ее благо­устройство, озеленение и другие мероприятия;
Читайте так же:  В какой очереди наследования находятся внуки

охране земель сельскохозяйственного назначения. Каждый объект, возводимый на землях специального назначения, поскольку
значительная часть этих земель расположена в сельской местности, должен отвечать требованиям безопасности для сельскохозяйствен­ного производства. В частности, запрещается ввод в эксплуатацию промышленных и иных объектов, не обеспеченных современными тех­нологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня пре­дельно допустимых нормативов (ст. 34 Федерального закона «Об ох­ране окружающей среды» 1 ).

Охрана земель сельскохозяйственного назнач ения осуществляет­ся уже в ходе отвода земель для несельскохозяйственных нужд, при котором соблюдаются следующие правила:

    пригодные для нужд сельского хозяйства земли должны отводить­ся в первую очередь под сельскохозяйственное использование, а для специального несельскохозяйственного использования должны отво­диться земли либо непригодные для сельского хозяйства, либо угодья худшего качества;
  • неиспользуемые земли специального назначения субъекты дан­ного вида землепользования передают гражданам, сельскохозяйствен­ным организациям и предприятиям во временное пользование. Иначе говоря, даже при изъятии земель сельскохозяйственного назначения закон предоставляет возможность обеспечивать приоритет сельскохо­зяйственных целей при любых возможностях для этого, которые воз­никают в ходе хозяйственной эксплуатации земель;
  • охране окружающей среды. Предприятия любой формы собствен­ности, производственного профиля и характера деятельности, а также
    граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обяза­ны принимать эффективные меры по соблюдению технологического
    режима и выполнению требований по охране природы, рационально­му использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровле­нию окружающей природной среды. В этих целях они обязаны обес­печивать соблюдение установленных нормативов качества окружа­ющей природной среды на основе соблюдения экологически безопасных технологий и работ, надежной и эффективной работы очистных соору­жений, обеззараживания и утилизации отходов с обязательным про­ведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресур­сов (ст. 34—39 указанного Федерального закона);

    [2]

    охране самих объектов, для которых отведены земли специ­ального несельскохозяйственного назначения, от нарушений со сто­роны соседствующих объектов и соседних землепользователей. С этой целью применяется введение охранительных зон со специальным ре­жимом, которые:

    • остаются в границах прежних пользователей, находящихся по соседству, не подлежат изъятию у них;
    • наделяются особым режимом использования, направленным на обеспечение нормальной уставной производственно-хозяйственной де­ятельности объектов, находящихся на землях специального назначения;
    • служат своего рода «буфером», предотвращающим отрицательное воздействие как соседних землепользователей на земли специально­го назначения, так и в обратном направлении. Например, полосы отво­да автомобильных дорог не только обеспечивают отдаление сельско­хозяйственной деятельности на соседних полях от дороги, гарантируя безопасность движения на ней (от пасущегося скота, к примеру), но и обеспечивают экологическую безопасность для сельского хозяйства (травяной покров вблизи дорог, зараженный вредными веществами от выхлопных газов, опасен для скота в качестве корма).

    Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользовании, действу­ет на каждом из этих видов землепользовании в преломлении к спе­циальному режиму, установленному законом для земель промышлен­ности, связи, транспорта и др.

    Рассмотрим его подробнее применительно к отдельным видам этих земель.

    Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

    1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

    Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

    2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

    1) земли промышленности;

    2) земли энергетики;

    [3]

    3) земли транспорта;

    4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

    5) земли для обеспечения космической деятельности;

    6) земли обороны и безопасности;

    7) земли иного специального назначения.

    Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

    3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

    Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

    [1]

    4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

    5 — 5.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

    6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

    Комментарий к Ст. 87 ЗК РФ

    1. Статья 87 ЗК для характеристики данной категории земель использует наименование «земли промышленности и иного специального назначения». Полное наименование данной категории земель включает перечисление всех их видов.

    В соответствии со ст. 87 ЗК к землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Это самостоятельная категория земель. Поэтому предоставление земель для объектов обороны и иного специального назначения нередко обусловлено их предварительным изъятием или выкупом с соответствующим возмещением для государственных нужд. Однако при изъятии, например, земель связи для нужд обороны не должен производиться перевод таких земель из одной категории в другую.

    Читайте так же:  Право на наследство после смерти

    Земли специального назначения располагаются за границей земель населенных пунктов. Они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. Земли, занятые такими объектами, но расположенные в населенных пунктах, не относятся к категории земель специального назначения.

    Предусмотренная законодательством «предназначенность», т.е. неиспользование земель специального назначения в данное время, представляет собой резервирование земель для расширения объектов специального назначения на этих землях и направлена на минимизацию случаев возмещения убытков при изъятии земель для государственных нужд. Необходимость резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта предусмотрена и п. 7 ст. 90 ЗК. Порядок такого резервирования установлен ФЗ о резервировании земель и должен быть детализирован Правительством РФ.

    Примером законодательного регулирования резервирования земель является также положение п. 1 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии с которым территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития. Такая «предназначенность» земель специального назначения подразумевает запрет их предоставления частным лицам, а на уже предоставленных — нежелательность застройки. Исходя из этого резервирование земель можно определить как деятельность, направленную на ограничение и (или) изъятие земельных участков из оборота с целью их перспективного использования по определенному назначению.

    2 — 4. Земли специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются ст. 87 ЗК на:

    1) земли промышленности;

    2) земли энергетики;

    3) земли транспорта;

    4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

    5) земли для обеспечения космической деятельности;

    6) земли обороны и безопасности;

    7) земли иного специального назначения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Статьей 87 ЗК определены лишь типичные виды земель специального назначения, поскольку все специальные задачи, для которых они могут предоставляться, закреплять в ЗК нет необходимости. Особенности правового режима земель специального назначения устанавливаются законодательством и учитываются при зонировании территорий.

    В состав земель специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации различных объектов могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

    Земли специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. Поэтому многие земельные участки специального назначения изъяты из оборота, а государственные организации, эксплуатирующие объекты на них, освобождены от платы за землю.

    5 — 6. Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

    1) Правительством РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;

    2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

    3) органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

    Таким образом, земли специального назначения могут находиться не только в государственной, но и в муниципальной собственности. Нахождение отдельных земельных участков из состава таких земель (например, земель связи) в частной собственности также не запрещено, но существенно ограничено, поскольку многие земли специального назначения отнесены к землям, изъятым из оборота или ограниченным в нем. Поэтому п. 6 ст. 87 ЗК ориентирует на то, что земли специального назначения «могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования».

    Земли специального назначения

    Землями специального назначения признаются земли, отведен­ные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и орга­низациям для выполнения соответствующих задач.

    В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляют­ся новые формы целевого использования земель, не известные ранее в сфере землепользования. В 1920-х гг. не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном, земель космического обес­печения; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др.

    Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориаль­ного базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством про­изводства в сельском хозяйстве.

    Правовой режим земель специального назначения распространяет­ся и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определен­ный правовой статус.

    Земли специального назначения имеют две основные формы — в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточ­ную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, уч­реждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вто­рым — земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водным транспортом и т.п.

    К землям специального назначения относятся:

    1. Земли промышленности, энергетики и недропользования

    .

    К землям промышленности, энергетики и недропользования относят­ся земельные участки, занятые производственными и административ­ными зданиями и строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями, линиями электропередачи, подъездными пу­тями, прирельсовыми складами и перевалочными базами, инженерны­ми коммуникациями, месторождениями полезных ископаемых и дру­гими объектами, используемыми для нужд промышленности, энергети­ки и недропользования.

    2. Земли энергетики.

    Землями энергетики признаются:

    * земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, теплостанций, других элек­тростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

    * размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключатель­ных, распределительных и секционирующих пунктов и других соору­жений и объектов энергетики.

    3. Земли, предоставленные для разработки недр.

    Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, явля­ется то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельно­го фонда России, не отграничиваются от других земель по непосред­ственному целевому назначению. Одна­ко эти земли имеют специфику в правовом режиме, которая определяется особенностью недр как самостоятель­ного объекта права федеральной собственности российского госу­дарства.

    Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: зем­лепользованием и недропользованием, т.е. совместным земельным и горным правовым регулированием.

    Читайте так же:  Как сделать возврат товара в м. видео

    Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпри­нимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если это не противоречит закону, кооперативные организации, акционерные обще­ства и другие структуры, в отдельных случаях — могут быть только государственные предприятия, например для добычи радиоактивного сырья.

    Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленная, она называется горным промыслом и может про­изводиться как государственными, так и частными предприятиями на основании лицензии.

    Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и др. Их строительство осуществляется на основании лицен­зии.

    Пользование недрами бывает срочным

    и бессрочным.

    Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Виды платежей

    : 1) разовые платежи за пользование при поступле­нии определенных событий оговоренных в лицензии; 2) регулярные платежи за пользование недрами; 3) плата за геологическую инфор­мацию о недрах; 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5) сбор за лицензии.

    Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, устано­вленные законодательством РФ. Добытые полезные ископаемые могут находиться в государственной собственности субъектов РФ, муници­пальной и частной собственности.

    4. Земли транспорта

    . Землями транспорта признаются земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутренне­го водного и трубопроводного транспорта для осуществления возложен­ных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, рекон­струкции, ремонту, развитию и строительству разного рода зданий и со­оружений и других объектов транспорта. К ним относятся земли, находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водными и иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые предприятиями транспорта: автотранспортными, вагон­ными и иными депо, автовокзалами, администрацией железных дорог, железнодорожными вокзалами и т.п. (ст. 90 ЗК РФ).

    5. Земли связи, радиовещания, телевидения и информати­ки.

    Земельные участки данного вида хозяйственных объектов можно подразделить на три основных вида:

    »

    занятые под служебными зданиями и предприятиями связи, радиовещания, телеви­дения и т.п.;

    »

    занятые под опорами воздушных линий связи;

    »

    под которыми находятся подземные кабельные сети и которые являются охранной зоной для последних.

    6. Земли обороны, безопасности и космической деятельно­сти

    . К землям обороны, безопасности и космической деятельности отно­сятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельно­сти войсковых частей, образовательных учреждений, реализующих воен­ные профессиональные образовательные программы, предприятий, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и космическому обеспе­чению.

    7. Земли специального назначения.

    В земельном законодатель­стве не отработан должным образом правовой механизм управления некоторых видов использования земель специального назначения. В частности, землепользование атомных электростанций, в прилегающих местностях к которым должен осуществляться специальный режим обеспечения радиационной безопасности; землепользование полигонов по испытанию ядерного и иного оружия и др.

    Понятие земель специального назначения и их правового режима

    Читайте также:

    1. I. Государственная политика. Понятие, элементы, цели.
    2. I. Понятие банковской операции. Виды банковских операций и сделок.
    3. I. Понятие, источники, принципы, наука.
    4. I. Понятие, признаки и виды кредитных организаций.
    5. II. Объединения русских земель .
    6. III. Рынок земли и земельная рента.
    7. V. Культура Русских земель в XII-XIII вв.
    8. Автоматизация, как комплекс организационного и экономического характера. Понятие информационной системы
    9. Административная ответственность за земельные правонарушения
    10. Адміністративне право України: поняття і предмет правового регулювання
    11. Акты применения норм права (АПП): понятие, особенности и виды
    12. Архитектура режима реальных адресов и защищенного режима

    Тема 12. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения

    1. Понятие земель специального назначения и их правового режима

    2. Земли промышленности

    3. Земли энергетики

    4. Земли транспорта

    5. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

    6. Земли для обеспечения космической деятельности

    7. Земли обороны и безопасности

    Впервые понятие земель специального назначения появилось в «Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14 февраля 1919 г. Первоначально земли специального назначения понимались весьма широко и включали городские земли, однако уже ЗК РСФСР 1922 г. городские земли выделяются в отдельную категорию земель. Современное понимание данной категории земель сложилось в «Общих началах землепользования и землеустройства» 1928 г.

    Впоследствии ЗК РСФСР 1991 г. (ст.4) из категории земель специального назначения исключил земли курортов и заповедников, включив их в состав категории земель природоохранного природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

    Действующий ЗК РФ (ст.87) понимает под землями промышленности и иного специального назначения земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законами РФ и ее субъектов. Отсюда следует, что нахождение любого из указанных объектов в границах населенных пунктов означает принадлежность соответствующего земельного участка к производственной территориальной зоне, зоне инженерных и транспортных инфраструктур либо зоне военных объектов. Особенности их использования определяются градостроительными регламентами (кроме линейных объектов) и они не образуют самостоятельную категорию земель со своим правовым режимом.

    Категория земель специального назначения включает в себя ряд субкатегорий земель с дифференцированным правовым режимом, что обусловлено характером специальных задач, для решения которых данные земли используются или предназначены для использования в будущем. Выделяют земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения. В качестве последних могут выступать, например, участки захоронения ядерных и других отходов, а также земли, занимаемые кладбищами.

    Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст.ст. 88 — 93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.

    Можно выделить ряд особенностей (признаков) данной категории земель, обусловивших ее самостоятельность в земельном фонде России.

    1) основным целевым назначением данной категории земель является то, что эти земли служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений разного хозяйственного назначения. Поэтому законодательством выделяются особые тре­бования к данным землям как относительно их размера, так и в части особенностей их качественного состояния и хозяйственного ис­пользования. Можно сказать, что это единственная категория земель, которая пространственно построена по «ленточно-островному» принципу. В состав данной категории земель входят как земли под объектами инфраструктуры (дороги, линии связи и т.д.), так и земельные участки под промышленными энергетическими и иными объектами. При этом, в отличие от других категорий земель, по землям рассматриваемой категории не принято не одного специального закона, который бы непосредственно определял ее правовой режим (в отличие, например, от земель водного или лесного фонда, по которым приняты ВК РФ и ЛК РФ). Поэтому правовой режим данной категории определяется в основном подзаконными актами.

    Читайте так же:  Определение побоев по ст 116 ук рф и наказание за избиение

    Единое целевое назначение данной категории земель уточняется применительно к каждой субкатегории, так что разница между ними может быть весьма ощутима. Например, мы обнаружим много сходных положений в правовом режиме земель транспорта и связи, однако сравнение правового режима земель промышленности и обороны может привести к выводу, что отличий между ними куда больше, чем сходства.

    2) В отличие от других категорий земель, использование земель специального назначения связано с вредным характером производственной деятельности расположенных на них объектов, что в ряде случаев требует принятия специальных защитных мер (создание охранных, санитарно-защитных и иных зон, санитарных разрывов). Санитарно-защитные зоны призваны создать барьер между жилой заст­ройкой и хозяйственными объектами, являющимися источниками негативных воздействий на окружающую среду.

    Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у их правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Необходимость установления санитарно-защитных зон вытекает из п.3 ст.42, п.3 ст.44, п.2 ст.52 и ряда иных норм Закона об охране окружающей среды. Порядок их создания будет определяться техническими регламентами, а до их принятия — санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиНами).

    В ГрадК РФ данные зоны определены как зоны с особыми условиями использования территорий. Границы данных зон отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования РФ (ч.6 ст.10 ГрадК РФ), а также на картах (схемах) ограничений, утверждаемых в составе документов территориального планирования субъектов РФ и документов территориального планирования муниципальных образований, причем как в части существующего их состояния, так и планируемого в будущем

    Границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, которая является составной частью правил землепользования и застройки (ч.5 ст.30 ГрадК РФ), причем границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон. В отличие от иных территорий и расположенных на них земельных участков, для которых градостроительный регламент устанавливается или не устанавливается по общей процедуре, для рассматриваемых зон действует особый порядок установления градостроительных регламентов (ч.5 ст.36 ГрадК РФ).

    Схема границ зон с особыми условиями использования территорий включается и в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории в графической форме (ч.4 ст.42 ГрадК РФ), а также границы данных зон отображаются на чертежах межевания территории (ч.5 ст.43 ГрадК РФ).

    3)многие расположенные на землях данной категории объекты сами нуждаются в защите от воздейс­твия окружающей среды (оползней, снежных заносов и т.д.), в связи с чем создаются специальные охранные зоны, размеры и харак­тер использования которых определяются особенностями охраняемых объек­тов. Земельные участки, попавшие в пределы охранных зон, у их правообладателей, как правило, не изымаются, но на них вводится режим ограничения или полного запрещения отдельных видов деятельности.

    4) четвертая особенность данной категории земель заключается в том, что входящие в ее состав земельные участки (за некоторым исключением) изъяты или ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность, а некоторые также и в муниципальную.

    Как следует из п.4 ст.87 ЗК РФ, земли специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы России, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. При этом в силу ст.24 ЗК РФ, из состава некоторых субкатегорий земель специального назначения земельные участки могут предоставляться гражданам – работникам этих организаций в безвозмездное срочное пользование (служебные земельные наделы).

    Указанные особенности обусловили установление ст.9 Закона о переводе земель из одной категории в другую двух специальных требований. Во-первых, перевод земель специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Во-вторых, перевод земель специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, кроме случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления.

    | следующая лекция ==>
    Особенности приобретения и прекращения прав на земельные участки в границах населенных пунктов | Земли промышленности

    Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1289 ; Нарушение авторских прав? ;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Источники


    1. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

    2. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.

    3. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
    Земли специального назначения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here